25 Апреля 2024

Четверг, 20:03

С МЕЧТОЙ О ДЖАЗЕ В ШУШЕ

Шаин НОВРАСЛИ: «Свой первый концерт в Шуше вместе со своей группой и братьями я начал бы с «Плача Гюльчохры» из оперетты Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан»

Автор:

01.02.2021

Шуша. XIX век. В период культурного расцвета в доме «хан гызы» Хуршудбану Натаван проходят литературные вечера со знатоками и ценителями высокого искусства и слова, просветителями. Среди поэтов и писателей, собравшихся у теплого и дружественного очага, завсегдатаем был поэт Мирза Алескер, которого Натаван в дальнейшем нарекает псевдонимом «Новрас» (в переводе «молодой»). М.А.Новрас, в совершенстве владея арабским языком и фарси, имел прекрасные способности, отличался живым умом. Он прожил весьма интересную, но противоречивую жизнь. В ней были и продвижение по службе, и скитания, и жизнь в кельях мечетей Агдама и Шуши. В 1912 году Мирза Алескер уходит из жизни, оставив нам поэтическое наследие в бесценных книгах и в своих потомках...

Сегодня голос Шуши доносится из разных точек мира. Прожив в Нью-Йорке, Париже, Баку, правнук Мирзы Алескера - пианист и композитор, заслуженный артист Азербайджана Шаин НОВРАСЛИ выступал с концертами в самых известных залах мира. Бесчисленные гастроли, дуэты с великими джазменами, участие в различных фестивалях, рождение новых мелодий и выпуски альбомов - среди них Emanation, который побеждает в номинации Best Jazz Albums of 2017, -  это увлекательные шаги по дороге развития замысла и воплощения идей. 

У Шаина Новрасли было несколько желаний, которые ныне превращаются в реальность, - возвращение в родную Шушу, посещение могилы Мирзы Алескера, которая находится на шушинском кладбище, и внесение нового вклада в музыкально-культурную сокровищницу Шуши.

- Шаин бей, вы являетесь продолжателем знатного карабахского рода. Расскажите о вашем происхождении…

- Мой прадедушка Мирза Алескер Новрас родился в Шуше в 1836 году. Его жизнь совпала с периодом культурного расцвета Карабахского региона. Он был поэтом, музыкантом, играл на таре, сазе, говорил на трех языках. Первые переводы басен Крылова на азербайджанский язык принадлежат его перу. Как известно, в 1872 году азербайджанская поэтесса Хуршудбану Натаван возглавила «Məclisi Üns» («Общество дружбы» - литературный кружок, действующий в Шуше во второй половине XIX века). Мой прадед Мирза Алескер Новрас был одним из активных участников этого кружка. Постоянным гостем он был также в «Məclisi Fəramuşan» («Собрание забытых» - литературное собрание, действующее до 1910 года), которое возглавлял Мир Мовсун Навваб. На этих собраниях собирались самые видные поэты, музыканты того времени. Азербайджанский поэт и просветитель Сейид Азим Ширвани в своем поэтическом письме Мирзе Алескеру словами: «Səlam olsun sənə, ey Kəbeyi-əhli-səfa, Növrəs» выразил уважение и почтение поэтов шамахинской литературной школы, членов общества «Səfa» его творчеству. У Мирзы Алескера было четверо детей. Дочь Фатиму Бейим он выдал замуж за сына Натаван - Сейида Гасана.

- Мы прошли тяжелый период, не имея возможности прикоснуться ко всему созданному нашими предками на карабахской земле. Но сегодня Шуша, в числе других регионов Азербайджана, освобождена от вражеской оккупации...

- После Великой Победы - освобождения наших исконных, исторических земель - чувство гордости, радость и скорбь по погибшим ребятам-шехидам (Allah onlara rəhmət eləsin!) переполняют меня. Я за всю свою жизнь всего лишь раз побывал в Шуше. Это было в 1980 году. Мы с отцом и дедушкой посетили могилу Мирзы Алескера Новраса. Почти 30 лет мы в числе других карабахцев не имели возможности навещать могилы наших предков. Однажды мы наткнулись на видеоролик, выложенный нашими бесстрашными воинами, не жалевшими своих жизней и подарившими нам Победу в этой войне. Наши солдаты нашли могилу Мирзы Алескера, которая находится рядом с могилой азербайджанского поэта, одного из основоположников критического реализма в азербайджанской литературе Гасым бека Закира. Невозможно описать словами все те счастливые эмоции и чувства, которые испытала наша семья.

Благодаря масштабной политике великого лидера Гейдара Алиева, безмерной любви к своей Родине продолжателя этой политики Президента Ильхама Алиева и Мехрибан ханым Алиевой все мечты нашего азербайджанского народа воплотились в жизнь. Их многолетний труд привел к нашему успеху, вернул нам гордость, веру в себя, в справедливость и счастье! Наш Карабах вернулся к нам, чтобы продолжать творить волшебство, порождать великие таланты.

- Каким же теперь вам видится будущее Карабаха?

- Президент Ильхам Алиев объявил Шушу культурным центром Азербайджана и всего Кавказского региона. Я абсолютно уверен, что Карабах в самом ближайшем будущем расцветет и станет одним из самых посещаемых мест в нашей стране. Моя мечта как шушинца - используя свой международный авторитет, привезти «весь мир культуры» в Карабах, чтобы о нем, как об исконной азербайджанской земле, знало как можно больше людей. Академия искусств в Шуше (Shusha Academy of Art), которая объединила бы весь Кавказский регион и возобновила бы все культурные традиции Карабаха: поэзию, ковроткачество, художественное искусство, классическую, джазовую и национальную музыку, была бы очень востребована. Думаю, важным было бы проведение международных джазовых фестивалей для пропаганды и развития туризма всего региона.

- Скорее всего, у вас есть какие-то идеи или задумки, посвященные карабахской теме. Думается, Великая Победа не может не вдохновить человека такого масштаба, как вы, на создание нового проекта или произведения?..

- Есть пара идей, над которыми я сейчас работаю. Думаю, в свое время вы узнаете о них более детально (улыбается).

- Какой мелодией открыли бы концерт в Карабахе?

- Несомненно, свой первый концерт вместе со своей группой и братьями я хотел бы дать именно в Шуше. И чтобы этот концерт транслировался онлайн на весь мир. Начал бы концерт с Cry of Gulchokhra («Плач Гюльчохры») из оперетты нашего великого карабахского композитора Узеира Гаджибейли «Аршин мал алан». Cry of Gulchokhra - композиция, которая стала самой популярной из моего последнего альбома From Baku to New York City. Ее прослушали около 4 миллионов раз по всему миру. Отмечу, что указанный альбом лично продюсировался живой легендой - американским джазовым пианистом, композитором и педагогом Ахмад Джамалом.

- В ряду актуального на сегодня - пандемия. Как известно, во время карантина вы создали композицию Quarantine. Расскажите подробнее об этом проекте.

- Идея о Quarantine зародилась в марте прошлого года, когда весь мир в один голос заговорил о пандемии, но на тот момент о самой болезни мы конкретно ничего не знали. Весь мир заперся дома. Наша повседневная жизнь остановилась и предстала перед нами в совсем непривычной форме. Некоторые люди восприняли этот факт очень болезненно. Я, в свою очередь, хотел выразить свое отношение ко всему происходящему. Quarantine - это сингл, анимационный фильм, посвященный этому сложному и неоднозначному периоду времени. Он передает все мои чувства. В данный момент я продолжаю работать над созданием одноименного сольного альбома, куда будут включены Quarantine и другие известные композиции и мелодии. 

- Вы очень часто выпускаете альбомы. Есть ли общая идея, объединяющая музыку в альбомах, или это некий хронологический отчет перед зрителем? 

- Каждый альбом - это воплощение новой идеи. Сначала зарождается идея, потом эта идея переходит в музыку. Последний альбом - наша общая задумка с Ахмад Джамалом. Она заключается в том, чтобы объединить Баку и Нью-Йорк, демонстрируя путь азербайджанского музыканта из Баку в обитель джаза - Нью-Йорк. Предыдущий альбом Emanation - совершенно другая идея. То же самое можно сказать и о новом альбоме Quarantine. Без идей нет музыки.

- На ваших концертах звучит музыка вашего кумира Вагифа Мустафазаде…

- Вагиф Мустафазаде стал моим кумиром в тот момент, когда я его впервые услышал. Думаю, он не только мой кумир, но и кумир многих джазовых музыкантов. В моем репертуаре есть интерпретации некоторых его композиций, и я с удовольствием исполняю их, пропагандируя его творчество.

- Имеет ли для вас значение, кто исполняет ваши мелодии и в каком формате их представляют зрителю? 

- Джазовые музыканты исполняют произведения других авторов без спроса. Наша музыка для всех.

- В рамках своего творчества вы сотрудничали как с местными, так и с зарубежными исполнителями. Как оцениваете процесс работы с нашими и иностранными музыкантами?

- Работа с любыми джазовыми музыкантами, как с нашими, так и с зарубежными, всегда весьма увлекательна. Каждый музыкант по-своему уникален, и творческое слияние с ними рождает новые идеи, разный импровизационный подход. Самым значимым моментом в моей карьере была встреча с великим Ахмад Джамалом. Работа и общение с ним - огромный опыт для меня. Я очень счастлив, что корифей джаза, который родился почти тогда, когда зародился джаз в США, сказал обо мне в своем интервью парижскому ТВ-каналу: «Шаин один из великих пианистов, которых я когда-либо слышал». Мы много общаемся, и я много рассказывал ему об Азербайджане. Очень горд тем, что моя музыка заинтересовала живую легенду, и результат этого - его интерес к нашей стране, музыке, еде, культуре, природе. Однажды он мне позвонил и сказал: «Почему ты мне не рассказывал о Нафталане? Мне обязательно нужно посетить вашу страну» (смеется).  Наш уважаемый Президент Ильхам Алиев и Мехрибан ханым поддерживают и развивают нашу культуру, в частности джаз. Ильхам Алиев встречался с американским джазовым пианистом и композитором, одним из наиболее влиятельных джазовых музыкантов XX века Херби Хэнкоком, и я бы очень хотел, чтобы и великий Ахмад Джамал в свой 91 год посетил нашу страну. Это было бы значимым событием в истории культуры Азербайджана.

- В одном из интервью вы отметили, что анализировали музыку всю жизнь и сейчас вам трудно слушать кого-то. Интересно, где же вы черпаете вдохновение и новые идеи?

- Есть процесс, когда ты учишься, анализируешь различное исполнение. Дальше начинается процесс создания, который очень индивидуален, поэтому в процессе создания мне не нужно слушать кого-то, когда есть сама жизнь, откуда можно бесконечно черпать идеи на создание нового. Вдохновение можно черпать, элементарно видя, что твое творчество интересно людям. Наше государство очень ценит своих деятелей искусства. Общенациональный лидер Гейдар Алиев знал всех деятелей искусства в лицо, посещал все значимые мероприятия и премьеры. Наш многоуважаемый Президент Ильхам Алиев и Первый вице-президент Мехрибан ханым с большим вниманием и заботой относятся к творческим людям. Любой хороший артист в первую очередь думает о творчестве.

- Джаз был очень популярен в Азербайджане в 1970-80-е годы. Сегодня он обрел былую популярность. Какие же новшества внесены в современное джазовое искусство нашей страны?

- Азербайджанский джаз всегда шагал в ногу с джазом во всем мире. Разница лишь во времени, которое накладывает свой отпечаток на музыку. А новшеством явилось открытие джаз-центра, джаз-клубов после распада Советского Союза. И, конечно же, наш Baku Jazz Festival, являющийся одним из членов Europe Jazz Network. С 2005 года начинает издаваться журнал Jazz Dunyasi (JD), который за короткий период своей деятельности вошел в двадцатку лучших джаз-журналов мира. Думаю, это - большое достижение.

- Baku Jazz Festival - одно из ярких событий в столице. В 2020 году проведение этого фестиваля отошло от привычного формата, состоявшись в телевизионном варианте. Каково же было проводить фестиваль без живого зрителя?

- 2020 год был юбилейным для джаз-фестиваля. Ему уже исполнилось 15 лет. В связи с этим я поздравляю талантливейших людей - заслуженного артиста Азербайджана Раина Султанова, Лейлу Эфендиеву и всю команду, желаю дальнейших успехов и интересных концертов. Мировой lockdown перевел все массовые мероприятия в онлайн-режим. В этом же формате на джаз-фестивале я представил свой фильм Quarantine. Концерт - это безусловный контакт со слушателями. Они заряжают исполнителя, исполнитель - слушателя: происходит соприкосновение эмоций, энергии. Надеюсь, в этом году мы наконец-то встретимся со зрителями вживую.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

269


Актуально