Автор: Магеррам ЗЕЙНАЛОВ Баку
Муслим Магомаев говорил: "Оперная партия длится самое большее 40 минут, а я хочу петь и петь". Рамки оперы сжимали певца, ставшего легендой уже при жизни. Он пел и арии, и эстрадные песни, и неаполитанские, русские романсы. Со дня, когда не стало Муслима Магомаева, прошло уже пять лет.
Об эстрадной работе Магомаева известно много: четверть миллиарда человек знают его песни. А недавно на одном из российских телеканалов вышел сериал, заставкой к которому служит его великий голос, поющий "Королеву красоты", "Лучший город Земли", "Свадьбу", "Чертово колесо", - эти песни известны всем. Также широко освещена в прессе, как это обычно бывает, и его личная жизнь, в которой большое место занимает его жена Тамара Синявская, известная оперная певица. К сожалению, слава эстрадного певца, читательский спрос на личную жизнь затмили, пожалуй, основной талант Магомаева - его величайшие способности оперного певца.
Всесоюзная известность пришла к Магомаеву после его выступления в Кремлевском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.
Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале имени П.Чайковского. И в том же году Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова, продолжая выступать на эстрадной сцене. В 1964 году молодому, одаренному Магомаеву государство дало возможность стажироваться в миланском театре "Ла Скала", где он провел два года. Вернувшись, певец начал выступать в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях "Тоска" и "Севильский цирюльник". Среди его партнеров была уже известная тогда Мария Биешу, выдающаяся молдавская советская оперная певица.
Вместе с тем предложение перейти в труппу московского Большого театра он не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей, и уже тогда стал больше времени посвящать эстраде.
Из международных успехов того времени можно вспомнить гастроли 1966 и 1969 годов, которые с большим успехом прошли в знаменитом театре "Олимпия" в Париже. Директор "Олимпии" Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьез рассматривал такую возможность, однако Министерство культуры СССР не позволило принять это предложение, мотивировав тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах. В 1969 году в Каннах Магомаев получил престижный "Золотой диск" за многомиллионные тиражи грампластинок. На следующий год в Каннах ему вновь удалось добиться рекорда продаж и получить эту премию.
"Муслима сравнить не с кем"
Известная оперная певица народная артистка Азербайджана Хураман Касимова в беседе с "R+" очень тепло и искренне отозвалась о Муслиме Магомаеве, говоря с большим сожалением о его уходе: "У него был настоящий оперный голос. Возможности его были поистине очень велики; он мог бы без ущерба сочетать и оперу, и эстраду. Оперная сцена очень много потеряла с его уходом на эстраду. Он сам сделал свой выбор, но мне как оперной певице очень жаль".
"Существует множество прекрасных образов, которые он мог бы воплотить на сцене, написано множество партий под его прекрасный баритон. Он великолепно сыграл Скарпиа ("Тоска" Джузеппе Верди), Фигаро, - рассказывает Хураман ханым. - К сожалению, мне не удалось стать его партнершей на оперной сцене, поскольку в то время я была слишком юной, хотя впоследствии исполняла партию Тоски. Но мы много гастролировали вместе, были партнерами на эстраде".
Как и многие другие, кто знал его, Хураман Касимова говорит о Муслиме как об очень дружелюбном и гостеприимном человеке. "Мы очень много общались, у него было множество друзей. Муслим Магомаев был очень отзывчивым человеком, добрым, хорошим другом и в то же время очень принципиальным гражданином, - рассказывает певица. - К нему часто обращались молодые певцы с просьбой послушать их, даже ездили для этого к нему в Москву, он отправлял их сюда и говорил: "Подойдите к Хураман и Фидан Касимовым, они могут оценить ваш голос правильно".
Многое давалось Муслиму легко, и, может, в этом был его секрет. Как вспоминает певица, у Муслима, помимо богатого голоса, было также неповторимое актерское мастерство. Тут можно вспомнить и до сих пор популярное, "постоянное в Сети" исполнение им арии в "Севильском цирюльнике", и его гениальные сценические пародии на Полада Бюльбюльоглу и Рашида Бейбутова.
"Он много успел сделать за свою короткую жизнь на сцене, короткую, потому что 36 лет на сцене для такого человека - это не так уж и много, - говорит Хураман ханым. - Такие исполнители обязательно должны быть на сцене, поскольку они воспитывают публику, ее вкусы, ведь мы со сцены несем духовность".
И сегодня Хураман ханым убеждена в том, что Муслиму Магомаеву до сих пор нет равных. "Правда, сейчас есть много молодых певцов с неплохими голосами, они поют, становятся популярными, но с Муслимом Магомаевым сравнить никого нельзя. Сейчас есть много возможностей для выезда за рубеж. Тогда никто не ездил. Это мог делать только Муслим Магомаев, потому что никто больше не мог так петь, как он. За рубежом в советское время пел только он".
Мы помним его всегда и мы гордимся тем, что застали и жили пусть не очень большое, но общее время с ним. Невольно вспоминаются слова самого певца и композитора: "А, может, любовь и память - и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим?". Вечная вам память!
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: