26 Декабря 2024

Четверг, 16:08

УСПЕХ ВСЕГДА РЯДОМ

Метод художника Вугара Мурадова прост: "Хочешь творить — садись за мольберт и меси цвета"

Автор:

10.09.2013

Ву­гар Му­ра­дов с са­мо­го дет­ства был уве­рен в том, что ста­нет ху­дож­ни­ком. Он ри­со­вал все­г­да. Пос­ле окон­ча­ния сред­ней шко­лы Ву­гар по­сту­пил в ху­до­же­с­т­вен­ное учи­ли­ще им. А.Азим­за­де. Ко­г­да в 1998 го­ду ди­рек­тор Фон­да ис­кусств Сред­ней и Во­с­точ­ной Ев­ро­пы Ме­да Мла­дек уви­де­ла его кар­ти­ны, она, ни ми­ну­ты не со­мне­ва­ясь, пред­ло­жи­ла мо­ло­до­му ху­дож­ни­ку при­нять уча­с­тие в вы­став­ке со­вре­мен­ных азер­бай­джан­ских ху­дож­ни­ков в США. Поз­же на сво­их стра­ни­цах жур­нал AzerbaijanInternational (США) по­ме­с­тил се­рию его ра­бот. Спу­с­тя не­ко­то­рое вре­мя из­ве­ст­ная аме­ри­кан­ская га­зе­та TheBaltimoreSun пе­ча­та­ет ин­тер­вью с Му­ра­до­вым. Его кар­ти­ны вы­став­ля­лись в Гер­ма­нии, США, Да­нии, Япо­нии, Фран­ции и мно­гих дру­гих стра­нах ми­ра. Се­год­ня его ра­бо­ты ук­ра­ша­ют му­зеи со­вре­мен­но­го ис­кус­ства не толь­ко в Ба­ку, но и в Нью-Йор­ке, Ва­шинг­то­не - SolomonR. GuggenheimMuseum, MoMA (TheMuseumofModernArt), CentralandEasternEuropeanArtFoundation.

- Ву­гар, с че­го на­чал­ся ны­неш­ний этап ва­шей по­пу­ляр­но­с­ти?

- Пер­вой мои ра­бо­ты за­ме­ти­ла и оце­ни­ла ди­рек­тор Фон­да ис­кусств Сред­ней и Во­с­точ­ной Ев­ро­пы гос­по­жа Ме­да Мла­дек, за­тем это бы­ли фран­цу­зы. Был у ме­ня друг, быв­ший со­вет­ник по­сла Фран­ции Ти­бо Фу­рье, ко­то­рый уви­дел мои кар­ти­ны и рас­ска­зал о них сво­им дру­зь­ям. Не­ко­то­рые увез­ли кар­ти­ны в свои ча­ст­ные кол­лек­ции. Од­ни­ми из та­ких по­чи­та­те­лей мо­их ра­бот бы­ли фран­цуз­ские се­на­то­ры Жан Бойэ и Ам­брос Дю­пон, ко­то­рые на­хо­ди­лись в Ба­ку с офи­ци­аль­ным ви­зи­том. По­се­тив мою сту­дию, они при­об­ре­ли не­сколь­ко кар­тин. Ос­тав­шись под впе­чат­ле­ни­ем от зна­ком­ства со мной, по воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну се­на­тор Ам­брос Дю­пон на­зы­ва­ет сво­е­го ко­ня мо­им име­нем. Бо­лее 20 мо­их ра­бот по­пол­ни­ли ча­ст­ные кол­лек­ции в Ар­ген­ти­не. Ес­ли рань­ше жи­во­пи­сью ин­те­ре­со­ва­лись в ос­нов­ном ино­с­т­ран­цы, се­год­ня кар­ти­ны при­об­ре­та­ют и на­ши со­от­ече­с­т­вен­ни­ки. Я ра­бо­таю для ду­ши. Это мой об­раз жиз­ни, и я не пред­став­ляю се­бя дру­гим че­ло­ве­ком. Рань­ше я не хо­тел про­да­вать свои кар­ти­ны, мне бы­ло жаль с ни­ми рас­ста­вать­ся. Те­перь про­даю. По­то­му что, в прин­ци­пе, кар­ти­ны со­зда­ют­ся не для то­го, что­бы пы­лить­ся в уг­лу. Им нуж­ны зри­те­ли.

 - От­ку­да бе­рут­ся идеи, вдох­нов­ля­ю­щие вас?

- Идеи при­хо­дят от­ов­сю­ду. Мое во­об­ра­же­ние слов­но фильтр. Я бе­ру все, что толь­ко мож­но най­ти в нем и под­со­зна­нии, рас­кла­ды­вая это в но­вые и ин­те­рес­ные фор­мы. Все ху­дож­ни­ки на­чи­на­ют с ко­пи­ро­ва­ния ко­го-то. В дет­стве я пы­тал­ся ко­пи­ро­вать Рем­бранд­та и дру­гих ве­ли­ких ма­с­те­ров. Та­ким не­обыч­ным спо­со­бом я учил­ся. У ро­ди­те­лей до сих пор хра­нят­ся не­ко­то­рые из мо­их "реп­лик". Так что все, с чем ху­дож­ник экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет, де­ла­ет его ис­кус­ство луч­ше.

- И что для вас вдох­но­ве­ние?

- Вдох­но­ве­ние - это, ско­рее все­го, то, что на­зы­ва­ет­ся "со­зре­ло" и нет воз­мож­но­с­ти удер­жать это в се­бе. Ко­г­да это са­мое "со­зрев­шее" мощ­ным по­то­ком за­пол­ня­ет про­стран­ство хол­ста цве­том, воз­ду­хом, энер­ги­ей и рож­да­ет чув­ство ве­ли­кой ра­до­с­ти от про­цес­са твор­че­с­т­ва.

 - Ву­гар, вы ри­су­е­те с дет­ства. Ко­г­да вы ре­ши­ли стать ху­дож­ни­ком? Для вас ри­со­ва­ние - это про­фес­сия, спо­соб за­ра­бо­тать или же твор­че­с­кий про­цесс, ув­ле­че­ние?

- Ху­до­же­с­т­во - это моя жизнь. Это и про­фес­сия, и спо­соб за­ра­бо­тать на жизнь. Это са­мый ес­те­с­т­вен­ный для ме­ня язык об­ще­ния с внеш­ним ми­ром. С са­мых ран­них лет все вре­мя что-то ри­со­вал: на сте­нах уг­лем, в те­т­ра­дях, на всем, что по­па­да­лось под ру­ку. Ме­ня за это, ес­те­с­т­вен­но, ру­га­ли ро­ди­те­ли. По­том лет в 12 ро­ди­те­ли ре­ши­ли за­пи­сать ме­ня в кру­жок ри­со­ва­ния, ко­то­рый на­хо­дил­ся при го­род­ском До­ме пи­о­не­ров им. Га­га­ри­на. По­жа­луй, с то­го мо­мен­та я точ­но ре­шил для се­бя - ста­ну ху­дож­ни­ком! Па­па - фи­ло­лог, ма­ма - биб­лио­те­карь бы­ли не про­тив мо­е­го вы­бо­ра. Я ни­ко­г­да в жиз­ни не ощу­щал се­бя ни­кем, кро­ме как ху­дож­ни­ком. Ху­дож­ник - это, ско­рее, не про­фес­сия, а об­раз мыш­ле­ния, жиз­ни, ми­ро­ощу­ще­ния.

- Оха­рак­те­ри­зуй­те в не­сколь­ких сло­вах ва­шу на­ту­ру - ка­кая она?

- Не знаю да­же. Я про­сто ху­дож­ник. О се­бе мо­гу толь­ко ска­зать, что я зам­кну­тый че­ло­век, люб­лю оди­но­че­с­т­во, не вы­но­шу гром­ко­го шу­ма и го­род­ской су­е­ты. Мо­жет, по­это­му моя ма­с­тер­ская на­хо­дит­ся на 17-м эта­же, куда не до­хо­дят лиш­ние зву­ки, ко­то­рые мне толь­ко ме­ша­ют ра­бо­тать.

- Вы из­ве­ст­ны как ма­с­тер жи­во­пи­си, рас­ска­жи­те не­мно­го о сво­ем твор­че­с­ком ме­то­де.

- Мой ме­тод прост. Хо­чешь тво­рить - са­дись за моль­берт и ме­си цве­та. Каж­дый день я уе­ди­ня­юсь в сво­ей ма­с­тер­ской, что­бы ри­со­вать, тво­рить. Без это­го при­выч­но­го про­цес­са я уже и не пред­став­ляю сво­ей жиз­ни. Счи­таю, что уче­ба у ху­дож­ни­ка от­ни­ма­ет не го­ды, а де­ся­ти­ле­тия - это ес­ли ра­бо­тать каж­дый день. А ес­ли раз в не­де­лю - то луч­ше и не на­чи­нать. Зна­чит, у че­ло­ве­ка про­сто нет в этом вну­т­рен­ней не­об­хо­ди­мо­с­ти. Ес­ли го­во­рить о се­бе - я и сей­час еще чув­ствую се­бя уче­ни­ком. Мне ка­жет­ся, это нор­маль­ное со­сто­я­ние для ху­дож­ни­ка.

- Вам зна­ко­мо со­сто­я­ние "твор­че­с­ко­го кри­зи­са"?

- Смо­т­ря что счи­тать кри­зи­сом. Ко­г­да ру­ки опу­с­ка­ют­ся и во­об­ще не хо­чет­ся за кисть брать­ся - та­ких мо­мен­тов у ме­ня не бы­ло. Ко­г­да ра­бо­та идет труд­но, по мно­гу раз при­хо­дит­ся пе­ре­де­лы­вать ка­кой-то ку­сок - сколь­ко угод­но. Я обыч­но ра­бо­таю се­ри­я­ми, и бы­ва­ют мо­мен­ты, ко­г­да ра­бо­та над ка­кой-то од­ной кар­ти­ной за­сто­по­ри­лась, то­г­да при­хо­дит­ся от­кла­ды­вать ее в сто­ро­ну на не­де­лю, ино­г­да на ме­сяц, пе­ре­клю­чать­ся на дру­гие кар­ти­ны. По­том, ко­г­да кар­ти­на "от­сто­ит­ся", я сно­ва к ней воз­вра­ща­юсь, до­де­лы­ваю.

 - Про­из­ве­де­ни­я­ми ка­ких ху­дож­ни­ков вы мо­же­те лю­бо­вать­ся ча­са­ми?

- Каж­дый раз, ко­г­да я по­се­щаю раз­лич­ные му­зеи и га­ле­реи, при­хо­жу в во­с­торг от воз­мож­но­с­ти лю­бо­вать­ся во­очию про­из­ве­де­ни­я­ми ве­ли­ких ма­с­те­ров, мо­гу ча­са­ми сто­ять у кар­тин та­ких ху­дож­ни­ков, как Рем­брандт, Се­занн, Ма­тисс, Ван Гог. Это на­сто­я­щее со­вер­шен­ство!

 - Ко­г­да у вас по­ку­па­ют кар­ти­ны, вам жаль рас­ста­вать­ся с ни­ми?

- Ко­неч­но. По­рой бы­ва­ет очень жаль. Но та­ко­ва жизнь. Ведь ра­бо­ты ху­дож­ни­ков долж­ны ви­деть лю­ди. Соб­ствен­но, ра­ди зри­те­лей мы и тру­дим­ся. С од­ной сто­ро­ны, рас­ста­ва­ние с кар­ти­на­ми - это в ка­ком-то смыс­ле по­те­ря се­бя. По­то­му что ху­дож­ник не­воль­но са­мо­о­тож­дест­в­ля­ет­ся со сво­и­ми ра­бо­та­ми. С дру­гой сто­ро­ны, дви­га­ясь впе­ред, нель­зя слиш­ком при­вя­зы­вать­ся к сде­лан­но­му ра­нее. И рас­ста­ва­ние со ста­ры­ми ра­бо­та­ми - это шанс от­крыть ка­кую-то но­вую стра­ни­цу в сво­ей жиз­ни. Я про­дал бо­лее 600 ра­бот. Ос­таль­ные по­лот­на хра­нят­ся у ме­ня в ма­с­тер­ской и в ро­ди­тель­ском до­ме. Все ра­бо­ты оди­на­ко­во до­ро­ги для ме­ня.

 - Есть сре­ди ва­ших ра­бот та, ко­то­рой вы осо­бо до­ро­жи­те?

- Да, "Адам и Ева". Мно­гие про­си­ли ме­ня про­дать эту кар­ти­ну, но я всем от­ка­зы­вал. Вот толь­ко она уже мне не при­над­ле­жит. Из не­сколь­ких де­сят­ков ра­бот, пред­ло­жен­ных мо­ей су­п­ру­ге на вы­бор, она вы­бра­ла имен­но эту. По­лу­ча­ет­ся, по­лот­но, ко­то­рым я осо­бо до­ро­жил, вер­ну­лось об­рат­но ко мне же.

 - Ву­гар, по­ми­мо кар­тин вы за­ни­ма­е­тесь арт-де­ко­ра­ци­ей - пре­вра­ща­е­те обыч­ные бу­тыл­ки в ху­до­же­с­т­вен­ные про­из­ве­де­ния…

- Мне нра­вит­ся по­ка­зы­вать в са­мом обыч­ном пред­ме­те кра­со­ту и гар­мо­нию. Про­стое стек­ло раз­ри­со­вы­ва­ет­ся яр­ки­ми, соч­ны­ми кра­с­ка­ми, мож­но ска­зать, на не­го "ко­пи­ру­ет­ся" мое на­стро­е­ние.

- Слы­ша­ли, в по­след­нее вре­мя вы ув­лек­лись фо­то­гра­фи­ей…

- Я сни­маю для ду­ши. Рань­ше фо­то­гра­фи­ро­вал все под­ряд. Сей­час на­учил­ся чув­ство­вать ка­ме­ру, ло­вить мо­мент. Од­на из мо­их фо­то­ра­бот во­шла в экс­по­зи­цию меж­ду­на­род­ной вы­став­ки Incognito, в ко­то­рой при­ня­ли уча­с­тие ху­дож­ни­ки из 20 стран ми­ра, как и я, ув­ле­чен­ные фо­то­гра­фи­ей. Свои ра­бо­ты на вы­став­ке в Нейплс пред­ста­ви­ли ху­дож­ни­ки из Ар­ген­ти­ны, Ку­бы, Ав­стрии, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гру­зии, Гер­ма­нии, Из­ра­и­ля и дру­гих стран. Я пред­ста­вил на вы­став­ке фо­то­ра­бо­ту "Шур". Этот сни­мок я сде­лал в Цен­т­ре му­га­ма. У ме­ня на­бра­лось мно­же­с­т­во фо­то­гра­фий, сде­лан­ных в раз­ных го­ро­дах и стра­нах. Те­перь мож­но да­же ор­га­ни­зовать фо­то­вы­став­ку, о чем я стал в по­след­нее вре­мя за­ду­мы­вать­ся. 

- Мо­же­те по­де­лить­ся "фир­мен­ным ре­цеп­том" ус­пе­ха?

- Мой "фир­мен­ный ре­цепт" очень прост: на­до мно­го ра­бо­тать. Не от­вле­кать­ся на встре­чи и ме­ро­при­ятия, ко­то­рые мо­гут "в пер­спек­ти­ве что-то дать". Не тра­тить день­ги на рек­ла­му. Луч­ше на них ку­пить или снять боль­шую удоб­ную ма­с­тер­скую, в ко­то­рой бу­дет при­ят­но ра­бо­тать. Ес­ли ка­че­с­т­во ра­бот на вы­со­те, то ус­пех все­г­да бу­дет ря­дом.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

489


Актуально