19 Декабря 2024

Четверг, 11:49

СТОЯТЬ С ЮМОРОМ

Теймур КАРИМЗАДЕ: «Мы показываем, что после «Парней из Баку» жанр русскоязычной разговорной комедии в Азербайджане жив»

Автор:

01.11.2023

Сегодня Stand Up пользуется огромной популярностью. Стендап-комики собирают целые концертные залы, некоторые стриминговые платформы выкладывают записи выступлений и шоу, а в барах по всему миру еженедельно собираются комедийные клубы. И наверняка каждому из нас хоть раз доводилось слышать Stand: на концерте, дома у телевизора… Даже на работе в исполнении утомительного босса (бывают и такие, что периодически «воспитывают» коллектив, так сказать, «для тонуса»).

В любом случае жанр Stand Up предполагает единоличное выступление комика перед публикой, готовой выслушать проблемы, мысли и наблюдения из жизни. Человеку непосвященному со стороны видится все гораздо проще: свой в доску человек рассказывает бытовые истории, не забывая при этом шутить. К слову, в США одним из первопроходцев стендапа считается Марк Твен (да, именно тот гений, придумавший Тома Сойера). Не обошел своим вниманием Stand Up и азербайджанскую публику, когда на рынке разговорного юмора и комедии появился Comedy Bazaar, сразу же заявивший о весьма серьезных и амбициозных намерениях. Как и у любого жанра, в мире Stand Up свои законы и тонкости. А дабы хоть немного разобраться в нюансировке этого вида искусства, нужна консультация «отца-основателя» этого Bazaar Теймура КАРИМЗАДЕ. Человека, вовлеченного в него настолько плотно, что его вполне можно воспринимать лоцманом, способным без помех провести в фарватере шуток и специфики Stand Up.

- Comedy Bazaar - это площадка? Это производство? Средство заработка? Что это?

- Comedy Bazaar - площадка, которую я придумал два с половиной года назад, а четыре года назад ей предшествовал Stand Up Bazaar. Идея пошла из России, где в Москве был Stand Up Store, но к восточной тематике он не совсем подходил. А вот относка к базару была самое то! Но такая привязка к Stand Up была слишком узкой, и родился более широкий формат. Comedy Bazaar. Считаю, что это очень подходит азербайджанскому зрителю. Очень по-восточному. Колоритное такое название…

- Есть какие-то национальные черты, присущие лично вашему юмору? И есть ли таковые у Comedy Bazaar, который вы создали несколько лет назад?

- Национальные черты? На мой взгляд, так как я родился в Баку, а бакинцы всегда отличались особым чувством юмора, и рос я в среде, где люди любили и пошутить, то думаю, что уникальный колорит есть. К сожалению, а может и к счастью, в моем лексиконе нет специфического бакинского говора. Все-таки я русскоязычный азербайджанец. А наш диалект известен растягиванием окончаний в словах, использованием междометия «да» и так далее. Это какая-то наша изюминка, которая встречается только у азербайджанцев. Например, если я лечу в другую страну, всегда с гордостью подчеркиваю, что я из Азербайджана, из Баку. Вот недавно, например, была поездка, где я участвовал в Raqmet Comedy Festival. Это был самый большой в истории Stand Up фестиваль в Казахстане, собравший большое количество комиков из разных стран, среди которых я представлял Азербайджан. Со мной отправился видеограф, помогавший снимать «Дневники» в Астане, когда мы интервьюировали известных комиков России и ведущих комиков Казахстана и приглашали их выступить в Баку. В наших планах организация весной следующего года в Азербайджане своего фестиваля Stand Up, концепция которого сейчас вырабатывается на базе Comedy Bazaar. Помимо того, что мы хотим привлечь известных в этой области комиков, самое главное для нас - это большая возможность показать, что после команды «Парни из Баку» из КВН, несмотря на достаточный временной промежуток, когда русскоязычная разговорная комедия в Азербайджане не развивалась, этот жанр жив. Чтобы люди, которые помнят нашу страну по этому юмору, понимали, что к нам вновь можно приезжать с гастролями. Их выступлениям всегда рады, потому что азербайджанцы самый гостеприимный народ в мире.

- Воспринимать Stand Up, в том числе, и как визитную карточку?

- Считаю, что любой юморист, если он выходит и говорит со сцены, имеет какой-то голос перед народом, выступает на публике, - он уже является амбассадором того или иного взгляда. И если мы несем какую-то информацию в массы, особенно если это происходит за пределами Азербайджана, то нужно в первую очередь подчеркивать важность не только национальной принадлежности, но и азербайджанских ценностей. Ведь наша история - наша гордость.

- Юмор StandUp для непосвященного человека - другая история привычного формата шуток.

- Юмор с годами меняется. В этой области тоже происходит прогресс, свойственный динамике развития общества. Раньше это называлось театр одного актера. По сути, легендарный Михаил Жванецкий тоже своего рода стандапер. Просто юмор зависит от того, насколько мы идем в ногу со временем. Насколько это близко современному зрителю. Согласитесь, в прошлые десятилетия юмористы выступали раз в какой-то определенный промежуток времени. Сегодня же, в век интернета, любой человек может записать видеоролик и выложить в Сеть. Stand Up, по сути, сам по себе, твоя личная драма, личная боль. То, что ты проживаешь и хочешь донести до других людей. Соответственно я считаю, что можно называть себя как угодно, но Stand Up - это когда ты погружаешь слушателя в свою личную историю.

- Личная история на публике сродни некоему обнажению…

- Для многих людей это работает как психотерапия, между прочим. Когда человек спокойно может рассказать про свои какие-то проблемы и тревоги. Помните народную примету, что, если приснился кошмар, его надо рассказать проточной воде? То же самое выход к публике, с которой разделяешь то, что тебя волнует, и ты видишь, что кому-то поднимаемые темы тоже близки. Я знаю, что во многих терапиях, в том числе и рехабах для наркозависимых людей, на групповых занятиях используется такой же прием «открытого микрофона». И ведь такой подход помогает со всем справиться. Да, дурные зависимости меня обошли стороной, но определенные психологические проблемы я испытывал. Мало кто их избежал… И рассказывая о них со сцены, когда пытаешься подойти к этому с юмором, испытываешь чувство некоего умиротворения. Со стороны кажется, что очень легко выйти на сцену и выступить. Но ведь этому предшествует подготовка, что является достаточно трудоемким процессом. Да, после выступления, которому ты полностью отдаешься, ощущаешь себя выжатым. Но спишь-то потом крепко!

- Stand Up на первый взглядвоспринимается в формате камерного зала…

- Расскажите об этом Джему Йылмазу, который собирает десятитысячные залы! Я понимаю, что первоначально Stand Up-комики выступали в подворотнях, каких-то маленьких шарашках или барах. Первоначально этот комедийный жанр относился к неформальным: под пиво, под какой-то коктейльчик. Люди сидели, и кто-то рассказывал о своих проблемах. К нему начинали прислушиваться. Постепенно такие истории стали озвучиваться громче. Вот так, с маленьких компаний все разрасталось, потому что все больше становилось желающих послушать такого рода подачу личных историй. Каждый из нас… любой абсолютно Stand Up-комик первые свои выступления делает на несколько человек. Для меня это сродни с моментом, когда в новогодний вечер ребенка ставят на стул и просят рассказать стишок Деду Морозу. Кстати, у каждого это первый Stand Up в жизни.

- Ваш первый серьезный Stand Up?

- Я много об этом рассказывал и не раз упоминал о нем на телевидении. Он случился в 2013 году в Чикаго. В одном из американских баров я рассказывал про то, что я азербайджанец. Как видите, мы вернулись к началу нашей беседы. Меня смущало, что люди ничего толком не знают про Азербайджан, и эта ситуация располагала к придумыванию каких-то историй о несуществующих наших традициях. Люди, слушая такие россказни, верили. Это меня задевало. И я стал выговаривать смешные истории, откуда и как я появился. То есть, что такое Азербайджан.

- Случается, что люди не смеются в ответ?

- Конечно! Не регулярно, но бывает. Выходишь на сцену с уверенностью, что сейчас будет взрыв на отменную шутку. В твоем восприятии это очень смешная история, но… Правда, в абсолютной тишине я не выступал уже лет пять… Но моменты такие случались. У нас в Азербайджане формат не подразумевает выступления nonstop, как в России. Частота выходов на публику там почти три раза в день на разных площадках. Что дает возможность оттачивать мастерство и проверять материал. И при этом даже у самого востребованного комика на Stand Up-рынке есть провальный материал, который «не заходит». Но разница в том, что при плотной загруженности тот может писать десять страниц минут на сорок и проверять скетчи в течение нескольких дней. У нас же такой возможности нет. Потому и подготовка к выходам более усиленная, и подбор историй более тщательный. Но мы работаем в направлении увеличения количества выступлений.

- Маленький зал или большой? На какой выходить легче?

- Легче выступать, конечно, на большой зал! Потому что если смешно, то смешно всем. И ты получаешь ожидаемую реакцию. Есть даже специальная правильная рассадка зала, когда люди должны сидеть тесно друг к другу. И если один даже, например, просто начинает аплодировать, это подхватывается окружающими и проходит волной по залу. То же применительно к смеху, когда публика рефлекторно начинает смеяться, стоит кому-то только начать это делать. А когда, предположим, десять человек в зале, это большая проблема. Здесь одиночный смех - плохой показатель. Оптимальный зал для Stand Up - это сто или двести человек. Прийти и проверить материал на сотню - показатель хороший. Потому у нас не бывает залов вместимостью менее ста пятидесяти посадочных мест. Это дает нам четкое понимание, что людям нравится, что им «заходит».

- Собранная в Comedy Bazaar команда достаточно разная по персоналиям. Случайно?

- На каждую аудиторию есть востребованность. Как говорится, на каждый товар есть свой купец. Мы же не ставим каких-то ограничений по некоей легитимации. Одно время у нас наблюдалась определенная текучка: приходили выступать на «открытый микрофон» - кто-то лучше, кто-то хуже. Мы отбирали самых лучших и работали с ними. Если у человека есть желание попробовать себя на этом поприще - пожалуйста! Люди, которые сейчас у нас выступают не по каким-то специфическим чертам, а потому что они показали себя, прежде всего, как хорошие авторы своего материала, серьезно готовятся и смешно выступают.

- Вы авторы для самих себя?

- Да. Есть, конечно, сценаристы, те, кто пишет материал. В Stand Up это называется гострайтинг. Но я порицаю такое. Потому что когда другой человек «вторгается в твою драму», это больше похоже на то, что ты кого-то впускаешь в свою спальню. Словно чужой посягнул на твою личную жизнь. Не спорю, кто-то может предложить переставить слова, «добив» твою же шутку, и получить более смешную фразу. Это нормально. В этом и есть суть командной работы. Но если за тебя кто-то пишет шутку, то это похоже на примерку чужой футболки. Ты не можешь юморить чужой шуткой. Это неправильно! Если нечего сказать, лучше пропустить мероприятие. Не выступай вообще, чем выходить с чужими шутками!

- А желание востребованности?

- Тогда работай! Как, например, разгрузил машину, предположим, с мешками - заработал денег. Stand Up - та же система. Написал шутку, публика ее приняла - заработал. Нет материала - приходи в следующий раз подготовленный. Нужно понимать, что это полноценная работа, где люди занимаются серьезным делом. Производят авторский контент. Любая деятельность, за которую получаешь деньги, из хобби превращается в профессию. В Comedy Bazaar высокие требования: нужно постоянно писать монологи, выдавать качественный материал каждые две недели. Например, на этом отрезке времени у нас пять вечеринок, и люди должны подготовить часовой материал на месяц. Тяжело, не спорю, но иначе никак. К декабрю готовится большой концерт на пятьсот человек. У нас идет активная подготовка. Потому что хотим выйти на уровень, когда раз в сезон будем давать крупный гастрольный концерт на сцене киноцентра «Низами».

- Шутки повторять можно? Или на каждый концерт должны быть новые?

- Если наше мероприятие проходит на площадке, где был Stand Up две недели назад, категорически порицается повторение шуток. Можно использовать какой-то «заход», например, человек рассказывает, что «у меня есть жена», дальше шутка, а потом идет блок про жену. Спустя два месяца он дописывает этот блок, берет из прошлого три-четыре шутки для того, чтобы освежить и дать подводку. А далее новый материал. Я не сторонник такого. Но если публика «старая», а шутка хорошая, мне непротивно послушать ее несколько раз. Как говорит мой хороший товарищ Расул Гахраманов, российский Stand Up-комик: «Я не дружу с неуспешными комиками. И это не потому, что я пафосный или зазнавшийся! Если комик не смешной, значит, он не работает над собой. Значит, он - лентяй. А я не дружу с лентяями!» Мне понравилась эта мысль. У меня взгляд такой же. Если, будучи стендапером, ты не можешь написать новую шутку - либо ты занимаешься не тем делом, либо просто лентяй. И первое, и второе не подходит нашему формату мероприятия!

- Откуда берутся шутки?

- Из жизни. Из головы. Нельзя встать с намерением «я сейчас придумаю шутку!» Это так не работает. Есть несколько жанров комедии. Например, комедия наблюдения, когда из всего, что ты подмечаешь вокруг, пытаешься придумать смешные истории. Так, недавно я вспоминал позорные истории моей жизни, где я выступал антигероем в них. И это было очень смешно, потому что у меня были подходящие ситуации, которые я буду рассказывать и которые войдут в будущий материал.

- Можно ли или как возродить Stand Up в Азербайджане?

- Так он из Азербайджана никуда не уходил. Он как тот дед, который прилег поспать. Получилось, что до обеда, и теперь его надо растормошить. Дать ему таблетки. Организовать ему курсы мезотерапии, возможность полежать в криокамере, чтобы он привел себя в порядок, расцвел. И вот с новыми силами этот дед привлекает, рассказывает, делится. Потому что главный принцип комедии - донести до людей некую историю с определенным смыслом и бесценным опытом.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

120


Актуально