25 Апреля 2024

Четверг, 06:25

«ХОЧУ В ЗАНГИЛАН, В АГАЛЫ!»

Трагическая история азербайджанской женщины из Карабаха, вернувшейся к своему полуразрушенному очагу через долгих 28 лет

Автор:

01.03.2021

Уроженке Зангиланского района Азербайджана Сурае Мамедовой 71 год. Ее мечтой последние 28 лет было вновь ступить на родную карабахскую землю, вернуться в село Агалы, где она родилась и жила. Даже по прошествии стольких лет, когда многое в нашей памяти тускнеет, воспоминания о земле, где ты родился и вырос, остаются свежими, как будто все это было вчера. Воспоминания о тех временах все эти годы не покидали тетушку Сураю...

 

Как гром среди ясного неба

Один из холодных декабрьских дней 2020 года освежил воспоминания. Накануне Президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил ранее оккупированный Зангиланский район, освобожденный от захватчиков нашей победоносной Армией. Утром того же дня мне неожиданно позвонил коллега Зяка Гулиев. Он был полон впечатлений, с энтузиазмом рассказывал о видеорепортаже, освещающем визит Президента в Зангилан. Семья Зяки была вдвойне счастлива. Будучи родом из села Агалы Зангиланского района, он заметил на видеокадрах, снятых на мобильный телефон Первым вице-президентом Азербайджана Мехрибан Алиевой, дома своих односельчан. Глава государства остановил машину возле одного из этих домов и поделился своими впечатлениями от увиденного: «Вот наши дома, которые были захвачены армянскими оккупантами. Жители села Учюн-джю Агалы наверняка знают, чей это дом».

Стараясь ни одного слова не пропустить, жители села Агалы внимательно слушали своего Президента. Зяка в эти минуты не скрывал своей радости - Президент стоял рядом с домом его тети. А в нескольких шагах находился дом другой его тети, жившей по соседству. 28 лет спустя Зяка и его родные вновь увидели свою родину, дома, сады, землю...

Конечно, были и нотки грусти. Даже через телефон я испытал то же, что Зяки и его родственники. Потом он поделился со мной еще одним видео, снятым на его свадьбе в 2017 году, где одна пожилая женщина делилась с односельчанами-зангиланцами своим заветным желанием: «Хочу в Зангилан, в Агалы!» Эта седоволосая женщина и была тетя Сурая...

Мы договорились с Зяки как можно скорее написать официальное прошение на получение разрешения посетить их родное село.

 

В путь, в дорогу…

И вот наступил январь 2021-го. Прошло совсем немного времени, и мы получили положительный ответ. Радости не было предела. Спустя долгие годы мой коллега и давний друг сможет ступить на родную землю, переступить порог своего дома. А я впервые в жизни смогу воочию увидеть еще один дивный уголок нашей освобожденной Родины. Завершились приготовления, и вот уже, не побоюсь этого слова, поистине в исторической поездке нас сопровождают коренные жители Зангилана - дядя Адыль, отец Зяки, и его тетя Сурая.

«Что краше - осень иль зима?» -

Спор, несмолкаемый пока...

Родная пустошь все ж милее,

Чем рая млечные брега!

В устах тетушки Сураи это четверостишие-баяты звучало словно приветствие в мой адрес. Она одна из 42 тысяч зангиланцев, изгнанных из родных домов во время Первой Карабахской войны и расселившихся в 47 других районах Азербайджана,  Баку и Сумгайыте. Тогда, в девяностые, жертвами несправедливой и коварной войны, развязанной Арменией, стало большинство зангиланцев. Она была вынуждена покинуть свой очаг холодным октябрьским днем 1993 года. Это было уже второе тяжкое испытание в ее жизни - в 1988 году, еще в молодости, трагически погиб ее муж. А теперь на долю Сураи и ее пятерых детей выпала еще одна горечь утраты - утрата родного очага, до боли милого села, где она провела лучшие годы своей жизни. Начался новый период в жизни вынужденного переселенца, полный невзгод и потрясений.

Но, как известно, за ночью следует рассвет. Именно о таком добром и теплом утре тетушка Сурая и хотела поговорить с нами. Это утро еще часто будет напоминать ей о прошлом. Но сейчас она желала лишь одного - чтобы судьба улыбнулась ей, дав возможность воссоединиться с родной землей, с краем ее детских и юношеских воспоминаний, с местами, где покоятся родные и близкие.

Я узнаю, что во время 44-дневной Отечественной войны тетя Сурая неустанно напоминала своим родным о сплоченности, «железном кулаке» азербайджанского народа и любила повторять именно этот баяты. В пути она то и дело протирает запотевшие окна машины, везущей нас в Зангилан, и долго всматривается в даль, скрытую облаками. Не знаю, может, это помогает ей побороть чувство волнения от грядущей встречи с изрядно подзабытым прошлым? С гордостью говорит она о своих героях, которые навсегда останутся в ее памяти: о Верховном Главнокомандующем, бойцах нашей Армии, шехидах и ветеранах войны. 71-летняя мать отзывается о них так же тепло, как и о своих пятерых детях.

 

Добро пожаловать в Агалы!

Через четыре часа после выезда из Баку нас встречает вывеска с названием района - мы въезжаем в Зангилан! Рядом с надписью Государственный флаг Азербайджана и листья платана, прославившего этот край на весь мир. Вековые платановые леса еще в советское время привлекали сюда известных ученых из многих стран. Тетушка Сурая подходит к флагу, падает на колени, целует землю и плачет. Да, это была ожидаемая столь долгие-долгие годы ее встреча с родиной... В тот момент я представил дни юности Сураи, ее жизнь в кругу семьи, среди жителей родного села. Спустя 28 лет человек воссоединился с землей, которая дала ему жизнь, вырастила его…

...Эмоции зашкаливают. Я вижу слезы радости в глазах Сураи, ее сына Шахина, моего друга Зяки и дяди Адиля. И понимаю, какое огромное доброе дело сделали те, кто превратил мечту этих людей в явь, кто дал им возможность вкусить радость воссоединения с родным краем после стольких лет ра-зочарований и печали. И в этот момент наша машина останавливается прямо перед тем знаменитым домом в селе Учюнджю Агалы...

Это дом второй тети Зяки - Сармаи Ахмедовой. Она не смогла поехать в родные края по состоянию здоровья. По воспоминаниям близких, ее  дом всегда был полон гостей. Сейчас же обветшалый дом одиноко стоит на обочине дороги, томясь в ожидании своих исконных хозяев. В разграбленном захватчиками жилище ничего не осталось. От дома, где часто собирались на торжества жители села, остались только четыре стены, дырявая крыша и замшелая виноградная изгородь… 

Потеря родного села обернулась большим горем для этой семьи. За эти годы Сармая ханум потеряла сына Камиля и мужа Салмана. Стоя перед домом и рассказав нам у дома о горькой участи своей соседки, тетя Сурая молится, прежде чем мы уходим оттуда. «Мы вернули наши земли, Сармая! Да возрадуются души твоего сына Камиля и мужа Салмана! Выздоравливай скорее и возвращайся к своему родному очагу. Посети свой дом, дорогая моя».

Сама тетушка Сурая терпела горечь утраты ровно 33 года. Ради пятерых детей, ради пожилых отца и матери. Дети были еще  совсем маленькими, когда трагически погиб ее  муж - Вагиф Махмудов. Соседи и односельчане помогали семье по мере сил. Семья осталась без главы, но не без присмотра. Конечно, ничто не могло заменить детям отца, а самой Сурае - спутника жизни. Тогда она часто навещала могилу мужа. Но в 1993 году и этому пришел конец. Район был оккупирован. 28 лет она видела надгробье Вагифа только в своих снах. А теперь собралась посетить могилу своей половинки наяву...

В жизни мне довелось видеть много душераздирающих сцен. Но я не мог даже представить, что может испытывать женщина, посетившая могилу отца своих пятерых детей после долгих лет разлуки. 

На кладбище села Агалы не осталось ни одной неповрежденной могилы. Около захоронения главы семьи сын Шахин, крепко сжимая руку Сураи, повторяет: «Будь сильной». Для матери и сына это были последние минуты тех мучительных дней ожидания и тоски перед посещением могилы главы семьи и родного отца. Мы стояли в стороне и на наших глазах были слезы, которые стыли от мороза. Душа Вагифа воссоединилась с семьей. Закончились годы одинокой тоски в Зангилане, годы горестных воспоминаний за пределами родины.

«Зангилан был захвачен последним. В тот день я потеряла не только родительский дом, но и право навещать могилы своих близких, которые, казалось, остались там навсегда. Хотелось вспомнить былое у надгробья отца, матери, Вагифа, поделиться с ними тем, что накопилось на душе... Так и прожила двадцать восемь лет с разбитым сердцем. Даже не знаю, как прошли эти годы?!» Передо мной стояла воистину мужественная женщина. Это было признание человека, не склонившегося перед бременем стольких лишений и потрясений. Я все  еще  не мог понять, откуда в этой женщине столько сил, упорства и воли?!.

...Мы направляемся к дому Сураи. По пути она и дядя Адиль осматривают луга, разрушенные сады и огороды, делясь друг с другом детскими воспоминаниями. Невольно вслушиваясь в диалог этих двух пожилых людей, которые родились, выросли и создали семьи в этих краях, я все острее начинал понимать, как последствия оккупации отразились на судьбах этих людей.

И вот наше последнее пристанище в конце долгого пути - дом тетушки Сураи. После всего, что выпало на ее  долю, после всего пережитого сегодня, женщина больше не выдержала. Ее  ноги подкосились, и старушка упала на колени перед собственным домом, вернее перед грудой камней, оставшихся от него.

Вандалы, осквернившие могилы наших предков, разграбили и наши дома. Вместе с могилой ее мужа Вагифа был разрушен и дом... Увиденное стало еще  одним тяжким ударом по измученному сердцу тетушки Сураи. Ее  дом и могилы ее  близких были разрушены. Я не мог найти слов, чтобы утешить ее. Но в то же время чувствовал, что в этом и нет особой нужды, ибо Великая Победа вылечила раны тысяч азербайджанских матерей, как и тетушки Сураи...

...Темнело. С надеждой вернуться снова уже в благоустроенный Зангилан мы тронулись обратно в направлении Баку. 

 

 

В ЗАНГИЛАНЕ РЕАЛИЗУЮТ ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ «УМНОЕ СЕЛО»

В селе Агалы Зангиланского района Азербайджана будет реализован первый проект «умное село». Об этом заявил Президент АР Ильхам Алиев      28 февраля в Баку на пресс-конференции для представителей местных и зарубежных СМИ

«Этот проект будет реализован в трех селах Зангиланского района – Агалы I, Агалы II, Агалы III. Я поручил полностью завершить проект до конца нынешнего года. То есть, там будут размещены около 1000 человек. Будет создана вся необходимая инфраструктура, восстановлены посевные площади, и люди вернутся туда. Таких пилотных проектов может быть много. Сейчас мы работаем над этим», - сказал глава государства.

Отметим, что реализация проекта в селе будет проводиться в основном по пяти компонентам. Это – жилье, производство, социальные услуги, «умное сельское хозяйство», альтернативная энергия. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

253


Актуально