6 Ноября 2024

Среда, 03:48

ВЫБОР «МЕЧТЫ»

Правящая в Грузии партия остается у власти

Автор:

01.11.2024

Состоявшиеся 26 октября парламентские выборы в Грузии стали, без преувеличения, самыми судьбоносными с момента восстановления ее независимости. Итоги этих выборов, без сомнения, окажут влияние и на дальнейшее развитие ситуации на Южном Кавказе в целом.

 

Борьба идей

Парламентские выборы в Грузии прошли в условиях все более обостряющейся между ведущими геополитическими центрами схватки за влияние на эту южнокавказскую страну. Поэтому неудивительно, что практически все ключевые сюжеты предвыборной борьбы напрямую были связаны с судьбой внешнеполитической ориентации Грузии. Как, к примеру, конфронтация между грузинскими политическими силами вокруг принятых парламентом законов о прозрачности иностранного влияния и запрете пропаганды ЛГБТ. В освещении глобалистских СМИ сторонники законов представали противниками интеграции Грузии в евроатлантическое пространство, а противники этих нормативно-правовых актов - борцами за прозападное движение страны. В такой же конфигурации преподносилось и принявшее бескомпромиссный характер противостояние между правительством «Грузинской мечты» и президентом Саломе Зурабишвили.

Однако важно понимать, что хотя внутриполитическая борьба в Грузии представляется, будто в выборах столкнулись пророссийски настроенные власти и прозападная оппозиция, в действительности имеет место обострение противостояния между двумя частями в целом проевропейски ориентированной грузинской элиты. Главное различие их состоит в том, что радикальные западники, преимущественно составляющие оппозиционный лагерь, выступают за евроинтеграцию Грузии с неолиберальных позиций, что полностью совпадает с установками руководящих центров евроатлантизма. А грузинская правящая сила, также преследующая цель вхождения страны в ЕС, обуславливает ее сохранением грузинского суверенитета и национальной идентичности.

Для понимания позиции грузинского правительства уместно напомнить выступление премьер-министра Ираклия Кобахидзе на состоявшейся еще в апреле нынешнего года Конференции консервативных политических действий в Будапеште. Это был момент, когда Грузию охватили митинги оппозиции, протестующей против принятия закона об иностранном влиянии, или, как его окрестили либеральные СМИ, закона об «иноагентах».

«Сегодня так называемые «либералы» ставят под угрозу идентичность стран и наций по всему миру. Больше всего с такими рисками сталкиваются Европа и Соединенные Штаты Америки», - подчеркнул Кобахидзе. Коснувшись того, что «пару дней назад грузинские так называемые «либералы» попытались изменить концепцию национальной идентичности Грузии и заменили слова «язык, отечество и вера» на слова «язык, отечество и единство», удалив веру из этой троицы», премьер-министр заявил: «Грузия успешно сумела защитить как свою национально-религиозную идентичность, так и традиционные ценности».

Между тем важное место в предвыборной борьбе, помимо нюансов евроатлантически ориентированных подходов грузинских политических сил, заняла и тема возможного вовлечения страны в противостояние Запада с Россией. «Грузинская мечта», фактическим лидером которой считается ее основатель, миллиардер Бидзина Иванишвили, провела мощную предвыборную кампанию по убеждению населения в том, что в случае прихода оппозиционеров к власти и, соответственно, проведения официальным Тбилиси радикального проамериканского и проевропейского курса страна вмешается в российско-украинскую войну и тем самым превратится во второй фронт вооруженного конфликта между Москвой и евроатлантическими центрами. Тогда как «Грузинская мечта» и правительство Кобахидзе позиционируют себя как сила, которая сможет привести Грузию в Евросоюз и одновременно избежать конфронтации с Россией.

С таким раскладом идейной борьбы Грузия и провела парламентские выборы.

 

Есть ли у оппозиции ресурсы?

В этот раз депутаты 150-местного парламента Грузии впервые избирались исключительно по пропорциональной системе. Как полагают эксперты, это сыграло на руку монолитной по своему составу «Грузинской мечте», в то время как оппозиционные партии, выступающие за скорейшую интеграцию с ЕС, из-за разногласий по вопросам внутренней политики не смогли выступить единым списком.

Согласно данным ЦИК, «Грузинская мечта» одержала победу на выборах, получив поддержку 53,92% избирателей. Четыре оппозиционные силы, преодолевшие 5-процентный проходной барьер, суммарно набрали 37,78% голосов. Из них «Коалиция за перемены» получила 11,04%, «Единство - Национальное движение» - 10,16%, «Сильная Грузия» - 8,81%, «За Грузию» - 7,77 %. Таким образом, результаты выборов дали «Грузинской мечте», стоящей у руля власти 12 лет, право сформировать правительство, не вступая в коалицию с другими партиями. 

Оппозиционные силы не признали представленные Центризбиркомом результаты голосования, утверждая, что в ходе выборов имели место фальсификации. При этом «Коалиция за перемены» отказалась от своих мандатов в парламенте, а «Единство - Национальное движение», связанное с экс-президентом Михаилом Саакашвили, заявило, что «мы не собираемся входить в парламент».

На стороне оппозиции однозначно выступила президент Саломе Зурабишвили, полномочия которой истекают в конце 2024 года. Расценив итоги парламентских выборов как «тотальное мошенничество», она дала сложившейся ситуации такое, внешнеполитическое, объяснение: «Мы стали свидетелями и жертвами российской спецоперации, одной из новых форм гибридной войны, совершенной против нашего народа и нашей страны». Тем самым Зурабишвили вновь обвинила правительство «Грузинской мечты» в пророссийскости. При этом сама она на фоне отсутствия ярких фигур в радикально-прозападном лагере фактически подтвердила свои претензии на то, чтобы стать его лидером. Об этом говорят ее встреча с оппозиционными лидерами сразу по оглашении итогов выборов и призыв к населению присоединиться к объявленным ими акциям протеста.

На митинге, состоявшемся в Тбилиси перед зданием парламента, оппозиция потребовала от властей назначить новые выборы, причем с условием, что их проведет «международная избирательная администрация». Правительство, со своей стороны, отвергает обвинения в подтасовке итогов парламентских выборов.

Премьер-министр Кобахидзе, напомнив о том, что Грузия не впервые сталкивается с ситуацией, когда оппозиционные партии и поддерживающие их НПО отказываются соглашаться с итогами выборов, заявил о решимости государства не позволить пошатнуть конституционный строй в стране. «У оппозиции нет никаких ресурсов для протеста, поэтому в ближайшее время состоится первое заседание парламента, будет утверждено правительство и все процессы в стране продолжатся в обычном режиме», - заверил премьер.

Уверенность властей в непоколебимости своей победы на выборах, равно как и заметная растерянность оппозиции, явно не ожидавшей поддержки «Грузинской мечты» со стороны значительной части электората, а значит, и провала информационной кампании по дискредитации нынешнего руководства Грузии как «антизападной силы, прислуживающей интересам России», дают основание предположить следующее. Протестные акции не будут масштабными и не приведут к серьезным политическим изменениям. Это, несомненно, вызывает разочарование у Запада, столь откровенно рассчитывавшего на новую «цветную революцию» в Грузии.

 

Разочарование Запада

За считанные до парламентских выборов в Грузии дни Евросоюз объявил о фактическом блокировании процесса приема этой страны в ряды организации. В итоговом заявлении Брюссельского саммита ЕС была выражена «серьезная озабоченность относительно курса грузинского правительства, идущего против ценностей и принципов, на которых основан Евросоюз», курса, который «подрывает европейский путь» Тбилиси.

После грузинских выборов европейские структуры и США выступили с резкой критикой в их адрес. Они обвинили правительство «Грузинской мечты» в «нарушении принципов демократии», «давлении на избирателей, подкупе голосов и применении физической силы». Примечательно заявление американского госсекретаря Энтони Блинкена, призвавшего политическое руководство Грузии «отменить законодательство, подрывающее основные свободы, и сообща устранить недостатки в избирательном процессе».

Подобная реакция великих держав и институтов Запада, наделивших себя правом вмешиваться во внутренние дела других государств, является очередным свидетельством того, что они в своем подходе к евроинтеграционным устремлениям отдельных стран, в том числе и Грузии, игнорируют такие понятия, как национальный суверенитет, защита идентичности и традиционных нравственных ценностей. У Запада как политико-экономической системы отсутствует такой приоритет, как позволить кому-либо, к примеру Грузии, стать равноправной частью данной системы. Отсюда и выставляемое перед странами - кандидатами на членство в ЕС требование соответствия неолиберальным стандартам современного Запада. От этих стран не принимается никакое самовольство - ни во внутренней политике, включая выработку законодательства, защищающего традиционные ценности и национальную идентичность, ни в политике внешней. Последний аспект подразумевает и такое правило: враг Запада непременно должен быть принят в качестве врага и теми странами, которые уже включены в евроатлантическую систему, либо, подобно Грузии, стремятся стать ее частью. Отсюда и провоцирование Западом Грузии на проведение ярко выраженной антироссийской политики.

Иначе говоря, для глобалистских евроатлантических центров неприемлемы никакие претензии отдельно взятых западных и прозападных стран на отстаивание своего суверенитета, а также на отвечающее их национальным интересам внешнеполитическое балансирование. Именно этими реалиями и определяется значение сделанного Грузией выбора.

«Европейский путь», которому в целом следует и правящая сила, на практике оказывается далеко не таким, о котором мечтает большинство грузинского общества. Ведь Западу не нужно следование ни идеалистически представляемому, ни отстаиваемому через призму суверенных интересов и традиционных ценностей «европейскому пути». А нужно беспрекословное выполнение «обязательств», возлагаемых, в частности, на страны - кандидаты на вступление в Евросоюз. Поэтому и оказалось в последние годы и, особенно, месяцы мишенью столь массированной критики действующее правительство Грузии. Хотя оно со своей стороны всячески пытается доказать, что является сторонником евроатлантической ориентации и даже мечтает добиться принятия страны в ЕС к 2030 году.

Победа «Грузинской мечты» на выборах означает, что Тбилиси будет стремиться и далее идти «европейским путем», но в его собственном понимании. Понимании, которое отличается от «брюссельского». Поэтому можно предположить, что давление Брюсселя на Тбилиси будет усиливаться, причем с риском дойти до такого уровня, который вообще способен окончательно перечеркнуть перспективу принятия Грузии в ряды Евросоюза.

Запад, конечно же, разочарован. Ведь победа радикальной грузинской оппозиции на выборах означала бы не только смену власти, но и возможность для США и ЕС серьезно усилить свои позиции на Южном Кавказе. Правда, для самой Грузии это значило бы превращение ее в послушного исполнителя воли евроатлантических центров.

В интересах же безопасности как Грузии, так и Южного Кавказа в целом, чтобы она и далее оставалась приверженной, прежде всего, стратегическому партнерству в трехстороннем формате - совместно с Азербайджаном и Турцией. Этот формат, отвечая национальным интересам трех государств, утвердился в качестве одного из ключевых факторов региональной безопасности и сотрудничества. Поэтому его сохранение и укрепление входят в перечень важнейших внешнеполитических приоритетов и Баку, и Анкары, и Тбилиси.

Для Баку стратегическое взаимодействие с Тбилиси в обозримой перспективе будет представлять особенную ценность и с точки зрения того, чтобы Грузия не стала транзитной территорией для усиленно претворяемой США и Францией милитаризации Армении. В случае, если Грузия поддастся давлению Вашингтона и Парижа в данном вопросе, это станет серьезным экзаменом не только для трехстороннего формата Баку-Тбилиси-Анкара, но и всего региона в целом, а также для самих грузинских интересов в сфере безопасности.

Показательно поздравительное письмо Президента Азербайджана Ильхама Алиева премьер-министру Грузии Ираклию Кобахидзе по случаю победы на парламентских выборах партии «Грузинская мечта - Демократическая Грузия». Подчеркнув, что «этим голосованием граждане Грузии выразили свою поддержку развитию, стабильности и традиционным ценностям», Ильхам Алиев выразил уверенность в «устойчивом развитии азербайджано-грузинских межгосударственных отношений, продиктованных волей наших народов, исторически живших в условиях дружбы, братства и добрососедства, и дальнейшем укреплении позиций наших стран на Южном Кавказе и более широкой географии».



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

11


Актуально