22 Декабря 2024

Воскресенье, 10:16

ПРАВО НА УБИЙСТВО «ЧУЖОГО»?

Действительно ли молодой азербайджанец стал жертвой преступления на почве национальной ненависти в России?

Автор:

16.06.2021

Одним из наиболее резонансных событий последнего месяца явилось убийство 19-летнего гражданина Российской Федерации Векила Абдуллаева сотрудником Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) РФ Александром Гусевым. Трагический инцидент и последовавшее затем освобождение убийцы из-под стражи выявили подлинные масштабы набирающих обороты в России ксенофобских и националистических настроений. Это, разумеется, чревато непредсказуемыми последствиями не только для перспектив внутриполитической стабильности в многонациональном и многоконфессиональном государстве, но и его стратегических планов и интересов в постсоветской Евразии.

 

«У сильного всегда бессильный виноват»

Убийство Векила Абдуллаева произошло 28 мая в Мошковском районе Новосибирской области. Этому предшествовало преследование сотрудниками дорожной полиции автомобиля, в котором находился потерпевший, за нарушение правил езды. Когда полицейские догнали автомобиль, находившиеся в нем трое молодых людей попытались сбежать с места происшествия. Однако стражам порядка удалось задержать одного из них, на выручку которому поспешил Векил Абдуллаев. Полицейский Александр Гусев несколько раз ударил Абдуллаева, прижал лицом к капоту патрульного автомобиля, после чего выстрелил ему в голову из пистолета. В результате молодой человек получил смертельное ранение, а спустя два дня скончался в больнице.

На убийцу первоначально завели дело - о превышении должностных полномочий и причинении смерти по неосторожности. Центральный районный суд Новосибирска арестовал Гусева на двухмесячный срок. Однако по личному приказу главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина обвиняемого в убийстве человека выпустили из-под стражи под подписку о невыезде. Более того, началась проверка в отношении следователей, заведших на Гусева дело по обвинению в убийстве по неосторожности.

В качестве обоснования подобных решений приводится тезис о том, что закон позволяет полицейским стрелять при агрессивном сопротивлении. Однако на видео этого трагического происшествия видно, что 19-летний Векил вовсе не оказывал полицейским агрессивного сопротивления. И в данной ситуации у А.Гусева не только не было никаких оснований стрелять, но и даже доставать огнестрельное оружие из кобуры. Так как, по законам РФ, страж порядка мог достать и применить пистолет только при угрозе его жизни или здоровью. Но этой угрозы не было, равно как не было и предупреждения со стороны полицейского о готовности применить оружие.

Как же в таком случае понимать решения СК РФ об освобождении Гусева из-под стражи и репрессивных мерах в отношении возбудивших против него уголовное дело следователей?! Интересно, что в российском обществе нашлось немало тех, кто выступил с петицией в поддержку полицейского, совершившего убийство, а также представителей политических кругов, оправдывающих смертоносный выстрел Гусева. Более того, член Общественной палаты РФ, кандидат в депутаты Госдумы от «Единой России» Мария Бутина не только одобрила действия Гусева, но и предложила наградить его за службу. И что все это означает?! Ответ большинства экспертов однозначен: речь идет о проявлении ксенофобских настроений в России.

По факту убийства Векила Абдуллаева с отдельными обращениями в адрес президента РФ Владимира Путина выступили представители азербайджанской общественности, журналисты, ветераны Второй мировой войны, труда и Вооруженных сил Азербайджана. В них выражено глубокое возмущение освобождением из-под стражи полицейского, превысившего свои полномочия, что расценивается не только как укрывательство и одобрение преступления, но и как поощрение тех, кто страдает ксенофобией. Авторы обращений требуют, чтобы все, кто замешан в этой грязной истории, и прежде всего сам полицейский, выстреливший в 19-летнего Векила, понесли справедливое наказание.

 

Армянский след или?..

Ответа на эти обращения пока нет. Зато налицо попытки полицейских властей перевести инцидент в иную плоскость. Мало того, что друзей убитого Абдуллаева - Илькина Исмаилова и Руслана Курбанова арестовали по уголовному делу о нападении на инспекторов ГИБДД, так они стали фигурантами еще одного срочно открытого уголовного дела. Невесть откуда взялся пострадавший от их рук еще осенью 2020 года: дескать, Исмаилов и Курбанов тогда напали на него, избили, отобрали деньги и телефон. Тем самым подспудно продвигается мысль о том, что и сам убитый юноша мог быть замешан в совершении преступлений. Да и вообще, эти ребята-азербайджанцы, не исключено, являются членами этнической преступной группировки…

Можно, конечно, допустить, что к раскручиванию версии о «преступлениях» азербайджанцев, фигурирующих в истории об убийстве Векила Абдуллаева, причастна, так сказать, «рука» армян. Тем более что вышеупомянутая Мария Бутина, выступившая своего рода общественным рупором поддержки освобождения полицейского Гусева, является сотрудницей телеканала Russian Today - послушного исполнителя воли своего главного редактора Маргариты Симоньян. Плюс в российских СМИ разворачивается кампания очернения азербайджанской диаспоры, которая, дескать, «угрожает не только армянам, но и русским», - информационный продукт, к созданию которого «рука» армян, судя по всему, имеет самое прямое отношение.

Однако, вне зависимости от роли армянского фактора в истории с убийством Векила Абдуллаева, сопровождаемой и некоторыми другими антиазербайджанскими проявлениями, главное в ней - сам факт того, что ксенофобия может стать обычным явлением в России. И если еще недавно рост ксенофобии и неофашистских настроений в стране, победившей фашизм, увязывался с деятельностью различных националистических организаций, в частности скинхедов, то не хотелось бы, чтобы в этом же контексте упоминались органы власти, включая полицию. 

 

Риск сорваться в пропасть

Пример с убийством Абдуллаева и последующим освобождением Гусева - показатель ставшего уже банальным в России неприятия «понаехавших». Причем в расчет зачастую не берется даже российское гражданство подвергающихся дискриминации лиц «азиатской внешности», «кавказской национальности».

Против них, в целом, оборачивается и информационное преподнесение отдельных фактов криминала, когда выпячивается национальная принадлежность конкретных уголовников. Если, скажем, какое-либо преступление совершил некий азербайджанец, то именно на данном аспекте делается акцент информационного сообщения. Но на этом фоне не получают широкой общероссийской огласки и просто блекнут случаи, когда азербайджанцы проявляют обычный человеческий героизм, спасая других сограждан порой ценой собственной жизни. 

В этой связи вспоминается подвиг 21-летнего Саламаддина Нагиева. Эта история произошла в 2013 году в Люберецком районе Москвы. Приехавший в гости к своему отцу Саламаддин трагически погиб в реке Пехорка, спасая тонущих местных детей - трех девочек, которые звали на помощь. Он спас их ценой своей жизни.

Другая, более радужная история случилась в июле прошлого года в Новом Уренгое. Трое уроженцев Азербайджана - Бахтияр Набиев, Анар Набизаде и Фахраддин Гаджиев спасли человека из горящего частного дома, мимо которого они случайно проезжали. Как сообщила пресс-служба регионального МЧС РФ, пожар обошелся без человеческих жертв благодаря мужеству и смелости этих троих ребят, которые, рискуя собственной жизнью, спасли проживавшего в горящем доме мужчину.

Однако истории, подобные новосибирской, способствуют дальнейшему разгулу ксенофобии, националистических настроений и ставят вопрос о судьбе межнационального мира в России. И не только. Поскольку эти же «инциденты» с освобождением из-под стражи лиц, виновных в убийствах пусть даже «своих» граждан, но «чужих» по их этническому происхождению, наносят урон международной репутации России, амбициям утвердиться в качестве притягательного интеграционного центра на постсоветском пространстве.

Убийство Векила Абдуллаева и последовавшие затем события часто сравнивают с почти аналогичным преступлением в США. Речь идет об убийстве чернокожего Джорджа Флойда белым полицейским Дереком Шовином. Оно вызвало массовые протесты против полицейского насилия в Соединенных Штатах, антирасистские манифестации во многих других странах.

Однако показательно, что в многонациональной России нет не то что протестных акций против преступлений на почве расовой и национальной ненависти, но и даже сколь-нибудь серьезного обсуждения данной проблемы. Тогда как попытки «замазать» ее могут привести лишь к усугублению ситуации, не сулящему ничего хорошего, прежде всего для самих внутренних и внешних интересов многонационального российского государства.

В обращении азербайджанской общественности на имя президента РФ есть такой, весьма существенный, фрагмент: «Нам, уважаемый Владимир Владимирович, невозможно даже представить, чтобы что-то подобное произошло у нас в Азербайджане. Но как знать, что будет завтра, если люди, подобные Гусеву и Бутиной, забыв нравственный закон предков, призывающий не проливать невинной крови понапрасну, будут пополнять ряды людей, исповедующих идеологию нетерпимости и ксенофобии? Мир и так ходит по краю пропасти, рискуя сорваться в нее. Так стоит ли оставлять без внимания действия «гусевых», «бутиных» и «бастрыкиных»?»

Действительно, страшно себе представить, что станет с миром, если «свои» получат «непредумышленные» основания убивать «чужих» и не нести за это никакой ответственности.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

346


Актуально