26 Апреля 2024

Пятница, 13:07

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Эльвин ХОДЖА ГАНИЕВ: «Я с детства мечтаю увидеть Шушу - родину моего деда»

Автор:

01.04.2021

Эльвин Ходжа Ганиев - заслуженный артист Азербайджана, скрипач-солист, виртуоз, выступающий с известными оркестрами и ведущими дирижерами мира. В его репертуаре виртуозные и сольные скрипичные произведения, концерты для скрипки с оркестром, сонаты для скрипки и фортепиано. 

...2003 год. 6-летний мальчик со своей скрипкой стоял на сцене перед зрителями, которые с интересом наблюдали за каждым его движением. Рядом с ним на сцене его дедушка Сарвар Ганиев - народный артист Азербайджана, профессор Билькентского университета Турции. Это были первые шаги к большой сцене. Бурные овации, зрительская любовь. Через три года, в 2006 году, Эльвин Ганиев вместе с дедушкой и Билькентским оркестром сыграет концерт Вивальди в Турции. 

Эльвин Ганиев родился в семье музыкантов. Уже с трех лет начал «дирижировать» импровизированной дирижерской палочкой - карандашом в руках. В таком формате проходили репетиции родителей, дедушки и дяди в домашней обстановке. В 8 лет, завоевав первое место на конкурсе «Классическое наследие», проходившем в Москве, Эльвин Ходжа Ганиев демонстрирует знатокам музыки высокую технику и мастерство исполнения. Зрительские симпатии и признание сопутствуют ему на протяжении всего творческого пути. Конкурсы, фестивали, концерты, которые проходят во всех уголках мира - США, Швейцарии, России, Франции, Испании, Германии, Китае, Англии и других странах, дают возможность  прикоснуться к музыке других исполнителей и рассказать о своей. 

«Лучший молодой музыкант 2020 года» по результатам Стамбульского музыкального фестиваля, Эльвин Ганиев прочертил свой путь в классический мир музыки. Этот путь его, безусловно, выведет к вершине - всемирной известности. Чем же живет молодой музыкант Азербайджана и Турции? 

- У вас две фамилии… 

- Многие удивляются и спрашивают меня об этом. Хотя ответ очень прост. Фамилия моего отца Ходжа, а мамы - Ганиева (улыбается). В честь своего любимого дедушки, выдающегося скрипача, народного артиста Азербайджана Сарвара Ганиева я решил соединить две фамилии и представлять себя именно так - Эльвин Ходжа Ганиев. 

- Немецкий дирижер Серджу Челибидаке считал, что музыка, которая исполняется заочно, не музыка. Тем не менее, в период пандемии многие ваши выступления и даже участие в международных музыкальных конкурсах проходили в онлайн-режиме. Такой формат исполнения для вас приемлем?

- Думаю, что без музыки нет жизни вообще. И она помогает нам преодолевать период пандемии тоже. Ведь если музыкант, творческий человек не занимается музыкой, он теряет свою форму, теряет ощущения, к которым привык. А для музыканта выйти из формы - это очень плохо. В данный момент нет концертов, все закрыто и, надо сказать, спасибо этой возможности заниматься онлайн со своими профессорами, продолжать учиться дальше, работать над новыми произведениями и, естественно, делиться своим исполнением с публикой онлайн. 

- Вы прошли во второй тур международного конкурса скрипачей Яши Хейфеца, собрав больше всего голосов от зрителей. Чем объясняется такая любовь публики? 

- Свой первый концерт я сыграл в 6 лет. С тех пор я очень люблю сцену, публику, аплодисменты. Конкурс для меня, прежде всего, концерт, а не экзамен. Играя на концертах, я всегда бываю искренен в своих чувствах и исполняю от души для людей, которые пришли послушать. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто поддержал меня на этом конкурсе. 

- Впереди новый конкурс «George Enescu Festival». Что будете исполнять? 

- Для начала отмечу, что конкурс имени Джорджа Энеску - это престижный, масштабный и сложный конкурс, поэтому подготовка к финалу и полуфиналу проходит очень серьезно. Заявок было на конкурс много, но в первый тур прошли лишь 80 человек, во втором туре нас осталось 17. И только 8 участников, включая меня, прошли в полуфинал, который вместе с финалом пройдет в мае. Каждый конкурс имеет специальную программу, подготовленную организаторами. На данном конкурсе в полуфинале планируется исполнение камерной музыки, а финал будет с оркестром. Готовиться к конкурсу мне помогает профессор Криштоф Венгжин. 

- На втором международном конкурсе, проходящем в Берлине, вы завоевали золотую медаль. Как встретили вашу победу в Турции? Как, в целом, в братской для нас стране оценивают ваше творчество? 

- Золотую медаль в Берлине я завоевал, представляя Азербайджан и Турцию. Конечно, и в Азербайджане, и в Турции очень радовались этой победе. Так как я родился в Анкаре и окончил музыкальную школу при Билькентском университете в Анкаре, то, конечно, мои успехи в Турции принимают с большой радостью. А в прошлом году я получил премию от Стамбульского музыкального фестиваля в номинации «Лучший молодой музыкант 2020 года». 

- Несмотря на то, что вы проживаете в Турции, тем не менее, тесно сотрудничаете с азербайджанскими музыкантами и дирижерами Фуадом Ибрагимовым, Рауфом Абдуллаевым. Какую азербайджанскую музыку больше любите исполнять? 

- Последние шесть лет я постоянно живу в Европе. Четыре года бакалавриата прошли в Швейцарии, два года магистратуры - в Германии. Сейчас у меня второй год магистратуры, который из-за пандемии придется продлить до следующего года. В будущем планы пройти вторую магистратуру на солиста-мастера, и надеюсь, что потом смогу закончить докторантуру. Пока нужно учиться. С Фуадом Ибрагимовым мы познакомились в Германии, когда он учился еще в Кельне, а я приезжал на уроки к своему профессору Захару Брону. Мне было тогда всего девять лет. Маэстро Рауфа Абдуллаева я знаю с самого детства, мой дедушка часто выступал вместе с ним. И у меня было много концертов с маэстро Рауфом Абдуллаевым в Баку, Турции, Москве и за границей. Знаете, неважно, где живет музыкант. Я сам пока не знаю, где я буду в будущем. Все зависит от рабочих контрактов. Анна Нетребко живет в Вене и Нью-Йорке, поет во всем мире, но все равно она из России. Зубин Мета живет в Италии, работал в США и в Израиле, но все знают, что он из Индии. Где бы они ни жили, они все равно остаются гражданами своей страны и всегда с огромным удовольствием сотрудничают с музыкантами своей страны. Для меня всегда самым большим удовольствием является давать концерты у себя на родине. Я очень люблю музыку азербайджанских композиторов. В моем репертуаре Кара Караев, Ариф Меликов, Франгиз Ализаде, Фикрет Амиров, Тофик Кулиев, Агшин Ализаде, Рауф Гаджиев и многие другие. И я надеюсь, что буду расширять свой репертуар и с удовольствием исполнять нашу музыку на различных сценах мира. 

- Многие именитые музыканты призывают следовать канонам классической музыки и не выходить за академические рамки, считая, что попытки аранжировки классической музыки указывают на дилетантство. Для вас существуют четкие границы в музыке или музыка как искусство - свобода самовыражения?

- Да, многие музыканты ныне импровизируют. Но я отношусь к категории канонических музыкантов все же. Классика есть незыблемость. Как можно по наитию играть Моцарта или Бетховена? В то же время хороший исполнитель может отличиться красивым звуком, акцентами, нюансами, техникой. Играть одинаково невозможно. В данном случае имеют значение исполнительский уровень, музыкальность, понимание произведения. Все должно быть в рамках того, как этого хотел композитор. Но есть музыка и современных композиторов, где последние сами предлагают свободу в самовыражении исполнителя. 

- Вы студент советского и немецкого скрипача, заслуженного деятеля искусств РСФСР Захара Брона, с которым впоследствии делили одну сцену. Каково играть на одной сцене со своим учителем? 

- Да, я один из последних учеников легендарного скрипача, народного артиста России, профессора Захара Брона. Он - легенда и уникальный педагог, который вырастил таких скрипачей, как Максим Венгеров, Вадим Репин, Даниэль Хопп, Дэвид Гэррид, и многих других. Мое знакомство с Захаром Броном состоялось на фестивале в Казахстане, когда мне было восемь лет. И уже с восьми лет я каждый месяц на одну неделю ездил в Швейцарию на занятия с ним. Играть с Броном на одной сцене - это огромная ответственность и удовольствие. Быть его учеником - это уже огромный подарок судьбы. К занятиям с ним я также подхожу ответственно и с интересом. Среди его учеников бытует мнение, которое часто высказывается в наших разговорах, что легче сыграть перед огромной публикой, чем перед ним одним (смеется). Поэтому после урока с Броном концерты казались нам намного легче (смеется). Ведь он уделяет внимание каждому отдельному звуку, ноте, искусно оттачивает каждый штрих. У моего деда и у Брона были схожие школы. Дед был учеником Дмитрия Цыганова, а Брон - учеником Давида Ойстраха. Цыганов и Ойстрах были друзьями, и у них был один квартет, где первая скрипка был Ойстрах, вторая - Цыганов. Они оба были заведующими двух струнных кафедр в Московской консерватории имени Чайковского. Так что мне очень повезло с педагогами (улыбается). 

- Как же проходил учебный процесс с дедушкой, дирижером Сарваром Ганиевым? Делал ли вам дедушка уступки в процессе обучения, учитывая, что перед ним его любимое чадо? 

- Мой первый педагог, мой дедушка, мой идол как скрипач и как человек! Своей любовью к Родине, отношением к своей профессии, музыкальным коллегам, своей добротой он навсегда останется в памяти многих людей. Конечно, для меня он всегда будет примером во всем. Я начал свое музыкальное образование с ним, когда мне было пять лет. Моя сестра Джахан и двоюродная сестра Джейла также скрипачки и тоже обучались у него. И я могу сказать, что он со всеми студентами был как со своими внуками и детьми. 

- Из видео с вашим совместным исполнением на одной сцене с Сарваром Ганиевым складывается впечатление, что вы видите в своем дедушке сильную опору и эмоциональную поддержку. С кем еще, стоя рядом, вы чувствовали ту же уверенность? 

- Музыкант всегда делит сцену с кем-то, будь то пианист, камерный оркестр, дирижер или певец. Безусловно, все мы очень разные, каждый по-своему воспринимает то или иное произведение, у каждого своя школа, которая формировала его, даже возраст имеет значение - играешь ты со своим сверстником или с большой звездой, который старше и в разы опытнее тебя. Мой дедушка прошел великолепную московскую школу, учился у лучших педагогов: Дмитрия Цыганова, Давида Ойстраха, выступал с Шостаковичем, Ростроповичем, Ашкенази, Рождественским и многими другими легендарными музыкантами... (задумался). В моей памяти навсегда останутся два наших концерта вместе… мой первый концерт с оркестром и с моим дедушкой и спустя несколько лет последний концерт дедушки. В этот раз он тоже делил сцену со мной. В этом есть особая мистика! Такое впечатление, что он передал мне свою любовь к сцене, музыке, скрипке, чтобы я дальше играл и работал над собой, развивался как музыкант, как скрипач...

- Корни вашего дедушки Сарвара Ганиева из Шуши. Какими воспоминаниями делился с вами дедушка об этом прекрасном городе, о Карабахе? 

- Мой дедушка родом из Карабаха, из Шуши. Из рода Джаванширов. Его мама Джахан - дочь известного в Шуше мецената Джамиль бека Бейбутова, который помогал многим шушинцам получить образование. Дедушка всегда рассказывал мне про Шушу, про родных, близких, друзей. И все время мечтал о том дне, когда сможет вновь поехать туда. Рассказывал про Джыдыр дюзю, Дашалты, волшебный воздух, потрясающую природу, Исабулаг, про самоварный чай с малиновым вареньем. Я с детства мечтаю увидеть Шушу.

- Ваша детская мечта уже может стать реальностью... 

- Так и есть. Шуша вернулась к нам, Отечественная война закончилась Великой Победой, наконец, я смогу увидеть родную Шушу моего деда, а значит, и мою. Обязательно планирую выступить там с концертом, посвященным Победе, героям этой войны, которые погибли, защищая Родину, нашей доблестной Армии во главе с нашим дорогим господином Президентом, Верховным Главнокомандующим Ильхамом Алиевым и всему Азербайджану.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

250


Актуально