16 Апреля 2024

Вторник, 23:49

СОХРАНИТЬ РАВНОВЕСИЕ

Азербайджан стремится удержать тенденцию экономроста на фоне сильного внешнего давления

Автор:

01.04.2021

За последний год мировая экономика получила столько «доз» пандемических ударов, что изобрести для нее спасительную вакцину куда сложней, чем против самого вируса. Внутренние проблемы смешались с внешним воздействием, волатильность нефтяного рынка, скачки на валютных биржах и т.д. - слишком многое навалилось на правительства, которые порой не успевают придумывать антикризисные планы. 

Только ситуация входит в более-менее спокойное русло, цена на нефть достигает желаемого уровня, в том числе и для экономики Азербайджана, как происходит очередной внешний шок. Судя по всему, Центробанку АР вновь придется поднять свой «щит», чтобы защитить манат от колебаний, а экономику - от негативного влияния. 

 

Мир в ожидании позитива

Мировая экономика из-за пандемии коронавируса потеряла свыше $3,5 трлн., что вдвое больше, чем в период кризиса 2008 года. Такие цифры на днях озвучил замглавы МИД России Сергей Вершинин. По его словам, эксперты оценивают ситуацию как крупнейший глобальный кризис со времен Второй мировой войны.

Однако, несмотря на это, международные аналитики и фининституты не теряют надежды, что ее удастся вывести на позитив уже в этом году. Более того, по мнению первого замглавы Международного валютного фонда (МВФ) Джеффри Окамото, вакцинация и дополнительное финансовое стимулирование открывают перспективы для более динамичного роста мировой экономики в 2021 году. «В январе мы прогнозировали глобальный рост в 2021 году на уровне 5,5%, однако появляются перспективы более сильного роста из-за дополнительного финансового стимулирования, особенно в США, а также из-за перспектив распространения вакцинации», - сказал он.

Между тем тот же МВФ предполагает, что совокупный доход на душу населения в странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах, за исключением Китая, в период с 2020 по 2022 год будет на 22% ниже, чем был до пандемии. Это, в свою очередь, приведет к тому, что с начала пандемии около 90 млн. человек окажутся за чертой бедности.

Но развитым странам также придется несладко: экономисты уже пересматривают в сторону снижения прогнозы экономического роста в еврозоне на фоне третьей волны COVID-19 и ужесточения ограничений, пишет Financial Times. Так, аналитики Morgan Stanley предупредили, что если ограничения будут действовать еще несколько месяцев, это приведет к «еще одному потерянному лету» и уменьшит ВВП Испании и Италии на 2-3%. Экономисты Barclays теперь ожидают, что ограничения на передвижение в Европе будут отменены только к концу второго квартала, «что ослабит внутренний спрос и, как следствие, импорт».

В отличие от Старого Света более радужными представляются перспективы США благодаря байденовскому пакету поддержки экономики почти в $2 трлн., о котором упоминал выше замглавы МВФ, и ожидаемому пакету инфраструктурных расходов. Более того, есть надежда на то, что эти меры позитивно скажутся не только на американской экономике, но и на экономиках других стран, оказав давление на совокупный спрос в сторону повышения. Таким образом, как минимум, выиграют экспортеры сырья, в том числе и нефтяного, и здесь уж точно можно ожидать экономического роста.  

 

Валютный баланс вопреки шокам

Надежды - надеждами, а противостоять глобальному кризису сегодня правительствам пока довольно сложно. Любое решение, принятое с целью удержать экономику на плаву, может дать обратный эффект и вызвать негативные тенденции не только внутри страны, но и в регионе.

Например, с трудом достигнутый баланс в экономике Азербайджана благодаря росту цен на нефть в начале этого года оказался под угрозой из-за очередного обвала турецкой лиры. 

Спровоцировало валютный кризис в Турции решение Центробанка о повышении учетной ставки на 2%, основным аргументом которого было намерение таким образом бороться с растущей инфляцией. Не согласный с такой позицией президент Реджеп Тайип Эрдоган уволил главу Центробанка, назначив на его место Шахаба Кавчиоглу, сторонника мягкой монетарной политики. Однако уже 22 марта турецкая лира рухнула и, продолжив падение, достигла 17% спада курса всего за неделю.  

Экономисты государств - торговых партнеров Турции осторожно намекают на то, что обесценивание лиры может перекинуться на валюты их стран и других развивающихся государств. Например, уже отмечается некоторое колебание курса российского рубля, несколько ослаб казахстанский тенге и т.д.

В Азербайджане, который имеет крайне тесные экономические взаимоотношения с Турцией, в очередной раз прошла волна беспокойств о судьбе маната - разговоры о предстоящей его девальвации за весь прошлый и нынешний годы возникали не раз, но Центробанк страны стоически отражал их, призывая доверять его способности удерживать курс нацвалюты на стабильном уровне.

Вот и на этот раз председатель правления ЦБА Эльман Рустамов, следуя современной тенденции, опубликовал комментарий в Twitter, заверив, что Центробанк внимательно следит за тем, что происходит в экономике и финансовой системе стран-партнеров.

«В стране сохраняется макроэкономическая стабильность, в том числе равновесие на валютном рынке, наблюдается снижение долларизации. Тенденция роста мировых цен на нефть положительно сказывается на стабильности на валютном рынке. Учитывая все вышесказанное, влияния падения турецкой лиры на курс азербайджанского маната не ожидается. У страны достаточно финансовых ресурсов для поддержания баланса на валютном рынке и текущей макроэкономической стабильности», - отметил Э.Рустамов.

Вместе с тем экономист, депутат Милли Меджлиса Вюгар Байрамов считает, что совершенно бесследно ситуация с турецкой лирой для Азербайджана, естественно, пройти не может. При этом, по его мнению, произойдет рост импорта турецких товаров в нашу страну, что позитивно отразится на объеме двустороннего товарооборота. «Ежегодно объем товарооборота с Турцией у нас растет и в прошлом году достиг 4,5 млрд. долларов. Таким образом, Турция стала вторым после Италии торговым партнером Азербайджана, причем с положительным сальдо в пользу Азербайджана», - добавил В.Байрамов. По его мнению, если турецкая лира не выправит свое положение, то в Азербайджане турецкие товары могут также снизиться в цене, что позитивно скажется на инфляции. 

 

Утешительные прогнозы

Центробанк Азербайджана также недавно принимал решение об учетной ставке, но, в отличие от турецких коллег, не стал рисковать. Ставка в очередной была сохранена на уровне 6,25%, нижний порог процентного коридора остался на уровне 5,75%, верхний - 6,75%. И свое решение ЦБА аргументировал именно последними инфляционными тенденциями, возможным влиянием факторов затрат и спроса на цены в краткосрочной и среднесрочной перспективах. «Анализ показывает, что существенного изменения баланса факторов риска по инфляции не наблюдается», - отмечается в заявлении.

Уравновешивающими факторами ЦБА называет рост цен на нефть, улучшение внешнего баланса, стабильность обменного курса, которая является основным «якорем» политики. «Хотя немонетарная инфляция немного выросла, базовая инфляция остается стабильной. По оценкам, к концу года инфляция останется в целевом коридоре ЦБ», - подчеркивает банк.

Эксперты-экономисты в целом оправдывают осторожную позицию ЦБА - наряду с пандемией экономика должна в этом году с максимально позитивным общим эффектом освоить и поток средств на восстановление освобожденных территорий в Карабахе.

По мнению экономиста Рашада Гасанова, чтобы повысить активность экономики, особенно в постпандемический период, ускорить процесс восстановления, Центральный банк, по идее, должен был проводить более мягкую денежно-кредитную политику, чтобы поддерживать экономическую активность. Но инфляционное давление ограничивает возможности регулятора маневрировать. 

По словам эксперта Джафара Ибрагимли, ЦБА занимает выжидательную позицию в вопросе учетной ставки, и, возможно, это продолжится еще пару месяцев: «Сейчас центробанки всего мира поддерживают свои учетные ставки на самом низком уровне, чтобы обеспечить экономическую активность во время пандемии».

Между тем в статистике экономического развития Азербайджана уже видны проблески, пусть пока слабо, но восстанавливается экономическая активность. Правда, многое опять же зависит от длительности карантинных мер и внешнего влияния. 

Однако, как говорится в заявлении ЦБА, рецессия в ненефтяном секторе Азербайджана практически остановилась, по итогам января-февраля 2021 года рост в ненефтяной промышленности составил 12,1%, сельском хозяйстве - 2,3%, а на транспорте и в складском хозяйстве - 10,9%.

«Согласно результатам мониторинга реального сектора, индекс делового доверия в феврале в сфере торговли и услуг имел тенденцию к росту по сравнению с предыдущим месяцем. По полученным заказам на строительство наблюдалась положительная динамика», - отмечается в заявлении.

Центральный банк в краткосрочной и среднесрочной перспективах ожидает продолжения процесса восстановления как внешнего, так и внутреннего спроса. При этом внутренний спрос будет поддерживаться за счет стимулирования налогово-бюджетной, денежно-кредитной и макропруденциальной политики. Поэтому местные экономисты настроены позитивно относительно возможности достижения в этом году намеченной в госбюджете планки экономроста в 3,4%, тогда как международные фининституты в своих прогнозах пока ограничиваются цифрой в 2%. Однако, если достигнутый баланс на рынке нефти сохранится до конца года, а вакцинация позволит ослабить карантинные ограничения хотя бы уже летом, то можно смело надеяться, что и иностранные аналитики поменяют свое мнение. 

Ведь в этом году для поддержки и роста экономической активности в Азербайджане есть еще один мощный стимул - начало масштабных работ по восстановлению освобожденных территорий. И ЦБА, и правительство, и экономисты уверены в том, что именно это окажет наиболее позитивное воздействие на экономику, превратив кризис в новые возможности.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

167


Актуально