19 Апреля 2024

Пятница, 18:48

ТЕАТР, АКТРИСА, ЛЮБОВЬ

Хаджар АГАЕВА: «В спектакле «Али и Нино» отец Али говорит очень мудрые слова. Они о том, что Азербайджан стоит на пороге нового Времени…»

Автор:

15.02.2022

Заслуженная артистка Азербайджана Хаджар Агаева - обладательница яркой и притягательной внешности - личность целеустремленная, наделена решительным твердым характером и талантом разноплановой актрисы. Это значит, что она успешно создает на театральной сцене характеры героинь в жанрах комедии («Он, она, окно… любовник»), драмы («Игра в снежки летом»), трагедии («Прости за любовь») и пр. Но, возможно, самая сильная сторона ее профессиональной деятельности - амплуа трагической актрисы. Она могла бы сыграть и Электру в одноименной пьесе Софокла, и Кассандру в трагедии Эсхила «Агамемнон», и Медею Еврипида. Ну а пока она репетирует, создавая образ поселкового врача Сугры, попавшей в ситуацию трагического выбора. Спектакль А.Шаровского по повести Максуда Ибрагимбекова «Приходила женщина в черном». Однако разговор не о профессиональных секретах и таинствах, а о жизни. Хаджар пришла в драмстудию Русского драматического театра в 2004 году. Позже окончила Университет культуры и искусств. Служит в Государственном русском драматическом театре, который в 2019 году удостоен правительством страны статуса «академический». Но ей тесно в рамках одной профессии, потому что напор творческой энергии требует выхода и реализации. Поэтому в жизни Хаджар Агаевой, как вид параллельного творчества, появилось телевидение: каналы АзТВ и «Культура». Это как продолжение профессии актрисы, но в ином качестве: автора и ведущей.

    

Театр

В детстве она не мечтала быть актрисой. Все произошло само собой: услышав, что в Русском драматическом театре объявлен набор в студию, Хаджар решила испытать судьбу. 

- Почему?

- Не знаю. Решение пришло вдруг… Как будто само по себе…

К этому времени она окончила отделение народного танца в Государственной гимназии искусств, прекрасно владела голосом, великолепно пела и читала стихи. Словом, члены приемной комиссии были довольны такой абитуриенткой, и она была принята в труппу театра. В тот момент девушка даже не думала о том, что путь ее предопределен свыше.

- Как отнеслись к такому выбору профессии родители?

-  Нормально. Они всегда и во всем поддерживали меня. Но папа сказал тогда: «Если ты поймешь, что занимаешь не свое место, - сразу же уходи! Не оставайся ни на минуту».

- Папа тоже был актером?

- Нет. Режиссером телевидения.

- Значит…

- Нет-нет! Папа не культивировал во мне желание выбрать публичную профессию. Он думал, что я пойду по его пути.

 

Творческая родословная

Если оглянуться назад и совершить экскурс в до- и послереволюционное время, то можно обнаружить, что в роду Хаджар Агаевой - и с папиной, и с маминой стороны - были оперные певцы (Алибала Агаев), драматические актеры (Кюбра Дадашева, Мамед-ага Дадашев), художники-мультипликаторы (Рауф Дадашев), профессиональные танцоры (Рамиз и Таир Эйнуллаевы), поэты (Наби Хазри). Кстати, она никогда не говорит о том, что носит фамилию, которая обрела русифицированную форму в период большевистских преобразований в стране. Эта страница семейной истории все еще остается закрытой. Хотя коренные бакинцы из поколения ушедшего прошлого века помнят, что семья Агабековых в Баку имела не только доходные дома, но и солидные капиталовложения в банке Швейцарии. 

 

О нравственном законе внутри нас

-  Я вижу, как постепенно размываются и остаются в прошлом те ценные качества, которые идентифицируют нас с понятием «азербайджанский». И вот уже нравственные запреты, полученные нами от наших предков, называют «несовременными», «устаревшими» … Ничего хорошего в этом я не вижу.

- Да. Увы, в XXI веке подмена подлинных идеалов ложными - это уже закрепившаяся традиция.

- Поэтому мы с мужем придаем большое значение сохранению тех нравственных законов, которые получили от своих родителей и родственников. Да, наша земля испокон веков славится мультикультуральными ценностями, но никогда так не обесценивались священные во все времена коранические заповеди, как сегодня. В спектакле «Али и Нино» отец Али говорит очень мудрые слова. Они о том, что Азербайджан стоит на пороге нового Времени и ничто не может помешать этому историческому ходу событий. Но мы, говорит он, не противясь этому ходу, можем сохранить себя как нацию, как народ с определенной культурой, которая всегда развивалась благодаря тому, что, принимая новое, мы никогда не выбрасывали на свалку истории старое.

- Это правда. Поэтому так легко и просто здесь приживались люди других национальностей и культур. Как Нино Кипиани из истории, рассказанной Курбаном Саидом. Она ведь отказывается уехать в Европу, когда Али, думая, что ей тяжело вживаться в чужие традиции и обряды, предлагает ей это.

- Да. И она отказывается от этой идеи категорически. То, что она христианка, абсолютно не мешает ей понимать, принимать и любить все то, что связано с культурными традициями Азербайджана. 

- Почему?

- Потому что Нино выросла в Баку. Она училась в той же школе, где училась и я. Только во времена Нино это была гимназия для девочек. Она ходила по тем же улицам Ичери шэхэр, по которым хожу я и где прошло мое детство. Я и сейчас, часто гуляя по улицам Старого города, вспоминаю Нино. У нас с ней много общего.

- Что же вас так роднит с Нино Кипиани?

- Любовь, я думаю. Любовь к семье, семейным традициям. Любовь к нравственному началу, которое есть в обеих культурах: христианской и мусульманской. Любовь к городу и стране. Но вы же понимаете, что город - это не только и не столько архитектура, сколько его люди. И вот тут-то я еще больше уважаю и горжусь своей героиней. Настолько, что в один прекрасный момент я настояла на том, чтобы мы всей семьей отправились в Тбилиси, чтобы посетить могилу Нино Чавчавадзе, которая была примером верности и преданности для Нино Кипиани. Вы ведь помните трагическую историю любви Нино Чавчавадзе и Грибоедова? Я, отдавая дань уважения своей героине, хотела увидеть это надгробие своими глазами…

- Нино и Али жили внутри Ичери шэхэр. Предполагаемый автор романа Юсиф Чеменземинли рядом. То есть по улице, которая ныне носит имя Бунията Сардарова. Но, как мне кажется, речь идет о двух разных строениях…

- Да-да-да! Один дом, дом Алихана Ширваншира (Али) находится, по предположению большого знатока Баку Фуада Ахундова, у Парных ворот. Это дом Ханларовых. Но там теперь, к сожалению, пекарня и туда не войти. А второй дом, по моему мнению, расположен у крепостной стены, как раз напротив Губернаторского сада. Помните, он смотрит из окна своего дома и видит этот сад? Думаю, что дом, описанный в романе, находится там, где расположилось сейчас посольство Италии. Но это всего лишь предположение.

- Автор, описывая дома, в которых живут герои, помните, дает описание бала, который проходил в доме Тагиева, и один из сыновей нефтепромышленника - это друг Али Ширваншира.

- Конечно, помню! Я довольно часто бываю в Музее истории. Люблю этот дом. Так же, как и Старый город. Поэтому когда мне надо энергетически «подзарядиться», я иду к ним: к Тагиеву и героям Курбана Саида. 

- Кстати! В соцсетях развернулась полемика по поводу памятника Тагиеву, недавно установленному напротив входа на станцию метро «Ичеришехер». Людям непривычно, что памятник Тагиеву не установлен на пьедестал, а стоит прямо на земле…

- Мне кажется, это произошло потому, что у многих из нас есть наработанный стереотип восприятия. Ну, вот если посмотреть на примеры из вчерашнего прошлого, то всех исторически известных персон возводили на пьедестал, чтобы возвеличить и поднять над, простите, народом. Но Тагиев сам был человеком из народа. Был человеком от земли, уверенно и крепко стоявшим на ней. Это - его земля. И тогда, когда он был жив, и теперь, когда жива память о нем. И он стоит на ней так же крепко и уверенно, как и тогда. Мне кажется, именно так и должно быть. Ему вряд ли бы понравилось стоять на возвышении над всеми...

 

Немного о ролевых функциях

- Хаджар, жизнь, которую мы проживаем изо дня в день, наполнена различными ролевыми функциями: жена, мама, актриса, ведущая на двух телеканалах, художница. Какая ближе всего?

- Все! Потому что все перечисленное и еще многое другое: дочь, водитель, подруга, сестра, племянница - образуют то целое, чем и являюсь я - Хаджар Агаева.

- Когда же возникает желание взяться за кисть?

- В самый непредсказуемый момент. Например, увидев преломление солнечных лучей у минаретов мечети, я написала сюжет под названием «Новруз». Но я не говорю о себе, что я - художник и не считаю себя профессионалом. Я не училась живописи. Пишу, как сердце подсказывает. Пишу для себя. Это дает ощущение гармоничного слияния с мгновениями пережитого восторга, радости, озарения.

- А если бы кто-то захотел купить одну из работ?

- Ну, нет. Я не смогла бы согласиться на это. Ощущение… как бы это сказать? Как будто продаешь себя. Это невозможно.

- Но ведь когда Хаджар Агаева выходит на сцену в образе Нино, или Гюльтекин, или Айнур - она ведь тоже в каком-то смысле продает себя?

- Нет! Это совсем не так. Она помогает понять людям, почему нельзя идти на компромисс, или чем мотивирован и во имя чего можно, хоть и не должно, идти на компромисс. Нет! Здесь никаких сравнений быть не может.

- Что дает театр, как вид искусства, вам как актрисе?

- Профессиональное удовольствие, радость и счастье, если процесс работы над ролью становится процессом творческих поисков и находок. Когда в результате получается психологически правдивый образ, когда режиссер и зрители принимают твою героиню, понимают и любят ее, возникают ощущение и вера в то, что выбор профессии был сделан правильно.

- То, что «не случайно», подтверждено и присвоением звания «Заслуженная артистка Азербайджана», полученного к 100-летию со дня рождения театра, в котором служите 18 лет. Произошло это в разгар пандемических запретов. Как вы встретили это сообщение?

- Сначала не поверила. А когда осознала, то первый, о ком я подумала, - это был мой папа. Его уже нет с нами, но он был бы рад получить подтверждение, что я занимаю свое место в Академическом русском драматическом театре имени Самеда Вургуна. Потом я подумала о руководстве театра, которое нашло возможным таким образом подтвердить, что я правильно выбрала профессию. И, конечно же, пользуясь случаем, хочу сказать, что не было бы заслуженной артистки Хаджар Агаевой, если бы не было в ее профессиональной жизни режиссеров, народных артистов Ираны ханум Тагизаде и Александра Шаровского; если бы не было в ее сценической судьбе народного артиста Фуада Поладова (светлая ему память!), народных артисток Людмилы Духовной и Александры Никушиной, многих других корифеев театра, с которыми довелось выходить на сцену и учиться у них мастерству; если бы не было в жизни театра такого неравнодушного человека, как наш директор Адалет Гаджиев.

Все, чего я смогла достичь и чему смогла научиться, произошло при участии и профессиональной поддержке этих людей. Я благодарна и признательна всем без исключения!



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

141


Актуально