25 Апреля 2024

Четверг, 21:28

КОГДА РУЛЯТ ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

Что сдерживает политические элиты Франции и стран Бенилюкса не применять на практике нелепые требования своих депутатов?

Автор:

15.01.2021

Победоносная военная кампания Азербайджана, за 44 дня освободившего оккупированные Арменией территории, обнажила много проблемных тем. Не только в региональной, но и в международной политике. В частности, она еще раз с особой остротой показала, что практика двойных стандартов, применяемая некоторыми западными государствами, по-прежнему активно используется в отношении Азербайджана, а также Турции. В угоду своим геополитическим интересам в регионе, как только Армения оказалась поверженной, французский, бельгийский, голландский и люксембургский парламенты приняли антиазербайджанские резолюции.

 

Ангажированные резолюции и… ничего

Все началось с того, что 25 ноября прошлого года резолюцию с требованием «о признании Нагорного Карабаха» принял французский Сенат. А 3 декабря Национальное собрание Франции подавляющим большинством голосов одобрило проект соответствующей резолюции, внесенный фракцией правой партии «Республиканцы». С поразительной согласованностью 9 декабря голландский парламент принял резолюцию о срочном и окончательном урегулировании нагорно-карабахского конфликта, чтобы «обеспечить прочную безопасность населения (Нагорного Карабаха. - Ред.) и привести (непризнанную республику. - Ред.) к статусу, который обеспечивает постоянную защиту и безопасность». Не прошло и десяти дней, как 18 декабря Палата представителей бельгийского парламента также осудила «преднамеренные нападения Азербайджана на мирных жителей, использование кассетных боеприпасов и фосфорных бомб». В преамбуле к резолюции также говорится о праве «армянского народа Арцаха на самоопределение» и «неприменении силы в качестве основных международных принципов, взятых на вооружение Минской группой ОБСЕ, которые были грубо нарушены Азербайджаном».

И, наконец, 24 декабря Палатой депутатов Великого Герцогства Люксембург была принята резолюция, призвавшая власти страны «инициировать политический процесс, ведущий к окончательному статусу Нагорного Карабаха». В документе предлагалось выступить «за независимое расследование задокументированных военных преступлений, включая использование кассетных боеприпасов, атак на гражданскую инфраструктуру», «гарантировать защиту армянских монастырей, церквей и памятников».

Примечательно, что все четыре страны являются странами Евросоюза, причем наиболее рьяно отстаивающими европейское единство, принципы, на котором это единство зиждется. Но вот незадача, принципы эти вступают в явное противоречие с принятыми в парламентах всех четырех стран резолюциями. Что заставляет усомниться в компетентности, или элементарной политической грамотности, голосовавших народных избранников из Франции и стран Бенилюкса. 

Обращает также внимание удивительная согласованность действий всех четырех парламентов. Складывается впечатление, что у этой четырехактной пьесы есть свои сценарист и режиссер.

Большинство наблюдателей убеждены, что резолюции направлены не только и не столько против Азербайджана, сколько против Турции. Ведь она оказывает безусловную политическую поддержку Баку и после победы азербайджанского оружия в значительной степени укрепила свой авторитет на Южном Кавказе. Так или иначе, что сделано, то сделано. Депутаты проголосовали, парламенты приняли резолюции. И что?

 

Парламенты Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга: закону тут не место?

Исполнительные структуры всех четырех стран сразу после принятия этих нелепых решений вынуждены были, краснея, признать, что резолюции никакого практического значения не имеют и никак не отразятся на внешней политике указанных государств. Спрашивается, зачем надо было принимать эти бессмысленные решения? Но еще более интересным является то, что именно сдерживает политические элиты в Париже, Брюсселе, Амстердаме и Люксембурге, испытывающие явные симпатии к Армении, не применять на практике абсурдные требования своих депутатов.

Как это банально ни звучит - мешает закон, а именно обязательства всех этих государств, взятых в рамках ЕС. Так, одним из базовых документов для Евросоюза является Глобальная стратегия ЕС по внешней политике и политике безопасности. В этой стратегии, в разделе «Европейская система безопасности», прямо прописано, что «суверенитет, независимость и территориальная целостность государств, нерушимость границ и мирное урегулирование споров - ключевые составляющие Европейской системы безопасности. Эти принципы едины для всех государств, расположенных в пределах и за пределами границ ЕС». А если так, то что это за призывы к предоставлению независимости Нагорного Карабаха, прозвучавшие в резолюциях парламентов? Это не просто призывы к признанию сепаратистского образования, это еще и призывы к изменению границ Азербайджана, ревизии территориальной целостности страны. Принцип мирного урегулирования споров, заложенный в указанной стратегии ЕС, был грубо нарушен самой Арменией, на протяжении более четверти века насильственно удерживавшей азербайджанские территории. В то же время за все эти годы ни один парламент не обратился к Еревану с требованием освободить чужие земли.

Да и в практике двусторонних отношений все европейские государства признавали и признают территориальную целостность Азербайджана, считая Нагорный Карабах неотъемлемой частью Азербайджанской Республики. Даже президент Франции Эммануэль Макрон на встрече с представителями армянской диаспоры вынужден был признать суверенитет Азербайджана над всей его территорией. Он заявил, что «согласно международному праву, Нагорный Карабах и другие семь прилегающих к нему районов признаны Организацией Объединенных Наций территорией Азербайджана. Поэтому, если нет стремления к суверенному государству, не вмешивайтесь в этот вопрос».

 

Франция vs «право наций на самоопределение»

Вообще Франция - это последняя страна в Евросоюзе, которая может говорить о «праве наций на самоопределение». Для этого утверждения есть масса обоснований.

Дело в том, что на протяжении всей истории своего формирования французская политическая система старалась всячески минимизировать региональные и этнические различия, в которых усматривалась потенциальная опасность сепаратизма.

Не случайно Франция до сих пор не ратифицировала принятую 5 ноября 1992 года Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств. Эта хартия представляет собой обязательство Совета Европы защищать национальные меньшинства, а также местные языки, которыми пользуются традиционные меньшинства. Кроме того, Франция и вовсе проигнорировала другой, не менее важный документ, относящийся к защите прав национальных меньшинств. Речь идет о Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой тремя годами позже, в 1995 году. Она требует от участников не только уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но также создавать и соответствующие условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность.

Однако власти Франции, традиционно считая всех граждан своей страны французами, полагают, что требования данной конвенции не могут распространяться на эту страну. Ведь в основе французской национальной идеи, или французского национализма, поддерживаемого практически всеми ведущими политическими партиями страны, лежит принцип единой французской нации.

Правовые нормы Франции не предполагают разделение граждан по этническому признаку. А языковое единство определено в Конституции как принцип неделимости Республики и единства французского народа. Французский язык, согласно статье 2 Конституции Пятой республики, является единственным официальным. Вот почему во французском политическом лексиконе вообще отсутствуют понятия «национальное меньшинство» и даже «национальность». В лексиконе французов слово «nationalité» означает исключительно «гражданство», а прилагательное «national, nationale» - принадлежность к государству. А в связи с тем, что Республика исходит из «nation» - народа, которому принадлежит государственный, национальный суверенитет, что зафиксировано в статье 3 Конституции Французской Республики, то в этой концепции не остается места ни бретонцам, ни корсиканцам, ни эльзасцам и другим этническим группам. Все граждане Французской Республики независимо от этнической принадлежности официально именуются французами. Вот почему официальная статистика не фиксирует число представителей различных этнических групп, населяющих страну. Хотя, по неофициальным оценкам, более 10% населения Франции составляют этнические меньшинства.

Несомненно, в таких условиях процесс обсуждения отношения французских политических элит к указанным выше хартиям носил характер острых политических дискуссий. Вот почему, несмотря на то, что правительство Л.Жоспена в 1992 году одобрило присоединение к Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, Конституционный совет счел, что она содержит положения, противоречащие Конституции. Вот почему со стороны Парижа данная хартия до сих пор не ратифицирована. И это несмотря на то, что в 2011 и 2015 годах в стране были приняты попытки повторного обсуждения данного вопроса. Однако никакого действия они не возымели. В 2015 году Государственный совет Франции издал консультативное заключение, в котором окончательно отверг проект закона о ратификации хартии.

В условиях, когда в других европейских соседних странах, регионах, населенных национальными меньшинствами, набирали силу автономистские процессы, во Франции любые попытки нацменьшинств потребовать для себя большей самостоятельности, а тем более независимости, пресекались на корню. Так, в 2013 году был изъят из обращения февральский номер журнала «Бретонцы», в котором были приведены данные опроса о желании жителей региона Бретань обрести независимость от Франции. Это неудивительно, поскольку во Франции любое покушение на неделимость французского государства является деянием, наказуемым в соответствии с Уголовным кодексом страны. Государство провозглашало страну «единой и неделимой», решительно отвергая любые формы автономии и тем более федерализма.

В то же время столь жесткая политика лишь способствовала росту сепаратизма, подогревая радикальные настроения на национальных окраинах.

 

Франция и Бенилюкс еще не вся Европа

Итак, случилось то, что случилось. Резолюции, которые до предела снизили авторитет Франции и стран Бенилюкса в Азербайджане, заодно ослабили политические позиции этих стран в регионе Южного Кавказа.

18 ноября 2020 года, принимая верительные грамоты новоназначенного Чрезвычайного и Полномочного Посла Нидерландов Паулины Эйземан, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: «Парламент Нидерландов, к сожалению, принял решение о санкциях против Азербайджана, а также Турции. Мой помощник сообщил, что в ходе обсуждений глава МИД Нидерландов выступил с более сбалансированным подходом. Но парламент принял такое несбалансированное и несправедливое решение, и это, конечно же, не будет способствовать более тесным отношениям между нашими странами». Это в полной степени относится и к соседям Нидерландов. 

К счастью, в Европейском союзе есть и другие силы, парламентарии других стран, которые занимают отличную позицию. Это продемонстрировал визит итальянских парламентариев в Азербайджан в декабре прошлого года. Этот визит был очень важен также с точки зрения донесения до мира правды о состоянии освобожденных территорий Азербайджана, об огромном ущербе, нанесенном им за годы армянской оккупации. Гости побывали в Агдаме и Гяндже, дали объективную оценку увиденному.

Италия - одна из тех стран, которая поддержала Азербайджан. Поэтому это был очень показательный визит в Азербайджан в такой ответственный момент, когда наша страна приступает к восстановлению своих освобожденных территорий. Италия является одним из очень важных политических и торгово-экономических партнеров Азербайджана в Европе. Более того, она - основной партнер Азербайджана в ЕС. В прошлом году завершилась реализация строительства Южного газового коридора, конечным пунктом которого является эта страна.

Несомненно, Италия находится в выигрыше, так как перед ней открываются возможности тех проектов, которые будут осуществляться на освобожденных территориях. Президент Азербайджана Ильхам Алиев не раз говорил о том, что итальянским компаниям уже сделаны соответствующие предложения. Те же, кто занял антиазербайджанскую позицию, вряд ли смогут воспользоваться партнерством с Азербайджаном.

Позиция итальянских парламентариев показывает, что в Европе есть те, кто объективно оценивает ситуацию и старается донести ее до широкой международной общественности. Ведь именно объективная политико-правовая оценка последствий армянской оккупации будет способствовать укреплению мира и стабильности в регионе и позволит предотвратить повторение подобного в любой другом месте.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

197


Актуально