28 Марта 2024

Четверг, 14:55

ЗОЛОТАЯ КОРОНА

Бум на мировом рынке драгметаллов стимулирует азербайджанские золотодобывающие компании осваивать новые залежи

Автор:

01.09.2020

Наблюдаемая с начала 2020 года тенденция роста цен на золото свидетельствует о том, что интерес к этому важнейшему резервному активу устойчиво высок. По мнению ряда аналитиков, очередной ажиотаж на рынке драгметаллов вызван глобальными последствиями пандемии коронавируса - обвалом нефтяного рынка и масштабной рецессией в США и Европе. Причем ситуация осложнена политикой центробанков на раскрутку «печатного станка», что снижает стоимость долларовых казначейских облигаций, а также активов в евро. Все перечисленное происходит на фоне нерешенных финансовых проблем - наследия двух предыдущих кризисов, а также продолжающихся «торговых войн», спада темпов экономики в Китае и странах Юго-Восточной Азии. С учетом приведенных факторов эксперты прогнозируют сохранение интереса инвесторов к золоту в качестве безопасного актива-убежища как минимум до 2022 года. 

 

COVID-19 в роли драйвера рынка

Резкий рост цен на драгметаллы в 2020 году оказался вполне предсказуемым событием, так как, основываясь на опыте предыдущих глобальных кризисов, можно с уверенностью утверждать, что геополитические и экономические проблемы практически всегда выступают в качестве поддерживающих факторов для роста цен на золото. Эта тенденция в сравнительно мягкой форме наблюдалась уже в 2019 году, обеспечив 15-процентный рост цен на золото, приблизившихся к $1500 за тройскую унцию к началу текущего года. 

Так, еще осенью прошлого года эксперты французского банка Natixis отмечали высокие среднесрочные перспективы роста цен на драгметаллы с учетом нарастающих кризисных процессов. В свою очередь в опубликованном тогда же обзоре Всемирного совета по золоту также отмечался растущий интерес инвесторов к золоту как важнейшему инструменту хеджирования рисков в периоды нестабильности. 

По сути ожидаемый рост цен на драгметаллы в 2020 году приобрел взрывной характер в связи со стремительным распространением вируса COVID-19, сыгравшего роль катализатора, многократно ускорившего и усилившего наметившиеся ранее кризисные явления. Стремительно возрастая весной и летом текущего года, цены на золото достигли пика - $2078 за унцию 6 августа в ходе торгов фьючерсами на товарной бирже COMEX в Нью-Йорке. Несмотря на некоторое снижение к концу месяца (до $1919), по-прежнему наблюдается устойчивая тенденция к росту. В последний раз сопоставимая рекордная цена на золото - $1920 за тройскую унцию была установлена в 2011 году на фоне мирового финансового кризиса.

Экспертные оценки в целом подтверждают сохранение текущего уровня цен в среднесрочной перспективе, основываясь на базовых показателях мировой экономики и ситуации на фондовых рынках. «Очередной глобальный кризис может стать куда более сложным и затяжным. На финансовых рынках наблюдается рост активов, так как правительства некоторых стран напечатали огромный объем денег, которые ничем не обеспечены. Такая финансовая помощь смогла спасти рынки США и Европы от краха в краткосрочной перспективе, но рост долговой нагрузки будет оказывать негативное влияние на мировую экономику в долгосрочной перспективе», - полагает известный аналитик по рынку драгметаллов Джим Роджерс. По его мнению, в сложившейся ситуации перспективы инвестирования в «желтый» драгметалл весьма высоки, и у рынка золота еще есть заметный потенциал для роста. «На мой взгляд, цена золота будет расти еще очень долго, прежде чем рост закончится. Есть вероятность возникновения «пузыря», но я надеюсь, что это не произойдет в ближайшие пару лет», - подчеркнул Роджерс. 

О том, что на рынке драгметаллов тенденция к росту сохранится, свидетельствует и тот факт, что центробанки и суверенные фонды ряда стран увеличивают объемы резервируемого золота. Так, импорт золота в Турцию с начала 2020 года вырос в три раза, увеличившись в январе-июле на 137 тонн (в общей сложности достигнув 583 тонн), и это несмотря на рекордный рост мировых цен на драгметалл и обвал курса турецкой лиры. 

Существенные объемы золота в текущем году резервировали США, Сингапур, Индия, ряд арабских государств, а на постсоветском пространстве в этом плане лидирует Казахстан, Национальный банк которого планирует в текущем году закупить на местном рынке 60 тонн золота в слитках к уже имеющимся 378,5 тонны. Среди постсоветских стран Казахстан занимает второе место после России (2,29 тыс. тонн) по объему золота в резервах, на третьем находится Узбекистан (342,8 тонны), также динамично наращивающий золотые запасы.

Давление на рынок золота оказывает и ощутимо возросшая его скупка мелкими инвесторами и населением - лидируют здесь США и Германия. Об устойчивости этого тренда свидетельствует и повышение рыночных цен акций золотодобывающих компаний, к покупке которых также возрос интерес у инвесторов. В качестве примера можно привести покупку акций канадской золотодобывающей компании Barrick Gold на сумму чуть более полмиллиарда долларов  инвестиционной компанией миллиардера Уоррена Баффета. Примечательность этой сделки в том, что до недавнего времени Баффет весьма скептически оценивал инвестиции в рынок золота, однако теперь в корне изменил свои взгляды. По оценке экспертов, подобные подходы сегодня разделяют многие представители крупного бизнеса. 

 

Спрос сохранится

Мнения экспертов относительно продолжительности золотого бума и максимального уровня роста цен на драгметаллы весьма различны, однако большинство аналитиков ограничивают оптимистичные прогнозы 2022 годом. Они отмечают, что цена тройской унции в ближайшие два года может достичь уровня в $3-3,5 тыс. и даже более, хотя  реалистичнее выглядит позиция аналитиков Goldman Sachs, оценивающих рост цен на золото до $2300 в течение следующих 12 месяцев. Еще более осторожных прогнозов придерживаются в агентстве Fitch Solutions, где считают, что пик роста цен в текущем году не превысит $2130 за унцию, и цены начнут стабилизироваться в 2021 году, составив в среднем $1850/унц. В течение 2021-2024 годов цены будут в среднем составлять $1705/унц., поскольку баланс рисков достигнет равновесия. Эксперты Fitch Solutions связывают это с ослаблением политической неопределенности после выборов в США, а также разработкой и внедрением эффективной вакцины от коронавируса, что сократит интерес инвесторов к использованию драгоценных металлов в качестве защитного актива. 

Те же, кто уверен в продолжительности сохранения высоких цен на золото, аргументируют это неравномерным и медленным восстановлением мировой экономики, низкой доходностью облигаций и растущей геополитической напряженностью. Приводятся и более фундаментальные причины сохранения высоких цен на золото - истощение существующих месторождений, а также увеличивающаяся с каждым годом себестоимость разведки и добычи золота. Этот драгметалл - один из самых редких в земной коре и большая часть легкодоступной руды уже выработана. Золотодобытчикам приходится копать все глубже и разрабатывать отдаленные районы в поисках нетронутых месторождений, что увеличивает себестоимость добычи.  

Еще более точно характеризует нынешнюю ситуацию консалтинговое агентство Minex. Согласно его данным, средняя стоимость поиска унции золота с 2009 по 2018 год составила $62, что вдвое больше, чем за предыдущие 10 лет. А по информации аналитической и консалтинговой компании Refinitiv, средняя стоимость добычи унции золота, рассчитанная с учетом общих денежных и капитальных затрат, с 1990 года выросла с $253 до $705.

Качество добычи, то есть количество металла на тонну добываемой породы, также ухудшается. Согласно консалтинговой фирме Metals Focus, в 2019-м добывалось примерно 1,46 г золота на тонну, хотя в начале 1970-х этот показатель составлял более 10 г.

На основании мнения экспертов можно прийти к следующему выводу: в связи с проблемами, вызванными пандемией и экономической рецессией в развитых регионах мира, в ближайшие год-полтора глобальный спрос на золото сохранится на сравнительно высоком уровне. А в более долгосрочной перспективе высокие цены будут поддержаны сокращением добычи и ростом себестоимости производства золота. 

 

Азербайджан - бенефициар золотого бума

Так или иначе, но все перечисленные выше обстоятельства в целом благоприятствуют Азербайджану, где уже более 11 лет ведется промышленная добыча золота, часть которого резервируется Центробанком, а часть - экспортируется. В краткосрочном плане наблюдаемый в текущем году рост прибылей от продажи золота - весьма важный фактор на фоне ощутимого спада нефтегазовых доходов. Согласно данным бюллетеня «Обзор экспорта», опубликованного в июле Центром анализа экономических реформ и коммуникаций, золото занимает вторую позицию в экспорте продукции ненефтяного сектора - после поставок томатов.

Так, в первом полугодии Азербайджан экспортировал свыше 2,147 тонны золота, выручив более $85,8 млн. и обеспечив рост на 21,8% относительно показателей аналогичного периода прошлого года. В основе этого роста - повышение мировых цен на драгметаллы. Прибыль могла бы быть еще больше, если бы не спад добычи на 1,2% и сокращение экспорта на 6,6%. Факт неприятный, но, вероятно, неизбежный в период карантинных ограничений, а также в связи с рядом объективных причин в ходе освоения новых участков на месторождениях. 

Примечательно, что согласно данным Госкомстата, за семь месяцев 2020 года в Азербайджане на 15,5% возросла добыча серебра, физические объемы которого составили 2,475 тонны. Прирост по серебру однозначно можно отнести к положительным факторам, так как с начала текущего года мировые цены на этот драгметалл выросли на 46%, достигнув в начале августа рекордного за последние шесть лет уровня в $26 за унцию. Для сравнения, золото прибавило в цене чуть более 30%. По данным Deutsche Bank, такой значительный рост цен на серебро в сравнительно короткий период в последний раз фиксировался лишь в декабре 1979 года. 

Необходимо отметить, что помимо растущих прибылей местных золотодобывающих компаний и налоговых поступлений в бюджет, в качестве еще одного выгодополучателя от мирового роста цен на драгметаллы выступает Государственный нефтяной фонд Азербайджана (ГНФАР). Доля физического золота в активах ГНФАР к середине текущего года составляла 101,8 тонны, или 13,6% от всего портфеля фонда. С начала этого года ГНФАР приобрел около 0,6 тонны золота у местных золотодобывающих компаний, и на начало июля его золотые запасы оценивались примерно в $5,9 млрд. Даже без учета новых закупок стоимость зарезервированного фондом золота возросла более чем на четверть только за счет ценового «ралли» на мировых биржах драгметаллов. 

 

Золотодобытчики осваивают 

новые залежи 

 

Добыча драгметаллов и меди в Азербайджане в настоящее время осуществляется двумя компаниями - ЗАО AzerGold и Azerbaijan International Mining Company Ltd (AAM). Наблюдаемый с начала 2020 года глобальный рост цен на золото и серебро, безусловно, позитивно сказался на их обороте. Так, за первую половину года совокупный экспорт драгоценных и цветных металлов, добытых AzerGold, оценивается в $43,1 млн. с ростом на 41,8%. В свою очередь зарубежные поставки Azerbaijan International Mining Company Ltd составили $51,7 млн., что на 10% превысило показатели соответствующего периода прошлого года.

Высокие цены на драгметаллы стимулируют золотодобытчиков наращивать темпы разведки новых залежей и освоения дополнительных участков на уже разрабатываемых месторождениях. 

Сегодня специалисты AAM проводят работу по определению запасов на пяти новых участках, где были обнаружены залежи золота и меди. 

Работу по освоению новых месторождений осуществляет также ЗАО AzerGold, продолжая геологоразведочные и оценочные работы на семи участках. В последующие годы, с вводом в эксплуатацию этих месторождений, ЗАО обеспечит привлечение в экономику нескольких миллиардов манатов и создаст условия для открытия многих сотен новых рабочих мест.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

221


Актуально