24 Апреля 2024

Среда, 05:27

ПРОБЛЕСКИ НАДЕЖДЫ

Ушедший год принес планете мало хорошего, а прогнозы на 2022-й пока осторожно оптимистичные

Автор:

15.01.2022

Противостояние США и Китая, России и Запада, последствия климатических изменений в виде невиданных ранее стихийных бедствий, продолжающаяся пандемия коронавируса, энергетический кризис, множество локальных конфликтов и глобальное недоверие друг к другу международных игроков. Про 2021 год в мировом масштабе можно сказать мало хорошего, и все-таки попробуем быть оптимистами - мир не скатился к Третьей мировой, хотя, надо признать, опасения остаются.

 

Россия vs Запад: кто первый упадет?

Весь 2021 год раскручивалась пружина противостояния России и Запада. На фоне ситуации вокруг Украины и ожидания ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» (не)отношения Москвы и Вашингтона дошли до такого уровня напряженности, что их стали сравнивать с теми, что были в годы холодной войны во время Карибского кризиса. За год президенты России и США встречались лично в Женеве и разговаривали по телефону, но особо исправить ситуацию это не помогло, тем более что между ними, кажется, нет личной симпатии, а, скорее, наоборот. Что неудивительно.  

В марте в интервью каналу ABC президент США Джо Байден на вопрос, считает ли он президента России Владимира Путина убийцей, кивнул головой и сказал: «Да, считаю». И хотя потом, в ходе женевской встречи, острые углы были кое-как сглажены, к концу года риторика и действия обеих сторон стали совсем уж жесткими. В декабре Москва передала Вашингтону проект соглашения о гарантиях безопасности между Россией и США и проект соглашения о мерах безопасности между РФ и странами - членами НАТО. Согласно этим документам, Кремль требует дополнительных гарантий безопасности от США и НАТО в части нерасширения Альянса на восток за счет территорий Украины, Молдовы и Грузии. Многие наблюдатели на Западе назвали такой шаг Москвы ультиматумом и заявили, что Вашингтон в ответ должен выдвинуть встречные требования. В любом случае ситуация складывается довольно серьезная. Понятно, что прямого масштабного столкновения не хочет ни одна из сторон, поскольку оно станет катастрофическим не только для вовлеченных в него, но и всего мира. С другой стороны, взаимные претензии настолько невыполнимы, что, по сути, идет игра на нервах - кто первым отступит. 

Такой расклад, кстати, значительно повышает риск локальных и опосредованных конфликтов. Особенно в Украине, вокруг которой продолжается концентрация российских и натовских войск. Конечно, с чисто логической точки зрения, Кремль не должен вынашивать экспансионистские планы в отношении Киева - это повлечет огромные финансовые затраты и жесточайшие санкции со стороны Запада. При таком раскладе даже военная победа может стать пирровой. Но когда войны объяснялись логическими уравнениями? При этом насколько уверены в себе США, ЕС, то есть коллективный Запад, - вопрос также спорный. В самих США, например, много отвлекающих моментов - от экономики до внутренних разногласий.

 

«На западном фронте много перемен»

Тут, пожалуй, стоит вспомнить, что 2021 год начался для американцев очень ярко. 6 января в столице США Вашингтоне сторонники Дональда Трампа прорвались в Капитолий, где в это время проходило обсуждение итогов выборов, на котором должны были сертифицировать голоса выборщиков, и на несколько часов заняли здание. В результате беспорядков погибли, по меньшей мере, пять человек, пострадали десятки полицейских, некоторых госпитализировали. Впрочем, уже 20 января Джо Байден, по расписанию, вступил в должность президента США. Сказать, что на этом разногласия в американском обществе улеглись, конечно, нельзя, и они вполне еще могут о себе дать знать. 

Такой же разброд, кстати, наблюдается и в рядах европейцев. Великобритания уже два года как живет без ЕС, Франция готовится к президентским выборам, а Германия обзавелась новым канцлером. В ноябре закончилась эпоха Ангелы Меркель и началось время представителя СДПГ Олафа Шольца. Меркель оставалась у власти более полутора десятка лет, и как смена руководства скажется на стране - локомотиве Евросоюза и на самом Союзе, еще только предстоит понять. Коалиция во главе с социал-демократами в Германии действительно очень пестрая и, возможно, способна на нестандартные и неожиданные решения. Тем более что Меркель покинула свой пост на фоне растущего разочарования немцев во многих областях внутренней и внешней политики Берлина, в том числе на фоне энергетического кризиса, нерешенных проблем с мигрантами, ограничений, связанных с пандемией коронавируса.  

Кстати, тут стоит напомнить и о создании англосаксонского блока AUKUS, который вновь сделал актуальным вопрос создания объединенных европейских вооруженных сил. Словом, минувший год выдался для европейцев непростым, а наступивший послаблений тоже не обещает.

 

Климат, логистика, интернет

Еще одной проблемой для европейцев, и не только для них, стал «зеленый энергопереход», связанный с климатической повесткой и повлекший за собой беспрецедентный рост цен на «голубое топливо». С одной стороны, климат действительно был чуть ли не главным ньюсмейкером в 2021 году. В разных частях планеты стихия натворила множество бед ранее невиданного масштаба. Это двадцатиградусные морозы в Техасе, оставившие миллионы людей без тепла, света и воды, огромные пожары в России, а также в курортных зонах Турции, Греции, серьезные наводнения в Западной и Центральной Европе, приведшие к гибели более 200 человек, и многое другое. На все это, понятное дело, необходимо реагировать, искать причины и пути к спасению и минимизации ущерба. С другой стороны, ряд экспертов полагают, что за климатической повесткой маскируется все тот же банальный глобальный передел собственности, ресурсов и влияния. Так, в начале ноября в Глазго состоялся климатический саммит (КС-26), на котором присутствовали  представители 200 стран, была достигнута договоренность скорректировать национальные климатические цели уже к концу этого года - на три года раньше, чем планировали. Хотя мало кто верит, что это приведет к конкретным результатам. То есть к тому, чтобы эти решения благоприятно сказались на окружающей среде и привели к снижению числа стихийных бедствий и прочих проблем. Но вот то, что вопрос изменения климата окончательно превратился в геополитический и экономический факторы, напрямую касающиеся национальной безопасности, сомнений уже нет. 

В таком же ключе мировое сообщество взглянуло на глобальные логистические маршруты, крупные инфраструктурные объекты и Всемирную сеть. Это особенно стало ясно в марте, когда из-за порыва ветра контейнеровоз Ever Given заблокировал Суэцкий канал, и потери мировой торговли составили $230 млрд. Далее в мае от кибератаки пострадала американская трубопроводная сеть Colonial Pipeline, которая остановила работу системы на пять дней и привела к тому, что Джо Байден объявил чрезвычайное положение. 

И, наконец, в октябре произошел глобальный сбой социальных сетей и сетевых сервисов (Facebook, TikTok, YouTube и др.), длившийся семь часов. На фоне этого к отдельным индивидуумам пришло понимание об изменившемся мире и своей зависимости от интернета, ведь сейчас на нем завязано все - от энергоснабжения и транспорта до банковских систем и армии. То есть это безопасность и благополучие каждого из нас. Также заговорили о том, что Facebook стал самым настоящим монополистом и необходима серьезная диверсификация в этой сфере. Поговорили и вроде бы забыли, особенно те же отдельные пользователи. Все же как будто пока работает. До очередного раза…  

 

Номинации года

Между тем, если говорить о действительно знаковых и неожиданных событиях минувшего года, то, несомненно, во всех номинациях победа присуждается уходу американских войск из Афганистана и возвращению там к власти талибов с провозглашением Исламского Эмирата Афганистан. То, как американцы резко и показательно решили покинуть Афганистан, породило множество предположений, в том числе и конспирологического характера. Как бы там ни было, страна вновь стала полем геополитического боя между региональными державами - Китаем, Россией, Турцией, Пакистаном, Эмиратами, Великобританией, ЕС. Ну а 20-летняя миссия США в Афганистане закончилась как будто бы ничем. Хотя является ли это провалом США на данном направлении - вопрос спорный и, конечно, во многом зависит от того, как далеко простираются интересы того же Китая. 

В минувшем году конфронтация США с Китаем стала еще жестче - Байден ее усилил даже больше, чем Трамп, по сути, начав создавать антикитайские международные коалиции. Многие наблюдатели, что примечательно, напряженность в отношениях Вашингтона и Москвы склонны рассматривать именно в контексте противостояния Пекина и США. Особенно такие подозрения возобладали после того, как состоялись переговоры президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, в ходе которых особое внимание было уделено необходимости активизировать усилия по формированию независимой финансовой структуры для обслуживания торговых операций России и Китая. Сам же Китай на фоне всех событий в 2021 году чувствовал себя довольно уверенно - отпраздновал столетие своей Компартии и все жестче обозначал свою позицию вокруг конфликта с Тайванем.  

Нерешенной в 2021 году осталась еще одна важная болевая точка международных отношений - кризис вокруг иранской ядерной программы. В ИРИ появился новый президент Эбрахим Раиси, в стране очень критично проявились многие социальные проблемы, связанные с западными санкциями и последствиями изменения климата, но от своих позиций Тегеран отступать не желает.  

Как будут развиваться перечисленные проблемы в наступившем  году, предугадать сложно, хотя одно можно сказать точно: спокойным он не будет. Но можно найти и оптимистические прогнозы. Так, основатель компании Microsoft, миллиардер Билл Гейтс недавно сказал, что «если мировое сообщество будет предпринимать все необходимые шаги в борьбе с распространением коронавируса, в том числе «омикрон»-штамма, пандемия может закончиться в этом году». Всемирная организация здравоохранения также позитивно смотрит на 2022 год, ожидая завершения давно уже надоевшей всем пандемии.

Остается лишь надеяться на то, что большинство конфликтов и спорных вопросов будет решаться ситуативно и с прагматической точки зрения. К сожалению, пока мир находится в таком периоде, когда относительной гарантией безопасности является не перспектива того, как всем может быть хорошо в случае улаживания разногласий, а то, как всем может быть плохо в случае разрастания полномасштабного кризиса…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

125


Актуально