20 Апреля 2024

Суббота, 03:20

ЭФФЕКТ МИНСКОЙ ГРУППЫ

«Дипломатический провал», или Почему не сработал мирный путь в карабахском урегулировании?

Автор:

15.10.2020

Из Карабаха вновь приходят боевые сводки, и будет ли возможным внедрить гуманитарное перемирие, судить еще слишком рано. И здесь очень много «если» - если переговорный механизм удастся запустить заново, если соглашение о прекращении огня будут соблюдать обе стороны. А точнее, если его будет соблюдать Армения, которая еще в первую карабахскую войну накопила изрядный опыт использования прекращения огня для перегруппировки сил и «фактора внезапности». И самое главное - если в регионе удастся не просто прекратить огонь, а именно запустить работающий механизм политического урегулирования, на чем всегда настаивал Азербайджан. Это признание территориальной целостности Азербайджана и принадлежности нашей стране равнинного и Нагорного Карабаха со стороны Армении (остальное мировое сообщество в этом и так не сомневается). Это извинения, которые должен принести премьер-министр Армении Никол Пашинян за всю свою провокационную риторику типа «Карабах - это Армения, и точка». И самое главное, четкий график вывода оккупационных войск Армении с территории Азербайджана. 

 

Немного истории

Здесь, пожалуй, нужно немного сместить фокус. И вспомнить о том, что все эти годы происходило, вернее, чего не происходило в дипломатической сфере. Это может показаться удивительным, но «правовая папка» дипломатического урегулирования конфликта была сформирована уже к середине девяностых. Были приняты четыре резолюции Совета Безопасности ООН, которые требовали немедленного и безоговорочного вывода армянских войск с территории Азербайджана, включая и Нагорный, и равнинный Карабах. Нет ни одного документа, имеющего правовую силу, где бы Карабах признавался чем-то еще, кроме территории Азербайджана. 

Был, наконец, сформирован посреднический механизм в лице Минской группы ОБСЕ. Правда, реальным посредничеством занимались в основном три ее сопредседателя - Россия, США и Франция. Они делегировали дипломатов в МГ ОБСЕ, в те годы, пока Россия принимала участие во встречах «7 + 1» и «Большой восьмерки», появлялись заявления трех президентов - российского, американского и французского... Констатировалось, что статус-кво неприемлем, что он должен быть изменен, но «в поле» ничего не происходило. 

Пожалуй, уже одно только это было верным признаком, что дипломатический путь урегулирования, увы, не работает. Можно сколько угодно повторять мантры «худой мир лучше доброй ссоры», «конфликт не имеет военного решения», «нужно искать пути к миру» и т.д. Но если все это не сопровождается реальным урегулированием, то заявления не сработают и не могут сработать. Прочный и долгосрочный мир в регионе не мог быть  достигнут на фоне продолжающейся оккупации Арменией 20% территории Азербайджана и миллиона вынужденных переселенцев, лишенных возможности вернуться в свои дома. А механизм посредничества Минской группы ОБСЕ не предусматривал главного - принуждения Еревана к выводу войск и уважению международного права. 

 

Кто взорвал мир?

Сложившаяся в регионе ситуация не могла продолжаться вечно, и «дипломатический динамит» в какой-то момент сработал. Причем вопреки убеждению многих, «детонатор» привела в действие сама Армения весной 2016 года. Еще в 2015 году Давид Эдгарович Тоноян, в тот период заместитель министра обороны Армении, в одном из интервью, напомним, грозился: «…Кто говорит, что созданный в 1994 году пояс безопасности при нынешнем уровне вооруженности Азербайджана достаточен для выполнения своей роли? Кто говорит, что сформированный вокруг «НКР» (здесь и далее кавычки наши. - Ред.) пояс безопасности достаточен для нас? Чья это оценка? По нашей оценке, в нынешних условиях уровня вооруженности Азербайджана его уже недостаточно. В Баку пройдут Олимпийские игры, армянские силы продемонстрируют свою сдержанность до их завершения…» Это была открытая заявка на новые территориальные захваты, которые в Армении экспертное сообщество комментировало в стиле «если военные действия начнутся, то армянская сторона на сей раз сама должна решить, где остановятся ее танки».

Только вот двигаться армянским танкам пришлось совсем не туда, куда планировалось. В конце марта 2016 года в Армении перешли от слов к делу и устроили ураганные обстрелы прифронтовых азербайджанских сел. В ответ в Баку задействовали в лучшем случае 10-15% своих боевых возможностей, но флаг над высотой Лелетепе, возвращение беженцев в село Джоджуг Мерджанлы и обидное поражение Армении стали реальностью. После этого в Ереване сменили тактику.

 

«Камеры», миротворцы и рухнувший статус-кво

Здесь нужна ретроспектива. Нагорный Карабах, по крайней мере до 2014 года, оставался единственным на территории бывшего СССР конфликтом, где не было ни миротворцев, ни четких гарантий соглашения о прекращении огня. Азербайджан с самого начала выступал против подобных мер, считая, что это лишь законсервирует линию фронта, что неприемлемо. В Армении до 2016 года предпочитали грозить Азербайджану новыми территориальными захватами. Но затем сменили пластинку и срочно потребовали «гарантий соблюдения прекращения огня», «видеокамер» и т.д. И не получили. 

Но вот никакой адекватной реакции посредников на эти опасные приготовления Армении не последовало. Звучали те же заявления и те же призывы. С тем же нулевым результатом.

И вот теперь история повторилась. Сначала - заявление все того же Тонояна, теперь министра обороны Армении: «Новая война - новые территории». Провокация в Товузе, неудачная заброска диверсионной группы и, наконец, предпринятая Арменией рано утром 27 сентября вооруженная провокация. Последняя провокация создала в регионе принципиально иной расклад. Президент Азербайджана Ильхам Алиев констатировал: «Нет вопроса статус-кво. Мы изменили его на поле боя. Нет линии соприкосновения, мы прорвали ее. Это - наша историческая победа!» В регионе сработал военный путь решения конфликта, и это меняет дело.

И Азербайджан сегодня смял не просто линию обороны армянских оккупантов в Карабахе. Смятым и выброшенным оказался и прежний посреднический механизм. Так что теперь перед Минской группой ОБСЕ стоит задача: или выработать новый, уже работающий механизм, или тихо уйти в сторону и не мешать.

И держать в голове, что Азербайджан не отступит.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

245


Актуально