19 Ноября 2024

Вторник, 02:37

БЕСПРИСТРАСТНЫЙ ВЫБОР

Малый и средний бизнес в Азербайджане постепенно активизируется в сфере госзакупок

Автор:

15.05.2024

Почти полгода прошло с тех пор, как вступил в силу новый законодательный акт, определяющий экономические, правовые и организационные основы, а также правила государственных закупок в Азербайджане. Эта сфера долгие годы считалась одним из самых закрытых и «темных» сегментов нашей экономики. В 2023 году суммарный объем госзакупок в Азербайджане составил 7,5 млрд манатов, в этом же году, по прогнозам, он достигнет 8 млрд. 

Чувствуют ли местные бизнесмены «ветер перемен» и какие еще проблемы предстоит решить регулирующим органам, обсуждалось в Баку на I Саммите лидеров цепочек поставок.

 

Конкуренция - двигатель бизнеса

Как отметил Мамед Аббасбейли, начальник Госслужбы по антимонопольному контролю и надзору за потребительским рынком, единственным способом обеспечения экономической стабильности в Азербайджане является формирование высококонкурентной экономики. По его словам, это необходимо для стимулирования предпринимательства.

«Азербайджанское государство приняло важные меры в этом направлении. В стране принят Кодекс конкуренции, делаются важные шаги для улучшения бизнес-среды и достижения прозрачности. Конкуренция является важным фактором для того, чтобы малые компании могли развиваться до масштабов крупных», - сказал М.Аббасбейли.

«В современное время, в условиях глобализации экономик, невозможно достижение стратегических целей и экономических задач государства без активизации взаимоотношений с бизнесом и партнерства с частным сектором. Это, в свою очередь, повышает взаимную ответственность всех участников цепочки поставок, а также создает основу для экономического развития», - утверждает председатель правления Агентства развития малого и среднего бизнеса (KOBİA) Орхан Мамедов. По его мнению, нынешняя социально-экономическая стабильность, тенденция устойчивого развития требуют пересмотра управления цепочкой поставок на более современном уровне. 

Что вообще представляет собой эта «цепочка поставок»? В экономике данный термин раскрывается как «управление потоком товаров, данных и финансов, связанных с продуктом или услугой, от закупки сырья до доставки продукта в конечный пункт назначения». Причем не всегда звенья одной цепи располагаются территориально близко друг к другу. Все зависит от того, какое из предприятий предложит хозяину бренда более выгодные условия. 

Азербайджанским предприятиям, особенно сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ), до участия в столь глобальных цепочках поставок еще далеко. Да и стоит ли игра свеч, учитывая необходимость многочисленных проверок и т.д.? Другое дело местные тендеры - интерес к ним достаточно высок, особенно по части госзакупок. Здесь, как правило, предлагаются выгодные и долгосрочные контракты. Победителю достается не только возможность хорошо заработать, но и существенно повысить свою репутацию на рынке, что даже важнее для предприятия, стремящегося к развитию. 

 

Оцифрованный тендер

До недавнего времени сегмент госзакупок был в топе жалоб местных бизнесменов. Международные и местные эксперты не раз отмечали слабый уровень нормативно-правовой базы, что сказывалось на проведении справедливых и конкурентных тендеров. Отсутствие свободного доступа к необходимой информации об участниках рынка, возможность протекции избранных компаний препятствовали созданию конкурентной среды. 

И вот с января этого года вступил в силу новый закон. Он призван ликвидировать недочеты и максимально исключить человеческий фактор при выборе победителей тендеров посредством цифровизации этапов отбора. Главное, что предписывает новый документ, - отныне закупки будут производиться исключительно посредством цифровых платформ. Кроме того, предусмотрены внедрение новых механизмов контроля и надзора, а также упрощение процедур и сокращение бюрократических препон. Это позволит повысить конкуренцию среди поставщиков, обеспечивая лучшие условия для бизнеса. 

«Проведение тендера посредством электронных закупок является существенным вкладом в повышение прозрачности и должной конкурентоспособности в сфере госзакупок, создание благоприятных условий ведения бизнеса для микро-, малых и средних предпринимателей», - считает О.Мамедов. Важными факторами, по его словам, являются равный подход к участникам тендера, объективность и беспристрастность в выборе делового партнера, сотрудничество, основанное на взаимной выгоде, согласованное разделение полномочий, ответственности и рисков, равенство государства и бизнеса перед законом. «В целом в нашей стране созданы благодатные условия для вовлечения субъектов бизнеса в этот процесс, особенно для того, чтобы МСБ могли воспользоваться этими проектами в качестве бенефициаров», - заверил глава KOBİA. По его словам, в цепочке поставок партнерство государство-бизнес является эффективным инструментом, обеспечивающим оптимальное распределение рисков, ответственности и доходов между сторонами.

Кроме того, как отметил председатель комитета Милли Меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству Тахир Миркишили, в целях обеспечения более эффективного контроля за госзакупками в законопроекте расширены полномочия контролирующего органа. Один из важных пунктов здесь - включение поставщиков в реестр недействительных поставщиков по мотивированному решению, возможность аннулирования результатов закупки в соответствии с законодательством до вступления договора купли-продажи в силу, обеспечение индивидуальной ответственности за неправомерные действия (бездействие) председателя или иных членов закупочной комиссии. 

По сообщению М.Аббасбейли, уже 9 компаний в Азербайджане включены в реестр ненадежных поставщиков. В результате они не смогут участвовать в госзакупках от 3 месяцев до 3 лет. «Я хочу, чтобы компании, которые находятся в черном списке, не восприняли это как угрозу в свой адрес. Наоборот, они должны устранить недостатки за период, когда не смогут участвовать в закупках, пусть воспримут его как возможность обнаружить и исправить недостатки», - отметил М.Аббасбейли. 

 

Проблемы и их решение

Что касается проблем, с которыми сталкиваются предприятия, то, как выяснилось на саммите, в большинстве случаев это отсутствие четкого представления о самой процедуре участия в тендерах. Как известно, согласно действующим требованиям, поставщики должны предоставить соответствующие документы для оценки закупочной организации. В них подтверждается ее возможность предоставления товаров, работ и услуг по конкретному объявлению тендера. По словам М.Аббасбейли, порой участники не могут предоставить элементарную финансовую отчетность предприятия, не говоря уже о других требуемых кейсах.

Предпринимателям очень важно точно определить содержание предмета покупки, ознакомиться с содержанием тендерной документации, полностью разъяснить для себя, что от них требуется и как будет осуществляться процедура закупок. Кроме того, следует учитывать тот факт, что соотношение цены и качества, которое они предлагают, должно быть реалистичным для объективного и эффективного выбора.

«В ряде случаев мы являемся свидетелями того, что у предпринимателей возникают трудности с качественной подготовкой этих документов, а иногда они подают заявку на участие в конкурсе, когда их квалификация не соответствует требованиям, указанным в условиях тендера. Также мы часто наблюдаем, что знания и навыки персонала, занимающегося управлением контрактами с поставщиками на следующем этапе, не находятся на желаемом уровне. Выполнение договоров в срок и соблюдение всех требований к качеству являются очень важными показателями оценки. В связи с этим бизнес-сектор должен учитывать управленческий и кадровый потенциалы», - указал О.Мамедов.

Отметим, что в Законе «О госзакупках» четко указаны планирование и этапы закупок, формирование закупочной комиссии и ее ответственность, показатели соответствия поставщиков, оценка предложений, подготовка отчета и другие требования к договору, в том числе условия прекращения закупки. Следует отметить, что за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом, закупочная комиссия не может ограничивать участие поставщиков в закупках, а также определять требования, критерии и процедуры, создающие дискриминацию между ними. Так, к участию в закупках не допускаются поставщики, имеющие юридическую, финансовую или организационную зависимость от закупочной организации. Это же касается момента, когда данная организация и поставщик находятся в одном учреждении, когда один из поставщиков является бенефициарным владельцем другого или когда как минимум два поставщика находятся под контролем одного и того же бенефициарного владельца. Исключается также возможность победы в тендере для участников, связанных с руководителем закупочной организации родственными отношениями. 

Вместе с тем МСБ продолжают испытывать проблемы с поставками своей продукции через крупные торговые сети. «Мы как KOBİA приобрели несколько торговых полок в таких супермаркетах и безвозмездно предоставили их субъектам МСБ, но все равно проблема остается. Как и то, что порой такие супермаркеты создаются в нерентабельных местах, там, где вполне может справиться микро- и малый бизнес», - отметил О.Мамедов.

Вместе с тем прогресс в сфере закупок есть, и он не только в росте объема госзакупок, но и увеличении количества участников в одном тендере. Постепенно он начал превышать минимальный лимит в три заявщика, что говорит также о повышении доверия компаний к конкурсам. Более того, количество компаний, участвующих в тендерах, которые проводятся на освобожденных от оккупации территориях, составляет от 12 до 17. «Это очень позитивный момент. Нас радует интерес к деятельности на освобожденных территориях. Мы верим, что эта активность будет расти и дальше, и эта деятельность побудит других предпринимателей действовать в этом направлении», - отметил М.Аббасбейли.

Другими словами, процесс реабилитации и возрождения сегмента госзапукок и активного вовлечения в экономические процессы цепочки поставщиков набирает обороты.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

72


Актуально