22 Декабря 2024

Воскресенье, 20:04

КИНОМЭТРЫ О КИНОМЕТРЕ

Какими должны быть азербайджанские фильмы: беседы в преддверии Дня национального кино

Автор:

01.08.2020

Сто двадцать два года тому назад, а именно 2 августа 1898 года, бакинский фотограф французского происхождения, российский подданный Александр Мишон устроил для горожан диковинное по тем временам зрелище. Показал три авторских сюжета и один документальный фильм - «Попался», повествующий о забавных историях, происшедших в бакинском городском саду. Премьерный показ этих работ прошел в деревянном театре-цирке В.Васильева-Вятского, который располагался по улице Биржевой (ныне улица Узеира Гаджибекова, одно из зданий почты). Фильмы были сняты для участия в предстоящей в том году Всемирной выставке в Париже. Именно этот день - 2 августа - указом президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева от 18.12.2000 года был законодательно утвержден как День национального кино.

Но информация об этом знаменательном событии будет неполной, если не упомянуть имя человека, который сделал не просто сенсационное открытие, но и документально доказал, что азербайджанское кино берет свое начало не в XXвеке, как считалось ранее, а в XIX. Это член Союза азербайджанских кинематографистов киновед Айдын Кязимзаде. И вот уже 122 года азербайджанское кино вместе со всем мировым кинематографом шествует во Времени, представляя миру художественные фильмы, документальное и авторское кино, снятые и по государственному заказу, и на коммерческой основе. Фильмы Азербайджана становятся участниками международных фестивалей и не остаются незамеченными, независимо от того, занимают они призовые места или нет. И, несмотря на все перипетии, которые устраивает человечеству Время в виде экономического кризиса или пандемии, кино Азербайджана живет и развивается: снимаются сериалы, короткометражки, документальное и авторское кино, мультфильмы.

В преддверии профессионального праздника кинематографистов страны R+счел необходимым пообщаться как с мэтрами отечественного кино, так и с начинающими - с теми, кто создает его историю.

 

Октай Мир-Касим

Народный артист, режиссер, сценарист, писатель, продюсер, профессор, лауреат многих национальных и международных премий, а также премии кинематографистов Азербайджана «Национальное кино» (за вклад в развитие азербайджанского кино), награжден орденами.      

- Вы - мэтр отечественного кино и знаете о нем все и даже больше. Как вы полагаете, чего ждет от национального кино наш сегодняшний зритель, который уже хорошо знаком с разными жанрами мирового кинематографа: коммерческими или артхаусными фильмами?

 - На самом деле все знать невозможно. Но обретенное знание кажется особенно ценным, когда осознаешь его мизерность. Наш зритель, как и каждый отдельно взятый зритель в мире, имеет свои индивидуальные пристрастия в кино. Главное, о чем, как мне кажется, мы не должны забывать, - это то, что кино - одно из самых действенных видов искусства. Сегодняшний мировой кинематограф наряду со своими безусловными достижениями имеет, к несчастью, некий дефект: навязывание публике стереотипа непритязательного вкуса, бездуховности и отсутствие повода для развития. При этом следует помнить, что публика не однородна по своим эстетическим вкусам. Было бы очень хорошо, если бы и у нас открывались демонстрационные залы разных форматов. Это, кстати, тоже мировая практика. И она дает свои положительные результаты. Потому что всегда есть возможность неограниченного выбора: кто-то пойдет смотреть мелодраму, кто-то -  историческую экранизацию, кто-то - триллер или боевик, а кто-то - психологическую драму. А пока этого нет, идет массовое навязывание низкопробной продукции. Не будем забывать, что молодые режиссеры тоже ходят в кинотеатры. Там они видят так называемое «успешное кино», которое становится для некоторых из них образцом. Опять-таки к несчастью. По моим скромным наблюдениям, поведенческие стереотипы, навязываемые низкопробным кинематографом, не только порождают жестокость в обществе, но и меняют психоструктуру человека, лишают его духовности. К сожалению, и у нас уже в течение ряда лет эта тенденция не только существует, но и развивается. Многочисленные низкопробные комедии, снятые «задешево», калечат психику и заставляют людей забывать слово «мораль». Это - БЕДА! Это давно назревший общественно-социальный вопрос. Он требует открытого разговора между всеми слоями общества. Возможно, в этом случае будет понятно, что нужно показывать и что стоит смотреть.

 

Фарида Нестеренко

Актриса Государственного академического русского драматического театра им. Самеда Вургуна и кино. Сыграла в культовом сериале «Есть такая семья» (Алина), в фильмах «Наследие» (Анна Нобель), «Звонок из прошлого» (Соня) и др.

- Фарида, у вас есть опыт работы в сериалах и полнометражных фильмах. Где у съемочной группы больше профессиональной ответственности, возможности подробного изучения и глубокого проникновения в суть характера персонажей и их жизненных обстоятельств?

- Что в сериалах, что в полнометражном кино - профессиональная ответственность на каждом участнике проекта. В том числе на актерах. Материал любой роли подлежит подробному и глубокому изучению: особенности характера, предпосылки, выводящие героиню через причину и следствие на уровень основного конфликта, и много чего другого из того, что входит в понятие профессионального ремесла. С той только разницей, что в сериалах зачастую приходится в структуре времени «здесь и сейчас» «влетать» вместе с героиней в канву импровизационно-развивающегося сюжета. У тебя нет времени все обдумать, взвесить, попробовать проиграть сцену: надо, не выпадая из образа, приспосабливаться вместе с героиней к неожиданным поворотам сюжета. Мне кажется, это очень хороший профессиональный тренинг для любого актера. Несмотря даже на то, что требует повышенного эмоционального напряжения.

 

Эмиль Гулиев

Режиссер, сценарист, продюсер, снял 30 короткометражек, три полнометражные истории под названием «Занавес» и четвертую, совершенно новую киноисторию, премьера которой планируется на осень, под названием «Я был здесь один». С зашкаливающим рейтингом в один миллион просмотров первый и более двух миллионов просмотров - второй фильм. Третий пока вне доступа, но есть надежда, что и он будет показан зрителю. Эмиль молод, ему всего 34, и вошел он в большое кино со своей темой, что случается с начинающими режиссерами крайне редко.

- Фильм «Занавес» если и не сделал вас знаменитым, то известным сделал точно. Вы вошли в кино со своей темой. Отзывы и впечатления от ваших работ разные. Однако и те, кто принял ваш фильм, и те, кто не со всеми позициями согласен, продолжают эти фильмы смотреть и ждут продолжения. Возможно, это происходит потому, что вы нашли болевую точку нашего современного общества? И как начинающий, как вы думаете, какое кино лучше снимать для зрителя - коммерческое или артхаусное?

- Честно говоря, я так глубоко не анализировал. Для меня совсем неважно - знаменит я или нет. Важно то, что люди смотрят эти фильмы. Они смотрят и «слышат» меня. Мои мысли, мои чувства и мое отношение к той глобальной человеческой проблеме, которая существует в жизни современного города Баку. Баку XXIвека. Мне не нужно было искать болевую точку. Я - человек этого города, и я из той среды, о которой говорю в своих фильмах. Нет ничего надуманного. Но есть та правда, о которой не принято говорить. Говорить не принято, а вот жить так - это вроде бы как и норма. Норма двойных стандартов. Поэтому темой стала проблема теневого матриархата. Я знаю, о чем говорю. Я вырос в этой среде. И те, кто смотрит эти фильмы, меня понимают. В фильме «Занавес» нет главного героя в обычном понимании. В какой-то степени герой этот - Город и Время. Коммерческое кино не воспринимаю как вид искусства. Артхаусное кино - это путь к сердцам, мыслям и, если хотите, душам людей. Это возможность открытого и честного разговора по душам. Друг с другом. Мы должны говорить правду себе и другим ради того, чтобы становиться лучше. А иначе для чего мы тогда приходим в этот мир? Я не знаю, что я буду снимать после того, как завершу работу над фильмом «Я был здесь один». Но точно знаю, что это тоже будет откровенный, честный разговор. Я хочу снимать кино для людей и о людях. Людях, которых я знаю и среди которых живу. А кино для людей должно быть честным.

 

О малом жанре кино…

Будет несправедливо в этот день не вспомнить об искусстве создания мультипликации. Этот вид кино значительно моложе большого кино, потому что первые мультипликационные фильмы, в частности «Несчастье Аббаса» (сценарий А.Попова, режиссер Э.Дикарев), были сняты на основе народных сказок только в 1930-е годы. Весь советский период искусство азербайджанской мультипликации было в ряду ведущих среди мультипликаторов союзных республик, о чем свидетельствуют награды на всевозможных кинофестивалях и конкурсах. Франгиз Курбанова посвятила этому виду киноискусства всю свою профессиональную жизнь. Уже первая ее работа в качестве художника-мультипликатора («Почему плачет облачко», режиссер Сардаров, 1973) оказалась удачной: мультфильм получил награду жюри на VIIБакинском кинофестивале (1974).

 

Франгиз Курбанова

Заслуженный деятель искусств Азербайджана, профессор государственной Академии изобразительных искусств, руководитель киностудии «Бирлик», режиссер и художник анимационного кино, руководитель отделения режиссуры анимационных фильмов киношколы при Союзе кинематографистов Азербайджана.

- Почему из мультипликации вытесняется жанр рисованного мультфильма и какие меры необходимы, чтобы сохранить этот вид искусства для детей и культуры страны?

- Думаю, что говорить надо о состоянии анимационного кино как вида искусства в нашей стране в целом. И в этой ситуации надо вспомнить, что студенты, которых принимают в художественные вузы, наделены даром особого видения мира. Если говорить проще -  способностью изображать окружающий мир в рисунке. Однако сейчас существуют компьютерные программы, которым может обучиться любой человек. Даже не умеющий рисовать. Даже таланта к рисованию не нужно, можно ловко пользоваться программой! К сожалению, у нас в стране, да и не только у нас, уже много лет в художественном процессе по созданию анимационного кино преимущество отдается компьютерному программному воспроизведению, а не живому рисунку студента. Это стало результатом безликости и однотипности изображения всех анимационных фильмов. Они, в конечном счете, обрели рекламно-информационный характер. А это к большому искусству никакого отношения не имеет. Это искусство логистиков, но не художников! Нельзя забывать, что государство, финансируя дорогостоящее производство анимационного фильма, надеется на результат в виде признания азербайджанских фильмов на престижных       кинофестивалях за рубежом. Но это возможно при условии, что фильмы будут иметь ярко выраженную индивидуальность человека-автора в художественно-образном решении мультфильма. Экран должен воспроизводить изображение живой линии, сотворенной рукой человека - художника, а не компьютерной программой. На сегодняшний день киностудия «Бирлик» единственная, которая с момента утверждения на коллегии Союза кинематографистов и Госкино СССР (1988) сохранила традицию авторского анимационного кино, используя художественную графику на экране. И только благодаря сохранению в анимации стилистики художественной графики мультфильмы, снятые по заказу Министерства культуры киностудией «Бирлик», стали участниками, призерами и дипломантами международных кинофестивалей России, Германии, Украины, Японии, Ирана, Казахстана, Грузии. В 2019 году при Союзе кинематографистов состоялось открытие киношколы. Поступившие в эту школу наделены способностью мыслить графически на бумаге. Они учатся воспроизведению на экране авторского кино! Процесс непосредственного участия человека, а не компьютерной обезличивающей программы в создании художественных образов очень важен для престижа азербайджанской анимации за рубежом, а значит, нужен для искусства кино Азербайджана. Мы очень надеемся на поддержку Министерства культуры в деле сохранения и продолжения развития культуры рисованной мультипликации. Это очень сложный жанр в искусстве мультипликационного кино. Как профессиональная киностудия по производству классической анимации «Бирлик» готова к продолжению работы на благо развития анимационного киноискусства.

 

Хранители правды

Важную роль в истории развития отечественного кинематографа играют также Госфильмофонд Азербайджана и его сотрудники, которые, как кастовые жрецы, являются хранителями Правды о национальном кино. Они точно знают о нашем кино все и даже больше. Трудятся здесь люди неравнодушные, истово любящие свое дело и бережно хранящие для потомков ту историческую правду о становлении и развитии этого искусства, которую никому и никогда уже не удастся переписать заново или присвоить. Потому что всему ведется строгий учет и все теперь будет увековечено в формате цифровой записи. Один из таких жрецов-хранителей - Рашад Гасымов.

 

Рашад Гасымов

Главный эксперт Госфильмофонда Азербайджана по киноархиву.

- Госфильмофонд является хранилищем для всей кинопродукции, снятой во все времена на территории Азербайджана, или только для самых лучших работ? Переводить на цифру будете все хранящееся в Госфильмофонде или только избранные работы?

- В советский период наши кинофильмы снимались по заказу государства Комитетом кинематографии СССР и Фондом Гостелерадио СССР. Оригиналы отснятого материала (негативы пленок) отправляли в Москву (хранилище в Белых Столбах). После обретения независимости (1994) наши кинематографисты оригиналы сдавали в Госфильмофонд Азербайджана. Сейчас мы храним и художественные фильмы, снятые ими в советский период, а также художественные и документальные фильмы, снятые в период независимости. И если с советского периода мы имеем в нашем распоряжении только позитивы, то с 1994 года владеем также и оригиналами. У нас прекрасные культурные и дружеские связи с российскими коллегами и если нам необходимо получить какой-то из наших фильмов оттуда, мы получаем его в оцифрованном виде. Сегодня мы самостоятельно оцифровали 70% фильмов, отснятых на пленку. Это примерно 150 фильмов. Но работа продолжается.

 

Мурад Ягизаров

Народный артист Азербайджанской ССР (1982), актер театра и кино, обладатель театральных и кинопремий, кавалер орденов «Шохрет» и «Шараф». В кино снимается с 1958 года: «Аршин мал алан» (Сулейман), «Человек бросает якорь» (Мурад), «Бабек» (Халиф Мамун) и др. Снялся в украинском фильме «Тайна корабельных часов» (1983).

- Вы внимательно следите за развитием современного кино Азербайджана. Чего бы вы хотели пожелать коллегам-кинематографистам в День национального кино?

- Я помню время расцвета и становления нашего кино как вида искусства. Помню, как жила киностудия, когда ее возглавляли такие замечательные художники, как Адыль Искендеров и Магеррам Ашумов. Творческая жизнь била ключом! Постоянные съемки, монтаж, выезд на натуру, просмотр отснятого материала. И каждый раз, когда в производство запускалась новая кинокартина, все творческие работники с волнением и трепетом ждали информации о том, кто будет занят в этом проекте. Это упоительный процесс, который всегда был наполнен колоссальной творческой самоотдачей сценаристов, режиссеров, актеров, операторов, гримеров, композиторов, технических сотрудников на съемочной площадке. Творческая одержимость каждого занятого в процессе была результатом высокого профессионализма и неформального отношения к своей профессии. Работали павильоны, звуковые цехи, дубляжные, костюмерные: все и всё было подчинено одному - созданию качественного кино. В истории нашего кино есть много фильмов, которые вошли в летопись киноискусства как гордость и культурное достояние нации. И сегодня, поздравляя всех моих соотечественников-кинематографистов с Днем национального кино, чего бы я хотел пожелать начинающим коллегам? Глубокого проникновения в профессию, самоотдачи, любви к своему делу и веры в наше высокоперспективное будущее - и в жизни, и в профессии; снимать как можно больше фильмов по произведениям отечественных авторов - Ордубады, Манафа Сулейманова, Чингиза Абдуллаева, Рустама Ибрагимбекова. Но самое главное - любить свою Родину и культуру. Хранить и нести в будущее все наши лучшие достижения - нравственные, культурные, исторические.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

381


Актуально