19 Апреля 2024

Пятница, 13:03

СОЮЗ «БАРРИКАД»

Запад пытается перехватить инициативу, или Как ситуация в Ливии сближает Турцию и Россию

Автор:

01.10.2020

В последнюю декаду лета, а именно 21 августа, противоборствующие стороны ливийского конфликта объявили о прекращении огня, что вселило надежду на скорое окончание затянувшейся войны и повлияло на позиции действующих игроков. Так, западные СМИ небезосновательно охарактеризовали прекращение огня как усиление роли США и Германии в Ливии.

Обе стороны конфликта - Правительство национального согласия (ПНС) в Триполи и правительство Палаты представителей в Тобруке - сообщили о прекращении огня в Ливии. В этих заявлениях содержится призыв к собственным воинским частям приостановить военные действия на территории страны.

При этом предусматривается разоружение городов Сирт и Джуфра, где с июня этого года сконцентрировались войска обеих сторон. Предполагаются также подписание между вооруженными силами соглашения о безопасности и проведение президентских и парламентских выборов в марте следующего года. Кроме того, в заявлении о прекращении огня содержится пункт об отмене ограничений на добычу нефти в стране. Собственно говоря, последнее решение уже в действии и позволяет войскам генерала Халифы Хафтара экспортировать нефть из Ливии.

 

Новые игроки

Напомним, что это не первое соглашение о прекращении огня в Ливии. Аналогичные договоренности были достигнуты в январе этого года в Москве, а неделей позже в Берлине. Однако ни одна из них так и не была реализована. Сейчас же ситуация иная, что указывает на появление более влиятельных игроков на арене ливийского конфликта.

Неоднозначную роль для текущих процессов в Ливии сыграло вовлечение Турции в конфликт с Грецией, Египтом и Францией из-за освоения восточной части Средиземного моря. Сначала в западных СМИ появились сведения о секретном вооружении и технической поддержке Ливии Турцией. Ситуация, наблюдавшаяся у берегов Ливии в июле этого года между французскими и турецкими военными кораблями, даже обсуждалась на отдельном заседании НАТО. Правда, Совет НАТО не принял тогда решения против Турции, но напряженность вокруг страны возросла.

Прекращение огня 21 августа стало поворотным пунктом в этом отношении. Дело в том, что решение о договоренности не было согласовано с Турцией. Официальная Анкара молчала в течение первых нескольких дней, после чего турецкий министр иностранных дел М.Чавушоглу сообщил, что прекращение огня возможно только в случае взятия Сирта и Джуфры. Однако заявление об этом уже было сделано и обе стороны договорились о свертывании боевых действий, разоружении Сирта и Джуфры и, что наиболее важно, выводе иностранных войск из страны. Наконец, соглашение поспешно поддержал Каир - один из главных военных соперников Анкары в Ливии. А Европейский союз в своем заявлении сообщил, что прекращение огня вселяет новую надежду на скорое урегулирование конфликта, призвав заинтересованные стороны положить конец иностранному вмешательству. Все это, как уже говорилось, указывало на появление в Ливии новых игроков.

После прекращения огня процессы в Ливии начали ускоряться. 7 сентября в марокканском городе Бузника возобновились переговоры о мире в Ливии. Аналогичные переговоры начались также в швейцарском городе Монтрё. По сообщениям СМИ, был достигнут «значительный прогресс». В заявлении Миссии ООН в Ливии (UNSMIL) говорится, что обе стороны «высоко оценили возможность прекратить давние разногласия».

Речь идет о проведении совместных парламентских и президентских выборов в Ливии, формировании правительства национального единства на 18-месячный переходный период и проведении выборов в рамках конституции, согласованной сторонами этого процесса.

 

Неожиданная отставка

В то время как в Швейцарии и Марокко проходят переговоры по Ливии, в районах, контролируемых обоими правительствами страны, вспыхнули протесты против нынешних властей. Население вышло на улицы, протестуя против высоких цен, плохого социально-экономического положения в стране, а также требуя улучшения условий безопасности. Сначала власть применила силу против протестующих в Триполи и Тобруке. А 14 сентября Палата представителей в Тобруке объявила об отставке собственного правительства. Затем, 17 сентября, уже премьер-министр Правительства национального согласия Фаиз Саррадж, известный своими тесными связями с Турцией, заявил о своей отставке с полной сдачей полномочий в конце октября.

Отношение Анкары к решению главы ПНС уйти в отставку было сдержанным. «Мы опечалены этим решением, но рано или поздно мятежный генерал Хафтар будет побежден», - сказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

В свою очередь после известия об отставке Сарраджа министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу сообщил журналистам, что провел беседу с заместителем Сарраджа. По словам министра, глава ПНС уйдет в отставку лишь в том случае, если обе противоборствующие стороны пойдут на выборы на основе обоюдной договоренности. 

Реакция Анкары показывает, что Турция не намерена уступать Западу свои позиции в Ливии. Поэтому Анкара сейчас пытается перехватить инициативу, разыгрывая свои карты.

 

Альянс с Москвой и другими?

Примечательно, что одновременно с вестью об отставке Сарраджа глава внешнеполитического ведомства Турции заявил, что договорился о прекращении огня в Ливии с Москвой. Это было озвучено сразу же после переговоров в Анкаре российской и турецкой делегаций по Ливии. На переговорах была четко обозначена неизбежность совместных действий России и Турции. Ибо европейские страны, США, а из местных игроков Египет и ОАЭ фактически находятся в едином стане противников ливийской политики Турции. Поэтому совместные действия Турции с противоположной силой - Россией взаимовыгодный или, можно сказать, последний вариант выхода из сложившейся ситуации для Анкары.

В то же время Турция пытается найти общий язык с соперничающими сторонами ливийского конфликта, используя их слабые места. Наглядным примером этого послужила встреча представителей турецких и египетских спецслужб во второй половине сентября. Начало секретных переговоров Турции с Египтом по Ливии и в целом по текущей обстановке в акватории Средиземного моря можно считать серьезной политико-дипломатической атакой Анкары с целью внести раскол в ряды своих противников. Первым, кто заявил о проведении секретных переговоров между Египтом и Турцией, стал президент Эрдоган. М.Чавушоглу при этом сообщил, что Египет уважает региональные интересы Анкары, однако признал, что для окончательного соглашения с Египтом необходимо урегулировать нынешние отношения, которые ухудшились после свержения бывшего египетского правительства Мохаммеда Мурси и последствий тех событий.

Ясно, что Турция пытается достичь взаимного согласия с Египтом как одной из основных заинтересованных сторон, учитывая, что страна к тому же является непосредственным соседом Ливии и имеет значительное влияние на генерала Хафтара. Египет также заинтересован в соглашении с малым количеством участников. Хотя в нынешней ситуации интересы Египта и Турции диаметрально противоположные, двустороннее соглашение между Каиром и Анкарой, которая теперь оказывает серьезное влияние на правительство в Триполи, было бы выгодно Египту.

Поверить в то, что страдающий от серьезных экономических проблем и сильно зависящий от зарубежной помощи Египет так просто откажется от союзников, довольно сложно, однако правительство Абдул-Фаттаха Халила ас-Сиси все же надеется достичь совместного соглашения с Турцией по Ливии.

Но и противоположная сторона не бездействует. 5 октября под эгидой ООН и Германии в Северной Африке будет проведена видеоконференция, посвященная прекращению огня в Ливии. В ней примут участие генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, а также главы ливийских правительств.

Интерес крупных держав к Ливии вызван не только богатыми запасами нефти и газа, но и ее географическим расположением - в непосредственной близости к Европе. Ясно, что сейчас каждая из этих держав хочет сыграть свою роль в будущем страны. Однако слишком большое число желающих негативно сказывается на разрешении конфликта. Любопытно, что Россия и Турция, находящиеся по разные стороны «баррикад» в Сирии, теперь сближаются в Ливии, в то время как Европа противостоит своему традиционному союзнику - Турции. В настоящий момент очень сложно предугадать, кто в конечном счете окажется в выигрыше в этой непростой борьбе за интересы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

239


Актуально