28 Марта 2024

Четверг, 23:34

ТЕМНЫЙ ТОННЕЛЬ

Украинский кризис свидетельствует не в пользу скорого политического решения сирийской проблемы

Автор:

01.04.2022

Война в Украине хотя и отодвинула сирийский конфликт на задний план, дипломатический процесс по его урегулированию продолжается даже по прошествии одиннадцати лет с момента его начала в марте 2011 года. Недавно в Вашингтоне представители Лиги арабских государств, Европейского Союза, Норвегии, Турции, Великобритании и США провели очередные обсуждения по сирийской проблеме.

В официальном заявлении, опубликованном после проведения встречи, подчеркивается приверженность сторон процессу урегулирования сирийского конфликта в рамках резолюции №2254 Совета Безопасности ООН, нацеленной на защиту прав и достоинства всех сирийцев. 

Кроме того, государства-участники выразили свою поддержку проводимым в Сирии спасательным операциям, международным гуманитарным кампаниям и борьбе с терроризмом, а также уважение территориальной целостности и суверенитета страны. Они также поддержали политическое решение сирийского конфликта под руководством специального посланника ООН по Сирии Гейра Педерсена и намеченный на этот месяц седьмой раунд заседаний Конституционной комиссии Сирии. Участники вашингтонской встречи обратились к странам, приютившим сирийских беженцев, с призывом обеспечить их безопасность, пока те не вернутся в свои родные дома.

 

Проблемы переговорного процесса

По всей видимости, для разрешения этого многолетнего конфликта предстоит сделать еще многое. Прежде всего необходимо обеспечить проведение встречи между всеми сторонами противостояния. Ведь на самом деле заседающая в Вашингтоне группа стран и организаций не обладает достаточным опытом международного сотрудничества для урегулирования сирийского вопроса. Сейчас мы продолжаем наблюдать лишь за сплочением одного из «фронтов» конфликта, ограничившегося, по сути, заявлением общего характера. И так продолжается вот уже одиннадцать лет.

Примечательно, что за этот же промежуток времени между странами, которые могут сыграть ключевую роль в разрешении сирийского конфликта, возникли серьезные проблемы. Политика нынешнего правительства США в отношении Сирии неясна, как не обнародованы до сих пор курс или стратегия Вашингтона по этому вопросу. Вдобавок и без того напряженные отношения между США и Россией обострил украинский конфликт. Поэтому в сложившейся ситуации вряд ли Вашингтон реально готов обсуждать Сирию за одним столом с Москвой.

Более того, отсутствие представителей Москвы, Тегерана и Дамаска на встрече в Вашингтоне свидетельствует о том, что принятые там решения не окажут реального влияния на сирийский театр военных действий, который остается раздробленным, как и пять лет назад. На данный момент сирийское правительство во главе с Башаром Асадом контролирует более 60% территории страны. Здесь же действуют российские воинские части, поддерживаемые Ираном вооруженные подразделения, в том числе боевики ливанской «Хезболлы».

Двадцать пять процентов сирийской территории контролируют вооруженные группировки неформальной курдской автономии, более известной как коалиция Сирийских демократических сил, сформированная курдами в 2016 году вместе с другими малочисленными этническими группами. Тут же расположены военные базы США и Франции.

В граничащей с Турцией сирийской провинции Идлиб на севере страны обосновались различные группы оппозиционных сил, включая вооруженных исламистов. Позиции в южной части Идлиба занимают подразделения сирийской армии вместе с российскими и иранскими силами. Центральные и северные районы страны находятся под надзором боевиков оппозиции, а за соблюдением режима тишины в этой зоне следит турецкая армия. Кроме того, в трех разных районах на севере страны, на площади, простирающейся с запада на восток, установлены контрольно-пропускные пункты турецкой армии. В районе Эт-Танф на юго-востоке Сирии расположены оппозиционные группировки и силы авиабазы ВС США. Определенные участки провинции Хомс в центральной части страны находятся в ведении боевиков ИГИЛ. Другими словами, Сирия по-прежнему остается страной, часть территории которой находится под контролем различных группировок и где бушует гражданская война.

Ясно, что появление нового очага войны в Украине несколько отвлекает внимание от сирийской проблематики. Поэтому на данном этапе военных действий Вашингтону и Москве сложно найти точки соприкосновения по этому кризису.

 

Причины несовместимости

Тупиковая ситуация, сложившаяся в рамках женевского переговорного процесса по политическому урегулированию сирийского конфликта, в определенном смысле обусловлена несовместимостью интересов крупных держав. Ниже перечислены ключевые вопросы, лежащие в основе этого явления.

Во-первых, остается неясной судьба Идлиба. Эта северная провинция в настоящее время является последним крупным оплотом сирийской военно-политической оппозиции. Здесь также обосновалось большое количество радикальных вооруженных исламистских группировок, в том числе «Хайат Тахрир аш-Шам», являющаяся сирийским отделением «Аль-Каиды», и уйгурская Исламская партия Туркестана. Сирийское правительство при поддержке российских и иранских сил пытается очистить данную территорию от этих группировок и, таким образом, взять провинцию под контроль и уничтожить опорный пункт оппозиционных сил. Однако, согласно соглашению между Турцией и Россией от марта 2020 года, в Идлибе действует режим прекращения огня. Но вопрос в том, что судьба этой провинции может оказать решающее влияние на будущее всего сирийского конфликта. Из-за этого нынешняя ситуация в провинции в любой момент может перерасти в крупномасштабную войну.

Второй по серьезности вопрос - это судьба сирийских курдов. На данный момент они контролируют значительную часть территории страны, а в 2016 году смогли сформировать реально действующий орган местного самоуправления. Сейчас курды нацелены на то, чтобы получить автономию от Сирии, - так же, как они провернули это ранее в Ираке. Западные страны поддерживают их в этом вопросе, приводя в качестве главного аргумента тот факт, что центральная власть страны лишает курдов их прав. Правительство Башара Асада, а также Иран и Турция придерживаются противоположной позиции по данному вопросу из-за региональной курдской угрозы. Россия же симпатизирует вопросу курдской автономии, хотя и старается не афишировать это. Москва поддерживает хорошие отношения с курдскими политическими и военными группировками.

Наконец, ключевым вопросом остается судьба самого Башара Асада. Россия и особенно Иран, как главные гаранты политических договоренностей в рамках процесса урегулирования конфликта, заинтересованы в сохранении власти нынешнего главы государства. В то же время оппозиционные силы не желают идти на какие-либо компромиссы в отношении Асада. Однако по сравнению с двумя предыдущими вопросами именно эта тема кажется наиболее удобной с точки зрения достижения соглашения.

 

Арабское сближение и прогресс

Тем временем в СМИ прошла информация, что Объединенные Арабские Эмираты после недавнего восстановления политических и дипломатических отношений с Сирией ведут с ней переговоры по курдскому вопросу. Министр иностранных дел ОАЭ Абдулла бен Заид обсудил его с Башаром Асадом во время посещения Дамаска в ноябре 2021 года.

Кстати, еще одной арабской страной, «помирившейся» с Сирией в 2021 году, стала Иордания. Оба государства  после многолетней паузы возобновили авиасообщение. Интересно, что Вашингтон, поддерживающий хорошие отношения как с ОАЭ, так и с Иорданией, открыто не препятствовал этому сближению. Вероятно, договоренность между Ираном и США по пресловутой ядерной проблематике еще повлияет на ряд процессов в регионе, включая сирийский конфликт. Параллельно идут переговоры о нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Узловыми вызовами региональной политики обеих стран являются вопросы, касающиеся Йемена и Сирии. Однако даже определенного сближения между странами региона будет недостаточно для достижения кардинального соглашения по Сирии.

Кроме того, периодические бомбардировки иранских сил израильской авиацией в Сирии и одновременный отход проиранских сил на юг страны позволяют сделать предположение об очередных вооруженных столкновениях в стране. Таким образом, происходящее свидетельствует о невозможности достижения на данном этапе существенного прогресса в урегулировании сирийского конфликта. Неожиданная активизация ИГИЛ и нападения боевиков организации на курдские районы в начале этого года склоняют чашу весов в сторону вооруженного противостояния, нежели политического урегулирования.

Достижение значительных подвижек в рамках женевского переговорного процесса кажется маловероятным, так как все еще отсутствует коренное решение курдского вопроса. Наоборот, по мере эскалации напряженности вокруг Идлиба возрастет вероятность столкновений между правительственными силами или вооруженными формированиями провластных племен и курдами. В частности, остается высокой вероятность усиления напряженности в конце весны - во время сбора урожая в считающихся главными житницами Сирии районах, контролируемых курдами. Это говорит о том, что вероятность политического решения данной ситуации в этом году относительно снизится, уступив место увеличивающемуся риску вооруженного конфликта.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

108


Актуально