20 Апреля 2024

Суббота, 16:28

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС

Эмманюэля Макрона избрали на второй и решающий срок

Автор:

01.05.2022

Тем, кто смотрел сериал «Человек в высоком замке», снятый в жанре антиутопии и альтернативной истории, легко представить себе панику, царившую в Европе накануне второго тура президентских выборов во Франции. Авторы фильма пофантазировали, что стало бы с миром, если бы Вторую мировую войну выиграли фашистская Германия и ее союзники.

Издание Politico 21 апреля, за три дня до выборов, тоже решило написать альтернативную историю - что случится с Европой, если президентом Франции станет Марин Ле Пен, лидер ультраправой националистической партии «Национальное объединение».

 

Фашистская угроза

История получилась, прямо скажем, невеселая. Примерно в таком настроении и пребывали лидеры ЕС и большинства стран Европы, наблюдая за тем, как французские избиратели в первом туре готовы были голосовать за кого угодно - от ультралевых и до ультраправых, только не за правящую партию «Вперед, Республика!» (La République En Marche, LREM).

И хотя, согласно опросам, большинство французов считают Эмманюэля Макрона более подготовленным к управлению страной в плане экономического роста, борьбы с коронавирусом, экологии, системы здравоохранения и в условиях продолжающейся войны в Украине, Ле Пен предпочитают по тем вопросам, которые связаны с социальным неравенством, терроризмом, покупательной способностью граждан, пенсиями, иммиграцией и преступностью.

«Допустить Марин Ле Пен на пост президента означает открыть дорогу фашистской партии» (Le Courrier, Швейцария), «Речь идет о самом выживании ЕС» (Frankfurter Allgemeine Zeitung, Германия), «Европе грозит глубокий кризис» (Publico, Португалия), «Над европейской интеграцией нависла угроза» (Falter, Австрия) - европейские СМИ словно соревновались в прогнозах относительно мрачного будущего Европы.

Признание фашистской угрозы, исходящей от Марин Ле Пен, требует политических и исторических знаний, которых у многих, и не только у французов, нет, справедливо пишут журналисты. Неискушенные в политике обыватели, справедливо возмущенные падением уровня жизни, полагают, что избрание Ле Пен в любом случае было бы неплохо, потому что она никогда не будет иметь большинства в парламенте, а значит, ей не позволят посягнуть на демократические свободы. Они не хотят понять, что президент Ле Пен будет иметь право изменить правила выборов и вообще распустить парламент. 

Любой может прочитать в ее программе, как она планирует разрушить французскую демократию, но обывателю проще поверить ее лозунгам и щедрым обещаниям повысить покупательную способность простых французов. 

У международного бизнеса события во Франции вызвали неприятные ассоциации с 2016 годом, когда рынки ошибались на двух важных выборах. Сначала в июне никто не верил, что британское большинство на референдуме примет решение о Brexit, затем в ноябре Дональд Трамп удивил, став президентом США, хотя по всем опросам сильно отставал от Хиллари Клинтон. Из-за того, что риск результатов этих выборов не был правильно учтен, по фондовым рынкам прокатилась волна шоковых скачков. 

Предвыборная программа Ле Пен предусматривала игнорирование многих правил ЕС, таких как Конвенция о правах человека, свобода передвижения и свободный рынок работы. Кроме того, экономисты опасались, что налоговые планы Ле Пен еще больше подстегнут инфляцию во Франции, что может сделать ее непривлекательной страной для инвестиций. 

Это показывает, что последствия победы Ле Пен не ограничились бы Францией, которая является важной страной для евро. Если ее экономическая политика привела бы к снижению курса единой валюты, компании и граждане других стран Европы также почувствовали бы на себе последствия.

И вот в таком потоке апокалиптических картинок никто не обратил внимания на то, что, призвав жителей Франции голосовать за Макрона, канцлер Германии Олаф Шольц и его коллеги из Португалии и Испании Антониу Кошта и Педро Санчес вообще-то позволили себе вмешаться во внутренние дела другой страны. 

 

Гимн Европы

Немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung отдает должное Макрону за то, что тот в ходе своей избирательной кампании неизменно подчеркивал значение Евросоюза. «В конфронтации с пугающе разросшейся группой рьяных ультраправых Макрон не стал искать спасения в тактическом евроскепсисе, к которому прибегают многие европейские политики, оказываясь в подобном положении, - пишет газета. - Макрону хватило смелости выступать за ЕС, указывая на то, что сообщество является ключом к решению проблем глобализации - как материальных, так и в плане политики идентичности».

Впрочем, возможно, именно нежелание расставаться с единой Европой в итоге оказало решающее влияние на выбор французов во втором туре. 

Недаром свою вторую победу Эмманюэль Макрон посвятил Европе. В ночь выборов он вышел на сцену перед Эйфелевой башней для исполнения гимна Европы - оды «К радости» Бетховена. Это был музыкальный ответ Марин Ле Пен, которая пообещала убрать флаг Евросоюза со своего официального портрета. Это также стало сигналом для партнеров из ЕС, что они могут рассчитывать на Францию в течение следующих пяти лет.

 

Парламентские страсти

Теперь для судьбы Франции будет иметь решающее значение, получит ли Макрон большинство голосов на предстоящих в июне парламентских выборах. Если этого не произойдет, ему придется назначить главу правительства из лагеря большинства. Тогда его власть будет значительно ослаблена, а принять политические решения станет намного сложнее. 

Во втором туре его поддержали сторонники левых партий и консерваторов, но на парламентских выборах он лишится этих голосов. 

Партия Макрона «Вперед, Республика!», которую он основал в 2017 году, не обладает достаточно налаженной сетью по всей стране, а во многих регионах и населенных пунктах она и вовсе не представлена.

Жан-Люк Меланшон, занявший третье место на президентских выборах, надеется стать премьер-министром, если левые выиграют выборы в июне. Правые (Марин Ле Пен, Эрик Земмур и др.) могут также попытаться получить власть через парламент.

Способность LREM реализовать свою экономическую программу будет в значительной степени зависеть от состава Национальной ассамблеи, состоящей из 577 мест. 

По мнению аналитического агентства IHS Markit, специализирующегося на оценках рисков, потенциалов и перспектив, есть три основных сценария развития событий.

 

Сценарий 1

Стабильное большинство за LREM в Национальном собрании позволило бы Макрону реализовать большую часть своей экономической платформы и других приоритетов политики - таких как реформы рынка труда, включая упорядочение пособий по безработице, без серьезных препятствий со стороны парламента. 

Макрон будет придерживаться четкой проевропейской позиции и сосредоточится на дальнейшем усилении влияния Франции на принятие решений в блоке. В частности, за счет укрепления сотрудничества в области обороны, взяв на себя ведущую роль в качестве главной военной державы блока.

Однако также вероятно, что некоторые из наиболее спорных запланированных реформ Макрона, такие как повышение пенсионного возраста, будут сокращены из-за риска профсоюзных забастовок и протестов. В 2019 году попытки Макрона провести пенсионную реформу привели к общенациональной забастовке.

Вполне ожидаемо, что правительство Макрона будет готово использовать фискальную политику для поддержки экономики, даже если это означает невыполнение целей по сокращению дефицита бюджета, согласованных с ЕС.

 

Сценарий 2

LREM не набирает достаточного количества мест для обеспечения большинства. Но поддержка во втором туре, оказанная Макрону основателем Республиканской партии (Les Républicains - LR) Николя Саркози и кандидатом в президенты от LR Валери Пекресс, увеличивает вероятность коалиции LREM-LR. 

Такая коалиция, скорее всего, сохранит твердую проевропейскую позицию, проведет оптимизацию рынка труда, осуществит пенсионную реформу и инвестирует в расширение производства ядерной энергии. Однако депутаты от LR вряд ли поддержат строительство новых ветряных электростанций, на чем настаивает Макрон. 

 

Сценарий 3

Формируется многопартийная коалиция. Она приходит к соглашению о снижении некоторых налогов, например налогов на производство. Но консенсус по пенсионной реформе или изменению в регулировании рынка труда, вероятно, останется трудным для достижения.

Это повышает вероятность того, что ключевые элементы предвыборной программы Макрона, в частности реформа пенсионного обеспечения, будут приняты указом президента - в обход парламента.

Есть, конечно, и четвертый сценарий, когда партии, проигравшие президентские выборы, образуют коалицию без LREM. Правда, по мнению аналитиков, это наименее возможный вариант развития событий.

Существует большая опасность того, что Макрону и при третьем варианте придется управлять страной под давлением практически несговорчивых крайне левых и правых. Это увеличивает риск того, что его новый срок может оказаться весьма сумбурным - без руля и ветрил, как это и бывает, когда разные ветви власти представляют различные политические направления.

 

Сложная задача

Макрон понимает, что остается на своем посту не потому, что он завоевал сердца французов, а потому, что для многих является меньшим злом. Его главной задачей будет, по признанию самого Макрона, превратить разорванную страну в единое государство. Франция разделена на богатых и бедных, городских и сельских жителей, коренных жителей и иммигрантов, и трещины становятся все сильнее.

Причем именно он в первые пять лет ослабил умеренные партии до такой степени, что они уже не могут конкурировать с крайне правыми и левыми популистами. Если он не хочет допустить, чтобы популист сменил его на следующих выборах через пять лет, на которых он больше не может баллотироваться, Макрон должен изменить свой стиль правления, считают французы.

Что касается внешней политики, то после ухода Ангелы Меркель именно Эмманюэль Макрон неизбежно будет рассматриваться как фактический лидер Европейского Союза. Это возлагает на него ответственность как лидера уже в мировом масштабе.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

112


Актуально