26 Декабря 2024

Четверг, 16:16

О ВКУСАХ СПОРЯТ

Композитор Джахангир Зульфугаров считает, что способность воспринимать прекрасное следует воспитывать с детства

Автор:

19.11.2013

Ес­ли ре­бе­нок с ма­лых лет по­сто­ян­но слы­шит хо­ро­шие пес­ни, му­зы­ку, у не­го фор­ми­ру­ет­ся тон­кий вкус. И ко­г­да он, на­при­мер, в са­мом труд­ном, под­рост­ко­вом воз­рас­те встре­тит­ся с де­ше­вой, раз­вле­ка­тель­ной му­зы­кой, у не­го уже бу­дет вы­ра­бо­тан им­му­ни­тет, он лег­ко от­ли­чит ис­тин­ное ис­кус­ство от под­дел­ки. Так счи­та­ет ком­по­зи­тор Джа­хан­гир Зуль­фу­га­ров. Он яв­ля­ет­ся ав­то­ром му­зы­ки к спек­так­лям А.Ос­т­ров­ско­го "Сне­гу­роч­ка", "Ма­ма­ша Ку­раж" Бер­толь­да Брех­та, "Зо­ло­той пе­ту­шок" А.С.Пуш­ки­на, "Крас­ная Ша­поч­ка" Шар­ля Пер­ро, "Чи­ппо­ли­но" Джан­ни Ро­да­ри, "Раз­ру­ши­те­ли Па­ри­жа" Мир­зы Фа­та­ли Ахун­до­ва и мно­гим дру­гим. Он так­же ав­тор му­зы­ки к ани­ма­ци­он­ным, до­ку­мен­таль­ным, ху­до­же­с­т­вен­ным филь­мам и мно­же­с­т­ва пе­сен и ро­ман­сов. В бе­се­де с Rху­до­же­с­т­вен­ный ру­ко­во­ди­тель Го­су­дар­ствен­ной дет­ской фи­лар­мо­нии, му­зы­каль­ный ру­ко­во­ди­тель Азер­бай­джан­ско­го го­су­дар­ствен­но­го те­а­т­ра ку­кол, за­слу­жен­ный де­я­тель ис­кусств Джа­хан­гир ЗУЛЬФУГАРОВ рас­ска­зал о му­зы­каль­ных при­стра­с­ти­ях, дет­ских пес­нях, пер­вом ак­тер­ском опы­те и мно­гом дру­гом.

- Не­дав­но вы сня­лись в кри­ми­наль­ном се­ри­а­ле. Ре­ши­ли по­про­бо­вать се­бя в ро­ли ак­те­ра?

- В но­вый се­ри­ал "Во имя за­ко­на", ко­то­рый ско­ро по­ка­жут на од­ном из ме­ст­ных те­ле­ка­на­лов, ме­ня при­гла­сил ре­жис­сер Хан­лар Ага­ев. Со­бы­тия филь­ма пе­ре­но­сят зри­те­лей в Ба­ку се­ре­ди­ны 50-х го­дов про­шло­го ве­ка. Кста­ти, все ис­то­рии в филь­ме - ре­аль­ные, взя­тые из ар­хи­вов ба­кин­ской про­ку­ра­ту­ры. Мне до­ве­ри­ли роль им­по­зант­но­го ев­рея - ди­рек­то­ра ан­ти­квар­но­го юве­лир­но­го ма­га­зи­на, ко­то­рый ис­прав­но вы­пол­ня­ет свою ра­бо­ту. Од­наж­ды в мой ма­га­зин за­хо­дит юная пре­крас­ная ле­ди, ко­то­рую иг­ра­ет Ай­гюн Ра­ги­мо­ва, и на­чи­на­ет за­иг­ры­вать со мной. Ко­неч­но же, я не мо­гу ус­то­ять пе­ред ее ча­ра­ми и сра­зу же бе­ру ее к се­бе на ра­бо­ту. А по­том при­гла­шаю де­вуш­ку в ре­с­то­ран. Во вре­мя тан­ца Ал­маз, так зо­вут ге­ро­и­ню, не­за­мет­но вы­та­с­ки­ва­ет из мо­е­го кар­ма­на клю­чи от юве­лир­но­го ма­га­зи­на и пе­ре­да­ет их сво­е­му по­дель­ни­ку. Тот, в свою оче­редь, по­ка мы с Ал­маз раз­вле­ка­ем­ся в ре­с­то­ра­не, об­чи­ща­ет ма­га­зин, вы­крав юве­лир­ных ук­ра­ше­ний на 40 ты­сяч руб­лей - не­ве­ро­ят­ную сум­му для то­го вре­ме­ни! Ев­рея су­дят, ему све­тит "выш­ка"… Чем за­кон­чит­ся эта кри­ми­наль­ная ис­то­рия, уз­на­е­те, ко­г­да по­смо­т­ри­те фильм. Не бу­ду рас­кры­вать все кар­ты…

- Вам по­нра­ви­лось сни­мать­ся в ки­но?

- По­нра­ви­лось. С са­мо­го дет­ства я меч­тал на­пи­сать му­зы­ку к ки­но­филь­мам и снять­ся хо­тя бы в не­боль­шой эпи­зо­ди­че­с­кой ро­ли. Обе мои меч­ты ис­пол­ни­лись. Я со­труд­ни­чал со мно­ги­ми азер­бай­джан­ски­ми ре­жис­се­ра­ми, пи­сал му­зы­ку к их филь­мам. По­след­нее де­ся­ти­ле­тие я пи­шу так­же му­зы­ку к спек­так­лям. Бо­лее 30 лет яв­ля­юсь за­ве­ду­ю­щим му­зы­каль­ной ча­с­тью в Азер­бай­джан­ском го­су­дар­ствен­ном те­а­т­ре ку­кол им. Аб­дул­лы Ша­и­га. Как и мой от­ец Ог­тай Зуль­фу­га­ров, со­чи­няю для де­тей. За это вре­мя на­пи­сал му­зы­ку к 35 спек­так­лям. До те­а­т­ра был му­зы­каль­ным офор­ми­те­лем в Азер­бай­джан­ской го­су­дар­ствен­ной те­ле­ра­ди­о­ве­ща­тель­ной ком­па­нии.

- Вы ро­ди­лись в се­мье из­ве­ст­но­го дет­ско­го ком­по­зи­то­ра Ог­тая Зуль­фу­га­ро­ва, а зна­чит, вас с ран­не­го дет­ства ок­ру­жа­ла му­зы­ка. Не­уже­ли не меч­та­ли в дет­стве о ла­в­рах лет­чи­ка-ко­с­мо­на­вта или фут­бо­ли­с­та?

- Я как-то и не ду­мал об этом. С са­мо­го ран­не­го дет­ства я знал, что бу­ду му­зы­кан­том. И это был мой вы­бор. Лю­бил му­зы­ку все­г­да. Очень ча­с­то к нам в гос­ти при­хо­ди­ли му­зы­кан­ты, дру­зья от­ца, и я слы­шал, с ка­ким вдох­но­ве­ни­ем они го­во­ри­ли о му­зы­ке. Уже в ран­нем дет­стве я пред­став­лял се­бя му­зы­кан­том, как па­па. Ко­г­да мне ис­пол­ни­лось 7 лет, ро­ди­те­ли от­да­ли ме­ня в му­зы­каль­ную шко­лу. Я был не­по­се­дой и фан­та­зе­ром. По­мню, в 10-м клас­се на эк­за­ме­не ис­пол­нял Фу­гу Ба­ха, до­ба­вив к ней 16 так­тов от се­бя. Все пре­по­да­ва­те­ли бы­ли в шо­ке. А я ду­мал: "С че­го так все не­до­уме­ва­ют? Я же про­сто им­про­ви­зи­рую…". Че­рез не­сколь­ко дней об этом слу­чае уз­нал па­па, и, как ни стран­но, ни­ка­ких нра­во­у­че­ний он мне в этот раз не чи­тал. Ока­за­лось, что ма­ма рас­ска­за­ла ему по се­к­ре­ту, что я втай­не от па­пы со­чи­няю му­зы­ку. Я по­ста­вил се­бе за­да­чу - на­пи­сать фор­те­пи­ан­ный кон­церт. Па­па по­про­сил ме­ня по­ка­зать ему это про­из­ве­де­ние. А пос­ле ска­зал ко­рот­ко: "Ду­маю, из те­бя по­лу­чит­ся ком­по­зи­тор". Так и слу­чи­лось. Но я уве­рен, что ес­ли бы у ме­ня не бы­ло му­зы­каль­но­го слу­ха и по­тен­ци­а­ла, от­ец ни­ко­г­да бы не по­зво­лил мне за­ни­мать­ся му­зы­кой.

На не­сколь­ко ми­нут мы вы­нуж­де­ны пре­рвать ин­тер­вью. Джа­хан­гир Зуль­фу­га­ров дол­жен про­слу­шать двух се­ми­лет­них школь­ниц, же­ла­ю­щих учить­ся в Дет­ской фи­лар­мо­нии. Ком­по­зи­тор са­дит­ся за ро­яль и на­иг­ры­ва­ет ме­ло­дию. "По­про­буй­те про­петь мне вот эти но­ты", - про­сит он дев­чу­шек. Те ста­ра­тель­но тя­нут "до-ми-соль". По­об­щав­шись с де­воч­ка­ми ми­нут 15, Джа­хан­гир му­ал­лим вы­но­сит вер­дикт ро­ди­те­лям по­тен­ци­аль­ных бу­ду­щих ар­ти­с­ток: "Все от­лич­но! Ждем вас на за­ня­ти­ях!".

 - С де­ть­ми ра­бо­та­ет­ся лег­че, чем со взрос­лы­ми?

- Ко­неч­но. Они не уме­ют лгать, они чи­с­ты и на­ив­ны. Они стре­мят­ся на­учить­ся че­му-то но­во­му. Они не бо­ят­ся но­виз­ны и по­чти все му­зы­каль­ны. Я рад, что мне уда­ет­ся на­хо­дить с ни­ми об­щий язык. Это­му я на­учил­ся у сво­е­го от­ца.

 - Ка­кую му­зы­ку слу­ша­ли в мо­ло­до­с­ти, по­ми­мо клас­си­ки?

- В то вре­мя мы пре­бы­ва­ли в куль­тур­ной бло­ка­де. Мы не име­ли пред­став­ле­ния, что тво­ри­лось на За­па­де. Кто-то кон­т­ра­бан­дой при­во­зил в Ба­ку за­ру­беж­ные пла­с­тин­ки, ко­то­рые сот­ни раз пе­ре­пи­сы­ва­лись на "бо­би­ны" и пе­ре­да­ва­лись из рук в ру­ки. То­г­да пла­с­тин­ки "Рол­линг Сто­унс" и "Битлз" бы­ли для нас, маль­чи­шек, чем-то не­до­ся­га­е­мым. Ко­г­да ве­ли­кий Ка­ра Ка­ра­ев от­пра­вил­ся в США, он за­пи­сал для се­бя очень по­пу­ляр­ную на тот мо­мент в США опе­ру "Ии­сус Хри­с­тос - су­пер­звез­да". В Ба­ку эту за­пись в свою оче­редь пе­ре­пи­сал се­бе и мой па­па, но тро­гать "бо­би­ну" стро­го-на­стро­го за­пре­тил. Од­наж­ды, ко­г­да от­ец уе­хал в ко­ман­ди­ров­ку, я при­гла­сил сво­их од­но­клас­сни­ков на про­слу­ши­ва­ние рок-опе­ры. Моя ма­ма, до­брей­шей ду­ши че­ло­век, обес­пе­чи­ла нас го­рой бу­тер­бро­дов и вкус­ней­шим ча­ем. За­та­ив ды­ха­ние, мы слу­ша­ли пе­ние во­ка­ли­с­та груп­пы DeepPurple Иэ­на Гил­ла­на и меч­та­ли на­пи­сать не­что по­доб­ное.

 - Ны­неш­няя му­зы­ка вам по ду­ше? Как, по-ва­ше­му, об­ла­го­ро­дить му­зы­каль­ный вкус со­вре­мен­ной мо­ло­де­жи?

- Сде­лать это не так-то про­сто. Эфир - страш­ное и силь­ное ору­жие. С день­га­ми в од­но­ча­сье мож­но стать звез­дой. И не важ­но, что у те­бя нет слу­ха и та­лан­та. Это не суть важ­но. Ес­ли твои пес­ни и кли­пы бу­дут це­лы­ми дня­ми кру­тить по ра­дио и на те­ле­ка­на­лах, ты ста­нешь из­ве­ст­ным. Но на­дол­го ли? По­явят­ся но­вые же­ла­ю­щие про­бить­ся в эфир и очень ско­ро те­бя за­бу­дут. К то­му же че­ло­ве­че­с­кий слух так ус­т­ро­ен, что он очень бы­с­т­ро при­вы­ка­ет к той му­зы­ке, ко­то­рую слы­шит. Она ему ка­жет­ся род­ной и близ­кой. Се­год­няш­няя проб­ле­ма за­клю­ча­ет­ся в от­сут­ствии му­зы­каль­но­го вку­са. Сей­час лю­ди жи­вут в та­кое вре­мя, ко­г­да му­зы­ку мож­но ус­лы­шать прак­ти­че­с­ки вез­де. Это­му спо­соб­ству­ют ра­дио, те­ле­ви­де­ние, а так­же по­яв­ле­ние мно­же­с­т­ва лег­ко­до­с­туп­но­го му­зы­каль­но­го ма­те­ри­а­ла в Се­ти. Вме­с­те с этой лег­ко­до­с­туп­но­с­тью про­ис­хо­дит обес­це­ни­ва­ние му­зы­ки. Она пре­вра­ща­ет­ся прак­ти­че­с­ки в невос­при­ни­ма­е­мый шум. Лю­ди про­сто от­вы­ка­ют слу­шать му­зы­ку все­рь­ез. Я счи­таю, что в эфир нуж­но да­вать толь­ко ка­че­с­т­вен­ную му­зы­ку, та­ким об­ра­зом вос­пи­ты­вая хо­ро­ший му­зы­каль­ный вкус у слу­ша­те­лей. Рас­ска­жу вам од­ну ис­то­рию из мо­ей прак­ти­ки. При­шел ко мне как-то один мо­ло­дой че­ло­век, ко­то­рый за­явил, что на­пи­сал пес­ню. Он по­про­сил ме­ня по­мочь ему рас­пи­сать но­ты. Ока­за­лось, что этот "ком­по­зи­тор" со­в­сем не зна­ет нот. "Как же вы пи­са­ли му­зы­ку?" - спро­сил его я. "Я на­пел ее на дик­то­фон", - от­ве­тил он. Та­ким вот об­ра­зом пи­шет­ся до­брая по­ло­ви­на со­вре­мен­ных пе­сен. В му­зы­каль­ной ин­ду­с­т­рии ца­рит пол­ный ха­ос. Все за­по­ло­нил сва­деб­ный биз­нес. Он до­брал­ся уже и до те­ле­ви­де­ния. И это слож­но ос­та­но­вить… По­мню, в кон­сер­ва­то­рии мой пре­по­да­ва­тель Джев­дет Га­джи­ев ча­с­то по­вто­рял, что наш слу­хо­вой ап­па­рат, слов­но ма­гни­то­фон, за­по­ми­на­ет и "за­пи­сы­ва­ет" в па­мя­ти всю му­зы­ку, ко­то­рую мы слы­шим на про­тя­же­нии всей жиз­ни. Ка­че­с­т­вен­ная му­зы­ка мо­жет быть по­лез­ной для че­ло­ве­че­с­ко­го ор­га­низ­ма, а низ­ко­п­роб­ная лишь за­со­ря­ет моз­ги. По­это­му нуж­но ста­рать­ся слу­шать хо­ро­шую, до­б­рот­ную му­зы­ку.

- Ин­те­рес­но, а ко­го из со­вре­мен­ных ис­пол­ни­те­лей вы слу­ша­е­те на до­су­ге?

- Мне нра­вит­ся пре­крас­ное ис­пол­не­ние Азе­ра Зей­на­ло­ва. Ай­гюн Бей­ляр по­тря­са­ю­ще по­ет. Эюб Ягу­бов ду­шев­но ис­пол­ня­ет шан­сон. Ла­ла Ма­ме­до­ва об­ла­да­ет бар­хат­ным тем­бром го­ло­са. Иль­гар Му­ра­дов - от­лич­ный пе­вец и че­ло­век. Брил­ли­ант Да­да­ше­ву я счи­таю од­ной из луч­ших пе­виц на на­шей сце­не.

- Кто в ва­шей се­мье стал про­дол­жа­те­лем де­ла от­ца?

- Моя дочь Ами­на. Она иг­ра­ет на флей­те в го­су­дар­ствен­ном сим­фо­ни­че­с­ком ор­ке­с­т­ре. Ее су­п­руг - пи­а­нист Эмиль Аф­ра­си­яб. У ме­ня есть внук Афpаси­яб, ко­то­ро­му два с по­ло­ви­ной го­да. Ма­лыш с удо­воль­ст­ви­ем брен­чит на ро­я­ле, и я на­де­юсь, он то­же ста­нет му­зы­кан­том. Так уж по­лу­чи­лось, что у нас в ро­ду все му­зы­кан­ты. Моя су­п­ру­га пре­по­да­ет в му­зы­каль­ной шко­ле №20, зо­лов­ка - про­фес­сор Ба­кин­ской му­зы­каль­ной ака­де­мии, пи­а­нист­ка Аги­гат Ма­гер­ра­мо­ва. Все мы за­ни­ма­ем­ся му­зы­кой, и все мы свя­за­ны с де­ть­ми…

 - Джа­хан­гир му­ал­лим, как об­сто­ят де­ла в ку­коль­ном те­а­т­ре и Дет­ской фи­лар­мо­нии, ко­то­рые вы воз­глав­ля­е­те? Что но­во­го го­то­ви­те для ма­лень­ких зри­те­лей? 

- Ра­бо­та в Дет­ской фи­лар­мо­нии и Азер­бай­джан­ском го­су­дар­ствен­ном те­а­т­ре ку­кол в са­мом раз­га­ре. В на­сто­я­щее вре­мя мы го­то­вим три спек­так­ля - "Ко­ло­бок", "Ме­лик Ма­мед" и "Чи­ппо­ли­но". По­ста­нов­ку "Ко­лоб­ка" ре­ше­но до­ве­рить та­лан­т­ли­во­му рос­сий­ско­му ку­коль­ни­ку Эду­ар­ду Гай­даю. Му­зы­ку ко всем трем спек­так­лям пи­шу я. В на­шей фи­лар­мо­нии за­ни­ма­ют­ся бо­лее 300 ре­бя­ти­шек. У нас мно­го тан­це­валь­ных клас­сов, свой сим­фо­ни­че­с­кий ор­кестр и ор­кестр на­род­ных ин­стру­мен­тов, му­зы­каль­ный те­атр, дет­ский хор, груп­пы по жи­во­пи­си, "АБВГДейка". На­ша Дет­ская фи­лар­мо­ния сво­и­ми вы­ступ­ле­ни­я­ми ра­ду­ет де­тей Азер­бай­джа­на. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

468


Актуально