8 Мая 2024

Среда, 00:13

БЕСКОНЕЧНОЕ ПРЕКРАСНОЕ

Самир САМЕДОВ: «Чтобы классика и наследие той или иной нации не умирали, ее хранителями должны выступать урожденные родиной Личности и их преемники»

Автор:

01.10.2023

Мнение о том, что в мир балета попасть непросто, а еще труднее там продержаться, давно уже не секрет Полишинеля. Но зритель, отделенный от сцены оркестровой ямой, вряд ли размышляет над этим, когда перед его глазами, в полном смысле слова, творится волшебство. Когда музыка преумножает свое воздействие на человеческое восприятие пластикой и жестом. Где невозможно спрятать фальшь - любую…

Искусство танца, которое дарил еще недавно своему зрителю заслуженный артист Азербайджана, академик и профессор Международной академии хореографии Самир Самедов, яркое подтверждение тому, что лишь отдаваясь ему без остатка, можно «достучаться» до тех, кто впервые открывает для себя мир балета. Сколько раз зрительный зал Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета завороженно наблюдал за тем, как слово-жест, рождаемое на сцене любимым танцовщиком, вроде бы заканчивалось на кончике пальца артиста, а для публики оно обращалось к каждому сидящему по ту сторону рампы. Которая скрывает от постороннего взгляда далеко не парадную реальность балетного волшебства.

- Как-то я наткнулась на характеристику балета: «каторга в цветах». Неоспоримо, что мир балета для каждого свой, где все зависит от степени погружения в процесс: для одного это - «отплясал и домой, завтра все сначала», для другого - построение задач на каждый день, тонкая отладка своего тела как сверхточной машины. Мир балета настолько же сложный, как и любая другая профессиональная сфера. Какой он, балет Самира Самедова?

- Безусловно, балет, как и любой другой вид искусства, требует полного посвящения, жертв и отречений. Балет - это адский труд изо дня в день. Те, для кого балет - это «отплясал и домой, завтра все сначала», любят себя в нем, и для них в истории не было, нет и не будет места. Порой даже тех, кто принес себя в жертву Терпсихоре, судьба уносит в забвение. Мой долгий и длинный путь был усыпан шипами и хождениями по острию ножа. Но, несмотря ни на что, для меня балет и все, что с ним связано, было смыслом жизни…   

- Балетное искусство прекрасно. Но надо признать, что так как все смотрят на один и тот же «объект» с разных ракурсов, одна и та же постановка воспринимается каждым артистом персонализированно.

- От интерпретации, от личности артиста во многом зависит бесспорный успех той или иной постановки. Один артист способен скрыть всю никчемность авторской работы, вуалируя собой все вокруг. Другой под стать однодневному «созданию». А если это шедевр мировой классики, то тем более…

- В отличие от других искусств - живописи или музыки - в балете нет ни холста, ни партитуры. В распоряжении танцовщика только собственное тело. Ему артист рассказывает музыку, а музыка рассказывает то, что люди хотят увидеть. Значит ли это, что в балете тело человека воспринимается как камертон?

- Если Всевышний наделил определенного человека всеми дарованиями, тогда и тело будет для него камертоном, это однозначно. Танцовщик с беспредельной пластикой и безупречной координацией спокойно может настраивать свое тело в нужном ему направлении.

- Сложно оспорить, что мужчина в балете - это всегда красиво: грация и мускулы сочетаются с харизматичными движениями танцора. Но мало кто знает, что за этим стоят адский труд и титаническая работа над собой. Да и травмы - частое явление в балете. Есть ли пределы в преодолении собственных возможностей?

 - По природе я заядлый перфекционист, но с годами пришел к тому, что прекрасному нет конца и края. Достичь идеала однозначно невозможно. Всегда найдется что-то, что захочется переделать, доработать.

- На мой непосвященный взгляд, состояться в балетном искусстве значит в какой-то степени выпустить свое внутреннее «я» на свободу. Но свобода физическая начинается со свободы индивидуальности. Как в жестких ограничениях принадлежности балету обрести свободу?

- Быть Личностью!

- У каждого свое время знакомства с балетным искусством. И если детям в силу незамутненности восприятия приобщаться к нему проще, то с какого спектакля начать знакомство с балетом взрослому зрителю?

- Это очень и очень индивидуально. Люди разные, вкусы также. Но точно беспроигрышным будет взрослому зрителю впервые увидеть балет «Баядерка» Минкуса в постановке Петипа.

- Помните первый балет, который вы увидели на сцене?

- Да. «Жизель» Адана в исполнении моего самого-самого первого педагога по классике, заслуженной артистки Азербайджана, очаровательной Ольги Арифулиной.

- Известно, что без «класса» - урока классического танца - представить артиста балета просто невозможно. Это ежедневное занятие с самых ранних лет, с момента поступления в профессиональное заведение. Насколько важна лично для вас эта определенного рода «вредная» привычка - делать урок каждое утро?

- Это, как вы верно подметили, «вредная» привычка. Это даже важнее, чем почистить зубы и умыться. Без класса никак!

- Насколько психологически важна совместимость с партнершами в сценическом взаимодействии?

- Очень важна. И от этой совместимости во многом зависит успех спектакля. Но профессиональный артист обязан, переборов все, танцевать и с теми партнершами, с которыми у него полная несовместимость. У меня так было практически всю дорогу, пока я танцевал.

- Некоторые считают, что самое главное для балетного танцовщика - иметь хороший прыжок и быть хорошим партнером для балерины.

- Бывают танцовщики с высоченным прыжком, но не способные преподнести его во всей красе. Бывают идеальные и сильные партнеры, но не умеющие передать чувства и трепет. А бывают артисты со средним невысоким прыжком, но порхают по сцене, как птицы вольные, и они же, будучи не такими сильными партнерами, как первые, притягивают к себе партнершу и привлекают внимание зрителей.

- Как вы думаете, танцовщиков до сих пор воспринимают как «обрамление» для балерины, помогающее ей блистать на сцене?

- Если танцовщик - личность, блистать будет пара, как блистали наши великие и неповторимые народные артисты - Чимназ Бабаева и Владимир Плетнев, дополняя друг друга, а если просто «носильщик», то и «обрамление» для балерины будет меркнущее.

- Случается ли вам видеть сны, где вы танцуете?

- Да, и очень часто. Особенно после того, как пришлось оставить сцену…

- Можно ли рассказать танец словами?

- И да, и нет…

- Есть люди, для которых танец становится терапией. В вашем случае он обладает таким эффектом? И помогает ли справиться с чем-то, что порой «накрывает» вне балетного пространства?

- Пока я был на сцене, однозначно танец был моей самой большой терапией, спасением и помогал справляться со всем, что было вне ее.

- В настоящее время в балетном мире много спорят о переосмыслении стандартов. Когда балет все больше превращается в гимнастику. Неужели мы идем по пути, когда классический балет изменится? Неужели уходит та душа, что дарила балетному искусству флер магии? И что делать с сюжетами классических балетов? Понятны ли их коллизии новому поколению?

- Пример - знаменитый и неподражаемый портрет Джоконды. Можно ли его переосмыслить, переделать? Категорически нет! Так же и с балетными полотнами. Классика должна оставаться в задуманном, первозданном виде. Любому поколению надо прививать восприятие утверждавшегося веками наследия. Но параллельно нужно создавать и произведения, идущие в ногу со временем. В этом случае будут жить и шедевры прошлого, и зарождаться новые творения.

- Могу ли я предположить, что именно приверженность классическому балетному наследию подарила нам, зрителям, удовольствие увидеть вас в роли постановщика?

- Однозначно да. Я сторонник реанимирования и сохранения классического наследия. Именно на основе классического репертуара я создавал свои авторские работы.

- «Чернушка», «Половецкие пляски», «Корсар»… Почему именно они?

- Вообще в списке моих трудов более 20 постановок. Среди них и реконструкции мировой классики, и авторские постановки. Но в родном театре представилась возможность поставить лишь три спектакля. Балет «Чернушка» был создан в память о первой исполнительнице образа Чернушки, моем величайшем педагоге - «матери», народной артистке СССР, профессоре Лейле Векиловой. Это была полностью авторская работа. Постановка сюиты «Половецких плясок» - дань одному из любимых моих хореографов Михаилу Фокину. Ну а музыкальная и хореографическая реконструкция - редакция балета «Корсар» - сохранение одного из шедевров гениального Мариуса Петипа. Премьера «Корсара» на бакинской сцене была грандиозным событием для истории азербайджанского балета. Подобного фейерверка наш театр не видел последние 25 лет...  

- Что дает классическая школа балета современному человеку?

- Во все времена и века школа классического балета была и будет основой основ!

- В классическом балете существует понятие «благородный танцовщик». Мое мнение, что для бакинского зрителя оно ассоциируется с вами.

- Благородство - это дар от рождения плюс вклад и трепетный труд твоих создателей, о которых лично я никогда не забывал и не забуду, ибо без них просто не было бы никакого Самира Самедова. И раз я ассоциируюсь с этим понятием у моего драгоценного бакинского зрителя, значит, моим великим создателям, народной артистке СССР Лейле Векиловой, народным артисткам Азербайджана Чимназ Бабаевой и Рафиге Ахундовой удалось изваять благородный материал. Значит, не впустую было мое 30-летнее посвящение и служение родному театру.

- Ваша неизменная позиция по отношению к балетному искусству созвучна с фразой из ролика проекта SecretCinema: «Для меня балет - это религия, и как ее последователь я предпочту умереть за свое искусство». Думаю, не погрешу против истины, что она наиболее четко описывает ваши отношения с балетом. Считаете ли вы его своим ремеслом и делом? Нравится то, чем вы занимаетесь вот уже много лет?

- Балет - вся моя жизнь!

- У многих стойкое мнение, что кордебалет - это второй план. Но,  как известно, многие великие танцовщики начинали именно с него. А значит, все не так. На мой взгляд зрителя, он практически самое главное в театре. Без кордебалета нет спектакля. Такая массовка наполняет произведение энергией и силой, помогает создать целостную, живую картину. Что такое кордебалет в вашей жизни и как складываются отношения с ним?

- Кордебалет - это жесткий, военный режим. Все именитые артисты прошли и должны были пройти этот режим. Кордебалет воспитывает четкое чувство ответственности и непоколебимого порядка. Именно в кордебалете артист может доказать, чего он стоит, а чего нет, и я безгранично счастлив, что прошел в свое время весь кордебалетный репертуар нашего театра.

- Деятели актуального искусства утверждают, что классический балет тоталитарен по природе, потому что строится по незыблемым канонам. А значит, со смертью тоталитарных обществ классика тоже должна умереть. Что об этом думаете вы?

- Тоталитарность классического балета неоспорима. И чтобы классика и наследие той или иной нации не умирали, их хранителями должны выступать урожденные родиной Личности и их преемники, а не кочующие с места на место «цыганские таборы» с криминальным прошлым.

- Не секрет, что для танцовщика одной из вершин становится признание его в статусе étoile. Что для вас значит быть этуаль?

- Само понятие и слово за себя говорят: Безупречный. Совершенный. Неприкасаемый!

- Вы étoile?..

- Сказать про себя подобное я не смею. Я - то, кем меня признали мои создатели, глыбы азербайджанского балета, а также мой неподкупный, преданный, родной зритель! Низкий всем поклон.

P.S.  Будучи интервьюером, я почти не пользуюсь правом последнего слова. Только не в этот раз. Потому что не раз сама испытывала магию балетного искусства Самира Самедова. Всегда узнаваемый почерк и притягательная эстетика придавали создаваемым им образам нечто настолько отличное, что не давало перевести взгляд на других. Это отмечали многие, приходившие именно на Самира Самедова. Для меня же этуаль нашей балетной труппы, помимо иных партий, неизменно восхищал своим прочтением Ротбарта из «Лебединого озера» П.И. Чайковского: Злой гений, каждый раз преподносимый так, словно без него весь сюжет теряет некую стройность повествования. И каково же было мое неподдельное удивление, когда я увидела запись-посвящение от российского артиста балета, педагога и балетмейстера-постановщика, художественного руководителя балетной труппы Большого театра в 2009-2011 годах, а с 2017 года - главного балетмейстера Самарского театра оперы и балета, заслуженного артиста России Юрия Петровича Бурлака. Автор серии книг «Балет» написал: «Дорогому другу Самиру, неповторимому фон Ротбарту азербайджанского балета, тонкому ценителю музыкальных шедевров, каким является этот великий русский балет. Творческого долголетия и душевного спокойствия». Так разве можно не согласиться с мнением человека, обладающего глубочайшими знаниями об искусстве балета?



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

56


Актуально