19 Декабря 2024

Четверг, 17:06

ГИМН ОСВОБОЖДЕНИЯ КАРАБАХА

Джамиля ГАСАНОВА: «Я жду, что когда умолкнут пушки, мы услышим «Карабах шикестеси» как вестник победы в Шуше»

Автор:

15.10.2020

Когда говорят пушки, музы молчат. Можно по-разному трактовать этот латинский афоризм, но смысл понятен. Однако именно сейчас нам захотелось поговорить о той музыке, которая зародилась там, где сейчас говорят пушки. Азербайджанский мугам, который в 2008 году был включен в Список шедевров устного и нематериального наследия человечества, с давних времен прославлен знаменитыми карабахскими ханенде. Мугам «Карабах шикестеси», символ Карабаха, имеет очень интересную историю. Строго говоря, он и есть история, вобравшая и сохранившая как славные, так и трагические события, связанные с родной землей.

Наша собеседница - Джамиля ГАСАНОВА, профессор Бакинской музыкальной академии им. Узеира Гаджибекова, ответственный секретарь Союза композиторов Азербайджана, доктор искусствоведения.

- Джамиля ханым, поделитесь, пожалуйста, какие эмоции и чувства вы переживаете сегодня в связи с контрнаступлением с целью освобождения Карабаха от оккупации?

- Карабах - это наша боль и наша гордость. Поэтому меня, как и всех граждан Азербайджана, переполняет огромная благодарность нашей армии и президенту Ильхаму Алиеву. Да, на протяжении 30 лет внутри нас копилась обида на очевидную несправедливость, но в то же время мы не теряли надежды. Я знаю, что наше дело правое, поэтому и победа будет за нашей героической армией и народом Азербайджана.

- Вы сказали, что Карабах - это наша гордость... Можно ли говорить о том, что мы защищаем не только земли, но и культуру Азербайджана? Что такое Карабах для азербайджанца, который, к примеру, не родился в Шуше или Ханкенди, а является выходцем из другого региона?

- Безусловно. Для любого азербайджанца Карабах неотъемлемая часть нашей культуры, это, как принято говорить, жемчужина Азербайджана. Поразительный феномен! Во всех сферах нашей культуры Карабах всегда был на первом плане, и даже сейчас мы можем говорить о подобной тенденции. Несмотря на временную физическую оторванность от Карабаха в течение нескольких десятилетий, карабахские культурные традиции продолжают жить в творчестве нашего народа. Более того, эти традиции бережно передаются из поколения в поколение.

Самое ценное в нашей музыкальной культуре - это мугам. Зародившись еще в средние века, жанр достиг своего пика в XVIII-XIX столетиях. В это время в Азербайджане стали образовываться различные школы мугама: бакинская, ширванская, абшеронская и др. Так вот, самой первой школой считается именно карабахская. В этом жанре Карабах стоит особняком и на первом месте. Неспроста ведь именно Карабах называли консерваторией Кавказа! Искусство мугаматистов, таристов, кяманчистов, сформировавшееся в Карабахе, распространилось не только в Азербайджане, но и по всему Востоку. Имена выдающихся исполнителей знали все. Это Джаббар Каръягдыоглу, Кечачиоглу Мухаммед, Мешади Мамед Фарзалиев и другие. Затем уже стали творить Меджид Бейбутов, отец великого Рашида Бейбутова, наш выдающийся Бюльбюль, отец Полада Бюльбюльоглу, то есть появились славные музыкальные династии.

- Были ли известны и популярны карабахские ханенде, к примеру, в Европе?

- В начале XXвека звукозаписывающие компании Польши и Германии приглашали наших ханенде и записывали их голоса. То есть уже в то время существовали граммофонные записи выдающихся карабахских исполнителей мугама. Вся Европа слушала первых азербайджанских певцов, представителей именно карабахской школы. В каталогах того времени писали: Джаббар Каръягдыоглу Шушинский, Сеид Шушинский. Неспроста появился этот псевдоним, он говорит о живучести карабахских традиций, которые обогащали азербайджанскую культуру.

- Не утратили ли мы эти традиции по вполне объективным причинам?

- Ни в коем случае! Последующие поколения музыкантов, переехавших, к примеру, в Баку, очень повлияли на исполнительское искусство, нашу культуру, обогатили ее. Карабахские традиции живут в творчестве таких маститых исполнителей, как Ариф Бабаев, Мансум Ибрагимов, и многих других. А их ученики, в свою очередь, являются их достойными продолжателями. Вообще, носители карабахских традиций отличаются своими голосами, манерой исполнения. Голоса карабахских певцов более звонкие, фиоритурные (украшенные. - Авт.). Наш великий исполнитель Бюльбюль считал основоположником азербайджанского вокального искусства Джаббара Каръягдыоглу, певца с голосом широчайшего диапазона. Вот вам два гения, два носителя карабахских музыкальных традиций. Кстати, в Карабахе существовало такое явление, как мугамно-поэтические меджлисы, которые основала дочь карабахского хана, поэтесса Хуршудбану Натаван. В Шуше всегда звучал мугам, даже существует поговорка: дети плачут под «Сегях», а смеются под «Шахназ».

 - А можно ли продолжить эту поговорку и сказать: празднуют победу под «Карабах шикестеси»?

- Можно. Шикесте вообще такой жанр, который включает в себя массу особенностей. Кроме музыкальных отличий есть еще и специфика, связанная с местностью. В XIXвеке карабахские ханы обратились к этому жанру для обогащения своего репертуара, включили в исполнение любовную лирику баяты, традиционную для шикесте. Вершиной исполнения «Карабах шикестеси» считается пение Хана Шушинского. Четверостишие Самеда Вургуна, посвященное Хану Шушинскому и включенное самим исполнителем в «Карабах шикестеси», стало классикой этого мугама. Всем это очень понравилось, и с тех пор «Карабах шикестеси» исполняется именно с этими строками Самеда Вургуна.

Сам по себе жанр шикесте основан на мугаме «Сегях», на трогательности и печали. За период оккупации Карабаха, конечно, мугам не претерпел структурных изменений, но интонационно наша боль проявлялась. С каждым годом я наблюдаю все больше мужественных, уверенных интонаций, которые появляются в более поздних исполнениях мугаматистов. Надеюсь, что освобождение Карабаха также отразится на интонации мугама, и он будет звучать как гимн победы.

- «Карабах шикестеси» был использован и в академической музыке...

- Совершенно верно. К этой теме обращались и обращаются многие композиторы. В прошлом это произведения Узеира Гаджибекова, Муслима Магомаева, Рейнгольда Глиэра, Ашрафа Аббасова. К примеру, в конце 80-х годов прошлого века Васиф Адыгезалов, продолжатель выдающейся карабахской династии, создает ораторию «Карабах шикестеси», выразив с помощью музыки протест тем трагическим событиям. Его «Шушам, лайлай» невозможно слушать без слез. К этой же теме относится и опера «Натаван». «Карабах шикестеси» звучит в произведениях Севды Ибрагимовой, внучки известного карабахского тариста Курбана Примова, в опере «Интизар» Фирангиз Ализаде. То есть, несмотря ни на что, «Карабах шикестеси», оставленный нам в наследство, продолжает жить. И я жду, что когда умолкнут пушки, мы услышим «Карабах шикестеси» как вестник победы.

- Насколько тема Карабаха приоритетна в творчестве молодых композиторов?

- Эта тема, конечно, одна из главных. К примеру, Союз композиторов периодически проводит конкурс патриотической песни. Из почти 50 представленных на суд жюри песен большее количество написано на карабахские мотивы.

- Популяризируется ли «Карабах шикестеси» нашими исполнителями за пределами Азербайджана?

- Азербайджанские музыканты, в частности мугаматисты, много гастролируют. Это связано с тем, что мугам очень популярен в мире. Кстати, отмечу большую роль Алима Гасымова в популяризации мугама во многих странах мира. Так вот, «Карабах шикестеси» давно в репертуаре и маститых, и молодых певцов, он постоянно звучит на их концертах. Я считаю, что мы должны пропагандировать музыкальное искусство Карабаха как часть азербайджанской культуры. Не в последнюю очередь из-за трагических событий, которые произошли на этой земле. В самом названии этого мугама уже содержится доказательство его принадлежности. «Карабах шикестеси», как бы неожиданно ни звучало, - это уже музыкальный бренд. Приведу такой пример. На международном конкурсе мугама победу одержала узбекская певица, исполнившая «Карабах шикестеси»!

- Джамиля ханым, вы упомянули о записях наших ханенде начала прошлого века. Можно ли услышать их голоса в хорошем качестве, на цифровых носителях?

- Да, можно. Редакция «Musigidünyası» при поддержке Фонда Гейдара Алиева отреставрировала старые записи и перенесла их на CD-альбом. Туда вошли голоса 24 ханенде, начиная с Джаббара Каръягдыоглу и по сегодняшний день. Альбом так и называется: «Карабахские ханенде».

- Это большое и важное дело, тем более в условиях неоднократных случаев плагиата. Чего стоит только случай с опереттой Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан»!

- Да, печальный казус. Дело в том, что оперетта настолько полюбилась, что ее часто ставили и в Иране, и в республиках Средней Азии, и в Европе. Союз композиторов периодически издает просветительские брошюры о наших известных композиторах. Это такая полезная традиция, осуществляемая под руководством председателя союза Фирангиз Ализаде. Чем же она полезная? Изданные брошюры распространяются во время концертов наших музыкантов за пределами Азербайджана - в Германии, Франции, России. Вышла и брошюра «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова». Здесь подробно раскрываются факты плагиата, как «предприимчивые» армяне без указания автора поставили в США оперетту и сняли фильм. Удивительно закольцевалась история! Во время Второй мировой войны этот фильм попал к нам среди других трофейных кинофильмов. Так и раскрылась эта афера. Наш же фильм с выдающимся Рашидом Бейбутовым был снят в 1945 году благодаря большой любви Иосифа Сталина к этой оперетте. Картина обошла весь мир, и авторство нашего великого Узеирбека было доказано. Кстати, хочу отметить, что события, разворачивающиеся в «Аршин мал алане», происходили в Карабахе, и основаны они на реальной истории. На сайте «Musigidünyası» есть записи постановок оперетты в различных странах и на разных языках мира, даже на китайском. У «Аршин мал алана» интересная история и широкая география.

- Что же делать, чтобы защитить наше музыкальное наследие?

- Необходимо издавать произведения, записывать их на цифровые носители, которые останутся нашим детям. Фонд Гейдара Алиева издал все произведения Узеирбека, но у нас есть колоссальный пласт - народные песни. И от того, что они не изданы, не оцифрованы, не «защищены», ими можно, к сожалению, анонимно пользоваться и выдавать за свое. Самое печальное, что доказать принадлежность очень сложно.

Мы обладаем потрясающим богатством в виде музыкального народного творчества, которое необходимо сберечь.  

- Большое спасибо!



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

318


Актуально