Автор: Чингиз МАМЕДОВ Баку
Европейский парламент принял проект резолюции о политике европейского соседства, где упомянул, что оккупация одним государством, которое является участником программы "Восточное партнерство", территории другого государства, также участвующего в данной программе, является нарушением фундаментальных принципов и целей "Восточного партнерства".
Было особо подчеркнуто, что нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован на основе принятых Советом Безопасности ООН резолюций и базовых принципов, требующих немедленного, безусловного и полного вывода оккупационных сил с территорий Азербайджана и обеспечения территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджана.
С профессором кафедры политики и международных отношений Оксфордского университета Нилом МАКФАРЛЕЙНОМ мы начали разговор с анализа данной резолюции.
- Как бы вы прокомментировали последнюю резолюцию Европарламента, в которой говорится о необходимости решения карабахской проблемы на основе известных резолюций СБ ООН и Аквильского заявления лидеров стран-посредников?
- В этом документе нет ничего нового. Европейские структуры: Европейский парламент, Европейская комиссия и Совет занимают эту позицию достаточно последовательно, и это отражает общую предрасположенность в Европе к сохранению территориальной целостности. Если бы мы передумали, в Европе имеется множество регионов и групп, у которых появились бы претензии, касающиеся самоопределения путем отделения. Эта резолюция также отражает общие европейские настроения о поддержке резолюций Совета Безопасности ООН. Наряду с этим страна-оккупант не конкретизирована. Более того, ссылка на заявление в Аквиле и основные принципы говорят о том, что Европейский парламент принимает предложение, что Карабах, согласно соглашению, должен быть обеспечен промежуточным статусом с гарантиями безопасности и силами по поддержанию мира в ожидании решения о конечном статусе региона на основе юридически обязательного волеизъявления его жителей и репатриантов.
Положительным здесь является тот факт, что это решение (Европарламента) не навредит реальному процессу урегулирования, плохо же то, что резолюция не имеет реальной силы для продвижения процесса.
Наконец, в документе нет упоминания о желании ЕС взять на себя более значимую роль в мирном процессе на Кавказе.
- Между тем замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян уже заявил, что формулировки резолюции по Карабаху якобы "противоречат официальной позиции ЕС, а также подходам сопредседателей Минской группы ОБСЕ" и вредят переговорному процессу. Чем вы объясняете эту нервную реакцию на простую констатацию факта?
- Я не думаю, что резолюция Европарламента оправдывает реакцию г-на Кочаряна. Отстаиваемые ЕС принципы территориальной целостности и самоопределения являются общими и последовательно применяются в случае с Карабахом. Эта позиция ни проазербайджанская, ни проармянская.
- Ереван решил вступить в продвигаемый Россией Таможенный союз? Какие реальные дивиденды это даст Армении, не имеющей общих границ ни с одним из государств - членов ТС?
- Поживем - увидим. Вспомните, как г-н Иванишвили сказал некоторое время назад о том, что Грузия рассмотрит перспективы участия в Таможенном союзе. Мое личное мнение, что здесь вопрос границ является вторичным. Россия имеет множество рычагов давления на Армению (экономические и военные). Г-н Саргсян не хочет (или не в состоянии) ставить под угрозу отношения с Россией. Россияне поставили его перед выбором очень четко. И ему, по всей видимости, пришлось принять предсказуемое решение. Я не думаю, что речь идет о больших экономических преференциях - скорее правительство это принимает в качестве стратегической необходимости.
- Решение в пользу Таможенного союза вызвало протест у значительной части армянского населения, воспринявшего этот шаг своих властей как отказ от евроинтеграции. Насколько их опасения оправданы? Армянские власти, например, продолжают утверждать, что они ошибочны.
- Да, определенная часть людей была недовольна этим. Но когда общественные протесты имели значение в Армении? Что касается европейской интеграции, все зависит от того, что понимать под этой интеграцией. У Армении в любом случае не было перспективы членства в ЕС. При этих обстоятельствах они не получат ни Соглашения об ассоциации, ни Соглашения о зоне свободной торговли. Однако Соглашение о зоне свободной торговли будет иметь лишь незначительное влияние на их экономику. Возможно, они могут продолжить политическое сотрудничество и, возможно, получат либерализацию визового режима.
- Согласно недавнему голосованию в ООН, место Азербайджана как непостоянного члена Совбеза ООН на предстоящие два года займет Литва. Как считаете, что дало Азербайджану участие, в том числе председательство на протяжении двух месяцев, в этой представительной структуре?
- Членство было положительным для Азербайджана с точки зрения имиджа, хотя и не имело заметного влияния на конкретные вопросы, которые стоят перед Азербайджаном (к примеру, Карабах). То же самое, кстати, будет и в случае с Литвой. И все оттого, что Совбез является недееспособным, и от непостоянных членов на самом деле мало что зависит.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: