Автор: Магеррам ЗЕЙНАЛОВ Баку
"Что для вас кино, спросил я как-то Расима, он подумал и ответил - тахикардия, ишемия, инфаркт", - этими словами начал вечер памяти Расима Оджагова один из актеров, который играл в его фильмах, Фахраддин Манафов. - Когда вы были на площадке, вы были строги, очень строги, очень требовательны, я даже не побоюсь этого слова, жестоки, и первым долгом по отношению к себе. Сегодня, когда выхожу на съемочную площадку, я становлюсь невыносимым, трудным, придираюсь - так, во всяком случае, кажется окружающим - но я знаю, почему, потому что я не могу, не умею работать не по вашим меркам". Фахраддин Манафов говорил с волнением и болью о том, что этот человек ушел из жизни слишком рано. Но во всех его словах сквозила непомерная и вечная благодарность - Манафов научился у Оджагова многому. И не только Фахраддин Манафов. Мы все - те, кто смотрел его фильмы, кто рос на них, кто и сегодня продолжает ими восторгаться.
22 ноября Расиму Оджагову - фактически основоположнику современного азербайджанского кино - исполнилось бы 80. Будучи оператором-постановщиком, это он снял прорывной для отечественного кино фильм "В одном южном городе". Его "Допрос", рассказавший о коррупции, стал всесоюзным скандалом, но так и не лег на полку, как это происходило с другими подобными лентами. "День рождения" стал поистине народным, но вместе с тем умным кино, "Тахмина" стал любимым любовным, но вместе с тем серьезным фильмом. И никакой другой фильм не отражает так сильно реалии 90-х, как "Hяmziyarяt, hяmticarяt" ("И поездка, и торговля").
В день юбилея поистине великого режиссера в театре ЦNS Министерством культуры и туризма было организовано памятное мероприятие. В вечере, посвященному режиссеру приняли участие, вице-премьер, писатель и общественный деятель Эльчин Эфендиев, министр культуры и туризма Азербайджана Абульфас Гараев, ректор Бакинского филиала Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, художественный руководитель Творческой сцены ЦNS, профессор Наргиз Пашаева и другие видные общественные деятели, известные деятели науки, образования, культуры и искусства страны.
Еще до начала мероприятия, рассматривая экспозицию с фотографиями Расима Оджагова со съемочных площадок и кадрами из его фильмов, гости вечера ощутили искренность, свет, доброту - ту ауру, которая, сопровождала все фильмы, к которым был причастен выдающийся кинодеятель.
Выступившая на открытии мероприятия Наргиз Пашаева отметила, что сегодня в небольшой истории Творческой сцены ЦNS - большой день, потому что сегодня день рождения видного деятеля азербайджанской культуры, настоящего гражданина, настоящего мастера - Расима Оджагова.
"К сожалению, сегодня с нами нет Расима Оджагова. Но время не властно над такими людьми, как Расим Оджагов. Он всегда будет в истории Азербайджана, в сердцах и памяти людей. Работы Расима Оджагова можно поставить в один ряд с произведениями мировых классиков кинематографа", - отметила Наргиз Пашаева.
Вечер, посвященный кинорежиссеру пройдет в форме диалога, подчеркнула она. "Я тоже хочу обратиться к нему: "Расим муаллим, благодарим Вас, мы ваши постоянные зрители", - подчеркнула Наргиз Пашаева.
Наргиз Пашаева рассказала о содержательном жизненном пути и богатом творчестве Расима Оджагова, внесшего огромный вклад в национальное киноискусство. По ее словам, Расим Оджагов будет вечно жить в культуре и истории кино Азербайджана, потому что созданные им фильмы - это плод режиссерского таланта и его души.
Беседа с Оджаговым: "Деньги?"
Играла музыка из фильмов Оджагова, было произнесено много теплых слов в его адрес, показаны документальный фильм о его творчестве и несколько интервью с режиссером. "Сегодня под натиском серости, компромиссов я поймал себя на том, что боюсь …боюсь, что могу забыть профессионализм, ответственность. Пожалуйста, Расим муаллим, помогите мне, пожалуйста, напомните мне... и не только мне", - так продолжил свою речь Манафов. - К сожалению, когда умирает близкий человек, ты понимаешь, что осталось очень много вопросов, которые ты не успел ему задать". Фахраддин Манафов задал это тон и диалог начался. Выдающиеся деятели искусства рассказывали о нем, а потом рассказ продолжал сам Оджагов.
"Спустя эти годы накопилось столько всего, о чем хотелось бы с тобой поговорить, но есть два вопроса, которые хотелось бы задать. Расим, расскажи, а что ты думаешь о гонорарах наших кинематографистов?" - спрашивала со сцены актриса Шафига Мамедова. "Деньги? - спросил Оджагов. - Однажды мы с коллегой, оператором Нариманбековым встретили в городе главного бухгалтера киностудии и спросили, когда выдадут гонорары за фильм, ведь он уже полтора месяца как снят. А тот ответил, что когда дадим, тогда дадим. И знаете, я совсем не обиделся, я подумал, что я счастливый человек - я занимаюсь любимым делом и мне еще за это деньги платят".
Потом Оджагов рассказал историю из съемок одного из своих фильмов в Турции в середине 90-х: "Один турок поинтересовался, а сколько я зарабатываю. Я пытался уйти от ответа, но он все настаивал. Говорить, что я получаю всего $40 в месяц, мне не хотелось, и тогда я, сделав важный вид, говорю - $200. Собеседник очень удивился, и только тут я вспомнил, что у них водитель такси получает $300. И я не мог ему объяснить, что меня, советского режиссера, деньги особенно не интересовали".
Беседа с Оджаговым: цензура
"Второй мой вопрос о цензуре. Скажи, Расим, трудно ли было работать с ней?" - задала свой второй вопрос Шафига Мамедова. "Цензура в той или иной форме есть в любой стране, однако у нас она была излишне, просто бессмысленно жесткой, - отвечал Оджагов. - Придирались даже к сущим мелочам, скажем, почему, мол, у вас герой мало улыбается? Однако на самом деле роль цензуры сегодня излишне преувеличили. Сейчас разрешено снимать все что угодно, цензуры нет, но и хорошего нового кино почти не осталось, и известные ранее режиссеры теперь, когда нет цензуры, снимают гораздо хуже".
"Великий мастер Расим Оджагов часто любил говорить, что на его творчество оказал огромное влияние итальянский неореализм, и с этим нельзя не согласиться, но я хотел бы добавить, что влияние оказал также французский киноавангард, - говорит кинокритик, глава Госфильмофонда Джамиль Гулиев. - Фильмы Расима Оджагова были просты и сложны, они были многогранны. Известный авангардист Эпштейн сказал: "Смотрите, сколько грусти в дожде", Расим Оджагов умел снимать дождь, запах моря, город - он умел все".
Творчеству Оджагова, отметил кинокритик, его изобразительному ряду всегда была присуща фотографическая достоверность. "Это исходило из того, что он безумно любил фотографию, и именно фотография привела его во ВГИК, и эту любовь к фотографии он сохранил на всю свою жизнь, - объясняет Гулиев. - У мастера было удивительное ощущение звукозрительной атмосферы, у него звук, музыка и изображение сочетались, синтезировались, и создавалась великая гармония".
Для творчества Оджагова характерны были две темы - время и вечность. "Великий испанский композитор Хоакин Родриго сказал: "Мои произведения живут вне времени", - говорит Гулиев. - Я хочу сказать, что произведения Оджагова живут вне времени, они живут и будут жить вечно. Сегодня, размышляя о творчестве великого мастера, мне бы хотелось ему задать вопрос: "Уважаемый Расим муаллим, хотели бы вы что-нибудь переделать в ваших картинах?".
"Мне ни за одну работу не стыдно, по большому счету переделывать я бы ничего не стал, дело в том, что в моих фильмах нет подхалимажа, они даже в те времена цензуры были злободневными", - ответил на этот вопрос Оджагов.
Беседа с Оджаговым: "Стоп, снято!"
"Он никогда нас не хвалил во время работы. Мы понимали, что этот дубль прошел хорошо, когда Расим просто говорил: "Стоп, снято!" - рассказывает со сцены один из его любимых актеров Гаджи Исмайлов. - А когда мы спрашивали: "Ну как?", он, коротко отмахнувшись, отвечал: "Нормально", вот и вся его похвала, и уже потом, когда фильм выходил на экраны, вне рабочей обстановки он мог кого-нибудь из актеров похвалить". И закончил актер такими словами: "Мы всегда чувствовали, понимали его профессионализм, серьезный подход к делу, и уже сегодня, когда Расима нет с нами, я вдруг осознаю, что он был настоящим очагом (азерб. "оджаг") нашего кино".
"Обратите внимание на то, сколько людей сюда пришло, множество деятелей искусства, все, кто так или иначе был знаком с Расимом, и все это потому, что Расим был человеком не только талантливым, но и удивительно добрым и гостеприимным, - сказал R+ известный писатель и общественный деятель, заместитель премьер-министра Азербайджана Эльчин Эфендиев. - Именно потому все, кто помнят его, все, кто его любят, постарались быть сегодня здесь". И подумав, добавил: "Сегодня день рождения у автора "Дня рождения", но, к огромному сожалению, без именинника".
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: