19 Апреля 2024

Пятница, 10:26

СТОЛКНОВЕНИЕ АМБИЦИЙ

Мировой центр экономического притяжения смещается на Восток

Автор:

01.12.2020

«После восьми лет переговоров с кровью, потом и слезами мы, наконец, подошли к этому важному моменту». Такое общее мнение выразил министр торговли Малайзии Мохамед Азмин Али 15 ноября на церемонии подписания Договора о всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП). 

Договор подписали 10 членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), а также Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. Индия вышла из переговорного процесса в прошлом году. Новый экономический блок с совокупным ВВП в $25,8 трлн. больше, чем альянс США - Мексика - Канада (USMCA, преемник НАФТА) с $24,37 трлн. и Европейский союз с $18,85 трлн. На ВРЭП будут приходиться 30% мировой экономики и совокупный рынок в 2,2 млрд. потенциальных потребителей (30% населения мира).

Это первое соглашение о свободной торговле между крупнейшими экономиками Азии - Китаем, Японией и Южной Кореей. В 2019 году эти три страны вместе создали $5,3 трлн. добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности, что на $1 трлн. больше, чем у Соединенных Штатов и ЕС, вместе взятых.

 

Новаторские правила

Главное отличие ВРЭП от остальных соглашений о свободной торговле (ССТ) - его новаторские «правила происхождения» товара. 

Компании с глобальными цепочками поставок могут столкнуться с тарифами даже в рамках ныне существующих ССТ, поскольку их продукты содержат компоненты, произведенные в других странах. Например, продукт, произведенный в Индонезии, но содержащий австралийские детали, может столкнуться с тарифами в других странах зоны свободной торговли ASEAN. Так же обстоят дела в ЕС, USMCA и т.д. 

Согласно же правилам ВРЭП его члены не будут облагать налогом экспортные товары друг друга, состоящие из компонентов, произведенных в других странах. 

Соглашение содержит также большинство обычных разделов, характерных для ССТ, регулирующих торговлю товарами, инвестиции, электронную коммерцию, телекоммуникации, интеллектуальную собственность, государственные закупки и пр. Кроме того, как уверяют его составители, ВРЭП учитывает интересы как больших и богатых стран, так и маленьких и бедных. Последним делаются послабления для внесения необходимых законодательных и иных изменений. Например, у Камбоджи и Лаоса есть от трех до пяти лет на обновление таможенных процедур.

В отличие от Европейского союза ВРЭП не устанавливает также единых стандартов в отношении труда и окружающей среды и не обязывает страны открывать доступ к сферам услуг и другим уязвимым областям своей экономики. Но оно устанавливает правила торговли, которые будут способствовать инвестициям и другим бизнесам в регионе.

По мнению многих аналитиков, ВРЭП приближает Азию к тому, чтобы стать согласованной торговой зоной, такой как ЕС или Северная Америка, даже если не ожидается, что это приведет к значительному общему снижению тарифов. 

 

Дух соперничества

Считается, что ВРЭП - это детище Китая, которое он с 2012 года стал продвигать в противовес Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), активно поддерживаемому Бараком Обамой. Метафора про «кровь, слезы и пот», видимо, и относится к тому времени, когда страны региона разрывались между двумя параллельно готовящимися соглашениями-конкурентами. ТТП пришло к финишу первым в 2016 году, но уже в следующем году Дональд Трамп вывел США из него. Произошла трансформация ТТП в невнятное ВПТТП (Всеобъемлющее и прогрессивное транстихоокеанское партнерство), и звездный час Китая настал. Не считая потери в виде Индии (возможно, временной), Пекин в короткий срок сумел консолидировать страны региона в новый блок. Причем семь из 15 членов ВРЭП входят и в ВПТТП.

Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония - союзники США, которые сильно обеспокоены растущим влиянием Китая в регионе. Однако, присоединяясь к ВРЭП, они сигнализируют о том, что не хотят и не могут разорвать свои экономические связи с Китаем. 

Причем Япония сначала заявила, что не поставит подпись, если не будет Индии, потому что Китай тогда становится слишком доминирующей силой в ВРЭП. Но потом вынуждена была признать, что для нее нет другого выбора. Еще более серьезные проблемы в отношениях с Китаем у Австралии, хотя это ее главный экономический партнер. Между ними в настоящее время существуют серьезные политические разногласия, и Китай время от времени бойкотирует импорт некоторых австралийских товаров.

Несмотря на взаимное недоверие, соседи Китая вряд ли могут игнорировать тот факт, что производственный сектор Китая сегодня почти в два раза больше, чем в США, и растет почти в два раза быстрее.

 

Китай пошел на уступки

Для Китая членство в союзе, в который входят многие партнеры США, является неожиданной удачей, в значительной степени являющейся результатом внешней политики Трампа, в том числе ухода США из ТТП. 

Пекин долгое время не хотел подписывать многосторонние соглашения о свободной торговле или участвовать в нормотворческой деятельности в таких областях, как интеллектуальная собственность и передача данных. Но по мере роста напряженности в отношениях с США перед Пекином остро встал вопрос поиска путей снижения зависимости от внешних рынков и западных технологий. 

Это, скорее всего, одна из причин, что Китай не только стал инициатором данного соглашения о свободной торговле, но и пошел на значительные уступки союзникам США - Японии, Австралии и Южной Корее. К примеру, тарифы на 86% (сейчас 8%) японских товаров, экспортируемых в Китай, будут отменены. 

Китай решил продвигать торговлю со своими азиатскими соседями через ВРЭП, даже если снижение или отмена тарифов приведет к увеличению импорта, что нанесет ущерб отечественной промышленности. 

Но вот Индии, похоже, никаких заманчивых предложений сделано не было. Представители этой страны заявили, что во время обсуждений условий ВРЭП их голос услышан не был.

 

Проиграет ли Индия?

В ноябре 2019 года премьер-министр Нарендра Моди заявил, что Индия выходит из Соглашения о свободной торговле, поскольку в нем не учтены опасения по поводу наводнения страны товарами из Китая, торгового дефицита (только с Китаем он составляет $53 млрд.) и необходимости защиты ее сельскохозяйственного и молочного секторов. Кроме того, отношения Индии с Китаем в последнее время омрачены рядом военных конфликтов.

Решение о вступлении в ВРЭП раскололо индийское экономическое сообщество. Конфедерация всеиндийских трейдеров, представляющая около 7 млн. компаний, потребовала исключить сталелитейные и смежные услуги, а также молочные продукты из сферы действия соглашения. А Координационный комитет фермеров призвал даже к всеиндийскому протесту против присоединения.

В то же время Конфедерация индийской промышленности, одна из крупнейших отраслевых организаций Индии, заявила, что у ВРЭП есть ряд преимуществ. Страна станет частью гораздо более крупной цепочки поставок и сможет увеличить свой экспорт. Выход из соглашения, считает конфедерация, приведет к потере конкурентоспособности индийских товаров.

Многие аналитики полагают, что выход из соглашения обернется крупным проигрышем  для страны. Согласно расчетам аналитического центра Peterson Institute for International Economics, в составе ВРЭП Индия могла бы увеличить реальный ВВП на 1,1 процентного пункта к 2030 году.

Но не все еще потеряно. Если другим странам, желающим вступить в ВРЭП, определено окно в 18 месяцев, после того как соглашение вступит в силу, то Индия, как один из первоначальных партнеров по переговорам, может присоединиться в любое время.

 

Проблемы Байдена

ТТП в свое время было частью разворота администрации Обамы в сторону Азии и предназначалось для противодействия подъему Китая за счет расширения сотрудничества с региональными союзниками. ТТП включало множество законов об окружающей среде, правах человека, интеллектуальной собственности и труде, которые должны были в конечном счете приучить и Китай к новым требованиям.

Избранный президент Байден пообещал вести себя жестко по отношению к Китаю, но не ясно, что это означает и какую форму примет его азиатская стратегия. Новый президент вряд ли продолжит откровенную конфронтацию Трампа с Китаем по всем направлениям. Разрыв с Китаем также несовместим с намерением Байдена подключиться к таким мировым проблемам, как ухудшение климата, а также желанием восстановить позиции США в международных организациях.

К тому же аналитики скептически относятся к перспективе того, что Джо Байден вернется к вопросу о ТТП в ближайшее время. Перед ним, в первую очередь, стоят другие вопросы, такие как борьба с COVID-19, экономические проблемы, социальные волнения и политические распри внутри страны.

 

Европа занервничала

Об объединении усилий против растущего влияния Китая заговорила и Европа. «Нам нужно воссоединение так называемого западного мира, теперь с Джо Байденом в качестве конструктивного партнера, чтобы противостоять этому вызову Китая. Это ключевой вопрос на ближайшее десятилетие», - заявил член Европарламента от Германии Манфред Вебер.

Более откровенно о причинах беспокойства Европы выразилась директор Азиатского торгового центра в Сингапуре Дебора Элмс. По ее словам, помимо снижения конкурентоспособности Европы на одном из самых быстрорастущих рынков мира, ВРЭП может ослабить европейские амбиции стать законодателем правил в глобальной цифровой экономике. Благодаря ВРЭП, считает она, регион может начать разрабатывать соглашения и стандарты, которые являются чисто азиатскими, с меньшими попытками согласования с европейскими правилами или стандартами.

 

Скептики будут в проигрыше

Похоже, беспокойство США и Европы, что они теряют роль законодателя современной глобальной торговли, не беспочвенны. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП в Азиатско-Тихоокеанском регионе в два-три раза быстрее, чем в Европе и США в течение следующих десяти лет. Согласно отчету HSBC, даже без Индии рост экономики 15 стран - участниц ВРЭП к 2030 году составит 50% мирового производства.

«С глобальной точки зрения соглашение о ВРЭП сигнализирует о том, что Азия продолжает продвигать либерализацию торговли, в то время как другие регионы стали более скептичными», - считают экономисты HSBC. И это может усилить тенденцию, которая наблюдается уже несколько десятилетий: мировой центр экономического притяжения продолжает неустанно двигаться на Восток. Северная Америка и Европа вполне могут оказаться аутсайдерами.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

207


Актуально