Автор: Санан ШАФИЗАДЕ
Благодаря успешным операциям на оккупированных территориях азербайджанская армия один за другим освобождает наши села и города. Первым городом, освобожденным нашей доблестной армией, стал Джабраил. После длительной (27 лет) оккупации 4 октября 2020 года районный центр и несколько сел были освобождены и вновь вернулись в лоно Родины.
Среди населения района бытует мнение, что название территории связано с именем жившего в VIII веке Джабраил ата, одного из приближенных правителя Султана Ахмеда. Однако бесчисленные памятники старины - пещеры, развалины оборонительных башен, крепостей, святилищ - свидетельствуют о том, что эта земля имеет более древние корни.
R+ решил побеседовать с полузащитником клуба «Габала», одним из самых известных футболистов Азербайджана Джавидом ГУСЕЙНОВЫМ, который родом из Джабраила.
Джавид Гусейнов родился 9 марта 1988 года в селе Гараджаллы Джабраильского района. Его отец, Шакир Гусейнов, героически воевал в Карабахе в 1990-х годах и стал шехидом. Джавид начал беседу с рассказа о героизме азербайджанских солдат: «Оккупация родных земель оказывает на человека крайне негативное влияние. Представьте, у тебя есть дом, но попасть туда ты не можешь. Моя мать была учительницей начальных классов. А отец - учителем физкультуры. В райцентре часто демонстрировали индийские фильмы. Кинотеатра не было и фильмы показывали во дворах. Помню стадион в Джабраиле. Часто ездил к дедушке в село Гараджаллы.
Нас радуют успешные операции азербайджанской армии, ответившей контрнаступлением на провокацию врага 27 сентября. Я всегда говорил, что давно уже пора освободить наши земли. Отвоевав всего за полдня сразу пять-шесть наших сел, мы наглядно продемонстрировали силу азербайджанского солдата. Горжусь нашей армией, Верховным главнокомандующим Ильхамом Алиевым. Весть об освобождении Джабраила мы встретили с огромной радостью. Описать ее словами очень сложно. Мне по телефону сообщил об этом близкий человек. Сказал, что поздравляет с освобождением Джабраила. После объявления по телевизору все стали поздравлять друг друга. Последним освободили село Гараджаллы. После этого было объявлено, что Джабраил - вновь наш.
Бывший игрок национальной сборной уверен в том, что очень скоро будут освобождены все азербайджанские оккупированные земли: «Джабраил освобожден, но это не значит, что меня не волнует судьба других наших оккупированных территорий. Самую большую радость мы испытаем после освобождения всех наших земель. Джабраил или Кяльбаджар - разницы нет. Карабах принадлежит Азербайджану, и это должен понять весь мир».
Говоря о проведенном в Джабраиле детстве, 32-летний полузащитник вспомнил, как был вынужден покинуть родной очаг в пятилетнем возрасте: «Нашу семью изгнали из родных мест. Я хорошо помню те годы. И несмотря на то, что мне тогда было всего пять лет, ничего не забыл. Мы были родом из Гараджаллы. Я с родителями жил в самом Джабраиле. Помню наш дом, квартиру на последнем этаже 4-этажного здания. Рядом строили девятиэтажный дом, но так и не достроили. Помню бои в самом начале войны. Никогда не забуду. Однажды отец вернулся домой после боя, побыл с нами немного и снова ушел на фронт. Больше домой он не возвращался».
Джавид вспоминает последнюю встречу с героически сражавшимся в боях отцом: «В последний раз я его видел в больнице в Баку, где он лечился после ранения. Но и здесь он задержался ненадолго. В боях за село Гюллю Агдамского района его ранило осколком. Под присмотром врачей он пробыл всего три дня и снова ушел на фронт. Та встреча в больнице стала последней для нас. Когда я пришел на следующий день повидать отца, мне сказали, что он вернулся к своим друзьям на фронте, не спросив даже разрешения. Отец был командиром батальона. Его героическая смерть ради освобождения родной земли изменила всю нашу жизнь. Мы все это время ждали возвращения в Джабраил».
Футболист «Габалы» мечтает о скорейшем возвращении в родные места: «С огромным нетерпением жду возвращения в Джабраил после окончания войны. Хотел бы увидеть дом, в котором мы тогда жили. Хочу увидеть наш двор, базар в центре, стадион. Не знаю, сохранились ли они… С окончанием войны буду думать только о возвращении в Джабраил».
Еще один популярный азербайджанский футболист, игрок национальной сборной и клуба «Карабах» Гара Гараев родился в другом освобожденном азербайджанской армией селе - Горадиз Физулинского района. Оно было оккупировано в 1993 году, когда Гараеву был всего один год. Опытный игрок заявил о желании поддержать воюющих в зоне боев солдат: «Все наши усилия не только на футбольном поле, но и вне его пределов лишь ради наших воинов. Мы стремимся быть полезными нашему государству, нашей армии во всех начинаниях. Каждый раз, выходя на поле, думаем о том, как порадовать нашу армию».
Гараев безмерно рад освобождению родного села Горадиз от оккупации: «28 лет я был вдали от родины. Никогда Баку не был мне настолько чужим, как сегодня. Теперь я уже ощущаю себя в столице как на чужбине. Освобождение моего села вовсе не значит, что мы останемся безразличны к судьбе других наших оккупированных территорий. Моя Родина начинается с Шуши, Ханкенди. Я буду праздновать освобождение моего родного села только после освобождения Шуши и Ханкенди нашей армией. Верю, что это произойдет».
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: