18 Апреля 2024

Четверг, 14:26

МАНДАТ НА МИР ИЛИ ВОЙНУ

К чему может привести уход международных сил из Афганистана

Автор:

15.05.2021

Чтобы достичь политического урегулирования в Афганистане, необходимо, в первую очередь, договориться с талибами о прекращении огня, считает президент Ашраф Гани. 

Своим видением будущего Афганистана после вывода оттуда войск западной коалиции он поделился в американском журнале Foreign Affairs. Гани заявил, что готов покинуть свой пост, если удастся договориться с движением «Талибан» о формировании переходного правительства и проведении выборов в стране. «Я не буду выдвигать свою кандидатуру на этих выборах, и я уйду с занимаемого поста до истечения президентского срока, если тот, кто меня сменит, будет иметь мандат на мир», - заверил он.

 

Печальный юбилей

В феврале прошлого года администрация Трампа подписала с талибами соглашение, согласно которому США и другие страны НАТО пообещали полностью вывести войска из Афганистана к маю 2021 года. В свою очередь «Талибан» обязался участвовать в мирных переговорах с правительством страны и не допускать в контролируемых им районах агрессивных действий со стороны боевиков «Аль-Каиды», «Исламского государства» (ИГ) и других террористических и антиправительственных сил.

Однако крайний срок, назначенный на 1 мая, с самого начала казался маловероятным, учитывая отсутствие должной подготовки для этого. В апреле президент США Джо Байден объявил о новых сроках. Полный вывод оставшихся сил международной коалиции из Афганистана начался 1 мая и завершится 11 сентября 2021 года - ровно через 20 лет после трагических событий, унесших жизни почти трех тысяч человек. 

После атак «Аль-Каиды» на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон от афганского правительства, которое в то время состояло из талибов, потребовали выдать Усаму бен Ладена и других подозреваемых, но получили отказ. Спустя всего месяц афганские силы, выступающие против талибов и известные как «Северный альянс», при поддержке американских и британских войск отстранили талибов от власти. Главари же «Аль-Каиды» бежали в Пакистан. Однако на этом военные действия в Афганистане не завершились и продолжаются до сих пор.

Двадцатилетняя война в Афганистане стоила США жизней более 2200 солдат и свыше $1 трлн. Жертв же среди самих афганцев намного больше. Только представителей правительственных вооруженных сил погибло более 70 тысяч. Систематический же учет жертв среди мирного населения начался лишь в 2009 году. И их значительно больше 100 тысяч. Причем, по данным ООН, в 2019 году афганские и американские войска своими ковровыми бомбежками с воздуха убили больше мирных жителей, чем талибы и другие антиправительственные силы.

 

Убийства в рамках соглашения

«Талибан», возникший из хаоса гражданской войны, захватил Кабул в 1996 году и управлял большей частью Афганистана, пока вторжение военных сил под руководством США не лишило их власти в 2001 году. Однако, несмотря на постоянно увеличивавшееся присутствие иностранных войск, «Талибан» постепенно не только восстановил, но даже расширил свое влияние в стране.

Появление ИГ в Афганистане стало серьезным вызовом амбициям «Талибана». Но это также помогло ему заручиться поддержкой недавних своих врагов. Лидеры «Талибана» пошли на диалог с несколькими странами региона, заверяя их, что не позволят ИГ закрепиться в Афганистане и поставить под угрозу стабильность у их границ. Такие государства, как Иран, Китай и Россия, были вынуждены пересмотреть свою политику отказа от взаимодействия с афганскими талибами.

В сентябре 2020 года талибы подписали соглашение с Соединенными Штатами, теоретически призванное проложить путь к миру в Афганистане. Но оно обязывало «Талибан» предотвращать нападения лишь на войска международной коалиции, а не на вооруженные силы правительства Афганистана и граждан страны. В результате количество убийств резко возросло. И это несмотря на то, что в сентябре прошлого года начались внутриафганские мирные переговоры.

«Все надеялись, что благодаря сделке с США «Талибан» превратится из военной силы в политическую, отказавшуюся от насильственных действий, - сокрушается бывший заместитель министра обороны Афганистана Тамим Асей. - Но не видно никаких признаков того, что «Талибан» изменился. Он просто изменил свою тактику - переключился на точечные убийства, потому что это не сильно противоречит соглашению».

Жертвами убийств становятся в основном политические и общественные деятели, активистки движения за женское равноправие, да и просто образованные люди. Делается это целенаправленно - чтобы перед своим весьма вероятным возвращением во власть устранить одних и запугать других влиятельных и популярных граждан страны, которые их критикуют. В отчете ООН говорится, что после соглашения с США число жертв среди гражданского населения выросло на 45% по сравнению с годом ранее.

 

Урвать побольше власти

В афганской столице циркулирует более полудюжины мирных планов, в том числе и соперничающих друг с другом таких полевых командиров, как Гульбеддин Хекматияр и Абдуррашид Дустум. 

План Дустума предполагает предоставление больших прав этническим меньшинствам и децентрализацию политического и военного контроля. Хекматияр же призывает к «некоалиционному» правительству, состоящему из «не вызывающих споров лиц». 

Все эти планы сильно различаются по содержанию и глубине. Но они показывают, что в Кабуле растет поддержка формированию некоего переходного правительства. В то же время многие политические противники Гани задумываются, как, с одной стороны, обеспечить себе безопасность, а с другой - урвать побольше власти в будущем ее дележе.

 

Региональные интересы

У мирового сообщества все более зреет понимание, что мира в Афганистане и регионе в целом можно достичь только при взаимодействии с основными региональными лидерами, включая Пакистан, Россию, Иран, Китай, Индию и Саудовскую Аравию. Но пока подозрительность и недоверие остаются самым большим препятствием на пути к достижению стабильности в такой стратегически важной для региона стране, как Афганистан.

На смену региональных альянсов повлияли три основных фактора: появление так называемого «Исламского государства» в Афганистане; изменения в подходе нового афганского правительства; напряженность между США и региональными лидерами.

В последние годы тревога в России и странах Центральной Азии усиливалась по мере того, как боевые действия распространялись на северные афганские провинции, близкие к их границам. Москва в течение многих лет выступала против талибов, называя их террористами, и поддерживала антиталибский «Северный альянс» в афганской гражданской войне 1990-х годов. Но, столкнувшись с общим врагом в лице ИГ, Россия изменила свое мнение. В декабре 2015 года высокопоставленный российский дипломат заявил, что «интересы «Талибана» объективно совпадают с нашими» в борьбе с ИГ, и что его страна и «Талибан» «имеют каналы для обмена информацией».

Как и Россия, Иран поддерживал антиталибские группировки в 1990-е годы. Тегеран также сотрудничал с возглавляемой США международной коалицией, чтобы свергнуть режим талибов в конце 2001 года. Но в то же самое время посылал талибам сигналы о своей готовности поддержать их против США. С появлением ИГ отношения Тегерана с «Талибаном» укрепились.

 

Смена приоритетов

Президент Джо Байден заявляет, что уход США оправдан, поскольку американские войска сделали все возможное, чтобы Афганистан не смог снова стать плацдармом для заговоров иностранных джихадистов против Запада.

Спорное заявление, учитывая тот факт, что присутствие США лишь замедлило военные и политические успехи талибов, но не обратило их вспять. Сейчас «Талибан» контролирует большую территорию, чем когда-либо с момента свержения их режима 20 лет назад. «Аль-Каида», ИГ и другие группы боевиков не исчезли и сейчас возрождаются на фоне неизбежного ухода международных сил.

Но в Вашингтоне, видимо, полагают, что основную задачу в Афганистане все же выполнили - возможности «Аль-Каиды» значительно ниже прежних, а боевики ИГ ограничены в своих действиях, поскольку талибы не дают им развернуться. 

На вопрос журналистов, не будут ли США ответственны за возможную гражданскую войну в Афганистане, Байден ответил, что у Америки есть приоритеты в борьбе с внешними угрозами, и она будет им следовать, а возможные распри в Афганистане - внутреннее дело этой страны.  «У проблем, от которых страдает Афганистан, нет военного решения, и мы сосредоточим наши усилия на поддержке продолжающегося мирного процесса», - заявили в Белом доме.

 

Новая угроза

Пока переговоры между правительством Афганистана и «Талибаном» идут медленно, поэтому трудно надеяться на достижение соглашения о разделе власти до вывода войск США. Возможно, желание талибов добиться международного признания заставит их пойти на компромиссы, считает BBC. Но многие опасаются, что талибы попросту дождутся вывода американских войск, а потом попытаются добиться военной победы - или хотя бы подавляющего преимущества. 

Согласно оценкам афганской разведки, правительство страны может сдерживать «Талибан» в течение нескольких лет. Но международная поддержка в этой войне оставалась для Кабула важнейшим фактором, поэтому теперь появляется угроза, что конфликт разрастется и станет еще более кровавым.

В случае победы «Талибана» многие западные спецслужбы не исключают вероятности того, что Афганистан вновь может стать рассадником экстремизма, каким был в 1990-е годы. Вполне ожидаема новая волна иностранных боевиков-террористов с Запада, направляющихся в Афганистан для создания тренировочных баз. Это будет зависеть от того, разрешит ли «Талибан», в случае своей победы, деятельность «Аль-Каиды» и ИГ, и от того, насколько международное сообщество готово бороться с ними, когда у него больше нет военных ресурсов в стране.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

167