20 Апреля 2024

Суббота, 04:20

АВТОНОМИЯ ИЛИ ГОРОД?

Гонконг снова поссорил Китай с Западом

Автор:

15.07.2020

Вот уже который день по красивейшей гавани Виктория ходят по кругу баржи, обвешанные красными знаменами, на которых гигантские золотые иероглифы поздравляют жителей Гонконга с введением закона о государственной безопасности. Вдоль главных дорог по всему городу висят флаги с неоновыми надписями, провозглашающими новую эру стабильности и процветания. Правда, все эти праздничные декорации сильно контрастируют с настроением немалой части восьмимиллионного города. 

Почти весь прошлый год гонконгцы протестовали против принятия закона об экстрадиции, позволявшего выдавать Пекину активистов протестных движений. И вот, когда, казалось бы, победа одержана и законопроект отозван, компартия Китая решает, что пора положить конец самостоятельности специального административного района Гонконг. 

30 июня Всекитайское собрание народных представителей единогласно приняло закон «О государственной безопасности». По сути, он подготовил почву для самых радикальных изменений в образе жизни бывшей британской колонии, после того как она вернулась к правлению Китая 23 года назад.

За порядком в Гонконге теперь будет следить создаваемое Управление по обеспечению национальной безопасности, полностью укомплектованное представителями материкового Китая. 

Работники этого управления будут обладать очень широкими правами - они не обязаны соблюдать законы Гонконга и не подлежат «проверке, обыску или задержанию». Обязанности тоже масштабные - контролировать и направлять деятельность администрации города и полиции. Также надо собирать разведывательную информацию и вести уголовные дела, непосредственно связанные с угрозой национальной безопасности. Что может представлять из себя угроза нацбезопасности, призван разъяснить новый закон. 

 

Юрисдикция на весь мир

Новый закон гласит, что преступления, связанные с сепаратизмом, подрывной деятельностью, терроризмом, сговором с иностранцами для разжигания ненависти к центральному правительству Китая и региональному правительству Гонконга, наказываются лишением свободы от трех лет до пожизненного. 

Однако, как говорят правоведы, в законе нет четких определений этих самых преступлений, что может привести к широкому их толкованию. К примеру, является ли любая критика властей, как местных, так и центральных, «разжиганием ненависти»? Сразу после обнародования закона журналисты попросили министра юстиции Гонконга Терезу Чен разъяснить, что означает это положение. Но она не смогла дать четкого ответа.

Может, потому, что в том же законе написано, что прерогатива его толкования принадлежит исключительно судебным и политическим органам материкового Китая, а не Гонконга. Причем положения нового закона обладают приоритетом в случае их противоречия с законодательством города.

Полиция Гонконга теперь может совершать обыски в помещениях без судебного ордера, предписывать интернет-фирмам удалять контент или конфисковывать их оборудование.

Интернет-компании и частные лица должны удалять любые электронные сообщения или информацию в интернете, которые считаются угрозой национальной безопасности, или перекрывать доступ к этой информации.

Судебные процессы могут проводиться по решению властей за закрытыми дверями для сохранения государственной тайны, соблюдения общественного порядка или учитывая «другие обстоятельства».

По словам Дональда Кларка, профессора Университета Джорджа Вашингтона, специализирующегося в области китайского права, некоторые положения гонконгского закона  жестче материкового. В особенности того, что касается критики властей со стороны иностранцев, даже находящихся за пределами Гонконга. 

По большому счету, говорит он, закон предусматривает уголовную юрисдикцию над всеми на планете за деяния, совершенные в любой точке планеты (такие, например, как критика китайского партийного и политического руководства), что гораздо шире охвата Уголовного кодекса КНР. Так что, советует Дональд Кларк, даже если ваш род деятельности никоим образом не связан с Китаем, но вы сказали или сделали то, что, по вашему мнению, может привлечь внимание правоохранительных органов Гонконга, держитесь подальше от него, Китая в целом и стран, которые не смогут отказать требованию Пекина в вашей выдаче.

 

Соцсети напряглись

Эксперты по правовым вопросам считают, что закон о национальной безопасности может быть применим к любому человеку в городе - от активных диссидентов до простых граждан, обсуждающих политику в частном порядке. Любое замечание или заявление, критикующее правительство КНР, может подпадать под закон о национальной безопасности.

Суровые потенциальные штрафы (до $13 тыс.), а то и тюремное заключение, вплоть до пожизненного, напугали многих обладателей смартфонов и пользователей интернета. 

Одни стали срочно скачивать приложения для обмена сообщениями с шифрованием, другие усиленно чистят свои посты в социальных сетях и загружают программы безопасного сетевого соединения (VPN). Причем делают это все без исключения: как противники вмешательства Пекина в дела Гонконга, так и сторонники. Даже люди, особо не интересующиеся политикой, признают, что они волнуются, причем больше не за себя, а за своих более откровенных друзей.

WhatsApp, Facebook, Google, Twitter и Zoom уже в первых числах июля заявили, что они приостанавливают обработку запросов от властей Гонконга на получение пользовательских данных, и следят за развитием событий, пытаясь оценить влияние нового закона на права человека.

Активисты оппозиции уже начали покидать город. К примеру, Национальный фронт Гонконга объявил о том, что прекращает деятельность в городе и перемещает свою деятельность за пределы страны.

Уезжают не только оппозиционеры, но и простые граждане. Уже заговорили о втором исходе, памятуя, как в 1997 году миллионы жителей бежали из Гонконга в преддверии передачи города под юрисдикцию Китая. Но тогда многие вернулись, убедившись в том, что КНР держит свое обещание не вмешиваться в дела бывшей британской колонии. Сейчас же таких надежд уже нет, говорят эксперты.

 

Страны мира разделились

Десятки стран мира выразили свое отношение к происходящим в Гонконге событиям. Количество поддержавших и осудивших действия КНР примерно равно - более 70 стран с каждой стороны. На сегодняшний день более-менее конкретные предложения для гонконгцев, желающих эмигрировать из страны, сделали лишь Великобритания и Тайвань.

Премьер-министр Борис Джонсон пообещал владельцам специальных загранпаспортов BN (O), которыми обладают около 3 млн. граждан Гонконга, родившихся до возвращения бывшей британской колонии в 1997 году под контроль Китая, облегченную процедуру получения британского гражданства.

Тайвань также готовится к приему жителей Гонконга, но опасается, что с ними вместе на остров просочатся китайские шпионы, сообщает Reuters. Япония спешно готовит предложения по созданию особо льготного режима для специалистов из Гонконга, которые захотят переселиться в страну. В США законодатели обеих партий выступили с законопроектом о предоставлении статуса беженца жителям Гонконга, которым грозит преследование. Власти Германии и других стран Евросоюза заявили о том, что уже имеют подходящие законы об эмиграции.

В принципе, пока этим и ограничивается внимание мировой общественности к проблемам Гонконга. Каких-то конкретных действий, санкций (серьезных, а не формальных) Запад предпринимать сейчас не намерен в силу ряда причин. Это и собственные экономические проблемы, и глубокая интегрированность Китая в экономику многих стран, включая Европу, и т.п.

США объявили, что прекращают экспорт оборонного оборудования и ограничивают использование технологий двойного назначения в Гонконге, но так ли это на самом деле, сказать трудно. 

Уже в первых числах июля Палата представителей и Сенат США единогласно одобрили законопроект, требующий обязательных санкций против лиц, которые, как было установлено, помогли покончить с «высокой степенью автономии» Гонконга от материкового Китая, а также против финансовых учреждений, которые их финансируют. 

Теперь этот законопроект, так срочно принятый парламентом, ожидает подписи Трампа. Но никто не знает, когда он подпишет и сделает ли это вообще. В конце прошлого месяца он уже отказался ввести санкции против китайских чиновников за нарушения прав человека в лагерях принудительного заключения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

В свою очередь и в Великобритании растут призывы к более фундаментальному переосмыслению британской стратегии в отношении Китая, но этот растущий скептицизм разделяют не все, в их числе и премьер-министр Борис Джонсон. Влиятельные круги в правительстве и парламенте полагают, что Великобритания не может позволить себе политическую битву с Пекином именно тогда, когда ей понадобятся китайские инвестиции, чтобы поднять экономику после Brexit и пандемии.

 

Холодный расчет

Складывается впечатление, что председатель КНР Си Цзиньпин правильно выбрал время для распространения своего влияния на Гонконг. Высокопоставленные китайские чиновники в неофициальных беседах признаются, что Китай особо и не будет препятствовать эмиграции жителей Гонконга, понимая, что основной бизнес и высококвалифицированные кадры останутся, не желая терять хорошие доходы. И есть немало сигналов от бизнеса о готовности сотрудничать с Пекином, если новый закон напрямую не затронет их интересы. 

Американская торговая палата, самая влиятельная бизнес-группа в Гонконге, насчитывающая около 1400 компаний-членов, заявила, что по-прежнему привержена Гонконгу в качестве базы для международного бизнеса. Единственное, что ей нужно, - получить ясность от правительства, как закон будет толковаться и применяться, а также о его последствиях для американских предприятий, работающих и инвестирующих в городе. Спокойствие крупного бизнеса отразилось и на работе Гонконгской биржи. Индекс Hang Seng восстановился после резкого падения. Гонконгский доллар остается сильным. Оттока капитала не наблюдается.

В сентябре же намечаются выборы в парламент Специального административного района Гонконг. Их результаты и покажут, сохранился ли у жителей города бунтарский дух, так ярко проявлявшийся все прошедшие 23 года. Смогут ли они провести в высший законодательный орган своих представителей или же все 70 мест впервые в истории займут сторонники центральной власти.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

234


Актуально