25 Апреля 2024

Четверг, 14:44

ПЛЮСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МИНУСОВ

Несмотря на существенные разногласия между Турцией и Израилем, обе страны предпринимают попытки для примирения

Автор:

15.01.2021

Под конец 2020 года средства массовой информации региона запестрели многозначительными заголовками о возможности скорейшего восстановления турецко-израильских отношений. Конечно, чаще всего эти статьи основывались больше на предположениях, нежели на фактах. Это объясняется тем, что переговоры по этой теме велись в закрытом формате. Тем не менее, желание сторон сблизить свои позиции позволяет прийти к выводу, что Турция и Израиль очень близки к достижению соглашения. При этом ряд экспертов уверены, что Баку сыграл определенную роль в этом процессе.

 

Новая региональная реальность как условие сближения

В недавней 44-дневной войне, в которой Баку, восстанавливая свою территориальную целостность, одержал убедительную победу над Ереваном, Турция и Израиль оказали Азербайджану неоценимую политическую поддержку. Тонкость и сложность ситуации заключались в том, что к этому времени турецко-израильский диалог на политическом уровне был практически приостановлен. По отдельным направлениям взаимодействия он носил больше эпизодический характер и продолжался по инерции. 

Как известно, после захвата израильскими ВМС турецкого судна «Мави Мармара» 31 мая 2010 года, пытавшегося прорвать блокаду Газы, противоречия между государствами приняли открытый характер. Через несколько лет стороны отозвали своих послов и свели до минимума контакты в стратегических для обоих государств направлениях взаимодействия. Однако, несмотря на радикальное ухудшение турецко-израильских отношений, в целом ряде вопросов у сторон сохранялось совпадение интересов. В частности, речь идет о развитии контактов торгово-экономического характера, укреплении отношений с рядом партнеров в регионе и за его пределами.

Среди внешнеполитических приоритетов Турции и Израиля также можно выделить их особые отношения с Баку. Так, оба государства выступили в качестве партнеров Азербайджана в области военно-технического сотрудничества, сыгравшего решающую роль в оснащении Азербайджанской армии самым современным оружием. Этот шаг сблизил их позиции в регионе и даже способствовал сопряжению интересов.

Азербайджан фактически способствовал формированию площадки для диалога между Турцией и Израилем, пусть и не прямыми, но косвенными средствами. Некоторые представители израильских аналитических кругов даже не исключали, что Иерусалим может поддерживать канал связи с Анкарой через Баку.

 

Израильская пресса об азербайджанском посредничестве

К тому времени, по мнению ряда источников, переговоры между Турцией и Израилем, вернее переговоры представителей обеих сторон по нормализации отношений, уже шли.

Не так давно авторитетное аналитическое интернет-издание «Al-Monitor», специализирующееся на регионе, сообщило, что глава Национальной разведывательной организации Турции вел секретные переговоры с израильскими официальными лицами по нормализации отношений. Эта информация довольно быстро распространилась посредством других СМИ.

В отчете этого англоязычного издания говорилось, что переговоры были нацелены на восстановление связей до уровня послов. В обеих странах послов не было с мая 2018 года после реакции Турции на израильские нападения на Газу и решение Вашингтона перенести посольство своей страны из Тель-Авива в Иерусалим. Отношения стали еще более напряженными, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган осудил израильский план аннексии Западного берега, пообещав предотвратить его реализацию.

Тем не менее, авторы отчета утверждали, что есть возможность перевернуть эту страницу в двусторонних отношениях. Тем более что для этого представилась и своеобразная возможность. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В октябре 2020 года в провинции Измир на западе Турции произошло землетрясение. Подземные толчки магнитудой до 6,7 балла произошли в акватории Эгейского моря между Грецией и Турцией. Они вызвали разрушения и в греческом городе Неон-Карловаси на острове Самос, и в турецком Измире. В последнем случае не обошлось без жертв. 

Среди стран, которые первыми откликнулись на трагедию, был и Израиль. Министр обороны Бени Ганц сообщил, что отдал распоряжение израильской армии готовиться для оказания экстренной помощи пострадавшей от землетрясения Турции. Практически одновременно с этим заявлением израильский «Боинг-747» с гуманитарной помощью приземлился в аэропорту Анкары, неся на борту груз из семи передвижных жилых единиц, а также теплой одежды, одеял и матрасов. Сообщается, что груз был составлен министерством обороны Израиля в соответствии с запросом правительства Турции.

В Турции с благодарностью приняли эту помощь и отметили, что всегда готовы к таким же ответным шагам в случае возникновения соответствующей необходимости. Это, несомненно, создало благоприятный фон для переговоров и свидетельствовало о хороших перспективах для налаживания диалога между сторонами.

 

Турецко-израильский интерес: политика vs экономика

Конечно, между политическим руководством обеих стран продолжают оставаться противоречия. Анкара по-прежнему сохраняет диалог с ХАМАС, управляющей сектором Газа, отказывается признать Иерусалим столицей Израиля и осуждает аннексию Западного берега реки Иордан. Но, с другой стороны, Анкара также признает полезность диалога с Израилем. 

Комментируя информацию о диалоге между двумя странами, президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что Турция никогда не прерывала связи с Израилем на уровне разведслужб, добавив, что эти контакты сохраняются и сегодня. При этом турецкий лидер отметил, что «у нас есть ряд проблем с руководством этой страны». Он признал, что Анкара, безусловно, хотела бы улучшить отношения с Израилем, однако не может принять ее позицию в отношении Палестины.

Впрочем, противоречия - противоречиями, но и интересы к взаимодействию на протяжении последнего десятилетия не только не сократились, но и трансформировались в новое качество.

Поразительно, но факт - даже после резкого охлаждения двусторонних отношений в 2010 году торгово-экономические связи между двумя странами бьют новые рекорды. Торговый оборот двух стран за прошедшее десятилетие вырос почти в 4 раза. Двусторонняя торговля в 2018 году достигла $6,2 млрд. Хотя в 2019 году она упала до $5,5 млрд., Турция все равно прочно удерживает шестое место в списке торговых партнеров Израиля.

Еще в августе 2019 года министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац заявлял, что хотя между Турцией и Израилем существует явная враждебность, «торговля продолжает расти». Паромы, загружаемые турецкими товарами, идут в Хайфу, а затем турецкие грузовики с товарами следуют в Иорданию и далее в страны Персидского залива. С начала гражданской войны в Сирии это ключевой маршрут транспортировки турецких товаров на рынки арабских стран Персидского залива.

Эксперты считают, что компании в Израиле и Турции дополняют друг друга, что является большим потенциалом во взаимной торговле. На данном этапе это составляет от 2 до 3% от общего объема торговли Израиля, хотя реальный потенциал оценивается в 10-15%. И потенциал реален. Две страны находятся рядом, их товары имеют оптимальные цены, а логистика позволяет быстро доставлять товары, причем хорошего качества. 

Похоже, что и пандемия не повлияла на экспорт Турции в Израиль. За первые девять месяцев 2020 года экспорт составил $3,2 млрд. Это практически столько же, сколько и за аналогичный период предыдущего года. Что касается турецких экспортеров продуктов питания и напитков в Израиль, то их продажи также растут. 

 

Победа и турецко-израильское примирение

Подписанное 10 ноября трехстороннее заявление между Азербайджаном, Арменией и Россией действительно может, пусть и косвенно, иметь отношение к турецко-израильскому сближению. Дело в том, что соглашение предусматривает разблокирование важных магистральных путей, связывающих Россию, Турцию и страны Ближнего Востока. И все эти пути проходят через территорию Азербайджана. Готовящийся проект по восстановлению железнодорожного сообщения через Мегринский коридор открывает прямой и самый короткий путь из России в Турцию и далее на Ближний Восток. Этим маршрутом могут воспользоваться как региональные, так и внешние игроки, включая Израиль, который в последнее время нарастил свою торговлю не только с Турцией, но и с Россией и Азербайджаном. 

Израильские СМИ отмечают, что азербайджанская сторона имеет положительный опыт примирения Турции и России и вполне могла бы примирить Турцию и Израиль. Тем более что с обеими странами Баку поддерживает тесный доверительный диалог. Те же израильские медиа, комментируя телефонный разговор глав внешнеполитических ведомств Азербайджана Джейхуна Байрамова и Израиля Габи Ашкенази, утверждали, что азербайджанский министр в ходе разговора отметил, что его страна заинтересована в улучшении отношений между двумя ее союзниками. Правда, никто из официальных лиц этот звонок не прокомментировал. 

Есть мнение, что активизировавшиеся контакты между Израилем и Турцией могут преследовать цель улучшить отношения между странами, прежде чем новая администрация США во главе с Джо Байденом приступит к исполнению своих обязанностей. В Белом доме крепкие связи двух сильных региональных союзников США могут только приветствоваться и побудить к новым активным действиям в регионе с оглядкой на этот фактор. Другой вопрос, который Турция, возможно, пожелает решить, - это вопрос газа. Израиль тесно связан с Грецией и Кипром в региональных энергетических проектах, на которые Анкара хочет повлиять. Однако маловероятно, что Израиль нарушит уже заключенные соглашения, чтобы успокоить турецкую сторону. Скорее всего, чтобы укрепить конкурентные позиции, Израиль может параллельно использовать турецкий маршрут доставки своего газа на европейские рынки. А в этом случае Израиль непременно должен воспользоваться инфраструктурой Южного газового коридора, в котором сильны позиции Азербайджана.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

242


Актуально