19 Декабря 2024

Четверг, 10:02

АРАБ АРАБУ РОЗНЬ

О стратегических различиях в политике стран региона в отношении конфликта в Газе

Автор:

01.07.2024

Одним из наиболее обсуждаемых и спорных вопросов, касающихся войны в Газе, начавшейся с нападения ХАМАС на Израиль, стала позиция арабских государств региона. Как среди самих арабов, так и в мире в целом арабские государства обвиняются в нерешительности предпринять более смелые шаги против Израиля.

Ни для кого не секрет, что могущественные арабские державы вроде Египта, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Иордании, а также государства, напрямую граничащие с Палестиной, проявляют сдержанность в отношении конфликта. В основном они ограничиваются дипломатией по прекращению огня и оказанием гуманитарной помощи палестинцам. Между тем неарабские мусульманские страны, в авангарде которых Турция, Иран, Пакистан и Индонезия, демонстрируют более решительную и жесткую позицию в отношении Израиля. Такую сдержанность арабских государств можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, желанием привлечь к войне внимание международного сообщества, а также оказать давление на Израиль через ООН, ОИС и другие международные организации, чтобы добиться прекращения огня.

Вторым направлением деятельности арабских стран региона стала организация кампании гуманитарной помощи Газе, которая сопровождалась осуждением нападения Израиля. В настоящее время эта помощь идет преимущественно с территорий Египта и Иордании. Эта кампания продолжалась даже после того, как Израиль закрыл контрольно-пропускные пункты на границе с этими государствами, - Иордания и Египет договорились о доставке продовольствия по воздуху. В данный процесс был непосредственно и неоднократно вовлечен даже сам иорданский король Абдалла II.

Наконец, остается надежда на дипломатическое решение конфликта. Арабские страны активно участвуют в организации переговоров между Израилем и ХАМАС. В частности, Катар и Египет прилагают серьезные усилия для подписания мирного соглашения, которое включает прекращение огня в Газе и освобождение заключенных.

 

Арабская реальность

Почему же соседние с Газой арабские страны не предпринимают более жестких и решительных шагов, несмотря на серьезную критику своего и международного сообществ? Политика этих стран, ориентированная лишь на оказание гуманитарной помощи и проведение мирных переговоров, вызывает довольно резкое осуждение в их адрес.

Традиционное мнение состоит в том, что арабские власти слишком зависимы от Запада, особенно от США. Поэтому они неохотно идут на решительные меры против еврейского соседа, опасаясь суровой кары за свои действия. Кстати, после так называемой «войны Судного дня» 1973 года король Саудовской Аравии Фейсал ибн Абдул-Азиз лично возглавил движение за нефтяное эмбарго против Запада. Оно вызвало нефтяной кризис глобальных масштабов и вынудило западные страны отступить. Однако в 1975 году король Фейсал был убит в результате покушения в собственном дворце.

С другой стороны, в случае необходимости арабские страны, включая Саудовскую Аравию, вполне могут занять жесткую позицию против Запада. Так, два года назад наследный принц королевства Мухаммед ибн Салман отверг предложение Вашингтона по стабилизации цен на нефть на мировом рынке.

Однако в нынешних условиях саудовцы демонстрируют довольно лояльную и миролюбивую позицию, иногда даже отступая перед Тель-Авивом. И это несмотря на наличие у Эр-Рияда очень существенных рычагов давления, не говоря уже о способности мобилизовать весь арабо-исламский мир. Почему?

Войну в секторе Газа начал ХАМАС. С расчетом на срыв процесса арабо-израильского примирения, к которому готовилась присоединиться и Саудовская Аравия. Группировки ХАМАС и «Исламский джихад» поощряются Ираном. Вместе с другими вооруженными движениями их действия идут вразрез с региональными интересами Саудовской Аравии, которая, наоборот, поддерживает Палестинскую автономию на Западном берегу реки Иордан.

Другими словами, противостояние Саудовской Аравии с Израилем означало бы косвенную поддержку ХАМАС со стороны Эр-Рияда, что привело бы к укреплению группировки в Палестине. В долгосрочной перспективе это противоречит региональным интересам королевства. Поэтому Эр-Рияд предпочитает поддерживать прекращение боевых действий в Газе, восстановление процесса мирного урегулирования и создание палестинского правительства под руководством Махмуда Аббаса. Ради этого саудовцы работают синхронно с американцами и региональными союзниками. Конечно, ослабление и устранение ХАМАС, придерживающегося идеологии «Братьев-мусульман», имеет большое значение для Саудовской Аравии. По этой причине Эр-Рияд не хочет разрывать связи с Израилем. Но в то же время, поскольку затягивание войны и гибель мирных людей в Газе серьезно подрывают имидж королевства как лидера арабского мира, делает все возможное, чтобы остановить войну и оказать гуманитарную помощь Газе.

ОАЭ являются еще одной страной Персидского залива, активно проводящей чувствительную политику в нынешнем палестино-израильском конфликте. Претендуя на роль второй по значимости экономической и политической державы Арабского региона, ОАЭ отдают предпочтение дипломатическим и политическим рычагам давления по вопросу Палестины. Как и Саудовская Аравия, ОАЭ не желают, чтобы военная и политическая власти в Палестине оказались в руках ХАМАС. Более того, Эмираты являются одной из сторон так называемых «Авраамовых соглашений», заложивших основу инициированного Вашингтоном пресловутого процесса арабо-израильского примирения. Однако учитывая, что основным своим конкурентом в регионе Эмираты видят Саудовскую Аравию, можно наблюдать, как Абу-Даби использует все свое влияние в Палестине, чтобы проводить политику в соответствии со своими интересами. Включая возвращение к власти в Газе бывшего министра внутренних дел автономии Мохаммеда Дахлана.

Катар, Иордания и Египет - ведущие арабские страны - оказались в эпицентре палестино-израильского конфликта. Катар - небольшая по территории страна и не имеет общей границы с Палестиной. Однако это не мешает Дохе играть активную роль в решении нынешнего конфликта и ряда других региональных проблем. Этому способствуют умелое использование «мягкой силы» в арабо-мусульманском мире, экономические возможности и, что особенно важно, равноудаленность от различных политико-идеологических групп. В настоящее время Катар главный посредник в переговорах между Израилем и ХАМАС. Как и в других арабских странах, он поддерживает ячейки «Братьев-мусульман» в Палестине. Отношения Катара и ХАМАС получили развитие в 2012 году - в ходе «арабской весны». После того как политический офис организации переехал из Дамаска в Доху, поскольку ХАМАС поддерживает сирийскую оппозицию.

Власти Катара успешно выступали в роли посредников во время эскалации в секторе Газа в 2015, 2018 и 2021 годах. Интересно, что посредническую миссию Катара признает также Израиль, с которым у него нет дипломатических отношений. Даже после 7 октября делегация, в составе которой был и глава израильской разведки, некоторое время оставалась в Дохе для проведения обсуждений по обмену заложниками и прекращению огня.

Катар поддерживает тесные отношения с американскими демократами и проводит большую работу на политико-дипломатическом фронте по разрешению палестино-израильского конфликта.  При этом позиция Дохи также отражает его соперничество с Эр-Риядом и Абу-Даби. 

Более сложная ситуация наблюдается в Египте и Иордании, которые граничат одновременно с Палестиной и Израилем. Обе страны поддерживают дипломатические отношения с Тель-Авивом. Еще больше увеличивает их ответственность общая граница с Палестиной и Газой. Разумеется, власти Каира и Аммана считают ХАМАС идеологическим врагом и конкурентом. Поэтому, с одной стороны, как и соседние арабские страны, они пытаются положить конец войне в Газе, а с другой - очень обеспокоены возможной победой ХАМАС.

Продолжение войны и массовые убийства мирных жителей в секторе Газа ставят Египет и Иорданию в незавидное положение. В частности, подрывается имидж Египта как ведущей страны арабского мира. Причем переселение населения из сектора Газа ложится дополнительным бременем на Египет, и так испытывающий серьезные экономические трудности. Поэтому официальный Каир сейчас пытается усилить давление на Израиль, чтобы добиться прекращения огня.

 

Газа - тупик для арабов?

По сути, война в Газе стала тяжелым испытанием для государств, претендующих на лидерство в арабском мире. Затягивание разрешения старейшего и сложнейшего конфликта на планете возлагает дополнительную ответственность на страны региона.

На решение арабо-израильского конфликта оказывают влияние как идеологическое противостояние, так и региональная конкуренция между арабскими государствами. Да, прекращение огня в Газе и доставка гуманитарной помощи мирному населению сектора являются приоритетом для всех стран региона. Но вместе с тем между ними до сих пор имеются разногласия, касающиеся окончательного урегулирования конфликта и сил, которые будут контролировать этот процесс. Каждое из этих государств имеет свои видение и стратегию относительно будущего региона с учетом фактора сохранения отношений с Западом и Израилем. Именно поэтому они предпочитают вести более осторожную и умеренную политику. А в случаях, когда дело выходит за пределы тем общей значимости, предпочитают действовать в собственных национальных интересах.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

74


Актуально