26 Апреля 2024

Пятница, 00:28

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДВОЕЧНИКА

У Минской группы ОБСЕ появился исторический шанс спасти свое лицо и реабилитироваться

Автор:

01.05.2021

Если вспомнить повестку деятельности Минской группы ОБСЕ, можно еще раз убедиться в справедливости тезиса, что 44-дневная война полностью изменила политическую реальность в регионе. Сегодня, как бы этого ни хотелось различным политическим кругам в регионе и вне его, все те актуальные вопросы, которые были в центре внимания Минской группы до войны, остались в прошлом. Но даже в этих условиях, к сожалению, не все согласны с принципом, что в одну реку дважды не войти. И они все еще лелеют мысль вернуть политические согласования к периоду до 27 сентября 2020 года. Именно они предлагают обсуждать те темы, которые потеряли актуальность и уже ни при каких условиях не будут возрождены. 

 

Ситуация как она есть 

Между тем азербайджанская сторона неоднократно четко давала понять этим силам, что не собирается идти у них на поводу и будет отстаивать собственную позицию, вытекающую из реального положения дел. Один из последних таких месседжей прозвучал из уст Президента Азербайджана Ильхама Алиева в середине апреля, когда он отметил, что азербайджанской стороне пока неизвестно, чем будет заниматься Минская группа. Добавив при этом, что от нее ждет креативных идей. Буквально на следующий же день Минская группа отреагировала на это заявление, в котором сопредседатели ограничились общими фразами, словно давая понять, что они услышали месседж азербайджанской стороны. 

Правда, никакого креатива оно не несло. Заявление лишь констатировало очевидные факты и давало им свою собственную оценку. В то же время нельзя не отметить и признаки наличия прежних подходов, отсутствие дифференцированного отношения к сторонам конфликта. В  частности, нельзя не обратить внимания на желание приравнять лиц, задержанных на освобожденных территориях после подписания трехстороннего заявления от 10 ноября, с теми, кто был задержан на момент до завершения конфликта. Сопредседатели обращали внимание на необходимость возвращения «всех военнопленных и других задержанных в соответствии с положениями международного гуманитарного права» безотносительно того, были они задержаны в ходе военной кампании либо оказались в плену в результате совершенной диверсии уже после войны.

Для Азербайджана, да и в соответствии с тем же международным правом все они являются диверсантами, заброшенными в тыл Азербайджанской армии для проведения террористических действий как против военных, так и гражданских лиц. Они скорее подпадают не под  категорию «военнопленные», а под определение «террористы». А если быть еще более точными, то к ним применимо определение «националистические террористы», преследующие конкретные сепаратистские цели. Можно ли применять международное гуманитарное право по отношению к террористам - большой вопрос. 

В том же заявлении было обращено внимание на пункт «сохранение и защита религиозного и культурного наследия», что также вызывает недоуменное возмущение в Азербайджане. До войны Минская группа не особенно заботилась о состоянии памятников на оккупированных азербайджанских территориях. Многократные обращения Баку к международным гуманитарным структурам полностью игнорировались. Сама Минская группа даже бровью не повела для того, чтобы заставить Армению отказаться от разрушения азербайджанских памятников и религиозных объектов на оккупированных землях.  

Не в последнюю очередь именно из-за такого попустительства на освобожденных территориях не осталось практически ни одного мусульманского памятника, который нуждается в опеке азербайджанского государства. Зато армянские новоделы, наспех созданные оккупантами для подтверждения «исконности» своих территориальных притязаний, предлагается оберегать и охранять. По-видимому, чтобы дать возможность сепаратистам вновь «попытать счастья» при любой подходящей возможности. 

 

Армянские мечты

Пока в Баку анализировали суть заявления Минской группы, в котором, к слову, были и прагматические призывы, армянская сторона предпочла сделать ряд поспешных заявлений. Суть их сводилась к тому, что якобы в своем последнем заявлении Минская группа призвала Азербайджан отказаться от «деструктивной политики».  В чем Ереван усмотрел «деструктивное» поведение азербайджанской стороны - непонятно, но очевидное желание свалить все с больной головы на здоровую явно наблюдается. Скажем, руководство Армении предпочло не заметить прямые намеки сопредседателей на необходимость обмена всеми данными, необходимыми для проведения эффективного разминирования регионов, а также содействия прямым контактам и сотрудничеству между общинами, другим мерам по укреплению доверия между людьми. В обоих случаях на подобных предложениях настаивал и настаивает Баку. И Минская группа фактически подтвердила, что с этими предложениями азербайджанской стороны она полностью согласна. 

А вот по мнению главы армянского МИД Ары Айвазяна, окончательное решение карабахского конфликта возможно только при определении статуса Карабаха на основе реализации права на самоопределение. 

Здесь мечты армянской стороны разбиваются о поствоенные геополитические реалии, диктуемые желанием всех основных региональных акторов окончательно перевернуть страницу армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Таким образом, Минская группа оказалась перед фактическим выбором. Либо пойти на поводу у Еревана и имплементировать старую повестку в новые условия, либо, согласившись с постконфликтными реалиями, предложить более реалистическую повестку, соответствующую ожиданиям других региональных игроков. 

Кстати, в последнем заявлении Минской группы не было даже намека на статус. Этот факт может представлять собой обнадеживающее свидетельство того, что и эта структура больше предпочитает обращать свои взоры в будущее, нежели копаться в прошлом.

 

Исторический шанс реабилитироваться

Как известно, в прошлые годы Минская группа допустила немало ошибок в своей деятельности, которые весьма негативно отразились на ее КПД и имидже в целом. Не случайно, что ни один из существенных вопросов, которые обсуждались в рамках деятельности этой структуры, не нашел реализации в практической плоскости. Если оценивать деятельность сопредседателей по пятибалльной шкале, им можно смело поставить «двойку». Есть, правда, желающие присудить еще более низкую оценку - «единицу», но это, как говорится, нюансы, которые общую картину не меняют. Сегодня у нее появился шанс исправить свою «двойку», успешно выполнив домашнее задание. Как говорится, спасти лицо.

Еще в феврале текущего года заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко предположил, что на нынешнем этапе Минская группа ОБСЕ, ее сопредседатели «могли бы проявить активность в вопросах укрепления мер доверия между армянами и азербайджанцами». По его мнению, именно «развитие диалога в рамках гражданского общества будет способствовать общему оздоровлению ситуации в регионе и созданию предпосылок для дальнейших шагов на политическом треке».

Вообще, Минская группа по определению должна исходить из мандата, который был ей дан ОБСЕ. А одним из важных принципов ОБСЕ, как известно, является принцип уважения суверенитета и неприкосновенности границ стран-членов. В Минской группе, кстати, это не только три страны-сопредседателя, но и другие государства, подавляющее большинство которых поддерживает территориальную целостность Азербайджана. Достаточно вспомнить, что президенты России и Франции во время 44-дневной войны неоднократно подтверждали, что военные действия происходят на территории Азербайджана. Турция, Беларусь и Италия открыто поддержали территориальную целостность азербайджанского государства. Канцлер Германии Ангела Меркель, выступая на последней сессии ПАСЕ, прямо заявила, что «важно соблюдать законы, принятые совместно. Эти законы должны применяться в случае угрозы миру. Эти законы должны применяться, когда нет уважения к суверенитету и территориальной целостности государств. Можно привести пример Карабаха». Тем самым подтвердив, что нарушение суверенитета Азербайджана привело к конфликту в Карабахе. 

А коль скоро любая попытка поощрения ирредентизма и сепаратизма может квалифицироваться как отсутствие уважения к суверенитету и территориальной целостности государств, то использование ОБСЕ как площадки для подобных попыток является недопустимым. После того как в результате реализации трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года в регионе стали осуществляться процессы, направленные на установление прочного и долгосрочного мира, Минская группа ОБСЕ могла бы стать институциональным инструментом для создания эффективных условий по формированию продолжительного мира в регионе. 

К примеру, имеются большие перспективы для работы с Ереваном и Баку в вопросах, связанных с обеспечением мирной жизни не только и не столько представителей азербайджанского и армянского населения Карабаха, сколько армян и азербайджанцев в целом. Важно, чтобы межобщинный диалог, о котором столько лет неустанно говорит Баку, состоялся в новых реалиях. Чтобы процессы, связанные с возвращением мирной жизни в регион, шли более скорыми темпами, поэтому необходимость в предоставлении Азербайджану карты минных полей превращается из политического в важный гуманитарный шаг. 

Следует отметить, что Минская группа настаивает на возобновлении деятельности спецпредставителя МГ ОБСЕ. Между тем жизнь показала, что миссия спецпредставителя, исповедующего принцип «ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу», - не самый удачный период деятельности этой организации. Если уж говорить об эффективности, то, наверное, лучше начать избавляться от старых привычек.  Справится ли с этой задачей Минская группа, увидим уже в обозримой перспективе.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

179


Актуально