18 Апреля 2024

Четверг, 11:17

АВТОНОМНЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ?

У протестов против расовой дискриминации в США может быть «двойное дно»

Автор:

01.07.2020

После избрания на пост главы Белого дома первого чернокожего Барака Обамы (2009-2017) казалось, что Америка нашла в себе силы окончательно «переварить» расовые проблемы. Поэтому, когда к исходу весны 2020 года борющаяся с пандемией Америка вдруг «дружно» забыла про коронавирус и десятки умирающих граждан в крупных городах и вновь озаботилась дискриминацией афроамериканского населения, это многих откровенно удивило. И это при том, что антирасистские выступления, перерастающие в самую настоящую войну, в США вовсе не редкость. 

 

Спасение традиционной Америки или дискриминация?

Достаточно вспомнить, что было после того, как 4 апреля 1968 года был застрелен американский правозащитник и проповедник, главный борец за права чернокожих в те годы Мартин Лютер Кинг. Или то, как полыхал Лос-Анджелес, когда полицейские в марте 1991 года избили находящегося в алкогольном опьянении и отказавшегося подчиниться бывшего заключенного Родни Кинга. Тогда погибли 63 человека, было разрушено около 5,5 тыс. зданий, ущерб от погромов составил $1 млрд. В 2001 году в Цинциннати власти объявили комендантский час в связи с беспорядками из-за того, что 19-летний чернокожий правонарушитель Тимоти Джонс был застрелен белыми полицейскими. И этот список можно продолжать и продолжать. 

Однако протесты в США после того, как 25 мая 2020 года в Миннеаполисе полицейский Дерек Шовин почти девять минут душил ногой Джорджа Флойда, позже скончавшегося в больнице, все-таки отличаются от предыдущих выступлений. Во-первых, потому что они шагнули за пределы США и прокатились по другим странам западного, и не только, мира. Во-вторых, потому что они во многом приняли гротескную и довольно абсурдную форму. И, в-третьих, потому что эти выступления все больше встраиваются в предвыборный дискурс. Они становятся одной из главных тем в гонке за кресло главы Белого дома, то есть чистой воды политическим оружием. 

На этом фоне говорить о том, что Америка разделилась на белых и черных или на тех, кто поддерживает расизм и кто против него, в корне неправильно. Прежде всего, просто потому, что сейчас не так высок процент тех, кто искренне поддерживает зверские порядки рабовладения. По крайней мере, он уж точно не настолько высок, чтобы говорить о проблеме в национальных масштабах. Ну и, конечно, совершенно очевидно, что США больше разделены по принципу: кто за Трампа и кто против и сами афроамериканцы тут далеко не целевая аудитория. Скорее ключевым словом во всей этой кампании является «дискриминация». А на месте афроамериканцев легко могут оказаться страдающие от домашнего насилия женщины, представители ЛГБТ, индейцы (или коренные американцы, которые, кстати, пострадали не меньше, если не больше афроамериканцев), мексиканцы, беженцы и т.д. Главное, чтобы дискриминируемая группа считалась относительным меньшинством и действительно ущемлялась. Но, опять-таки, проблема тут вовсе не в факте ущемления - даже чернокожий президент Обама ничего особенного не сделал для улучшения положения афроамериканцев. Проблема в том, что имеются постоянно тлеющие протестные настроения, которые в любой момент можно максимально разжечь и затем использовать в своих целях. 

 

Белые или черные?

На этом фоне примечательно, что все больше американских СМИ говорят о том, что среди протестующих много белой и хорошо образованной молодежи, немало детей из обеспеченных семей. На страницах Washington Examiner американский политический комментатор Йинь Ма по сути говорит о новом поколении в США, которому еще на уровне школьного образования, а потом в университетах прививают понимание, что хуже всего в этой жизни прослыть расистом и в целом нетолерантным. То есть быть обладателем именно тех качеств, в которых со дня открытого декларирования своих президентских амбиций обвиняется Трамп. Таким образом, получается занятная вещь - нынешний президент США как бы автоматически перестает быть лидером всей Америки, а вынужден позиционировать себя именно как спаситель «белой, консервативной и стабильной» Америки с традиционными ценностями. 

Эту точку зрения косвенно поддерживает тот факт, что нынешние протесты в США отличает довольно странная форма самовыражения, которая больше походит на старательно продуманные маркетинговые ходы, нежели на стихийный социальный протест. Это кадры, на которых белые американцы в знак покаяния за рабство становятся перед чернокожими американцами на колени и моют им ноги. И то, что HBO Max убрал с платформы фильм «Унесенные ветром» из-за спорных моментов, связанных с расовыми вопросами (хотя затем вернул, но с пояснением контекста). И то, что более 300 деятелей искусства обвинили Голливуд в восхвалении полиции и сохранении наследия культуры превосходства белой расы. И то, что компания Quaker Oats, которой владеет PepsiCo, объявила о решении изменить название и внешний вид бренда смеси для выпекания блинов и кленового сиропа «Тетя Джемайма», который был «основан на расовом стереотипе». И особенно то, что по всей стране сносятся и подвергаются актам вандализма памятники историческим деятелям - Христофору Колумбу, генералам армии Конфедерации, первому президенту США Джорджу Вашингтону, бывшим президентам Эндрю Джексону, Аврааму Линкольну и Теодору Рузвельту. 

Кстати, логику негодующих толп нередко сложно просчитать. Если с генералами армии Конфедерации все ясно, то совершенно непонятно, причем тут Колумб и уж тем более Рузвельт, который считается одним из самых знаменитых и уважаемых президентов в истории США. Дошло даже до того, что бывший пастор, а ныне активист движения Black Lives Matter Шон Кинг увидел признаки расизма в статуях Христа, поскольку они выполнены в «белокожем» исполнении. Также в СМИ и соцсетях можно встретить рассказы о том, как люди жалуются, что теряют друзей и от них отказываются родственники, потому что они не жаждут яростно поддерживать движение Black Lives Matter. Так, The Daily Mail пишет, что болельщик английского футбольного клуба «Бернли» Джейк Хеппл потерял работу после демонстрации баннера «Жизни белых важны» на матче против «Манчестер Сити». 

И, наконец, к кампании начали массово присоединяться крупнейшие соцсети. Facebook заявил о намерении потратить $200 млн. на поддержку бизнесов и организаций, принадлежащих темнокожим, а также добавить в свое приложение новый раздел под названием Lift Black Voices. Аналогичным образом поступила компания Microsoft, которая намерена удвоить число темнокожих в руководстве в течение пяти лет. Но когда такая авторитетная компания говорит, что намерена принимать на работу людей не на основании их образования и опыта, а по цвету их кожи, возникает логичный вопрос: а не является ли это тоже дискриминацией? Равно как и призыв «Черные жизни важны», который, может быть, было бы целесообразнее и гуманнее заменить на действительно примиряющий лозунг «Все жизни важны»? Или разве не расизмом является призыв темнокожего миллиардера Роберта Джонсона создать партию, где определяющим принципом будет цвет кожи? В частности, Джонсон призвал движение Black Lives Matter создать независимую партию афроамериканцев, «а не быть аппендиксом одной партии или игнорироваться другой партией». Также Джонсон заявил, что американское правительство должно выплатить чернокожему населению репарации за 200 лет рабства, причем не в виде политик и программ, а наличными средствами, которые должны быть переданы гражданам.

 

От демократии к самопроизволу и анархии

Однако самый главный факт, который заставляет подозревать двойное дно у американских протестов против расовой дискриминации, - это призывы против полиции, а в некоторых случаях поощрение ее конкретного бездействия. В результате движение Black Lives Matter оказалось на тонкой грани, где с одной стороны - протесты против чрезмерного применения силы правоохранительными органами, а с другой - создание ситуации, которая может стать угрозой государственной безопасности. Так, сообщается, что участники акций протеста в Сиэтле захватили несколько кварталов и переименовали их в «Автономную зону Капитолийского холма». Как заявил лидер «автономной зоны» города Дэвид Льюис, планов отделить от США «автономную зону» Сиэтла нет, но, тем не менее, офицерам полиции было приказано покинуть этот район, чтобы снизить напряженность. При этом нигде не упоминается, кто будет обеспечивать безопасность и соблюдение закона на данной «автономной» территории и какие вообще там будут применяться законы. 

Трамп назвал позором бездействие полицейских при сносе памятника генералу армии Конфедерации Альберту Пайку и попутно заявил, что порча памятников в США будет караться лишением свободы на срок до 10 лет. Кроме того, он написал в Twitter, что «внутренние террористы захватили Сиэтл», и раскритиковал губернатора штата Вашингтон Джея Инсли и мэра города Дженни Дюркан, которые, по его мнению, не борются с беспорядками. Позже президент также заявил, что в Вашингтоне никогда не будет «автономной зоны», как в Сиэтле, и все попытки установить ее столкнутся с «серьезной силой». В ответ Дюркан   посоветовала Трампу «вернуться в бункер», а Twitter  поместил рядом с твитом президента США Дональда Трампа об «автономных зонах» протестующих предупреждение, что его содержание содержит угрозы людям. Все эти события можно трактовать двояко: либо как высшее проявление демократии, либо как то, что мэр американского города фактически заявил, что не считает нужным считаться с мнением американского президента. А социальная сеть дала понять, что тоже может устанавливать правила игры. 

Кстати, вот еще один факт, когда соцсеть изменила правила игры. 20 июня Дональд Трамп провел свою первую в рамках предвыборной кампании и после снятия карантина массовую встречу со сторонниками в городе Талса штата Оклахома. Именно в этом штате в 2016 году он одержал убедительную победу над Хиллари Клинтон. Однако на трибунах стадиона BOK Center вместимостью 19 тыс. мест собралось только 6,2 тыс. человек. Позже СМИ написали, что причиной пустых трибун во время выступления Трампа в Талсе стала… акция подростков из социальной сети TikTok и поклонников музыкального жанра K-pop. Они «в шутку» зарезервировали «потенциально сотни тысяч билетов» на мероприятие, заранее зная, что не посетят его. 

Можно по-разному трактовать происходящее, но то, что ситуация беспрецедентная, - это бесспорно. Одна из версий гласит, что в призывах и поощрениях бездействия полиции на откровенное и очевидное нарушение общественного беспорядка, какими бы благими лозунгами оно ни прикрывалось, таится прицел на ноябрь. Согласно опросу Reuters/Ipsos, кандидат от демократов Джо Байден сейчас опережает Трампа на целых 13%. Так случилось, потому что Трамп больше не может использовать экономические козыри, выбитые у него из рук пандемией коронавируса. Кроме того, против него ведется мощная кампания дискредитации со стороны стана демократов. Так, бывший советник президента по национальной безопасности Джон Болтон выпустил книгу, где говорит о своем бывшем шефе как о человеке, совершенно не сведущем в международной политике. Трампа, который затеял торговую войну с Китаем, обвиняют в связях с Пекином. В частности в том, что связанные с правительством Китая люди использовали политические взносы для попыток оказать влияние на президента США Дональда Трампа и членов Республиканской партии. Дальше - больше. 28 июля ожидается появление книги, написанной племянницей Трампа Мэри Лии Трамп под названием «Как моя семья породила самого опасного в мире человека». По сравнению с тем, за что Билл Клинтон когда-то чуть не лишился своего кресла, все эти обвинения выглядят намного серьезнее, и казалось бы, у Трампа нет никаких шансов. Однако они есть, и во многом благодаря запутанной системе американских президентских выборов. 

 

Закон и порядок

Как считает телеканал CNN, Байден может получить 400 голосов выборщиков из 538, и это станет национальным рекордом. Но вместе с тем это не означает, что Трамп проиграет. В истории США были прецеденты, когда кандидаты выигрывали с таким же дефицитом голосов. И вот тут возникает вопрос: если Трамп действительно выиграет выборы, но столкнется с протестами, что он будет делать? Так, Project Syndicate пишет, что администрация Трампа пытается создать в США полноценный антилиберальный режим и осуществляет политизацию армии, объясняя это необходимостью поддерживать «закон и порядок». Издание пишет, что президент «попытался отправить 10 тыс. солдат действующей армии на улицы Вашингтона, чтобы «подавить» демонстрантов, которых он называет «бандитами». Так что уже сейчас понятно, что в случае протестов выбор у Трампа будет невелик. Либо надо будет сдаться и согласиться с требованиями протестующих, либо навести порядок с применением силы. И, что совсем неслыханно для американского президента, прослыть авторитарным лидером и, значит, дать козырные карты своим оппонентам.           

В этой политической борьбе, поддерживая протесты и шельмуя полицию, нельзя забывать, что у большинства населения есть разрешение на свободное ношение оружия. Эта довольно опасно. Так же, как и обострять вопросы толерантности и дискриминации. Питер ван Бурен, ветеран Госдепартамента с 24-летним стажем, на страницах The American Conservative вспоминает слова исследователя расизма Ибрама Кенди, что «теперь можно быть либо расистом, либо антирасистом, а такому понятию, как «нерасист», вовсе нет места». Действительно, многим жителям США просто невдомек, что для кого-то на этой планете слово «негр» может не нести какого-либо негативного смысла, а быть обычным, нейтральным. Речь, например, идет о тех, кто родился еще в советские времена и кто помнит, как факт рабства и сегрегации в Америке использовался в пропаганде против «капиталистических и насквозь прогнивших Соединенных Штатов». И о тех, у кого знаменитые «Хижина дяди Тома» и «Приключения Гекльберри Финна» были настольными книгами. Для них, как пишут в аннотациях, «добрые и кроткие персонажи» негры Джим и Том скорее являются «побратимами» тургеневского Герасима из «Муму» и цвет кожи тут ну совершенно ни при чем.

Почему происходящее в США нас всех так задевает, что заставляет искать причины и следствия? Решения американского президента определяют жизнь миллиардов людей, которые не могут пойти на избирательные участки и проголосовать «за» или «против». США слишком значительное государство, чтобы не обращать внимания на происходящие в нем процессы. И поэтому так хочется напомнить его политикам, что социальные процессы имеют свойство выходить из-под контроля.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

301


Актуально