26 Апреля 2024

Пятница, 11:14

ОСТРЫЕ УГЛЫ ГРАНИЦЫ

Армения превратила приграничное урегулирование с Азербайджаном в новый конфликт

Автор:

01.06.2021

Обстановка на азербайджано-армянской границе продолжает оставаться напряженной. После неудачных попыток спровоцировать азербайджанских пограничников на агрессивное поведение на зангиланском направлении с удвоенной энергией эти попытки продолжились на лачинском участке.  Причем армянская сторона попыталась спровоцировать обострение с привлечением внешних акторов, что было негативно встречено не только Азербайджаном, но и Россией, которая выступает гарантом реализации положений трехстороннего заявления (ТСЗ) от 10 ноября 2020 года.

 

Трудный, но неизбежный процесс

Никто и не ожидал, что после подписания трехстороннего заявления от 10 ноября реализация его положений будет легкой и безболезненной. Несмотря на то, что Армения взяла на себя обязательства по выполнению условий ТСЗ, она является единственной стороной-подписантом, которая должна была выполнять его не по доброй воле, а под давлением обстоятельств. Понятно, что обязательства по выводу оставшихся войск с ранее оккупированных территорий, а также добровольная передача под контроль Азербайджана удерживаемых участков азербайджано-армянской государственной границы не входили в планы Еревана. Но в результате сокрушительного поражения в 44-дневной войне армянские власти вынуждены были признать, что сотни километров границы, равно как и тысячи квадратных километров территорий, необходимо возвращать их законному хозяину. Основные проблемы стали возникать после этого, поскольку соответственно конфигурации границы плотно заселенные армянские территории на значительном протяжении оказывались на критически близком расстоянии от азербайджанских позиций.

Это становилось причиной дополнительного раздражения в армянском обществе, подогреваемого публикациями в СМИ и заявлениями политиков. В целом ряде случаев речь идет о подтасовке фактов и интерпретации процессов в нужном для заказчиков русле. Как это ни странно, но в качестве стороны обвинения часто выступает не только и не столько Азербайджан, сколько собственные же политические оппоненты. Складывается впечатление, что провокации на границе намеренно устраиваются для использования потом в политической борьбе. В частности, представители оппозиции считают, что Никол Пашинян не решается предпринять необходимые меры против азербайджанской стороны, которая, по их мнению, нарушила армяно-азербайджанскую границу и «вторглась» на территорию Армении.

Выражающие интересы партии экс-президента Сержа Саргсяна политики без стеснения заявляют, что если бы у руля власти в стране находилась профессиональная команда (имея в виду, конечно же, себя), готовая отстаивать интересы Армении, то происходящие вокруг Сюника (Зангезура) процессы могли бы послужить «дополнительной возможностью эффективной работы с разными центрами силы». При этом не скрываются опасения, что правящая верхушка в Армении не сможет устоять перед азербайджано-турецким давлением в вопросе предоставления Зангезурского коридора. Среди гипотез, распространяемых оппозиционными политиками, в ходу та, которая утверждает, что апрельский визит Пашиняна в Сюник и совещание в областной администрации имели целью убедить местные власти в пользе коридора и что делается это под давлением Азербайджана и Турции.

При этом совершенно игнорируется тот факт, что действия азербайджанской стороны основываются на положениях, зафиксированных в трехстороннем заявлении, и преследуют собой правовое закрепление границ на основании советских военных топографических карт 1975-1976 годов.

Для Азербайджана важно, чтобы этот процесс шел последовательно и имел своей логической целью восстановление полного контроля на всем протяжении азербайджано-армянской границы. С учетом, конечно, возвращения под контроль эксклавных территорий вокруг селений Кярки и Юхары Аскипара.  Баку старается не обращать внимания на реакцию армянской стороны, тем более попытку увязать внутриполитические перипетии со столь сложным процессом. 

 

Ишыглы Гарагель как новая точка отсчета процесса демаркации

Между тем армянская сторона препятствует последовательному ходу реализации работ на границе и пытается представить ситуацию как попытку Азербайджана взять под свой полный контроль не только всю границу, завладев ключевыми высотами, но и продвинуться вглубь территории Армении. На полном серьезе ведутся разговоры о якобы планах по захвату Сюника. Хорошо, если бы эти разговоры не выходили за пределы Армении. В конце концов запретить людям играть в те игры, которые им хочется, и вмешиваться во внутренние дела соседей у Баку нет никакого желания. Однако сложность и специфика ситуации заключаются в том, что Ереван в очередной раз пытается разжечь из ситуации конфликт, причем вовлекая в него внерегиональных акторов.

Как известно, сложившаяся после 44-дневной войны политическая ситуация предполагает активное участие в постконфликтной реальности ограниченного числа участников. По крайней мере, отношения между Баку и Ереваном на нынешнем этапе регулируются действиями Москвы, о чем стороны договаривались 10 ноября прошлого года. Кроме того, в регионе действует российско-турецкий мониторинговый центр, функции которого также были определены в результате дополнительных согласований. Необходимости в привлечении дополнительных участников в регион нет. Так или иначе, ни Россия, ни Азербайджан такого желания не проявляют. Чего не скажешь об Армении. 

Министр иностранных дел России Сергей Лавров находился 5-6 мая с визитом в Ереване и проводил встречи с руководством Армении. Затем 10-11 мая он посетил Баку, где продолжил обсуждение актуальной темы постконфликтного миростроительства с руководством Азербайджана. И в Ереване, и в Баку российский министр дал понять, что для Москвы важны сохранение договоренностей от 10 ноября и четкое следование сторонами реализации его пунктов. При этом в Баку Лавров разделил беспокойство Президента Азербайджана Ильхама Алиева по поводу раздающихся из Армении реваншистских настроений, сказав, что военные аспекты урегулирования карабахской проблемы закрыты.

Однако, начиная с 12 мая, воспользовавшись действиями азербайджанской стороны по восстановлению участка границы в районе высокогорного озера Ишыглы Гарагель, армяне вновь подняли пограничную тему. Было заявлено, что якобы Азербайджан нарушает договоренности и, пользуясь случаем, продвигается вглубь армянской территории. Официальный Ереван тут же интерпретировал ситуацию как факт агрессии и незамедлительно во всеуслышание заявил об этом, даже не посоветовавшись с российской стороной, которая также оказывает посредническое содействие в решении данного вопроса. Ереван в его призыве сразу же поддержал президент Франции Эмманюэль Макрон, дав понять, что готов прийти на помощь Армении. 

Далее ситуация развивалась стремительно. 14 мая Пашинян направил письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о военной помощи, а также официально обратился в ОДКБ на предмет незамедлительного задействования механизма экстренных консультаций с целью координации позиций государств - членов ОДКБ и принятия мер для устранения возникшей угрозы. Сомнительно, что такое развитие событий могло устроить Москву, в планы которой вряд ли входит приглашение в регион других союзников по ОДКБ, а тем более Франции - страны НАТО!

Не случайно на фоне непрекращающихся попыток Еревана представить ситуацию вокруг озера Ишыглы Гарагель как критическую и пригласить для решения вопросов внешних игроков глава российского МИДа недвусмысленно заявил: «Ни одного выстрела не было произведено, никаких стычек там не происходило, сели спокойно, стали договариваться о том, как эту ситуацию разрядить, попросили нас о содействии - наши военные такое содействие оказали, договоренность достигнута. Я не вижу никаких причин для того, чтобы нагнетать эмоции в этом достаточно спокойно урегулированном вопросе».

При этом российский министр прозрачно намекнул, что военными топографическими картами региона располагает только Москва и конкретную помощь в решении возникающих проблем могут оказать только российские военные специалисты. 

И уж вовсе не в интересах России, чтобы в эти процессы вмешивались Соединенные Штаты, чьи ключевые лица, отвечающие за внешнюю политику, уже провели телефонные беседы с лидерами Армении и Азербайджана, не преминув предложить свое содействие. Баку от внешней помощи тактично отказывается, тогда как в Ереване делают вид, что при возможности могут от нее не отказаться. Последнее обстоятельство, конечно же, не добавляет действиям армянских властей симпатий со стороны российского руководства. 

Кстати, для Пашиняна важно, чтобы подобные настроения сохранялись до конца выборов, тем самым снижая шансы пророссийской оппозиции взять реванш за поражение трехлетней давности. А его западным коллегам при этом предоставляется шанс косвенно дискредитировать ОДКБ как организацию, якобы не способную оказать содействие одному из своих членов. Пашинян в данной ситуации сознательно играет на западном поле, чем еще больше раздражает Москву. 

 

Перед лицом необратимых изменений

Как бы ни развивалась ситуация, очевидно одно. Вспять происходящее уже не развернуть. Нет никакого сомнения, что, несмотря на провокационные действия Еревана, Азербайджан закончит демаркацию своей части государственной границы и вернет под контроль все свои пограничные территории, включая эксклавы. Да и Москва, несмотря на навязчивые призывы Еревана о помощи, все чаще дает понять, что она готова ее оказать обеим сторонам, причем для продолжения процесса демаркации границы. 

Не так давно замглавы МИД РФ Андрей Руденко заявил, что Россия окажет Армении и Азербайджану содействие в урегулировании напряженности на границе, если такая просьба поступит от обоих государств. А глава российского МИДа предложил создать двустороннюю армяно-азербайджанскую комиссию по делимитации, а также оказать помощь в создании такой комиссии. Окончательную же точку в армянских спекуляциях на тему возможного привлечения России и ОДКБ к решению пограничных проблем поставил телефонный разговор между президентами Азербайджана и России Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным 19 мая. Были обсуждены вопросы, связанные с постконфликтной ситуацией в регионе с акцентом на решение практических задач по обеспечению безопасности и стабильности в полном соответствии с буквой и духом трехсторонних заявлений от 10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года. При этом президент России отметил, что его страна продолжит посреднические усилия и оказание консультативного содействия, направленных на достижение между Азербайджаном и Арменией договоренности о запуске процесса делимитации и демаркации государственной границы. Президенты согласились, что урегулирование должно вестись исключительно политико-дипломатическими методами. Таким образом, можно утверждать, что расчет армянской стороны на срыв трехсторонних договоренностей с треском провалился. Можно с уверенностью утверждать, что пересмотров итогов прошлогодней войны не будет.

Более того, разблокирование коммуникаций идет полным ходом. По крайней мере, на азербайджанской территории не прекращается строительство железнодорожных и автомобильных путей сообщения. 

Недавно особую актуальность приобрел документ, текст которого с подачи экс-посла Армении в Италии Микаэла Минасяна был «слит» в информационное пространство. В нем речь идет как раз о создании комиссии по делимитации и демаркации границ между Азербайджаном и Арменией.

В тексте опубликованного в СМИ документа содержатся положения, дающие основания считать, что уже в самое ближайшее время стороны должны будут договориться о комиссии, которая будет решать конкретные вопросы, связанные с делимитацией и демаркацией.  

При этом процесс открывает перспективы для разблокирования всех коммуникаций в регионе, что вызывает особое беспокойство в Армении. Очевидно, что Минасяну кто-то выдал находящиеся в разработке документы. А он, в свою очередь, предал их общественной огласке, что говорит о состоянии государственных институтов в этой стране. К сказанному следует добавить, что за такой слив информации платят хорошие деньги, плюс есть надежда на реванш бывших руководителей Армении, которые в долгу за услугу не останутся. Прежние лидеры страны надеются обратить ситуацию вспять, создав видимость того, что Пашинян и его команда «сдают» Армению, в то время как логика постконфликтного устройства заставляет армянское руководство менять свои подходы.

Таким образом, демаркация границ и разблокирование коммуникаций представляют собой неизбежность, с которой и армянскому политическому руководству, и оппозиции нужно будет мириться. Опыт последних десятилетий красноречиво свидетельствует о том, что игнорирование реалий приводит к непоправимым последствиям. Хочется верить, что армянское общество усвоило уроки прошлого, в противном случае новых бед и потрясений ему не миновать.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

176


Актуально