29 Марта 2024

Пятница, 14:22

РАЗУМНОЕ «ОЗЕЛЕНЕНИЕ»

Переход к «углеродной нейтральности» не должен привести к взлету цен на традиционные источники энергии

Автор:

16.06.2021

Контракт на разработку одного из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений - «Шахдениз» 4 июня отметил свой 25-летний юбилей. Именно с него началась реализация национальной газовой стратегии, нацеленной на превращение Азербайджана в серьезного производителя и экспортера газа на мировой рынок. Теперь, спустя четверть века, можно с гордостью сказать, что проект удался на славу. Азербайджан создал гигантскую систему экспорта газа протяженностью 3500 км, став надежным энергетическим мостом, связавшим страну с Европой.

Юбилей «Шахдениз» в этом году совпал со временем проведения в соседней России Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021), на котором газовый вопрос был одним из ключевых. 

 

Самые продуктивные скважины

За 25 лет Азербайджан создал гигантскую систему экспорта газа протяженностью 3500 км, став надежным энергетическим мостом, связавшим его со странами региона и Европы, и одним из ключевых поставщиков газа в ЕС.

Число желающих покупать «голубое топливо» под маркой Made in Azerbaijan регулярно растет. Добыча газа в рамках второй фазы разработки месторождения «Шахдениз» набирает обороты и уже изучается возможность для реализации третьей фазы проекта. Тем временем страна продолжает строить серьезные планы по наращиванию объемов и расширению географии экспорта «голубого топлива» и даже обсуждает возможности производства водорода на экспорт. 

Между тем компания BP-Azerbaijan в течение текущего года планирует ввести в эксплуатацию еще пять добывающих скважин на месторождении «Шахдениз» в дополнение к эксплуатируемым на данное время 19.

Добывающие скважины, пробуренные на «Шахдениз», входят в число самых продуктивных скважин BP по всему миру. Суточный дебит самой производительной скважины месторождения составляет 36 тыс. б/с.

«Существующая мощность добывающей системы месторождения составляет 58 млн. кубометров газа в сутки, или 21 млрд. кубометров в год. При максимально стабильном уровне добычи в рамках Стадии-2 с месторождения «Шахдениз» будет добываться 16 млрд. кубометров газа в год», - отметили в ВР. 

Следовательно, будут планомерно расти и объемы поставок «голубого топлива» как в соседние страны, так и в Старый Свет. Известно, что Азербайджан - основной поставщик газа в Грузию, именно наше «голубое топливо» помогло газифицировать более 82% территории соседей. Что касается Евросоюза, то, как заявил в своем выступлении на ПМЭФ-2021 президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев, в настоящее время на долю нашей страны приходится 4% нефти, импортируемой Европой. Напомним, что с 31 декабря 2020 года начались поставки азербайджанского газа по газопроводу TAP потребителям в Италии, Греции и Болгарии. Объем экспорта уже достиг 2,3 млрд. кубометров, до конца года он будет доведен до 5 млрд., затем постепенно до 10, а в перспективе даже до 20 млрд.

 

Экология или политика?

Вместе с тем в мире сегодня ведутся ожесточенные дискуссии, насколько долгосрочным будет будущее «голубого топлива», с учетом неизбежности перехода к безуглеродной экономике. Власти целого ряда стран уже объявили, что собираются в ближайшие десятилетия достичь «углеродной нейтральности» или «нулевого уровня выбросов». Это необходимо сделать для того, чтобы замедлить процесс изменения климата и спасти планету и ее обитателей от гибели. 

Вместе с тем из выступления Владимира Путина на ПМЭФ-2021 стало ясно, что Москва усмотрела некий подвох в намерениях сильных мира сего по переходу к углеродной нейтральности, призвав не превращать это в инструмент нечестной конкурентной борьбы. «Нужно убрать в сторону политические и прочие разногласия, не превращать переход к углеродной нейтральности в инструмент нечестной конкурентной борьбы, когда под предлогом углеродного следа в чьих-то конкретных интересах пытаются перекраивать инвестиционные и торговые потоки», - подчеркнул В.Путин.

Своеобразным вызовом, видимо, в адрес противников проекта, стало и объявление, сделанное российским президентом об окончании строительства первой нитки газопровода «Северный поток-2» и о готовности РФ рассмотреть возможность расчетов за газ не в долларах США, а в евро и нацвалютах.

«Наши операторы пока предпочитают операции в долларах, хотя к долларам больше привязана нефть, потому что нефть - биржевой товар. Газ - не биржевой товар, поэтому в целом мы готовы рассмотреть возможность расчетов и в национальных валютах - мы со многими странами это делаем сейчас, с нашими партнерами. Готовы говорить о расчетах в евро», - сказал В.Путин.

В довершение ко всему российский лидер уверенно заявил, что газ является наиболее экологичным среди углеводородов и оптимальным продуктом в период перехода к «зеленой» энергетике. 

 

Угроза дефицита

Тем временем аналитики и топ-менеджеры крупных нефтяных компаний сошлись во мнении, что хронический недостаток инвестиций в поставки нефти и газа по мере того, как вырабатываются нефтяные месторождения, приведет к сокращению предложения и повышению цен на нефть в будущем.

В мае Международное энергетическое агентство (МЭА) представило план по достижению к 2050 году углеродной нейтральности в мировых масштабах. Чтобы достичь этой цели, а также удержать рост среднегодовой температуры на планете за тот же период в рамках 1,5 градуса Цельсия, МЭА предложило сократить до нуля (!) объем инвестиций в новые проекты по добыче ископаемого топлива. В агентстве считают, что мировые компании энергетического сектора должны немедленно отказаться от разведки и разработки новых месторождений нефти и газа, а также от открытия новых угольных шахт и расширения существующих.

В России, правда, это предложение восприняли со скепсисом. Генеральный директор «Роснефти» Игорь Сечин предупредил, что уже во второй половине текущего года мир рискует столкнуться с дефицитом нефти и газа. «Миру грозит серьезный дефицит нефти и газа», - заявил он, отметив, что «мир потребляет нефть, но не готов инвестировать в нее. По имеющимся оценкам, для поддержания текущего уровня добычи до 2040 года в мировую нефтегазовую отрасль требуется инвестировать порядка $17 трлн., что составит около трети всех мировых инвестиций в энергетику».

«Инвестиции в нефтедобычу упали до такого уровня, что существующие запасы не только не заменяются, но и истощаются», - согласился с ним председатель совета директоров компании Trafigura Джереми Вейр. Он убежден, что возможный дефицит энергоресурсов может стать барьером на пути восстановления экономики. 

Вице-президент по развитию бизнеса Chevron Джей Прайор и вовсе заявил, что нефть и газ сохранят свою важную роль при любом сценарии глобального энергетического перехода. 

Его позицию поддержал главный исполнительный директор Baker Hughes Лоренцо Симонелли, высказав мнение, что «углеводороды будут использоваться еще многие-многие десятилетия и играть важную роль в экономике». 

 

Готовность к трансформации

Главы крупнейших энергетических компаний и ведущие эксперты рынка уверены, что традиционный топливно-энергетический комплекс (ТЭК) может стать «зеленым» и обеспечить растущие потребности мира в энергии.

«Социум сегодня хочет более чистых источников энергии, это нормально. И мы должны серьезно отнестись к этим изменениям», - согласен председатель нефтегазовой климатической инициативы OGCI и бывший глава BP Роберт Дадли.

Однако мейджоры ставят вопрос о необходимости сбалансированного подхода. «Нефтегазовая индустрия давно работает над снижением выбросов парниковых газов, и сегодня отрасль берет на себя лидирующую роль в переходе к низкоуглеродной энергетике, вкладывая миллиарды долларов в развитие «зеленых» технологий», - отметил старший вице-президент Exxon Mobile Нил Чапман. 

По его мнению, у нефтяных компаний в переходный период двойная роль: с одной стороны, нужно сократить углеродный след, чтобы у мира был шанс решить проблемы, обозначенные в Парижском соглашении, а с другой - в ближайшие десятилетия нужно обеспечить надежные поставки энергоресурсов, чтобы развивающиеся страны могли повысить уровень жизни.

Азербайджан, явно не планирующий в обозримом будущем отказываться от инвестиций в ископаемое топливо, по всей видимости, решил совместить работу по наращиванию запасов нефти и газа с адаптацией к новым реалиям по переходу на углеродную нейтральность. 

«На сегодняшний день газ является фактически безальтернативным энергоресурсом на период перехода к энергетически чистой экономике. Со временем потребление традиционного ископаемого топлива будет сокращаться, и важно в это время добиться повышения экологичности использования углеводородного топлива, в том числе повышая энергоэффективность по всей цепочке, а также реализуя проекты, обеспечивающие поглощение парниковых газов», - отметил в своем выступлении Р.Абдуллаев.

По его словам, официальный Баку всерьез обеспокоен проблемой изменения климата, последствия которого очевидны. Именно поэтому в апреле 2016 года Азербайджан подписал Парижское соглашение, обязавшись к 2030 году сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 35% по сравнению с 1990 годом. На сегодняшний день снижение составило 30%.

 

Водородное производство

«Снижение карбонового следа - неизбежность развития не только нефтегазовых компаний, но и в целом всей мировой экономики. Группа компаний SOCAR уже реализует ряд проектов в этом направлении. В первую очередь это производство водорода на Абшероне для дальнейшей транспортировки по ЮГК для потребителей в Европе», - рассказал гендиректор «Сокар Рус» Фарид Джафаров.

Помимо водорода, руководство компании рассматривает и другие проекты на стыке традиционных и инновационных технологий. Один из них - производство аммония непосредственно на месторождении из попутного нефтяного газа, с улавливанием и закачиванием карбоновых выбросов обратно в пласт для поддержания пластового давления. При этом рассматривается и транспортировка этого аммония в Европу в качестве сырья для дальнейшего производства водорода.

Кроме того, в Госнефтекомпании Азербайджана ведется планомерная работа по сокращению выбросов попутного нефтяного газа с разрабатываемых месторождений в атмосферу. Поставлена задача до 2022 года свести к нулю этот показатель, находящийся сейчас на уровне 2%. 

То есть Азербайджан еще раз подчеркнул, что будет идти в ногу с современными вызовами топливно-энергетического рынка и строить свою программу развития в рамках глобальных задач ТЭК.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

146


Актуально