11 Декабря 2024

Среда, 04:31

СОР29: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД

Новые решения, соглашения и амбициозные инициативы на пути к декарбонизации

Автор:

15.11.2024

COP29, ставшая одним из главных событий мировой повестки дня, ознаменовала еще один важнейший этап в глобальной борьбе с изменением климата. Она открыла новые возможности на пути намеченных целей к переходу к чистой энергии, сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к новым условиям. Участники конференции подтвердили свою приверженность достижению целей Парижского соглашения по ограничению глобального потепления. Были приняты новые обязательства по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе стран. 

Азербайджан, взявший на себя роль хозяина этого важного мероприятия, также продемонстрировал свою приверженность «зеленой» энергетике и устойчивому развитию, представив амбициозные планы и инициативы.

 

Разрыв между целями и реальностью

Климатологи ожидают, что глобальные выбросы углекислого газа от ископаемого топлива достигнут рекордных показателей в этом году. При этом «нет явных признаков» пика, несмотря на рост чистой энергетики. По данным последнего отчета проекта Global Carbon Budget, выбросы от сжигания энергии и промышленных процессов достигнут 37,4 млрд метрических тонн CO2-эквивалента в 2024 году, что на 0,8% больше, чем в предыдущем году. Это происходит в то время, как мировым лидерам и политикам предстоит принять дополнительные меры на COP29 для ускорения глобальных действий, после того как страны обязались «отойти от ископаемого топлива» на COP28 в Дубае в прошлом году. «Несмотря на прогресс в чистой энергетике, рост использования природного газа и нефти приводит к увеличению глобальных выбросов от ископаемого топлива. Выбросы от угля тоже, как ожидается, увеличатся, но более незначительно, - говорится в заявлении Global Carbon Budget. - Прогнозируемый рост выбросов от ископаемого топлива в 2024 году добавляется к росту выбросов на 1,4% в 2023 году и дальше откладывает ожидаемый и необходимый пик глобальных выбросов». 

Ожидаемый рост в 2024 году обусловлен устойчивым повышением выбросов от газа (на 2,4%), в то время как от угля и нефти они увеличились незначительно - на 0,2 и 0,9% соответственно. Выбросы от угля составят 41% от глобальных в 2024 году, тогда как от нефти и газа достигнут 32 и 21% соответственно. Предполагается, что от международной авиации и судоходства этот показатель увеличится на 7,8% в 2024 году, но останется ниже допандемийного уровня. 

Консалтинговая компания DNV заявила о пике выбросов в 2024 году благодаря растущему внедрению пяти ключевых технологий чистой энергии - солнечных фотоэлектрических установок, ветра, ядерной энергии, тепловых насосов и электромобилей. В своем последнем прогнозе энергетического перехода DNV заявила, что сокращение выбросов CO2, связанных с энергетикой, в 2025 году будет незначительным - 0,4%.

Аналитики S&P Global Commodity Insights считают, что глобальные выбросы парниковых газов могут достичь максимума уже через несколько лет. «Хотя несколько крупных экономик способны достичь или почти достичь своих целевых показателей по парниковым газам на 2050 год, политические и практические ограничения не позволяют большинству стран достичь своих климатических целей и целей по достижению углеродной нейтральности», - говорится в их отчете. Согласно базовому сценарию Commodity Insights, глобальные выбросы парниковых газов будут постепенно снижаться после пика в 50 млрд метрических тонн CO2-эквивалента в середине 2020-х годов и достигнут примерно 30 млрд метрических тонн CO2-эквивалента к 2050 году.

 

И Европа, и Азия

В ходе конференции Вопке Хукстра, еврокомиссар по климатическим действиям, призвал к активным мерам для ускорения перехода к ВИЭ. Он подчеркнул необходимость значительных инвестиций и модернизации энергосетей для осуществления поставленных целей.

Согласно Хукстре, утроение использования ВИЭ в мире требует расширения энергосетей (к 2030 году нужно провести дополнительно 25 млн км линий электропередачи), а также развития добычи и переработки критических минералов, что способствует трехкратному росту спроса на литий, кобальт и другие ресурсы. Кроме того, по его мнению, несмотря на значительное государственное финансирование ($31 млрд в год от ЕС), необходимы дополнительные инвестиции. «В 2023 году выбросы парниковых газов в ЕС сократились на 8% благодаря быстрому развитию возобновляемой энергетики. Более половины электроэнергии в Европе теперь производится из ВИЭ», - сказал еврокомиссар.  Он считает, что сокращение глобальных выбросов на 10 млрд тонн к 2030 году вполне реально при условии активных совместных действий.

Что касается Азии, то, как заявил на конференции вице-премьер Китая Дин Сюэсян, его страна будет стремиться к углеродной нейтральности до 2060 года. На недавних климатических конференциях COP Китай сталкивался с давлением, особенно со стороны развитых стран, чтобы достичь пика выбросов до 2030 года и нулевого уровня до 2060 года, учитывая его способность наращивать использование возобновляемых источников энергии. Вице-премьер также сообщил, что новые определяемые на национальном уровне взносы Китая (NDC) на 2035 год будут охватывать все секторы экономики и включать все типы парниковых газов, а не только CO2. 

Дин коснулся также вклада Пекина в климатическое финансирование других развивающихся стран. «С 2016 года Китай предоставил и мобилизовал средства в размере более 177 млрд юаней ($24,5 млрд), эффективно поддерживая другие развивающиеся страны в борьбе с изменением климата», - сказал он. 

Учитывая сложившуюся ситуацию, Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, запустила в рамках COP29 свою первую биржу по торговле углеродными квотами. Биржевая платформа, управляемая Региональной компанией добровольного углеродного рынка Саудовской Аравии (RVCMC), является частью национальной стратегии по расширению этого рынка. «Наш посыл на COP ясен: для ускорения глобальной декарбонизации необходимо разблокировать финансовые потоки для климатических проектов в больших масштабах. Добровольные углеродные рынки с высокой степенью целостности могут сыграть важную роль в сокращении разрыва в климатическом финансировании в этом десятилетии. Однако для реализации потенциала рынка требуется институциональная инфраструктура, которая позволит частному сектору активнее участвовать», - заявила генеральный директор RVCMC Рихам Эль-Гизи. 

На открытии платформы состоялся аукцион, в котором приняли участие 22 компании из Саудовской Аравии и других стран. На аукционе было выставлено 2,5 млн высококачественных углеродных кредитов от 17 проектов, сертифицированных Verra, Gold Standard и Puro.earth. Большинство кредитов поступило от проектов в странах Глобального Юга, включая Бангладеш, Бразилию, Эфиопию, Малайзию, Пакистан и Вьетнам. Это уже третий аукцион углеродных кредитов RVCMC после мероприятий в Найроби и Эр-Рияде. В прошлом году RVCMC продала 2,2 млн метрических тонн углеродных кредитов на втором аукционе в Кении, демонстрируя стремление королевства укрепить позиции в углеродном секторе. Страны Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия и ОАЭ, активно расширяют свое участие на добровольном углеродном рынке.

 

«Зеленая» энергия Азербайджана

Азербайджан на СОР29 еще раз подтвердил свои амбициозные планы по развитию возобновляемых источников энергии, а именно рост к 2030 году их доли в энергетическом балансе страны более чем в три раза.

Министр энергетики Парвиз Шахбазов отметил на конференции, что, несмотря на значительные достижения прошлого года - установку 473 ГВт новых мощностей возобновляемой энергии и инвестиции в размере $570 млрд, для полноценного перехода к «зеленой» энергии требуется увеличить эти показатели более чем вдвое, а инвестиции в энергоэффективность - в 7 раз.

По словам министра, коллективное обязательство стран мира по увеличению возобновляемой энергии и энергоэффективности, принятое на COP28, стало важным этапом в борьбе с изменением климата и достижении цели ограничения глобального потепления до 1,5°C. На COP29 же необходимо сосредоточить усилия на реализации этих обязательств, преодолении препятствий и усилении глобальных мер для ускоренного перехода к чистой энергии. П.Шахбазов подчеркнул важность партнерства с Европейской комиссией, COP28, Международным энергетическим агентством (IEA) и Международным агентством по возобновляемой энергии (IRENA) в рамках Глобального обязательства по возобновляемой энергии и энергоэффективности. 

По данным IEA и IRENA, для достижения производственной мощности возобновляемой энергии в 11 тыс. ГВт и роста глобальной энергоэффективности выше 4% в год необходимо $31,5 трлн. Министр предупредил, что даже при полной реализации всех национальных амбиций к 2030 году отставание составит 30%, что требует дополнительного наращивания усилий по энергопереходу.

Азербайджан, по словам П.Шахбазова, намерен реализовать национальные и международные проекты до 2030 года, чтобы стать страной «зеленого» роста и поставщиком чистой энергии. Так, в Восточном Зангезуре совместно с bp начнется строительство солнечной электростанции мощностью 240 МВт, которая поддержит декарбонизацию одного из крупнейших в мире нефтегазовых терминалов - Сангачальского. В целом к 2030 году солнечные и ветряные электростанции мощностью 2250 МВт позволят довести долю возобновляемых источников энергии в энергетике страны до 35,5%, что значительно превышает предыдущую цель в 30%.

Министр также подчеркнул стратегическую цель создания дополнительных мощностей в 5 ГВт и их экспорта в Европу через коридоры Каспий-Черное море-Европа и Азербайджан-Турция-Европа, а также осуществление «зеленого» энергетического коридора Азербайджан-Центральная Азия для поставок возобновляемой энергии из Казахстана и Узбекистана. «Взаимосвязанные «зеленые» энергетические коридоры позволят Азербайджану внести значительный вклад в энергетический переход для стран от Азии до Европы», - заключил министр.

Одним из ключевых событий COP29 стала закладка фундамента солнечной электростанции «Шафаг» в Джебраильском районе - масштабного проекта, реализуемого совместно с bp. Ожидается, что эта крупнейшая солнечная электростанция в регионе будет производить около 500 млн кВт/ч электроэнергии в год, что обусловит сокращение выбросов углекислого газа на 260-330 тыс. тонн ежегодно. Применение механизма виртуальной передачи энергии (VPTA) позволит передавать энергию, произведенную на станции, на терминал Сангачал, способствуя декарбонизации нефтегазового сектора.

Одновременно Азербайджан активно расширяет сотрудничество и с другими странами в сфере ВИЭ: на COP29 были заключены соглашения с Болгарией, Италией, Саудовской Аравией, Казахстаном и Узбекистаном.

В рамках Парижского соглашения Азербайджан и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заключили Меморандум о взаимопонимании по энергетическому планированию. Кроме того, были подписаны соглашения, обеспечивающие участие Королевства Саудовская Аравия в Проекте развития и передачи «зеленой» энергии между Азербайджаном, Казахстаном и Узбекистаном и ряд других важных документов.  В их числе Соглашение о стратегическом партнерстве в области развития и передачи «зеленой» энергии, Программа реализации в области развития и передачи «зеленой» энергии, Дорожная карта по энергетическому сотрудничеству между Азербайджаном и Саудовской Аравией и Меморандум о взаимопонимании между Саудовской электрической компанией (SEC) и ОАО «Азерэнержи» по обмену знаниями и опытом в области электроэнергетики. 

Азербайджан также налаживает сотрудничество с ведущими энергетическими компаниями, что позволит стране получить доступ к передовым технологиям в области возобновляемой энергетики и повысить эффективность энергетических систем. А именно - было подписано соглашение о развитии между SOCAR и болгарской Asarel Energy. SOCAR также заключила соглашение о сотрудничестве с итальянской компанией Italgas, предусматривающее обмен опытом и технологиями для ускорения энергоперехода, цифровизации и декарбонизации инфраструктуры. 

Пример Азербайджана показывает, что энергетический переход - это не только техническая задача, но и политическая, и что можно успешно сочетать традиционные и новые источники энергии.

В целом принимаемые сегодня решения демонстрируют, что мир готов к масштабным изменениям в энергетике, однако путь к намеченной цели, конечно, еще долог. Главное - преодолевать проблемы сообща, понимая, что климатические изменения - это проблема не отдельно взятой страны или нации, а реальная угроза для всего человечества.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

34


Актуально