Автор: Нармина ВЕЛИЕВА Баку
Если ребенок с малых лет постоянно слышит хорошие песни, музыку, у него формируется тонкий вкус. И когда он, например, в самом трудном, подростковом возрасте встретится с дешевой, развлекательной музыкой, у него уже будет выработан иммунитет, он легко отличит истинное искусство от подделки. Так считает композитор Джахангир Зульфугаров. Он является автором музыки к спектаклям А.Островского "Снегурочка", "Мамаша Кураж" Бертольда Брехта, "Золотой петушок" А.С.Пушкина, "Красная Шапочка" Шарля Перро, "Чипполино" Джанни Родари, "Разрушители Парижа" Мирзы Фатали Ахундова и многим другим. Он также автор музыки к анимационным, документальным, художественным фильмам и множества песен и романсов. В беседе с R+ художественный руководитель Государственной детской филармонии, музыкальный руководитель Азербайджанского государственного театра кукол, заслуженный деятель искусств Джахангир ЗУЛЬФУГАРОВ рассказал о музыкальных пристрастиях, детских песнях, первом актерском опыте и многом другом.
- Недавно вы снялись в криминальном сериале. Решили попробовать себя в роли актера?
- В новый сериал "Во имя закона", который скоро покажут на одном из местных телеканалов, меня пригласил режиссер Ханлар Агаев. События фильма переносят зрителей в Баку середины 50-х годов прошлого века. Кстати, все истории в фильме - реальные, взятые из архивов бакинской прокуратуры. Мне доверили роль импозантного еврея - директора антикварного ювелирного магазина, который исправно выполняет свою работу. Однажды в мой магазин заходит юная прекрасная леди, которую играет Айгюн Рагимова, и начинает заигрывать со мной. Конечно же, я не могу устоять перед ее чарами и сразу же беру ее к себе на работу. А потом приглашаю девушку в ресторан. Во время танца Алмаз, так зовут героиню, незаметно вытаскивает из моего кармана ключи от ювелирного магазина и передает их своему подельнику. Тот, в свою очередь, пока мы с Алмаз развлекаемся в ресторане, обчищает магазин, выкрав ювелирных украшений на 40 тысяч рублей - невероятную сумму для того времени! Еврея судят, ему светит "вышка"… Чем закончится эта криминальная история, узнаете, когда посмотрите фильм. Не буду раскрывать все карты…
- Вам понравилось сниматься в кино?
- Понравилось. С самого детства я мечтал написать музыку к кинофильмам и сняться хотя бы в небольшой эпизодической роли. Обе мои мечты исполнились. Я сотрудничал со многими азербайджанскими режиссерами, писал музыку к их фильмам. Последнее десятилетие я пишу также музыку к спектаклям. Более 30 лет являюсь заведующим музыкальной частью в Азербайджанском государственном театре кукол им. Абдуллы Шаига. Как и мой отец Огтай Зульфугаров, сочиняю для детей. За это время написал музыку к 35 спектаклям. До театра был музыкальным оформителем в Азербайджанской государственной телерадиовещательной компании.
- Вы родились в семье известного детского композитора Огтая Зульфугарова, а значит, вас с раннего детства окружала музыка. Неужели не мечтали в детстве о лаврах летчика-космонавта или футболиста?
- Я как-то и не думал об этом. С самого раннего детства я знал, что буду музыкантом. И это был мой выбор. Любил музыку всегда. Очень часто к нам в гости приходили музыканты, друзья отца, и я слышал, с каким вдохновением они говорили о музыке. Уже в раннем детстве я представлял себя музыкантом, как папа. Когда мне исполнилось 7 лет, родители отдали меня в музыкальную школу. Я был непоседой и фантазером. Помню, в 10-м классе на экзамене исполнял Фугу Баха, добавив к ней 16 тактов от себя. Все преподаватели были в шоке. А я думал: "С чего так все недоумевают? Я же просто импровизирую…". Через несколько дней об этом случае узнал папа, и, как ни странно, никаких нравоучений он мне в этот раз не читал. Оказалось, что мама рассказала ему по секрету, что я втайне от папы сочиняю музыку. Я поставил себе задачу - написать фортепианный концерт. Папа попросил меня показать ему это произведение. А после сказал коротко: "Думаю, из тебя получится композитор". Так и случилось. Но я уверен, что если бы у меня не было музыкального слуха и потенциала, отец никогда бы не позволил мне заниматься музыкой.
На несколько минут мы вынуждены прервать интервью. Джахангир Зульфугаров должен прослушать двух семилетних школьниц, желающих учиться в Детской филармонии. Композитор садится за рояль и наигрывает мелодию. "Попробуйте пропеть мне вот эти ноты", - просит он девчушек. Те старательно тянут "до-ми-соль". Пообщавшись с девочками минут 15, Джахангир муаллим выносит вердикт родителям потенциальных будущих артисток: "Все отлично! Ждем вас на занятиях!".
- С детьми работается легче, чем со взрослыми?
- Конечно. Они не умеют лгать, они чисты и наивны. Они стремятся научиться чему-то новому. Они не боятся новизны и почти все музыкальны. Я рад, что мне удается находить с ними общий язык. Этому я научился у своего отца.
- Какую музыку слушали в молодости, помимо классики?
- В то время мы пребывали в культурной блокаде. Мы не имели представления, что творилось на Западе. Кто-то контрабандой привозил в Баку зарубежные пластинки, которые сотни раз переписывались на "бобины" и передавались из рук в руки. Тогда пластинки "Роллинг Стоунс" и "Битлз" были для нас, мальчишек, чем-то недосягаемым. Когда великий Кара Караев отправился в США, он записал для себя очень популярную на тот момент в США оперу "Иисус Христос - суперзвезда". В Баку эту запись в свою очередь переписал себе и мой папа, но трогать "бобину" строго-настрого запретил. Однажды, когда отец уехал в командировку, я пригласил своих одноклассников на прослушивание рок-оперы. Моя мама, добрейшей души человек, обеспечила нас горой бутербродов и вкуснейшим чаем. Затаив дыхание, мы слушали пение вокалиста группы DeepPurple Иэна Гиллана и мечтали написать нечто подобное.
- Нынешняя музыка вам по душе? Как, по-вашему, облагородить музыкальный вкус современной молодежи?
- Сделать это не так-то просто. Эфир - страшное и сильное оружие. С деньгами в одночасье можно стать звездой. И не важно, что у тебя нет слуха и таланта. Это не суть важно. Если твои песни и клипы будут целыми днями крутить по радио и на телеканалах, ты станешь известным. Но надолго ли? Появятся новые желающие пробиться в эфир и очень скоро тебя забудут. К тому же человеческий слух так устроен, что он очень быстро привыкает к той музыке, которую слышит. Она ему кажется родной и близкой. Сегодняшняя проблема заключается в отсутствии музыкального вкуса. Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала в Сети. Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается практически в невоспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Я считаю, что в эфир нужно давать только качественную музыку, таким образом воспитывая хороший музыкальный вкус у слушателей. Расскажу вам одну историю из моей практики. Пришел ко мне как-то один молодой человек, который заявил, что написал песню. Он попросил меня помочь ему расписать ноты. Оказалось, что этот "композитор" совсем не знает нот. "Как же вы писали музыку?" - спросил его я. "Я напел ее на диктофон", - ответил он. Таким вот образом пишется добрая половина современных песен. В музыкальной индустрии царит полный хаос. Все заполонил свадебный бизнес. Он добрался уже и до телевидения. И это сложно остановить… Помню, в консерватории мой преподаватель Джевдет Гаджиев часто повторял, что наш слуховой аппарат, словно магнитофон, запоминает и "записывает" в памяти всю музыку, которую мы слышим на протяжении всей жизни. Качественная музыка может быть полезной для человеческого организма, а низкопробная лишь засоряет мозги. Поэтому нужно стараться слушать хорошую, добротную музыку.
- Интересно, а кого из современных исполнителей вы слушаете на досуге?
- Мне нравится прекрасное исполнение Азера Зейналова. Айгюн Бейляр потрясающе поет. Эюб Ягубов душевно исполняет шансон. Лала Мамедова обладает бархатным тембром голоса. Ильгар Мурадов - отличный певец и человек. Бриллиант Дадашеву я считаю одной из лучших певиц на нашей сцене.
- Кто в вашей семье стал продолжателем дела отца?
- Моя дочь Амина. Она играет на флейте в государственном симфоническом оркестре. Ее супруг - пианист Эмиль Афрасияб. У меня есть внук Афpасияб, которому два с половиной года. Малыш с удовольствием бренчит на рояле, и я надеюсь, он тоже станет музыкантом. Так уж получилось, что у нас в роду все музыканты. Моя супруга преподает в музыкальной школе №20, золовка - профессор Бакинской музыкальной академии, пианистка Агигат Магеррамова. Все мы занимаемся музыкой, и все мы связаны с детьми…
- Джахангир муаллим, как обстоят дела в кукольном театре и Детской филармонии, которые вы возглавляете? Что нового готовите для маленьких зрителей?
- Работа в Детской филармонии и Азербайджанском государственном театре кукол в самом разгаре. В настоящее время мы готовим три спектакля - "Колобок", "Мелик Мамед" и "Чипполино". Постановку "Колобка" решено доверить талантливому российскому кукольнику Эдуарду Гайдаю. Музыку ко всем трем спектаклям пишу я. В нашей филармонии занимаются более 300 ребятишек. У нас много танцевальных классов, свой симфонический оркестр и оркестр народных инструментов, музыкальный театр, детский хор, группы по живописи, "АБВГДейка". Наша Детская филармония своими выступлениями радует детей Азербайджана.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: