24 Апреля 2024

Среда, 14:52

ВОДОРОДНАЯ «БОМБА»

Отказ Евросоюза от ископаемого топлива изменит мировой энергетический баланс

Автор:

15.09.2020

Европейский союз, похоже, определился со своим энергетическим будущим, решив к 2050 году окончательно отказаться от нефти, природного газа и угля, при сгорании которых в атмосферу выбрасывается углекислый газ. Для замены ископаемого топлива Брюссель теперь делает ставку на возобновляемый водород, что, по мнению аналитиков, станет новой вехой в мировом энергетическом балансе. 

«Все наши партнеры, которые поставляют в ЕС ископаемые энергоносители, должны иметь в виду стратегию, направленную на постепенный вывод их из потребления. Наш главный месседж им заключается в том, что цель ЕС - к 2050 году стать климатически нейтральным. Это значит, что к тому времени мы выведем из употребления ископаемые энергоносители. Что касается газового сектора, то будем использовать декарбонизированные газы», - заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. 

Для достижения цели Евросоюзу потребуется изменить собственную энергетическую систему, на которую приходится 75% выбросов парниковых газов в ЕС.

 

Стратегии ухода от нефтегаза

В Брюсселе прогнозируют снижение потребления природного газа в ЕС. Однако на первом этапе импорт «голубого топлива» останется стабильным. Тем не менее, поставщики нефти и газа уже предупреждены, отсчет пошел. Им следует всерьез задуматься о будущем, которое их ждет в Европе по истечении ближайших 30 лет и, по возможности, перестроить свою политику, чтобы сохранить позиции на этом рынке.

Итак, вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс и еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон на пресс-конференции в Брюсселе 8 июля представили две стратегии ЕС, направленные на достижение «климатической нейтральности»: по интеграции энергосистем стран Евросоюза и водородную стратегию.

Стратегия интеграции предполагает реформы по 38 позициям, в том числе изменение энергетического законодательства, финансирование и внедрение новых технологий, фискальные меры, постепенное прекращение субсидий на ископаемое топливо и прочее.

Главная задача этой стратегии заключается в замене ископаемых источников энергии: угля, нефти и газа - электричеством. По плану Еврокомиссии, в 2050 году более половины всего энергопотребления должно приходиться на электроэнергию - это как минимум вдвое больше, чем сейчас. Ожидается, что реализация поставленных задач позволит европейцам не только ездить на электромобилях, но и частично также отапливать жилье электричеством, 80% которого будет производиться из возобновляемых источников и 15% - на АЭС. 

Водородная стратегия ЕС направлена на организацию промышленного производства «зеленого» водорода и применение его в качестве источника энергии в секторах, электрификация которых не представляется возможной. Это, к примеру, частичная замена угля на водород при производстве стали, перевод на водородное топливо пассажирского и грузового авто- и железнодорожного транспорта. Водород имеет ряд преимуществ перед традиционными видами топлива, главные из которых - превращение в безвредный водяной пар при сгорании и чистота с экологической точки зрения.

Приоритетом стратегии ЕС является разработка возобновляемого водорода (renewable hydrogen), производимого, в основном, с использованием энергии ветра и солнца в электролизерах, которые расщепляют воду на ее основные компоненты - кислород и водород. 

На этапе с 2020 по 2024 год в Евросоюзе планируют соорудить водородные электролизеры как минимум на 6 ГВт для производства в сумме до 1 млн. тонн возобновляемого водорода. В 2025-2030 годах эти цифры вырастут до 40 ГВт мощностей электролизеров и 10 млн. тонн произведенного водорода. 

При этом от производства водорода за счет других низкоуглеродных источников энергии (low-carbon hydrogen), т.е. из природного газа методом парового риформинга, в Европе тоже пока отказываться не собираются. Правда, создание такого «серого» водорода генерирует большое количество вредных для климата выбросов углекислого газа, но в краткосрочной и среднесрочной перспективах этот продукт необходим для быстрого сокращения выбросов и поддержки параллельного перехода на водород из возобновляемых источников энергии. 

Суммарные объемы европейских инвестиций в возобновляемый водород эксперты оценивают в диапазоне 180-470 млрд. евро, а вложения в низкоуглеродный водород - 3-18 млрд.

Запланированные инвестиции, считает Еврокомиссия, могут стимулировать восстановление экономики после кризиса коронавируса. Они создают рабочие места в Европе и повышают шансы на лидерство и конкурентоспособность ЕС в стратегических отраслях, которые имеют решающее значение для его экономической устойчивости. Так, ожидается, что развитие всей цепочки водородного сектора Европы позволит создать порядка 1 млн. рабочих мест.

В качестве потенциальных партнеров ЕС по стратегии использования возобновляемого водорода рассматриваются, в частности, Украина и балканские государства.

 

Возможности для бизнеса

Для поддержки в Европе зарождающейся отрасли возобновляемого водорода Еврокомиссия 8 июля 2020 года создала European Clean Hydrogen Alliance (Европейский альянс чистого водорода). Новая организация объединит в себе лидеров отрасли, национальных и региональных министров, а также гражданское общество.

Тем временем задачи по развитию водородной энергетики в странах Старого Света вдохновили ряд европейских компаний на развитие собственного бизнеса в этом направлении. 

К примеру, германская сталелитейная компания Thyssenkrupp объявила о намерениях расширить собственные производственные мощности по электролизу воды для выработки «зеленого» водорода в гигаваттном масштабе. 

«Многие страны мира в настоящее время планируют войти в водородную экономику. Электролиз воды все чаще становится ключевой технологией для построения устойчивой, гибкой энергетической системы и безуглеродной промышленности. Это открывает для нас новые рынки сбыта», - отмечает генеральный директор бизнес-подразделения Thyssenkrupp по химическим технологиям Сами Пелконен. 

Британский производитель электролизеров ITM Power также готовится серьезно расширить собственное производство в сотрудничестве с датской энергетической компанией Ørsted. 

Испанский нефтегазовый гигант Repsol заявил, что планирует строительство одного из крупнейших в мире заводов по производству чистого топлива с нулевыми выбросами с использованием диоксида углерода и зеленого водорода, получаемого с помощью возобновляемых источников энергии. Первоначальные инвестиции в проект составят 60 млн. евро.

Нефтегазовый концерн Shell и голландская газовая инфраструктурная компания Gasunie, принадлежащая правительству Нидерландов, обнародовали планы крупнейшего в Европе проекта по производству в стране экологически чистого водорода с использованием до 10 ГВт офшорных ветровых электростанций в Северном море. Участники проекта, названного NortH2, хотят получить первый поток водорода к 2027 году. Его обеспечат офшорные ветровые электростанции мощностью 3-4 ГВт. Парк ветряных турбин может вырасти до 10 ГВт к 2040 году. Он будет способен производить 800 тыс. тонн «зеленого» водорода в год. 

Между тем прорабатывается и вопрос будущей транспортировки водорода. Известно, что он является одним из самых опасных грузов для перевозки, поскольку воспламеняется при любом контакте с воздухом или кислородом. Из-за взрывоопасности перевозка водорода транспортом имеет ряд технических сложностей, которые делают процесс очень дорогостоящим. Альтернатива - строительство специальных трубопроводов, которые также требуют значительных инвестиций. Тем не менее, в ЕС как раз хотят развивать трубопроводную систему для транспортировки водорода. Самый дешевый способ заключается в переоснащении газопроводов. Стоимость этого процесса оценивается в 10-30% от цены прокладки новых труб.

Группа в составе 11 газотранспортных операторов из девяти стран ЕС уже представила план развития панъевропейской инфраструктуры транспорта газа, большую часть которой планируется создать на базе существующих газопроводов. В конечном счете существующая газотранспортная сеть должна превратиться в две параллельные сети: для водорода и для метана (в том числе биометана).

План был разработан Enagas, Energinet, Fluxys Belgium, Gasunie, GRTgaz, NET4GAS, OGE, ONTRAS, Snam, Swedegas и Terega при поддержке Guidehouse.

Компании рассчитывают, что с середины 2020-х годов постепенно начнет появляться сеть, которая оформится к 2030 году в первоначальную систему из 6800 км газопроводов, соединяющую кластеры потребления H2 - «водородные долины». К 2040 году, ожидают европейские газовики, она вырастет до 23 тыс. км, из которых 75% будет обеспечено конверсией метановых труб и 25% - построено с нуля.

Наряду с этим крупнейшая энергетическая компания Германии RWE совместно с нефтяной компанией BP, химической компанией Evonik и национальными операторами газовых сетей объединились для строительства 130-километрового трубопровода GET H2 Nukleus. В рамках проекта планируется переоборудовать существующие газопроводы от операторов Nowega и OGE под транспортировку 100% водорода, кроме того, Evonik построит новые трубопроводы.

BP заявляет, что, по аналогии с общедоступными электрическими и газовыми сетями, доступ к этой водородной сети впервые будет открыт для всех производителей, торговцев и потребителей на недискриминационной основе, а ценообразование будет прозрачным. Это позволит быстро и надежно интегрировать дальнейшие водородные проекты.

 

Перспективы для поставщиков

Отказ ЕС от углеводородной энергетики из-за ее негативного влияния на климат и экологию является серьезной угрозой для основного поставщика энергоносителей на европейский рынок - России. Видимо, решив не отставать от новых трендов и явно не желая уступать «завоеванные» позиции на энергетическом рынке, российские власти приступили к выработке планов по организации производства и экспорта водорода.

Уже разработана и «дорожная карта» по развитию водородной энергетики в России на период 2020-2024 годов, согласно которой в качестве первых производителей водорода определены «Газпром» и «Росатом». Компании запустят пилотные водородные установки в 2024 году - на атомных электростанциях, объектах добычи газа и предприятиях по переработке сырья.

Уже с 2021 года правительство намерено формировать репутацию России как поставщика водорода. Энергостратегия РФ предполагает к 2024 году экспорт 200 тыс., а к 2035-му - 2 млн. тонн водорода. 

По планам Минэнерго, Россия должна занять до 16% мирового рынка водорода. 

Учитывая, что в долгосрочной перспективе объемы продаж водородного топлива в мире ожидаются на уровне $700 млрд. в год, это обеспечит РФ валютную выручку в размере $112 млрд. Сумма почти соизмерима с доходами страны от экспорта нефти - $121,4 млрд. по итогам 2019 года. Один из самых перспективных водородных рынков для РФ - европейский, емкость которого к 2050 году оценивается в $150-160 млрд.

Для ряда стран водород стал ключевым элементом решения задач национальной энергополитики, вплоть до энергобезопасности и экономического развития. Амбициозные водородные программы уже реализуют Япония, Китай, Республика Корея, США. 

 

Варианты для Азербайджана

Не исключено, что к этому процессу в перспективе присоединится и Азербайджан, для которого развитие возобновляемых источников энергии является одним из приоритетных направлений. Само собой разумеется, что планы Европы по отказу в 2050 году от ископаемых источников энергии в пользу водорода затронут интересы всех поставщиков энергоносителей в данный регион, включая и нашу страну, которая в конце этого года только собирается начать экспорт природного газа в Европу. 

Однако запланированные объемы экспорта в ЕС азербайджанского газа на уровне 10 млрд. кубометров в год, конечно, не настолько велики, чтобы создать проблему для их переориентации на другие рынки в случае необходимости. Другой вопрос, что альтернативные рынки для сбыта азербайджанского газа еще предстоит найти. Как вариант, можно активно развивать отечественное производство сжиженного газа для его последующего экспорта. 

С другой стороны, Азербайджан может последовать примеру России и включить производство и экспорт водорода в число приоритетов, чтобы сохранить позиции, которые «завоюет» в последующие 30 лет на европейском рынке. Маршрут экспорта газа из Азербайджана считается приоритетным для Европы, как, собственно, и сам проект Южного газового коридора (ЮГК). А учитывая, что Европа планирует использовать существующие газовые линии для будущей транспортировки водорода, то в их число может войти и ЮГК. 

В целом процесс развития водородной энергетики только начинает свой непростой путь, ведь производство водорода, особенно «зеленого», потребует масштабных инвестиций. На сегодняшний день этот процесс является весьма энергозатратным, что повышает себестоимость конечной продукции и вызывает сомнения относительно конкурентоспособности такого топлива. Также решения требуют вопросы хранения и транспортировки водорода. Одним словом, декарбонизация Евросоюза - это весьма долгосрочный план, зато у Азербайджана есть достаточно времени, чтобы подготовиться. Пусть не сегодня, не завтра, но когда-то придется начинать и попытки найти новые рынки сбыта для «голубого топлива» должны сочетаться с попытками «вписаться» в новые реалии европейской энергетики.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

221


Актуально