26 Декабря 2024

Четверг, 16:21

"АРХИТЕКТОР" АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МУЗЫКИ

Азербайджан отмечает 128-летие великого Узеира Гаджибекова

Автор:

17.09.2013

Американский музыковед Нил Эдмундс сравнил его с Глинкой, "а в роли основоположника азербайджанского музыкального образования - с братьями Рубинштейн…", - пишет музыковед об Узеире Гаджибекове, великом азербайджанском композиторе, дирижере и педагоге.

В этом году исполняется 128-лет со дня рождения великого композитора. Этому событию каждый год посвящается множество мероприятий, в том числе связанных с Днем национальной музыки, приуроченным к дню его рождения. И оперный сезон в этом году, как и ранее, откроется традиционно - оперой Уз.Гаджибекова "Лейли и Меджнун".

 

Новатор

В первой половине XX века в Азербайджане плодотворно работали несколько композиторов, но особенная слава, невероятный успех достались именно Узеиру. Доктор искусствоведения, профессор Бакинской государственной музыкальной академии Фарах Алиева в беседе с R+ рассказывает, что главной причиной успеха Гаджибекова было то, что он не просто стал основоположником оперы на Востоке и в мусульманском мире в целом, но смог создать национальную оперу. "Гаджибеков создал так называемую "мугам-оперу", соединил западные и русские традиции с национальной музыкой, мугамом. Все основные арии выполнены у него в этом стиле, и это, безусловно, позволило Гаджибекову получить заслуженную народную любовь".

Как рассказывает искусствовед, премьеру оперы "Лейли и Меджнун" Баку ждал с огромным воодушевлением. Многие старались помочь в постановке. Известный философ, врач и художник начала века Али бек Гусейнзаде давал советы Гаджибекову и даже рисовал декорации к его опере. Инженер Имран Касумов предоставлял свою квартиру для репетиций, и он же первым сыграл роль отца Лейли. "Можно сказать, что все вокруг чувствовали, с каким большим талантом они имеют дело, какой шедевр он создает, какие горизонты открывает национальной музыке, и потому всеми силами старались ему помочь", - отмечает искусствовед.

Возникали и чисто технические трудности, говорит Ф.Алиева, связанные с соединением двух музыкальных традиций: "Когда Узеир решил впервые посадить таристов вместе с оркестром, произошел казус, у них были разные представления об игре и темпе, и в итоге таристы разругались и ушли. Гаджибеков был вынужден срочно заменить тар скрипкой и написать для нее новую партию, и вместо того, чтобы дирижировать, он сам взял скрипку и встал в оркестре. Дирижировать в тот день пришлось Абдуррахим беку Хагвердиеву".

В тот первый день премьеры оперы "Лейли и Меджнун" в 1908 году все поняли, что в культурной жизни страны произошло что-то необычное. И именно она неизменно больше ста лет каждый год открывает театральный сезон.

Еще одно огромное отличие таланта Гаджибекова в том, что он до сих пор остается популярным, а не только классическим "камерным" композитором. Его оперетты "Не та, так эта", "Аршин мал алан" любят люди всех возрастов и разных музыкальных предпочтений. "Он был настоящим азербайджанцем, не чурался народной музыки и народных традиций, не старался делать свое искусство вычурным, - говорит Фарах Алиева. - Как известно, он с детства играл на таре и других национальных инструментах. В Шуше, где он жил, всегда были сильны музыкальные традиции".

 

Педагог

Обращаясь к талантам Гаджибекова, нельзя не отметить его огромные заслуги в области педагогики и реформ в азербайджанской культуре. Он является автором словарей, научных статей и сборников. В период существования Азербайджанской Демократической Республики Узеир Гаджибеков являлся главным редактором ежедневной газеты "Азербайджан". 29 октября 1918 года была опубликована его первая статья в этой газете. В 1945 году был издан его теоретический труд под названием "Основы азербайджанской народной музыки".

Гаджибеков всегда был строгим учителем, очень тонко чувствовавшим фальшь. Так, наставляя молодых азербайджанских композиторов в одной из своих книг, он указывал на распространенные ошибки: "Поверхностная стилизация, отнюдь не придавая музыкальному произведению подлинной национальной интонации, вместе с тем лишает его правдивости, искренности и вообще эстетической и художественной ценности. Задача, на мой взгляд, решается совсем иначе. Каждый народ требует от своих композиторов, чтобы они сочиняли свои произведения, как бы сложны они ни были, на близком и родном им музыкальном языке. Для этого от композитора требуется совершенное знание этого языка".

"Он рос в среде, где всегда почтительно относились к талантливым людям, - рассказывает Фарах Алиева. - Когда он только начинал свой творческий путь, ему активно содействовал государственный деятель и просветитель Ахмедбек Агаоглу, целая плеяда азербайджанской интеллигенции поддерживала его начинания. И потому, уже будучи признанным мастером, он всячески поддерживал талантливых студентов. В тяжелые и голодные военные годы он всегда впускал студентов в свой дом".

Как известно, Гаджибеков первым из деятелей культуры Азербайджана доверил партию в своей опере исполнителю-женщине - Шовкет Мамедовой. Обнаружив ее талант, он организовал благотворительный концерт с целью сбора средств для финансирования ее учебы в Италии.

Учениками маэстро являлись Афрасияб Бадалбейли, Саид Рустамов, Асаф Зейналлы, Шамси Бадалбейли, Ниязи, Джовдет Гаджиев, Тофик Кулиев, Кара Караев, Джангир Джангиров, Фикрет Амиров, Шафига Ахундова.

"Редко встречающееся сочетание мощного композиторского дарования с незаурядными данными драматурга давало возможность Узеиру Гаджибекову выражать свои мысли и идеи в яркой художественной форме. Чудесная музыка являлась самым убедительным, самым страстным пропагандистом лучших передовых идей того времени, которые проникали в душу слушателей, будили в них самые лучшие и возвышенные чувства", - писал о нем в воспоминаниях его ученик Кара Караев. 


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

683


Актуально