19 Апреля 2024

Пятница, 06:32

ВЗАИМНАЯ УСТАЛОСТЬ

Неопределенность в отношениях между ЕС и Западными Балканами углубляется

Автор:

15.10.2021

Прошло восемь лет с тех пор, как ЕС в последний раз принял в свои ряды новичка - Хорватию. С тех пор в Брюсселе из года в год как мантру повторяют фразу «расширение остается ключевой политикой Европейского союза», хотя реальность видится несколько иной. Не верят этим заверениям и страны Западных Балкан, некоторые из них, как, например, Северная Македония, «застряли» в статусе «кандидат» аж на целых 16 лет. И что самое печальное для таких стран - ЕС отказывается называть конкретные сроки рассмотрения вопроса о своем расширении.

Шесть стран Западных Балкан находятся на разных этапах пути к членству в ЕС. Монтенегро и Сербия больше продвинулись вперед, начав официальные переговоры о присоединении много лет назад. Албания и Северная Македония ожидают официального открытия переговоров, а Косово и Босния и Герцеговина являются потенциальными кандидатами.

Еще в 2003 году, на первом саммите ЕС-Балканы, лидеры Евросоюза дали обещание странам этого региона принять их в свои ряды, как только те проведут необходимые реформы и выполнят обязательные к исполнению требования. Сказали, обещали и… забыли на 15 лет. Ведь второй подобный саммит состоялся лишь в 2018 году, где была озвучена, наконец, возможная дата долгожданных обсуждений вопроса о вступлении - 2025 год. 

Но тут случились пандемия COVID-19, связанный с этим глобальный экономический кризис, и Европе вновь стало не до Балкан. Правда, саммиты стали проводиться регулярно. И последний состоялся совсем недавно - 6-7 октября. Накануне его председательствующая ныне в ЕС Словения, учитывая обстоятельства, предложила сдвинуть до 2030 года дату интеграции балканских стран в Евросоюз. Причем эта идея была поддержана не только кандидатами, но и многими членами ЕС. К примеру, теперь уже бывший канцлер Австрии Себастьян Курц признал, что «без конкретной даты теряется темп».

Казалось бы, вот он - час «Х» настал, раз большинство «за», значит, и вопрос будет решен положительно! Но что-то пошло не так. Была, конечно, принята декларация с дежурными словами: «ЕС вновь подтверждает приверженность процессу расширения…» Озвучено множество обещаний - инвестиции около 30 млрд. евро, включая 9 млрд. в виде грантов, помощь в преодолении пандемии COVID-19, экономических проблем и т.д. Но самого главного, чего ждали Балканы - сроков принятия в ЕС, - не было.

Причем все, включая руководство ЕС, прекрасно понимают, что пустые обещания, затягивание с принятием решений ничего хорошего не сулят не только странам региона, но и Евросоюзу в целом. Иначе председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не призналась бы, что данная ситуация «ставит под угрозу наше положение и наши рычаги влияния в регионе». Ведь, как отмечают в Брюсселе, неопределенность в отношении будущего Западных Балкан усиливает региональные антагонизмы и расширяет возможности других держав, в первую очередь Китая, России, Турции и стран Персидского залива, для расширения здесь своего влияния. 

Впрочем, несмотря на все эти предостережения, результат недавнего саммита был довольно предсказуем. Ведь среди членов ЕС немало скептиков, боящихся принятия более бедных стран и к тому же не имеющих устоявшихся демократических традиций. Да и других проблем полно на Западных Балканах, среди которых неутихающие споры о границах, межэтнические и религиозные распри и многое другое.

 

Таинственный документ

Идеи об изменении государственных границ на Западных Балканах не приветствуются в Европе. И вдруг весной этого года стало известно о том, что во властных коридорах ЕС циркулирует некий документ, предлагающий пересмотр границ, сложившихся после распада Югославии. 

В документе под названием «Западные Балканы - путь вперед» говорится, что основными препятствиями на пути к более быстрой интеграции балканских государств в ЕС являются нерешенные национальные проблемы сербов, хорватов и албанцев. В качестве их решения анонимные авторы предлагали присоединить боснийскую автономную Республику Сербскую к Сербии, кантоны Боснии с преобладающим хорватским населением интегрировать в Хорватию, Косово объединить с Албанией при одновременном создании автономного сербского района на севере Косово. 

Авторство этого документа приписывается премьер-министру Словении Янезу Янсе, который отправил его президенту Европейского совета Шарлю Мишелю в качестве предложения о том, как вести себя в регионе после того, как Словения в июле станет председателем ЕС, сообщал ранее Reuters. 

Любопытно, что официальных опровержений не поступило ни из Брюсселя, ни из Балкан. Дескать, так как документ не проходил по официальным каналам, то и комментировать его не стоит. В то же время все признают, что перекройка границ на территории бывшей Югославии откроет ящик Пандоры и, вероятно, приведет к новым войнам. 

Помимо границ еще одной острой проблемой на Балканах является религиозная нетерпимость.

Сербы, хорваты и боснийские мусульмане - европейцы славянского происхождения. Они говорят на языке, который лингвистически идентичен и раньше назывался сербохорватским. Сербы - восточно-православные христиане, хорваты - католики, а боснийские мусульмане - это южные славяне, исламизированные в результате османского турецкого завоевания. Именно религия в сочетании с этническими мифами наиболее явно подчеркивает различия и границы между этими группами. А националистические и религиозные фанатики старательно раздувают эти различия.

 

Мини-Шенген

«С вступлением в Европейский союз границы между государствами-членами становятся менее значимыми, что обеспечивает более широкое пространство для сосуществования множества национальных идентичностей», - говорится в документе, принятом в мае лидерами западнобалканских стран во время саммита в рамках процесса Брдо-Бриони. 

Идея процесса, инициированного 10 лет назад Словенией, состоит в том, чтобы сблизить страны друг с другом и решить проблемы, возникающие на пути к европейской интеграции. И несмотря на некоторые разногласия, кстати, касающиеся опять-таки проблем с границами, очередной саммит Брдо-Бриони продемонстрировал готовность большинства западнобалканских стран как можно скорее присоединиться к Европейскому союзу. 

Ну а пока ЕС раздумывает, расширяться или нет, Сербия, Албания и Северная Македония решили с 2023 года между собой отменить пограничный контроль. И название придумали красивое - «Мини-Шенген», но потом, правда, переименовали в «Открытые Балканы». Решено было также упростить трехстороннюю торговлю, открыть свои рынки труда и сотрудничать в борьбе с природными катастрофами. 

Пригласили присоединиться Боснию и Герцеговину, Монтенегро и Косово, однако эти страны пока отказываются. Во-первых, они опасаются, что доминирующая в этом маленьком союзе Сербия попытается использовать его как рычаг в решении проблем в двусторонних отношениях. К примеру, Босния и Герцеговина имеет проблемы с Республикой Сербской, Монтенегро - с ролью в своей стране Сербской православной церкви, а Косово - с непризнанием Сербией своей независимости. Во-вторых, как заявил премьер-министр Косово Альбин Курти, «Открытые Балканы» больше похожи на «Открытые Балканы для влияния с Востока, особенно из России и Китая».

 

Нет гарантии

По окончании саммита ЕС-Балканы у многих на Западных Балканах сложилось ощущение, что страны региона не только не приблизились к членству в ЕС, но и находятся дальше, чем когда-либо, пишут местные новостные издания. Причем не только потому, что государства этого европейского региона не соответствуют критериям присоединения, но также и потому, что со стороны ЕС отсутствует желание принимать новых членов.

Причин тому, видимо, много. Во-первых, у Евросоюза своих проблем, связанных как с глобальными катаклизмами, вроде миграционного кризиса, пандемии и ее экономических последствий, так и с внутренними распрями, немало. Во-вторых, так как решения в ЕС принимаются единогласно, то отказ даже какой-либо одной страны может перечеркнуть ожидания всех остальных. То есть если даже центральная исполнительная власть ЕС и желает расширения союза, она сильно зависит от национальных правительств, у которых есть право вето на начало переговоров.

К примеру, Болгария требует от Северной Македонии признания, что ее культура и язык имеют болгарские корни. Словакия, Румыния, Греция, Кипр и Испания не признают Косово в качестве независимой страны и т.д. 

Все это постепенно приводит к тому, что страны Западных Балкан, похоже, теряют терпение. Изучение общественного мнения показывает, что 26% опрошенных в регионе не верят, что их страны когда-либо присоединятся к ЕС. Некоторые оппозиционные политики в Сербии даже предлагают властям страны отозвать заявку на вступление в Евросоюз.

Без сомнения, экономики Европейского союза и стран Западных Балкан тесно взаимосвязаны. Государства региона импортируют почти 70% своих товаров из ЕС, куда, в свою очередь, идет более 80% их экспорта. 

Но это не гарантия политических предпочтений. И тем более не защита от постороннего влияния.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

139


Актуально