Автор: Салатын МИРЗОЕВА
На территории Мингячевира был обнаружен сделанный на кости духовой музыкальный инструмент балабан, который относится к I веку до н.э. и является прототипом современного балабана. Его название, происходящее от слов «бала» (меньший, низкий) и «бан» (петушиный крик), связано со своеобразным тембром инструмента.
Азербайджан всегда славился сильной школой этого инструмента. Представители этой школы своим профессиональным исполнением пропагандируют азербайджанский балабан не только в самой стране, но и за ее пределами.
Балабанист, композитор Алафсар РАГИМОВ живет и занимается творчеством в Турции. Он сторонник прогресса и раскрытия всевозможных граней звучания балабана. Исполняет на нем музыку различных жанров. Два произведения - Panic и Quantum, написанные им для этого инструмента, вошли в его первый альбом «Паника», который выпущен в 2021 году.
Эмоциональность и жизнелюбие исполнителя ощущаются не только на сцене, но и в повседневной жизни. Ему не нужны регалии, ему нужна сцена. Его зритель - мир, не знающий этнических и национальных различий. Его стремление - революция и инновация национального инструмента. При этом музыкант твердо убежден, что в основе всего - национальные истоки и традиции, о которых не следует забывать. В этом суть и значение балабана. Хотя музыкант живет за пределами Азербайджана, он тесно сотрудничает с местными музыкантами. Примечательны его дуэты с Шахрияром Имановым, Алимом Гасымовым, Эльнуром Гусейновым и Этибаром Асадлы…
- Поздравляем вас с выпуском альбома Panic. В чем его общая концепция и какие композиции в него вошли?
- Спасибо большое. Это было моим заветным желанием. Я проявил терпение и сделал это в нужный момент и в нужном месте. Альбом считается своего рода паспортом творческой личности и играет большую роль в его развитии. Несмотря на то, что мой первый джаз-альбом Panic содержит в себе азербайджанские народные и песни других композиторов, я также включил в него две композиции собственного сочинения - Panic и Quantum. Теперь я задался новой целью: это выпуск двух альбомов. Но они будут содержать исключительно композиции моего собственного сочинения.
- О чем же ваша композиция Panic?
- То, что мы называем паникой, это бесконечное состояние, которое переживают и будут переживать все люди мира, вне зависимости от их желания. Возможно, что паника - это то, что помогает нам увидеть истину и сделать шаг осознанно. Самое главное при этом - протянуть руку находящемуся в паническом состоянии. И человеком, который протянул мне руку, когда я работал над этим альбомом, стал талантливый пианист, мой друг Этибар Асадлы. Аранжировка всех мелодий альбома и великолепная красочность звуков - его рук дело. Пользуясь случаем, хочу от всего сердца поблагодарить его.
- В альбоме нашли отражение ваши дуэты с молодым исполнителем Эльнуром Гусейновым и известным ханенде Алимом Гасымовым. Как сложилось ваше совместное творчество?
- С Эльнуром мы знакомы давно. Еще со времен его участия в песенном конкурсе «Евровидение» 2008 года. Мы даже поехали тогда в Белград с концертом, чтобы поддержать его. Откровенно говоря, в те годы между мной и Эльнуром не было особой близости. Два года назад он посетил наш концерт в Измире, где мы с ним познакомились поближе. Между нами сложились дружеские отношения, которые сейчас переросли в дуэт. Я всегда говорил и буду говорить: Эльнур является одним из тех редких исполнителей, которых можно считать находкой для нашей страны. Благодарю его. Он оказал мне поддержку в претворении моей мечты. И совместно с Алимом Гасымовым - мастером, при имени которого мы все встаем, мы создали этот дуэт. Я очень люблю творчество непревзойденного творца Имадеддина Насими. Не знаю почему, но его стихи вселяют в меня большую уверенность, и она позволила мне вместе с нашими прекрасными музыкальными деятелями создать композицию Qafil Oyan в новом амплуа. И она уже успела полюбиться слушателю.
- Занимаясь композиторской деятельностью, вы вносите свою лепту в решение одной из важных проблем балабанного искусства - нехватку новых мелодий...
- Музыкальное искусство - это такая сфера, где отсутствие нового в твоем творчестве может означать лишь одно: твой стремительный творческий подъем обернется столь же стремительным падением. К сожалению, творить дано не каждому. На сегодняшний день существует много композиций и народных песен, завоевавших популярность, которые также были сыграны на балабане. Но сколько можно оставаться в рамках одного и того же?! Многие даже не представляют, сколько скрытых от глаз возможностей у балабана, можно сказать, не хотят этого видеть. Мы живем в век интернета и социальных медиа. Очень тяжело говорить об этом, но Армения сегодня делает все, чтобы популяризировать этот инструмент как свой. На серьезном уровне поддерживаются проекты, концерты. Развивать балабан во всех сферах и никогда не выступать против новшеств - вот к чему необходимо стремиться.
Как же обстоят дела у нас? В 2018 году я принял участие в Международном конкурсе мугама, где представители старшего поколения весьма критически отнеслись к новшествам, которые демонстрировали молодые исполнители. Иногда эта критика была оправданной, а иногда - несправедливой. Сам я не сторонник того, чтобы своим исполнением испортить некую композицию. Но среди нас немало тех, кто, добавляя «вкусные» штрихи в какую-то мелодию, создают прекрасное творение. При этом слушатель восхищается не только композицией, но и мастерством исполнителя.
Мое мнение таково, что Азербайджан должен более широко продвигать балабан в мире как свой народный инструмент. У меня есть проекты, которые вследствие нехватки средств пылятся на полке. Но я сделаю все, чтобы оживить это искусство и, не теряя национальных ценностей, показать свой стиль, новаторское творческое отношение. Я на стороне эволюции и прогресса.
- Правда ли, что молодежь считает балабанное искусство неприбыльным и поэтому наряду с обучением игре на балабане осваивает еще один инструмент, который в будущем будет приносить доход? Впоследствии балабан откладывается в сторону. Оказывает ли это негативное воздействие на школу балабана в Азербайджане?
- Вы попали в точку. В музыкальных школах самые популярные инструменты - это гармонь и нагара. Родители, оказывая воздействие на детей, советуют именно эти «доходные» инструменты. В некоторых музшколах учеников, изучающих балабан, можно пересчитать по пальцам.
- Как вы считаете, с каким музыкальным инструментом лучше всего получается синтез балабана?
- Больше всего с фортепиано, тромпете (труба) и струнными инструментами. И меньше всего, на мой взгляд, с гармонью. По звуковым фрескам они не подходят друг другу, а вот с аккордеоном очень даже совместимы. Я тоже не смог до конца определиться с этим вопросом.
- В музыке, которую вы исполняете, можно заметить резкий контраст в выборе: тема к кинофильму «Розовая пантера» Генри Манчини, а впоследствии к одноименному мультфильму, и композиции Саида Рустамова или Габиля Алиева. По каким критериям осуществляется ваш выбор? Полагаетесь на внутренние ощущения или же пытаетесь угодить вкусу и потребностям слушателя?
- Очень верно заметили (улыбается). Некоторые выбирают себе одну дорогу, а другие - несколько. Каждый из перечисленных композиторов прекрасен по-своему. Я строю репертуар на основе смены жанров: фолк, классика, этно-джаз. Каждый из этих жанров слушаю с большой любовью. Я стремлюсь к тому, чтобы прочертить путь для балабана в каждом из этих направлений. Я хочу завоевать любовь каждого слушателя в большом потоке любителей музыки.
- Насколько правильно или важно строить свое творчество на основе зрительского вкуса, который у каждого свой?..
- Сегодня у всех на слуху простые музыканты и, соответственно, простая музыка. Она вмиг ложится на слух и становится фаворитом публики. В Азербайджане музыкальный бизнес стал зависим от свадебных торжеств. Чтобы подзаработать и накормить семью, на эти торжества идут как музыканты, которые занимаются творчеством, так и те, у кого этого творчества нет. Проблема в том, что сильные и слабые исполнители смешались. Отсюда не всегда хорошая музыка и упрощение музыкального восприятия «слушабельностью». А спрос, как известно, рождает предложение. В том случае, если музыканты начнут зарабатывать деньги с концертов высокого профессионального уровня, начнутся здоровая конкуренция и оттачивание вкуса слушателя. Каждый будет стараться превзойти себя и оказаться на сцене, которая станет эталоном исполнительского мастерства. Безусловно, концертный гонорар должен превосходить свадебный, чтобы музыкальная индустрия начала развиваться в здоровом ключе. А так у каждого есть право заработать себе на хлеб путем, который он считает правильным. Проживая в Турции, я наблюдаю здоровую музыкальную конкуренцию.
- Кстати, почему ваш выбор ведения профессиональной деятельности пал именно на Турцию?
- В Турции наблюдаются большой интерес к балабану и потребность в нем. Здесь можно заниматься тем, что тебе нравится, и получать от этого прибыль. Осознал, что некоторые мои желания и творческие цели могут в этой стране претвориться в жизнь. Одна из них, как я уже отмечал, выпуск альбома в профессиональном формате. Получение прибыли, выступая на концертах и на сцене. Турция - своего рода площадка, на которой собираются многие музыканты с мировой известностью и где можно с ними общаться. Много-много причин (улыбается). Были, конечно, и личные причины в выборе этой страны. Поэтому, с учетом всех этих факторов, было нетрудно определиться.
- Как на ваше творчество повлияло участие в фестивале «Turk Zurnazen Festivali'nin 5'incisi»?
- Не существует такого фестиваля, который не скрасил бы жизнь музыканта. Для меня в этой жизни не существует лучшего полета чувств, чем встреча со зрителем лицом к лицу и обмен эмоциями. Завоевываешь новых друзей. Подумайте только, со временем однажды внутри тебя весь мир становится семьей. Теперь же пандемия, концертный простой. И больше всего я скучаю по закулисью, по шуткам и атмосфере, которая там царит. Даже еда в самом дорогом ресторане не заменит мне еду в пластиковой посуде, которая выдается на фестивалях. Выходя на сцену, ты исполняешь музыку нормально, а со временем совершенствуются твое исполнение и звук твоего инструмента. Мы очень скучаем по сценам...
- «Будь хорошим музыкантом либо хорошим менеджером» - современный лозунг музыкальной индустрии. Реклама и пропаганда играют сегодня большую роль для известности. Прибегаете ли вы к помощи этих средств?
- Я бы сказал, будь кем хочешь, но будь лучшим. Во многих странах мира каждый профессиональный деятель нуждается в услугах менеджера как в воздухе. Потому что он помогает продвигать тебя и твое творчество. В Азербайджане всю свою деятельность я вел самостоятельно, но в Турции все по-другому. Здесь считается неправильным, когда сам музыкант или любой другой творческий деятель обсуждает финансовые вопросы или же занимается другими организационными аспектами. Всю эту работу ведет Хилал Бейазит, и я доволен. Она прекрасно знает все тонкости своего дела. Мою профессиональную деятельность поддерживают два человека: моя мама и Хилал ханым. Я им очень благодарен.
- «Каждый раз, когда я слушаю Алафсара, мои ноги не стоят на месте. Ступая по дорогам длиною в тысячелетия, по которым шел мой народ, я соприкасаюсь с нашей историей и духом наших предков». Это слова величайшего азербайджанского поэта Бахтияра Вагабзаде, адресованные вашему дедушке - известному исполнителю на зурне Алафсару Рагимову. К сожалению, вам не удалось увидеть его при жизни, что вам осталось в моральном и материальном плане в память от него?
- Горжусь тем, что являюсь внуком Алафсара Шекили. Да, я не смог увидеть своего дедушку при жизни. Cчитаю, что все могло бы сложиться по-другому, если бы мне посчастливилось его знать. Бесценен вклад моего дедушки в искусство зурны и ее развитие с точки зрения расширения диапазонных возможностей. Все, кто был знаком с моим дедушкой, делятся интересными воспоминаниями касательно его творческих и, самое главное, человеческих качеств. Да что тут говорить, когда сам великий Бахтияр Вагабзаде охарактеризовал творчество моего деда. Склоняю голову перед каждым из этих исполнителей и творческих людей.
- Ваша главная мечта - стать счастливым. Что же делает Алафсар бея счастливым? Счастье связано с событиями, происходящими в нашей жизни, или это все-таки внутреннее состояние?
- Я не нахожусь в поисках счастья, купленного на деньги. Все мы знаем, что такое счастье относительно и временно. Известный комедийный актер Джим Керри сказал красивую фразу: «Я бы хотел, чтобы все люди стали богатыми и знаменитыми, получили бы все, о чем они мечтают, чтобы они поняли, что не в этом суть». У меня много желаний и целей, но если я скажу о них, то они перестанут быть мечтой, поэтому оставлю все это себе (улыбается). Скажу, что я живу в Стамбуле уже год и нахожусь в эпицентре городской суеты и суматохи. Желаю себе с любимым человеком спокойной жизни на лоне природы. Только по работе приезжать в город и после обратно возвращаться в свою тихую жизнь.
- Желаем вам исполнения ваших желаний! Спасибо за ваши ответы.
- А я благодарю вас за хорошие вопросы. С любовью, Алафсар.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: