18 Апреля 2024

Четверг, 11:21

АРМЯНСКАЯ РУЛЕТКА

Политическая ситуация в Армении может преподнести еще немало сюрпризов

Автор:

01.05.2021

Формально тот период, в котором находится сегодня Армения, должен именоваться предвыборной кампанией. Уже назначена дата новых досрочных парламентских выборов - 20 июня. Премьер-министр Никол Пашинян уже подал в отставку. Правда, остался и.о. премьера до самых выборов и, по сути, сохранит все рычаги власти. Возможно, в информационных сводках из Армении уже должны бы доминировать сообщения о предвыборных митингах, интервью, дебатах, встречах с избирателями и т.д. Но…

 

Необъявленная перезагрузка

Даже самый беглый взгляд не оставляет сомнений, что в Армении предвыборная кампания остановилась. Еще несколько недель назад здесь бушевали митинги, создавались и рассыпались альянсы, сколачивался единый фронт оппозиции, выдвигался единый кандидат. Эксперты с упоением изучали новую конфигурацию политических сил в Армении - и вдруг все неожиданно переменилось. Единый кандидат от оппозиции Вазген Манукян ушел в тень. Он не ездит по стране, не раздает интервью и не проводит митингов. Оппозиция выразила крайнее недовольство тем обстоятельством, что Никол Пашинян избрал для себя такую «отставку без отставки», - и ушла в тень, так и не объяснив, что же она собирается менять в стране в случае своей победы. Не торопится излагать своей программы также партия Никола Пашиняна. За прошедшие три года Армения уже по горло сыта разного рода обещаниями, планами, прогнозами и программами. А проигранная война - не лучший фон для обещаний. Нет ничего похожего и на дебаты. Где-то на периферии информационного пространства вяло обсуждаются предвыборные списки, но интерес к выборам сошел на нет. И в фокусе внимания совсем другие сюжетные линии.

Так, не уходит из «топа новостей» имя Роберта Кочаряна. Сам он проводит встречи со сторонниками, где обсуждает самые, пожалуй, острые проблемы Армении - отношения с Россией и вопросы безопасности. И отпускает Пашиняну впечатляющую шпильку: «Сейчас власти говорят о том, что Россия имеет обязательство по двустороннему соглашению относительно нашей защиты в качестве военно-политического союзника. Да, это так, но военно-политический союзник означает, что у тебя есть армия, у него есть армия. У вас есть договор, вы создаете военный союз, в котором со своей армией участвуете вы, Россия со своей. Если твоя армия небоеспособна, если состояние твоей армии такое, как у нас сегодня, это означает, что и в самом деле мы должны констатировать, что не в состоянии защитить себя, пусть это делает Россия. Значит, измени свой статус…» После чего обрушивается на Пашиняна: «Прошло шесть месяцев, вы слышали хоть раз в Национальном собрании какое-либо обсуждение вокруг вопросов нашей безопасности? Видели какое-то решение правительства касательно наших вооруженных сил? Говорят лишь о каких-то непонятных реформах».

 

Армейская тема во внутриполитическом прочтении

Армейская тема для Пашиняна - вопрос весьма и весьма болезненный. Отношения с генералитетом у него не складывались. И серия арестов генералов, армейские чистки с обвинениями в коррупции, по задумке, должны были помочь Николе Воваевичу укрепить контроль над армией. Но в результате они привели лишь к созданию в армейской верхушке антипашиняновского блока.

Теперь же здесь наблюдается особая напряженность. Армия Армении не просто потерпела в Карабахе сокрушительное поражение. Речь идет об очевидном разгроме: командирский корпус выбит, парк бронетехники уничтожен и восстановить военный потенциал ей будет ой как непросто. Роберт Кочарян одним из первых озвучил то, что давно имеет место быть, но о чем команда Пашиняна предпочитает молчать. Армянская армия как боевая структура более не существует и обеспечить безопасность страны не в состоянии. Но, тем не менее, она остается весомым инструментом во внутренней политике. Тем более что местный генералитет еще со времен «недопереворота» в исполнении Оника Гаспаряна активно втянут в политические дискуссии. Где, по понятным причинам, главный вопрос: кто же несет ответственность за разгром в Карабахе вообще и отдельные провальные операции в частности? 

Еще совсем недавно во всем обвиняли Никола Пашиняна. Как уверял экс-начштаба Оник Гаспарян, это премьер-министр приказал штурмовать высоту Лелетепе, что, собственно, сломало хребет армянской армии. Более того. Генералы еще в первые дни войны предупреждали премьера, что дела на фронте идут не ахти, но он приказал продолжать боевые действия, которые закончилось для Армении катастрофой. 

Пашинян в ответ выступил в парламенте, где устроил прямо-таки аукцион откровений. Информагентства наперебой цитировали его заявления. В том, что военные действия не были прекращены, Пашинян обвинил Оника Гаспаряна: «Речь идет о заседании Совета безопасности, прошедшем 30 сентября, на котором начальник генштаба сказал, что армия выполняет все задания и противник не добился успеха». 

Досталось и прежним властям: с точки зрения удельного веса развития критической инфраструктуры Армения отстает от Азербайджана со счетом 10:1 в условных единицах. А военно-промышленный комплекс Армении начал формироваться в апреле 2016 года, то есть с отставанием от Азербайджана на 11 лет. «В 2017 году у Азербайджана было два спутника, в том числе один разведывательный. Да, Азербайджан приобрел один разведывательный спутник, тогда как власти Армении покупали земельные участки в Европе, на греческих островах, везде, где их можно было купить», - добавил Пашинян.  В Армении опубликовали (с купюрами) также стенограмму выступления Оника Гаспаряна. Из нее следовало, что начальник генштаба докладывал Пашиняну, что армия выполняет задачи, и никакого намека на его нынешние алармистские вопли не было.

 

«Зангезурский капкан»

Возможно, после выступления Никола Пашиняна в парламенте многим экспертам казалось, что премьер-министр провел неплохую пиар-атаку. Возложив ответственность за провалы на фронте на генералитет, он опять вышел из воды если и не сухим, то, по крайней мере, с минимальным для себя ущербом. Но ситуация вновь изменилась. На сей раз роковой ошибкой для Пашиняна стала его поездка в Зангезур.

Как раз перед этим Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: «Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. Мы реализуем Зангезурский коридор, хочет того Армения или нет. Если захочет, то решим проще, если не захочет - решим силой. Так же, как до и в период войны я говорил, что они должны по доброй воле убраться с наших земель, или мы выдворим их силой. Так и случилось. Такой же будет и судьба Зангезурского коридора». 

Эти слова вызвали в Армении самую настоящую панику. Особенно с учетом того, что Армения явно пытается сорвать выполнение договоренностей по поводу создания Зангезурского коридора. Ереван был совершенно не готов к тому, что Президент Азербайджана обозначит «цену вопроса» для Армении. Никол Пашинян решил лично отправиться в Зангезур - и совершил роковую ошибку. По ходу начались акции протеста, беспорядки, были оскорбительные выкрики и закидывание кортежа яйцами. В ответ Пашинян приказал арестовать тех, кто награждал его матерными эпитетами. Тут на улицы вышли уже ереванцы. Против Пашиняна выступил даже первый президент Армении Левон Тер-Петросян, который назвал зангезурский «поход» Пашиняна проявлением садизма и бесстыдства.

Конечно, для соперников Пашиняна велик соблазн использовать против него «зангезурскую тему». Но при этом они не могут не понимать: выполнять договоренности по Зангезуру все равно придется. Так что шансов выбраться из зангезурского «капкана» нет не только у бывшего «шашлычного фюрера».



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

189


Актуально