Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Юбилейному саммиту НАТО в Вашингтоне предшествовали отнюдь не юбилейные настроения. На фоне неудачного выступления партий на выборах в Европарламент и снижения политического влияния в своих странах лидеры ряда натовских стран подошли к нему со значительно ослабленными позициями. Другие же, которых гораздо меньше, но их голоса стали звучать сильнее, решили предпринять самостоятельные шаги для решения центрального вопроса повестки - какую стратегию выбрать по конфликту в Украине. Причем этот форум по времени совпал с изменениями в руководстве самого альянса. Поэтому однозначных решений здесь никто не ждал.
«Подарок» к юбилею
Накануне саммита 8 июля российские войска нанесли массированный удар по Киеву и ряду других городов Украины. По всей видимости, основной целью была критическая энергетическая инфраструктура. В Киеве в результате ракетного удара были полностью разрушены или повреждены три трансформаторные подстанции в Голосеевском и Шевченковском районах, а также электросети. Говорится и о поражении военного завода в Киеве. При этом украинские СМИ сообщают о разрушениях объектов социальной инфраструктуры и жилых домов. В частности, в результате авианалета пострадала киевская больница «Охматдет», два человека погибли и не менее 16 получили ранения. Это учреждение является крупнейшим детским медицинским центром Украины.
Предполагается, что удар был «приурочен» к вашингтонскому саммиту и имел целью показать лидерам натовских стран, что Москва сохраняет ставки в противостоянии высокими, требуя выполнения ее условий по остановке конфликта, озвученных ранее президентом Владимиром Путиным.
Между тем за несколько дней до этого премьер-министр Венгрии Виктор Орбан стал проявлять небывалую активность в поисках мира в Украине. Он отправился в Киев и провел переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским, не скрывая при этом, что добивается прекращения конфликта на «реалистических условиях». Затем побывал в Москве, где встретился с президентом России, и уже в самый канун сбора альянса отправился в Пекин. Там он открыто поддержал китайский мирный план по Украине.
На очередном саммите Шанхайской организации сотрудничества в Астане, который открылся 4 июля, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел встречу с председателем КНР Си Цзиньпином, а также с президентом Путиным, с которыми обсуждал не только перспективы роста товарооборота, но и прекращения конфликта в Украине.
Сказать, что Венгрия и Турция действуют в рамках общей стратегии НАТО в отношении Украины, было бы преувеличением, поскольку для других участников Североатлантического альянса задача по прекращению конфликта приоритетной не является.
Новые кадры старого альянса
За несколько дней до саммита в двух его ведущих странах - Великобритании и Франции прошли парламентские выборы с последующей сменой их правительств. Нельзя сказать, что результаты выборов повлекли за собой резкую смену внешнеполитического вектора, но они явно «встряхнули» политическую систему этих стран. Настолько, что выполнение предвыборных обещаний вынуждает новые правительства как в Лондоне, так и в Париже прежде всего начать «разгребать завалы» во внутренней политике, а уж потом думать, как помочь Украине.
Первые зарубежные визиты нового министра иностранных дел Великобритании Дэвида Лэмми в Германию, а затем в Польшу, где он пообещал не оставлять без поддержки Киев, носили ознакомительный характер. Вероятнее всего, Лондон продолжит политику консервативного правительства по созданию военно-политических союзов со странами восточного блока ЕС. Не случайно, находясь в Берлине, британский министр заявил, что его правительство намерено перезагрузить отношения с ЕС. Украинская тематика в новой британской внешнеполитической стратегии в отношении Евросоюза носит скорее фоновый характер.
Возвращаясь к саммиту, следует отметить, что он был посвящен не только обсуждению проблематики украинского конфликта. Постоянный представитель США при НАТО Джулианн Смит, раскрывая детали встречи в преддверии форума, заявила, что особое внимание будет привлечено к обсуждению ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе. При этом НАТО не обсуждает с его странами их вступление в коалицию, но рассчитывает на «сближение» с ними.
В это же самое время в Москве президент Владимир Путин принимал главу Индии Нарендру Моди, с которым обсуждал темы укрепления двустороннего сотрудничества и региональной безопасности. Как известно, Индия является ведущим партнером США и стран «антикитайского» блока в Южной Азии и Индийском океане. И ее близкие отношения с Россией являются объектом пристального внимания не только на Западе, но и в Китае.
Продолжение тесного диалога Моди с Владимиром Путиным, которого премьер-министр назвал «своим другом», явно не вписывается в долгосрочную стратегию НАТО.
В США и Украине не скрывали своей обеспокоенности итогами визита. А президент Украины и вовсе раскритиковал Моди за то, что тот публично обнимался с Путиным, зная о результатах масштабного авиаудара по Украине. И это при том, что в Москве Моди в открытую покритиковал своего российского коллегу. По его утверждению, «война не может быть средством решения. Бомбы, ракеты, винтовки не могут обеспечивать мир. Поэтому мы делаем акцент на диалоге, и диалог необходим». По словам индийского премьера, во время встречи они обменивались мнениями по теме Украины в «открытом ключе», но с уважением друг друга. По итогам встречи известно также, что по просьбе индийской стороны Россия расторгнет контракты с гражданами Индии, которые участвуют в боевых действиях.
Заочная дуэль Байден-Трамп на саммите НАТО
Передавая настроения, царившие в Вашингтоне, британская «Гардиан» отмечала, что на саммите больше витали опасения по поводу Байдена и его способности обыграть Трампа на очередных выборах. Участников тревожило, что с приходом Трампа поддержка альянса со стороны Вашингтона уменьшится. Ранее экс-президент США неоднократно заявлял, что не будет поддерживать те государства-члены, которые тратят на «оборонку» меньше 2% ВВП.
Не случайно лидеры стран НАТО не раз старались подчеркнуть, что уже 23 члена из 32 выполняют обязательство, согласованное 10 лет назад, тратить 2% ВВП на оборону.
Накануне встречи в Вашингтоне союзники Трампа утверждали, что в случае повторного избрания республиканец потребует увеличить расходы на оборону, в то время как сами США намерены больше сосредоточиться на Китае. Размер оборонного бюджета США составляет две трети от общей суммы оборонных расходов всех членов НАТО ($860 млрд). Поэтому европейским странам будет трудно заменить Соединенные Штаты и продолжать поддерживать нынешний объем помощи Украине, равный 40 млрд евро в год.
8 июля Майк Джонсон, спикер Палаты представителей и главный союзник Трампа, заявил, что республиканцы ценят военный альянс и будут поддерживать страны-члены в предотвращении конфликтов: «Мы также считаем, что НАТО необходимо делать больше». При этом он добавил, что «все должны быть готовы продолжать поддерживать Украину и после 2025 года».
Примечательно, что сам Трамп так не считает и рассчитывает остановить войну в первый же год возможного правления, предложив сторонам свой вариант мирного плана.
Впрочем, на саммите об этом не говорилось. Зато речь президента Байдена напоминала продолжение провальных для него теледебатов с Трампом. Произнося ее, он пытался выглядеть бодрячком, говорил о духе единства и победе Украины. Однако в этой патетике было мало конкретных предложений.
Решения и разочарования
Решение передать Украине четыре системы Patriot (США, Германия и Румыния), компоненты для этих систем (Нидерланды и другие партнеры), а также одну систему SAMP/T (Италия) вполне можно назвать конкретным вкладом в повышение обороноспособности Украины. Кроме того, 19 истребителей F-16 обещала передать Украине Дания и 42 - Нидерланды.
Одновременно было заявлено, что Киев не может рассчитывать на полноценное членство в НАТО, пока длится конфликт, а значит, и вероятность прямого столкновения НАТО с Россией исключается.
Среди принятых решений можно выделить договоренность о создании Группы НАТО по содействию безопасности и обучению для Украины (NSATU), чтобы координировать предоставление военной техники и обучение со стороны союзников и партнеров. При этом NSATU не сделает НАТО стороной конфликта. Это образование будет поддерживать трансформацию сил обороны и безопасности Украины, обеспечивая ее дальнейшую интеграцию в НАТО, сказано в пункте 15 решения.
Помимо этого будет продолжено создание Совместного аналитического, учебного и образовательного центра НАТО-Украина и назначен по предложению генсека альянса старший представитель НАТО в стране.
Саммит в очередной раз разочаровал президента Украины тем, что о членстве в НАТО, пока война не будет завершена, украинская сторона может не думать. При этом было принято решение в ближайшее время передать украинской армии технически более совершенные виды оружия, что позволит повысить эффективность ее действий.
Тревожные мысли о мире
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что растущее участие НАТО в конфликте в Украине становится все более опасным, а сам Североатлантический альянс отходит от своих первоначальных целей и все больше превращается в военный блок.
По словам венгерского премьера, о растущей военизации блока говорит то, что альянс берет на себя все более активную роль в украинском конфликте. Орбан отмечает, что это крайне опасно и даже безответственно, ведь никто не может сказать, чем это кончится и куда приведет.
Зеленский в интервью на вопрос, собирается ли его страна вернуть контроль над территориями в границах 1991 года или он видит какое-то переговорное решение, сказал: «Когда вы говорите про территории, вы должны понимать, что в первую очередь нам нужно сохранить людей, государство». Затем он добавил, что Киев заинтересован в проигрыше России. Как украинская сторона будет решать эти две задачи, глава государства не пояснил.
В интервью Bild Орбан выразил мнение, что «следующие 2-3 месяца будут гораздо жестче, жертв станет еще больше, чем за последние полгода».
На саммите в Вашингтоне Орбан был в явном меньшинстве. Возможно, кто-то из присутствующих разделял опасения венгерского премьера и предпочел бы говорить о перспективах мира, но учитывая царящие настроения, воздержался. В публичном политическом пространстве сегодня принято говорить о продолжении военных действий и поддержке Украины. Однако это не значит, что никто не задумывается о мире. Складывается впечатление, что большинство предпочитает дождаться ноябрьских выборов в США, чтобы мирные инициативы, если они будут, озвучивал бы тот, кто имеет все шансы победить на этих выборах.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: