26 Декабря 2024

Четверг, 16:16

ЕДИНСТВЕННЫЙ И НАВСЕГДА

Памяти великого азербайджанского певца Муслима Магомаева

Автор:

30.10.2013

Мус­лим Ма­го­ма­ев го­во­рил: "Опер­ная пар­тия длит­ся са­мое боль­шее 40 ми­нут, а я хо­чу петь и петь". Рам­ки опе­ры сжи­ма­ли пев­ца, став­ше­го ле­ген­дой уже при жиз­ни. Он пел и арии, и эс­т­рад­ные пес­ни, и не­апо­ли­тан­ские, рус­с­кие ро­ман­сы. Со дня, ко­г­да не ста­ло Мус­ли­ма Ма­го­ма­е­ва, про­шло уже пять лет.

Об эс­т­рад­ной ра­бо­те Ма­го­ма­е­ва из­ве­ст­но мно­го: чет­верть мил­ли­ар­да че­ло­век зна­ют его пес­ни. А  не­дав­но на од­ном из рос­сий­ских те­ле­ка­на­лов вы­шел се­ри­ал, за­став­кой к ко­то­ро­му слу­жит его ве­ли­кий го­лос, по­ющий "Ко­ро­ле­ву кра­со­ты", "Луч­ший го­род Зем­ли", "Свадь­бу", "Чер­то­во ко­ле­со", - эти пес­ни из­ве­ст­ны всем. Так­же ши­ро­ко ос­ве­ще­на в прес­се, как это обыч­но бы­ва­ет, и его лич­ная жизнь, в ко­то­рой боль­шое ме­с­то за­ни­ма­ет его же­на Та­ма­ра Си­няв­ская, из­ве­ст­ная опер­ная пе­ви­ца. К со­жа­ле­нию, сла­ва эс­т­рад­но­го пев­ца, чи­та­тель­ский спрос на лич­ную жизнь за­тми­ли, по­жа­луй, ос­нов­ной та­лант Ма­го­ма­е­ва - его ве­ли­чай­шие спо­соб­но­с­ти опер­но­го пев­ца.

Все­со­юз­ная из­ве­ст­ность при­шла к Ма­го­ма­е­ву пос­ле его вы­ступ­ле­ния в Крем­лев­ском двор­це съез­дов на за­клю­чи­тель­ном кон­цер­те фе­с­ти­ва­ля азер­бай­джан­ско­го ис­кус­ства в 1962 го­ду.

Пер­вый со­льный кон­церт Мус­ли­ма Ма­го­ма­е­ва со­сто­ял­ся 10 но­я­б­ря 1963 го­да в Кон­церт­ном за­ле име­ни П.Чай­ков­ско­го. И в том же го­ду Ма­го­ма­ев стал со­ли­с­том Азер­бай­джан­ско­го те­а­т­ра опе­ры и ба­ле­та име­ни М.Ф.Ахун­до­ва, про­дол­жая вы­сту­пать на эс­т­рад­ной сце­не. В 1964 го­ду мо­ло­до­му, ода­рен­но­му Ма­го­ма­е­ву го­су­дар­ство да­ло воз­мож­ность ста­жи­ро­вать­ся в ми­лан­ском те­а­т­ре "Ла Ска­ла", где он про­вел два го­да. Вер­нув­шись, пе­вец на­чал вы­сту­пать в круп­ней­ших го­ро­дах Со­вет­ско­го Со­юза в спек­так­лях "То­с­ка" и "Се­виль­ский ци­рюль­ник". Сре­ди его парт­не­ров бы­ла уже из­ве­ст­ная то­г­да Ма­рия Би­е­шу, вы­да­ю­ща­я­ся мол­дав­ская со­вет­ская опер­ная пе­ви­ца.

Вме­с­те с тем пред­ло­же­ние пе­рей­ти в труп­пу мо­с­ков­ско­го Боль­шо­го те­а­т­ра он не при­нял, не же­лая ог­ра­ни­чи­вать се­бя рам­ка­ми опер­ных спек­так­лей, и уже то­г­да стал боль­ше вре­ме­ни по­свя­щать эс­т­ра­де.

Из меж­ду­на­род­ных ус­пе­хов то­го вре­ме­ни мож­но вспом­нить га­с­т­ро­ли 1966 и 1969 го­дов, ко­то­рые с боль­шим ус­пе­хом про­шли в зна­ме­ни­том те­а­т­ре "Олим­пия" в Па­ри­же. Ди­рек­тор "Олим­пии" Брю­но Ко­ка­т­рикс пред­ло­жил Ма­го­ма­е­ву кон­т­ракт на год, обе­щая сде­лать из не­го звез­ду меж­ду­на­род­но­го мас­шта­ба. Пе­вец все­рь­ез рас­сма­т­ри­вал та­кую воз­мож­ность, од­на­ко Ми­ни­с­тер­ство куль­ту­ры СССР не по­зво­ли­ло при­нять это пред­ло­же­ние, мо­ти­ви­ро­вав тем, что Ма­го­ма­ев дол­жен вы­сту­пать на пра­ви­тель­ст­вен­ных кон­цер­тах. В 1969 го­ду в Кан­нах Ма­го­ма­ев по­лу­чил пре­стиж­ный "Зо­ло­той диск" за мно­го­мил­ли­он­ные ти­ра­жи грам­пла­с­ти­нок. На сле­ду­ю­щий год в Кан­нах ему вновь уда­лось до­бить­ся ре­кор­да про­даж и по­лу­чить эту пре­мию.

 

"Мус­ли­ма срав­нить не с кем" 

Из­ве­ст­ная опер­ная пе­ви­ца на­род­ная ар­тист­ка Азер­бай­джа­на Ху­ра­ман Ка­си­мо­ва в бе­се­де с "R+" очень теп­ло и ис­крен­не от­оз­ва­лась о Мус­ли­ме Ма­го­ма­е­ве, го­во­ря с боль­шим со­жа­ле­ни­ем о его ухо­де: "У не­го был на­сто­я­щий опер­ный го­лос. Воз­мож­но­с­ти его бы­ли по­ис­ти­не очень ве­ли­ки; он мог бы без ущер­ба со­че­тать и опе­ру, и эс­т­ра­ду. Опер­ная сце­на очень мно­го по­те­ря­ла с его ухо­дом на эс­т­ра­ду. Он сам сде­лал свой вы­бор, но мне как опер­ной пе­ви­це очень жаль".

"Су­ще­с­т­ву­ет мно­же­с­т­во пре­крас­ных об­ра­зов, ко­то­рые он мог бы во­пло­тить на сце­не, на­пи­са­но мно­же­с­т­во пар­тий под его пре­крас­ный ба­ри­тон. Он ве­ли­ко­леп­но сы­г­рал Скар­пиа ("То­с­ка" Джу­зеп­пе Вер­ди), Фи­га­ро, - рас­ска­зы­ва­ет Ху­ра­ман ха­ным. - К со­жа­ле­нию, мне не уда­лось стать его парт­нер­шей на опер­ной сце­не, по­сколь­ку в то вре­мя я бы­ла слиш­ком юной, хо­тя впос­лед­ствии ис­пол­ня­ла пар­тию То­с­ки. Но мы мно­го га­с­т­ро­ли­ро­ва­ли вме­с­те, бы­ли парт­не­ра­ми на эс­т­ра­де".

Как и мно­гие дру­гие, кто знал его, Ху­ра­ман Ка­си­мо­ва го­во­рит о Мус­ли­ме как об очень дру­же­люб­ном и гос­те­при­им­ном че­ло­ве­ке. "Мы очень мно­го об­ща­лись, у не­го бы­ло мно­же­с­т­во дру­зей. Мус­лим Ма­го­ма­ев был очень от­зыв­чи­вым че­ло­ве­ком, до­брым, хо­ро­шим дру­гом и в то же вре­мя очень прин­ци­пи­аль­ным граж­да­ни­ном, - рас­ска­зы­ва­ет пе­ви­ца. - К не­му ча­с­то об­ра­ща­лись мо­ло­дые пев­цы с прось­бой по­слу­шать их, да­же ез­ди­ли для это­го к не­му в Мос­к­ву, он от­прав­лял их сю­да и го­во­рил: "По­дой­ди­те к Ху­ра­ман и Фи­дан Ка­си­мо­вым, они мо­гут оце­нить ваш го­лос пра­виль­но".

Мно­гое да­ва­лось Мус­ли­му лег­ко, и, мо­жет, в этом был его се­к­рет. Как вспо­ми­на­ет пе­ви­ца, у Мус­ли­ма, по­ми­мо бо­га­то­го го­ло­са, бы­ло так­же не­по­вто­ри­мое ак­тер­ское ма­с­тер­ство. Тут мож­но вспом­нить и до сих пор по­пу­ляр­ное, "по­сто­ян­ное в Се­ти" ис­пол­не­ние им  арии в "Се­виль­ском ци­рюль­ни­ке", и его ге­ни­аль­ные сце­ни­че­с­кие па­ро­дии на По­ла­да Бюль­бю­ль­ог­лу и Ра­ши­да Бей­бу­то­ва.

"Он мно­го ус­пел сде­лать за свою ко­рот­кую жизнь на сце­не, ко­рот­кую, по­то­му что 36 лет на сце­не для та­ко­го че­ло­ве­ка - это не так уж и мно­го, - го­во­рит Ху­ра­ман ха­ным. - Та­кие ис­пол­ни­те­ли обя­за­тель­но долж­ны быть на сце­не, по­сколь­ку они вос­пи­ты­ва­ют пуб­ли­ку, ее вку­сы, ведь мы со сце­ны не­сем ду­хов­ность".

И се­год­ня Ху­ра­ман ха­ным убеж­де­на в том, что Мус­ли­му Ма­го­ма­е­ву до сих пор нет рав­ных. "Прав­да, сей­час есть мно­го мо­ло­дых пев­цов с не­пло­хи­ми го­ло­са­ми, они по­ют, ста­но­вят­ся по­пу­ляр­ны­ми, но с Мус­ли­мом Ма­го­ма­е­вым срав­нить ни­ко­го нель­зя. Сей­час есть мно­го воз­мож­но­с­тей для вы­ез­да за ру­беж. То­г­да ник­то не ез­дил. Это мог де­лать толь­ко Мус­лим Ма­го­ма­ев, по­то­му что ник­то боль­ше не мог так петь, как он. За ру­бе­жом в со­вет­ское вре­мя пел толь­ко он". 

Мы по­мним его все­г­да и мы гор­дим­ся тем, что за­ста­ли и жи­ли пусть не очень боль­шое, но об­щее вре­мя с ним. Не­воль­но вспо­ми­на­ют­ся сло­ва са­мо­го пев­ца и ком­по­зи­то­ра: "А, мо­жет, лю­бовь и па­мять - и есть ма­ши­на вре­ме­ни, сво­дя­щая на нет ди­с­тан­цию меж­ду про­шлым, на­сто­я­щим и бу­ду­щим?". Веч­ная вам па­мять!



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

445


Актуально