18 Января 2025

Суббота, 17:09

БОРЬБА ЗА «ПРИЗ» БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

О соперничестве США и Китая за регион сквозь призму влияния на Саудовскую Аравию

Автор:

01.09.2024

В то время как эскалация на Ближнем Востоке набирает обороты, в регионе все более отчетливо наблюдается усиление соперничества за сферы влияния между США и Китаем.

Одним из маркеров такого соперничества стало снятие Вашингтоном запрета на поставки оружия Эр-Рияду. Ранее администрация Джо Байдена приостановила передачу королевству наступательного вооружения из-за сомнений в соблюдении там прав человека.

Однако активное сближение Эр-Рияда и Пекина, в том числе и в военной сфере, возможно, и стало одной из причин для подобного шага. В США явно опасаются, что со временем их роль в регионе будет снижаться, а освобождающуюся нишу займет Китай, что он успешно делает все последние годы.

 

Саудиты дрейфуют на Восток

Всего несколько лет назад казалось немыслимым, что Королевство Саудовская Аравия (КСА), давний стратегический партнер Америки, может присоединиться к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) - влиятельному региональному объединению, где Китаю, России и ряду других стран антизападного блока отводится лидирующая роль. Тем не менее в июле королевство одобрило меморандум о взаимопонимании, предоставляющий ему статус «партнера по диалогу», что можно рассматривать в качестве первого шага к полноправному членству.

Хотя ШОС не является военным союзом, сопоставимым с НАТО, это не просто экономическое объединение. Устав ШОС определяет сотрудничество в области безопасности в качестве центрального элемента многостороннего взаимодействия. 

27 марта государственный нефтяной гигант Saudi Aramco объявил о приобретении 10% акций китайской компании Rongsheng Petrochemical Co., Ltd. в рамках сделки в $3,6 млрд. Saudi Aramco, которая отправляла в Китай в четыре раза больше сырой нефти, чем в США, согласилась поставлять на нефтеперерабатывающие заводы в Китае уже 690 тыс. баррелей нефти в день.

При этом Саудовская Аравия выбирает себе приоритетных партнеров из соображения выгоды и соответствия этого сотрудничества стратегическим целям программы-2030, которая рассчитана на превращение КСА в самодостаточное с точки зрения обеспечения собственной безопасности государство. Следует отметить, что помимо ШОС королевство официально обратилось с запросом на присоединение и к другой группе, в которой доминирует Китай, - БРИКС. В нее входят Бразилия, Россия, Индия, Южная Африка, а также ряд новых членов, включая Иран. 

Учитывая, что на Китай приходится 72% от общего ВВП БРИКС, блок, возможно в расширенной форме, вполне может решить торговые платежи проводить в юанях. Даже если этого пока не будет, Китай может начать производить расчеты за свои закупки углеводородов у Саудовской Аравии в юанях. Учитывая, что на Китай приходится 15% мирового спроса на нефть и 10% торговли нефтью, соседние страны - производители углеводородов также могут быть вовлечены в этот вариант взаиморасчетов.

 

Стратегическое партнерство с США: испытание на прочность

Китай вряд ли вытеснит США с Ближнего Востока в ближайшее время. Не в последнюю очередь в связи с тем, что Вашингтон остается главным партнером по безопасности для большинства стран Персидского залива. Саудовская Аравия продолжает размещать у себя военные базы США, а в июле две страны завершили свои первые совместные учения по борьбе с беспилотниками на новом военном испытательном центре в Эр-Рияде. Кроме того, две саудовские авиакомпании объявили о планах заказать 78 самолетов у американского производителя Boeing и взять опцион на покупку еще 43.

Вместе с тем растущее присутствие Китая на Ближнем Востоке беспокоит Вашингтон. Хотя официальные лица США и преуменьшают последствия вступления Саудовской Аравии в ШОС, заявляя, что этот шаг давно назрел и не представляет существенной опасности для американских интересов. Тем не менее Вашингтон все же выразил обеспокоенность по поводу принятия ближневосточными странами технологии Huawei 5G. И предупредил, что сотрудничество с Китаем может подорвать их отношения.

Чтобы хоть как-то противодействовать процессу интеграции Саудовской Аравии в формирующуюся паназиатскую систему безопасности, США приняли решение возобновить продажу ей наступательного оружия.

«Саудовская Аравия остается близким стратегическим партнером Соединенных Штатов, и мы с нетерпением ждем укрепления этого партнерства», - заявил журналистам представитель Госдепартамента Ведант Патель. По его словам, ограничения были предприняты после того, как «тысячи мирных жителей, включая детей, погибли в результате авиаударов Саудовской Аравии по поддерживаемым Ираном повстанцам-хуситам, захватившим большую часть Йемена».

Однако с тех пор геополитическая ситуация в регионе заметно изменилась. В начале 2022 года Организация Объединенных Наций при поддержке США заключила перемирие в Йемене, которое в основном соблюдалось.

После перемирия «не было ни одного авиаудара Саудовской Аравии по Йемену, а трансграничный огонь из Йемена по Саудовской Аравии в основном прекратился, - сказал Патель. - С тех пор саудовцы выполнили свою часть сделки, и мы готовы выполнить свою», - резюмировал он.

 

Сделка с Израилем как маркер влияния

Примечательно, что уже США, Великобритания, а также Израиль наносят удары по целям хуситов в Йемене, в то время как Саудовская Аравия с любопытством наблюдает за всем этим со стороны.

Хуситы обстреливают ракетами торговые суда в жизненно важном для международного судоходства Красном море в знак солидарности с палестинцами, которые оказались под прицелом Израиля после атаки ХАМАС 7 октября.

В попытке найти долгосрочное решение проблемы госсекретарь США Энтони Блинкен неоднократно приезжал в Саудовскую Аравию, чтобы обсудить пакет стимулов США, если королевство признает Израиль. Саудовская Аравия, в свою очередь, добивается гарантий безопасности, роста поставок оружия и заключения соглашения о развитии гражданской ядерной программы с использованием американских технологий. Все это - в ответ на нормализацию отношений с Тель-Авивом. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху нормализацию отношений с арабскими государствами сделал своей главной целью. Достижение соглашения с  Саудовской Аравией, хранительницей двух основных исламских святынь, рассматривается в качестве главного «приза» Тель-Авива.

Однако Эр-Рияд процесс нормализации отношений с Израилем связывает с признанием Тель-Авивом палестинского государства. Эту идею продвигает и администрация Байдена, которая видит в ней дипломатический выход из конфликта в секторе Газа. Между тем правительство Нетаньяху вместе с его крайне правыми союзниками отвергает это.

Как известно, Саудовская Аравия сотрудничала с США, Иорданией и ОАЭ для отражения иранской воздушной атаки на Израиль после его удара по иранскому диппредставительству в Сирии. Сегодня Соединенные Штаты вновь надеются на поддержку арабских партнеров, поскольку Иран опять угрожает Израилю новыми авиаударами из-за убийства в Тегеране лидера ХАМАС Исмаила Хании.

 

В роли «строптивой невесты»

В Китае внимательно наблюдают за всеми происходящими процессами, ожидая, по всей видимости, подходящего момента, чтобы заявить о себе как влиятельном политическом игроке, который уже набрал достаточный авторитет и никуда из Ближнего Востока уходить не собирается.

Не собираются уходить из региона и США, которые наращивают здесь свое военное присутствие и пытаются воплотить масштабные экономические проекты. Одним из них является маршрут из Индии в Европу, в реализацию которого нынешняя американская администрация планировала вложить $500 млрд. Часть маршрута должна была проходить по территории Саудовской Аравии. 

 Однако война на Ближнем Востоке внесла существенные коррективы в эти планы. Теперь об этом маршруте редко кто вспоминает, а в Вашингтоне уже думают о новой привлекательной фишке, которая могла бы заинтересовать региональных участников, в частности Саудовскую Аравию.  Военные контракты - это только начало. Возможно, за ними последуют и инвестиционные проекты, и не только в области развития мирного атома. Впрочем, у Китая в загашнике есть немало привлекательных для саудитов идей. Так, в китайском Циндао спустили на воду огромную нефтяную платформу. Строительство ее заняло почти три года, весит платформа 17 тыс. тонн, а высота превышает 24-этажный дом. Предполагается, что при помощи этого гигантского сооружения можно будет ежегодно добывать более 24 млн тонн нефти и 7,5 млрд кубометров газа.

Это лишь один из проектов в рамках саудовско-китайского инвестиционного сотрудничества, которое с каждым годом обрастает все новыми идеями. 

Очевидно, что в погоне за влияние на королевство и Пекин, и Вашингтон будут предлагать все более выгодные схемы, отчего Саудовская Аравия только выиграет. Эр-Рияд уподобляется невесте, за которой ухаживают сразу два завидных жениха, ни за одного из которых она замуж не собирается. Зачем? Ведь гораздо выгоднее быть завидной партией, чем связанной супружеским долгом. Тем более что долг, как известно, нужно выплачивать, поскольку он платежом красен.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

73


Актуально