29 Марта 2024

Пятница, 04:17

«ВОЙНА «4.4»

В Баку состоялся I Театральный фестиваль, инициированный профессионалами своего дела

Автор:

01.12.2021

ВБаку прошел Театральный фестиваль, задуманный профессионалами своего дела. Идея родилась давно. Если бы не пандемия, фестиваль прошел бы еще в мае этого года. Однако жизнь внесла свои коррективы, и, заручившись поддержкой Минкультуры, 6 августа порталом Тeatro.az был объявлен конкурсный театральный фестиваль коротких спектаклей «4.4». Почему между цифрами точка? Инициаторы таким образом делают акцент как на годовщине Победы Азербайджана в 44-дневной освободительной войне, так и на предвестнике этого исторического события - четырехдневных Апрельских боях 2016 года. Фестиваль проходил при поддержке Минкультуры, Государственного академического музыкального театра, Международного союза театральных критиков. В нем приняли участие коллективы государственных, антрепризных и независимых театров. В репертуарной афише 22 спектакля, снятых и продемонстрированных в формате видео. Продолжительность - не более 15 минут экранного времени.

 

Война «4.4» глазами молодых режиссеров

Тема, заданная организаторами, не случайна. Информационный повод - День Победы нашей страны в освободительной войне за Карабах - был органично соединен с условием режиссерского экспериментального творчества. Участникам надо было театральным языком мизансцен, символов и метафор за 15 минут сценического времени выразить свое отношение и понимание важности этого исторического факта. В течение четырех дней фестивального марафона высокий ареопаг (судилище) в лице компетентного жюри профессионалов определял художественно-постановочный уровень каждого спектакля. В состав жюри входили заслуженный деятель искусств, искусствовед, профессор Исрафил Исрафилов (председатель), заслуженный деятель искусств, театровед Айдын Талыбзаде, заслуженный деятель искусств, режиссер Мехрибан Алекперзаде, заслуженный деятель искусств, писатель и драматург Али Амирли, а также народный артист Пярвиз Мамедрзаев.

Доверительный разговор между членами жюри и участниками фестиваля «4.4» не был панельной дискуссией. Это был разговор не менторов и учеников, а товарищей по профессиональному и творческому интересу. Разговор сторон, одинаково заинтересованных в высокопрофессиональном результате. Разговор доверительный, открытый, человечески и профессионально честный. Анализ каждой работы - непредвзятый, но подробный и объективный. Члены жюри справедливой оценкой каждой показанной работы - от ее замысла до воплощения - давали начинающим авторам коротких спектаклей урок профессионального доверия и мастерства критического слова, направленного на укрепление позиций национального режиссерского театрального искусства. К сожалению, авторы коротких спектаклей, представившие их в формате видеозаписи, поддались искушению работы с объективом кинокамеры и ушли в плоскость телевизионного или киноспектакля, забыв, что у Театра есть свои законы с их «предлагаемыми обстоятельствами» и временем действия «здесь и сейчас».

 

22 режиссерские версии, 22 попытки

Фестиваль стал событием, и не потому, что театральный мир и его поклонники за время пандемии «изголодались» по такого рода мероприятиям. 22 режиссерские версии, 22 попытки взглянуть на суть проблемы под названием «Война» хоть и не были совершенными по содержанию и форме, но продемонстрировали готовность творить, выдумывать, пробовать. Не всегда внятно, не всегда точно, не всегда профессионально по драматургии и режиссерским акцентам, но эмоционально и страстно. Иногда чувств и выразительности актерской игры было больше, чем постановочной режиссерской мысли. Иногда попытки режиссеров выразить свои чувства и мысли через игру актеров скатывались до литературных диалогов, оставляя действие на уровне иллюстрации. Но фестивали для того и нужны, чтобы авторы спектаклей, которыми, в соответствии с Законом об авторском праве в нашей стране, являются режиссеры, могли понимать, какую меру и степень ответственности (моральную, идеологическую, художественную и профессиональную!) несет каждый из них, отправляя спектакль на суд зрителей. Конечно, были работы с ярко выраженным режиссерским потенциалом, но не дотянувшие до критерия «призовое место». К таким можно отнести пластический спектакль Кёнуль Шахбазовой-Гасымовой «До последнего вздоха» (Бакинский театр детей и молодежи). Попытка выразить идею героического подвига народа, приблизив исполнителей к стилистике contemporary (здесь и сейчас), могла бы увенчаться успехом, если бы у постановщика хватило на это опыта практического воплощения. Вызывающе дерзкой, сделанной на уровне заявки, но не развернутой в режиссерско-постановочную идею, оказалась работа Абдуллы Эльшадлы «Раскадровка» (независимый театр «Человек»). Истории, задуманной режиссером, мы не увидели: она погребена под ворохом актерских страстей и эмоций, которые рождены талантливой горячностью самого постановщика. Предложенная режиссером Зульфией Алиевой версия анимационного представления «Легенда о харыбюльбюль» (кукольный театр Гянджи) тоже могла бы стать увлекательной и познавательно интересной, если бы автор, избежав плена анимационных средств, обусловленных эстетикой и возможностями кукольного театра, пошла по линии театрального действия.

- Какова общая оценка представленных на фестивале постановочных режиссерских проектов, не занявших призовое место?

Заслуженный деятель искусств, театровед, профессор Айдын Талыбзаде:

- Среди множества слабых, неудачных, устаревших по форме и художественному замыслу спектаклей, присланных на фестиваль в коротком видеоформате, было очень мало чисто режиссерских, концептуально выстроенных работ. В большинстве случаев эти краткие произведения, напоминавшие школьные утренники, на плоскостном уровне рьяно стремились освещать тему фестиваля в театральной поэтике 40-50-х годов. На этом фоне довольно ярко выглядела сценическая миниатюра Эмиля Бакуви по роману Светланы Алексеевич «У войны не женское лицо» (Национальный академический театр драмы). Фронтальный срез обеденного стола, покрытого мокрым песком, за которым сидела расфуфыренная героиня сценической миниатюры, отыскивающая в песке обеденный сервиз для трапезы, в один миг превращался в плацдарм для марширующих ботинок солдат. Этой мизансценой режиссер красноречиво сказал о том, что война буквально растаптывает все на своем пути, изничтожая всю материальную и духовную культуру человечества, в том числе его ментальные наработки. Считаю, что это была интересная попытка символизации сути документальной повести Алексеевич в визуальных художественных образах. Тем самым Эмиль Бакуви доказал, что ему не чужда современная концептуальная режиссура и он владеет категориальным аппаратом современной режиссерской мысли. На этом фестивале меня обрадовал коллектив инклюзивного театра «ЭСА», который, как мне кажется, вступает на профессиональную стезю, и его главный режиссер Нихад Гуламзаде начинает все более уверенно и точно работать с актерами. Я сейчас сказал только о позитиве. Ярких работ и режиссеров, способных вести за собой театральный коллектив, мы можем ждать только тогда, когда вся наша театральная среда сумеет мобилизоваться и сделает качественный рывок вперед.

- С какими вашими профессиональными ожиданиями был связан этот фестиваль?

Председатель жюри фестиваля Исрафил Исрафилов:

- Во-первых, любой фестиваль, независимо от уровня и числа участников, уже сам по себе событие. Чего греха таить, в связи с пандемией в культурной жизни страны воцарилось затишье. И вот откуда ни возьмись возникла идея проведения фестиваля коротких спектаклей. При сотрудничестве Минкультуры и портала Тeatro.azсвершилось это сценическое чудо. Именно чудо, потому что это было неожиданно и смело. Все мы почувствовали своего рода открытие второго дыхания у театральной жизни нашей страны.

А итоги фестиваля показали, что это было своевременно и необходимо. Фестиваль, как известно, это встреча надежд и энтузиазма. Отмечу, что энтузиазма было хоть отбавляй, а вот из числа представленных работ лишь единицы заслуживали внимания.

Во-вторых, ни один разумный человек не возьмется предсказать, каким будет творчество участников фестиваля в будущем. Ибо существует множество объективных и субъективных факторов, которые влияют на нашу судьбу как в жизни, так и в творчестве. Судить об уровне таланта этих молодых режиссеров по тем работам, которые были представлены, - архисложно. Как вы сами знаете, эти работы не являются сугубо театральными спектаклями и поэтому их трудно оценивать в этом качестве. А как фильмы-спектакли многие из них достойны внимания. Среди авторов этих работ есть немало одаренных людей, но согласитесь: за 15 минут сценического времени сложно, почти невозможно сделать художественно целое по конкретной тематике. Отрадно, что некоторым это удалось.

А что касается проблемы молодого поколения театральной режиссуры, то среди участников фестиваля, увы, яркого неординарного почерка я не заметил.

Вот уже долгие годы я исследую режиссерское искусство и могу сказать, что, в отличие от актерского, талант режиссера проявляется через многие годы. Талант режиссера, как алмаз, требует многих лет шлифовки.

 

Закрытие фестиваля

Церемония закрытия фестиваля коротких спектаклей с красноречивым названием «4.4» прошла в помещении Государственного академического музыкального театра. Первый заместитель министра культуры Эльнур Алиев подчеркнул, что стартовавший фестиваль очень важен и нужен для развития театрального искусства, воспитания новых профессиональных кадров, выявления новых театральных форм. Руководитель и один из инициаторов проекта Видади Гафаров, поблагодарив Минкультуры за оказанную помощь, сказал: «Фестиваль станет традиционным и будет мотивировать молодых режиссеров страны на творческое развитие, поиски новых форм и идей. Начало профессиональному диалогу положено и его необходимо продолжать».

Директор мероприятия Эльчин Джафаров, поздравив присутствующих с завершением работы фестиваля, объявил о церемонии награждения спектаклей, которые заняли призовые места. Третье место и премия в 750 манатов у Тарлана Абдуллаева («Последняя встреча», Лянкяранский драматический театр); второе место и премия в 1000 манатов - у Заура Алиева («44», Государственный академический музыкальный театр, Баку); первое место и премия в 1500 манатов, а также кубок «Лавр» присуждены Нихаду Гуламзаде («Сосед», инклюзивный театр «ЭСА»).

- Каким фестиваль будет в следующем году? В нем также на равных будут принимать участие профессиональные и самодеятельные коллективы или его формат будет изменен?

Директор фестиваля, театровед, кандидат философии по искусствоведению, завлитературно-драматической частью театра «Йух» Эльчин Джафаров:

- Да, мы так и планировали. Во-первых, это первый фестиваль и времени для подготовки было не так уж много. Во-вторых, мы в этом году не проводили жесткого отбора работ: из почти 30 поданных на конкурс заявок приняли 22. В будущем году у желающих принять участие в этом конкурсе будет больше времени на подготовку и отбор, соответственно, будет более жестким. Кроме того, программа фестиваля будет предусматривать показ как конкурсных, так и внеконкурсных работ. Но все еще может быть пересмотрено после обсуждения этого вопроса с Министерством культуры.

- Время для показа работы останется таким же, 15 минут?

- Нет. Мы приняли решение продлить время до 30 минут.

- Тематика фестиваля изменит свою направленность или останется навсегда под названием «4.4»?

- Название фестиваля останется таким же - «4.4». А вот тематика будет подвижной.

- А показ спектаклей сохранит свою экранную форму?

- Нет. Спектакли будут представлены в режиме реального времени.

- Удачи всем инициаторам и устроителям фестиваля, а самому фестивалю - долгой и счастливой творческой жизни.

- Спасибо. Так и будет!



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

138


Актуально