26 Декабря 2024

Четверг, 16:07

ОДЖАГ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КИНО

22 ноября незаурядному режиссеру Расиму Оджагову исполнилось бы 80 лет

Автор:

26.11.2013

"Что для вас ки­но, спро­сил я как-то Рас­има, он по­ду­мал и от­ве­тил - та­хи­кар­дия, ише­мия, ин­фаркт", - эти­ми сло­ва­ми на­чал ве­чер па­мя­ти Рас­има Од­жа­го­ва один из ак­те­ров, ко­то­рый иг­рал в его филь­мах, Фа­х­рад­дин Ма­на­фов. - Ко­г­да вы бы­ли на пло­щад­ке, вы бы­ли стро­ги, очень стро­ги, очень тре­бо­ва­тель­ны, я да­же не по­бо­юсь это­го сло­ва, же­с­то­ки, и пер­вым дол­гом по от­но­ше­нию к се­бе. Се­год­ня, ко­г­да  вы­хо­жу на съе­моч­ную пло­щад­ку, я ста­нов­люсь не­вы­но­си­мым, труд­ным, при­ди­ра­юсь - так, во вся­ком слу­чае, ка­жет­ся ок­ру­жа­ю­щим - но я знаю, по­че­му, по­то­му что я не мо­гу, не умею ра­бо­тать не по ва­шим мер­кам". Фа­х­рад­дин Ма­на­фов го­во­рил с вол­не­ни­ем и бо­лью о том, что этот че­ло­век ушел из жиз­ни слиш­ком ра­но. Но во всех его сло­вах скво­зи­ла не­по­мер­ная и веч­ная бла­го­дар­ность - Ма­на­фов на­учил­ся у Од­жа­го­ва мно­го­му. И не толь­ко Фа­х­рад­дин Ма­на­фов. Мы все - те, кто смо­т­рел его филь­мы, кто рос на них, кто и се­год­ня про­дол­жа­ет ими во­с­тор­гать­ся.                      

22 но­я­б­ря Рас­иму Од­жа­го­ву - фак­ти­че­с­ки ос­но­во­по­лож­ни­ку со­вре­мен­но­го азер­бай­джан­ско­го ки­но - ис­пол­ни­лось бы 80. Бу­ду­чи опе­ра­то­ром-по­ста­нов­щи­ком, это он снял про­рыв­ной для от­ече­с­т­вен­но­го ки­но фильм "В од­ном юж­ном го­ро­де". Его "До­прос", рас­ска­зав­ший о кор­руп­ции, стал все­со­юз­ным скан­да­лом, но так и не лег на пол­ку, как это про­ис­хо­ди­ло с дру­ги­ми по­доб­ны­ми лен­та­ми. "День рож­де­ния" стал по­ис­ти­не на­род­ным, но вме­с­те с тем ум­ным ки­но, "Тах­ми­на" стал лю­би­мым лю­бов­ным, но вме­с­те с тем се­рь­ез­ным филь­мом. И ни­ка­кой дру­гой фильм не от­ра­жа­ет так силь­но ре­а­лии 90-х, как "Hяmziyarяt, hяmticarяt" ("И по­езд­ка, и тор­гов­ля").

В день юби­лея по­ис­ти­не ве­ли­ко­го ре­жис­се­ра в те­а­т­ре ЦNS Ми­ни­с­тер­ством куль­ту­ры и ту­риз­ма бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но па­мят­ное ме­ро­при­ятие. В ве­че­ре, по­свя­щен­но­му ре­жис­се­ру при­ня­ли уча­с­тие, ви­це-пре­мьер, пи­са­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель Эль­чин Эфен­ди­ев, ми­нистр куль­ту­ры и ту­риз­ма Азер­бай­джа­на Абуль­фас Га­ра­ев, рек­тор Ба­кин­ско­го фи­ли­а­ла Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни М.В.Ло­мо­но­со­ва, ху­до­же­с­т­вен­ный ру­ко­во­ди­тель Твор­че­с­кой сце­ны ЦNS, про­фес­сор Нар­гиз Па­ша­е­ва и дру­гие вид­ные об­ще­ствен­ные де­я­те­ли, из­ве­ст­ные де­я­те­ли на­уки, об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры и ис­кус­ства стра­ны.

Еще до на­ча­ла ме­ро­при­ятия, рас­сма­т­ри­вая экс­по­зи­цию с фо­то­гра­фи­я­ми Рас­има Од­жа­го­ва со съе­моч­ных пло­ща­док и ка­д­ра­ми из его филь­мов, гос­ти ве­че­ра ощу­ти­ли ис­крен­ность, свет, до­б­ро­ту - ту ау­ру, ко­то­рая, со­про­вож­да­ла все филь­мы, к ко­то­рым был при­ча­с­тен вы­да­ю­щий­ся ки­но­де­я­тель.

Вы­сту­пив­шая на от­кры­тии ме­ро­при­ятия Нар­гиз Па­ша­е­ва от­ме­ти­ла, что се­год­ня в не­боль­шой ис­то­рии Твор­че­с­кой сце­ны ЦNS - боль­шой день, по­то­му что се­год­ня день рож­де­ния вид­но­го де­я­те­ля азер­бай­джан­ской куль­ту­ры, на­сто­я­ще­го граж­да­ни­на, на­сто­я­ще­го ма­с­те­ра - Рас­има Од­жа­го­ва.

 "К со­жа­ле­нию, се­год­ня с на­ми нет Рас­има Од­жа­го­ва. Но вре­мя не вла­ст­но над та­ки­ми людь­ми, как Рас­им Од­жа­гов. Он все­г­да бу­дет в ис­то­рии Азер­бай­джа­на, в серд­цах и па­мя­ти лю­дей. Ра­бо­ты Рас­има Од­жа­го­ва мож­но по­ста­вить в один ряд с про­из­ве­де­ни­я­ми ми­ро­вых клас­си­ков ки­не­ма­то­гра­фа", - от­ме­ти­ла Нар­гиз Па­ша­е­ва.

Ве­чер, по­свя­щен­ный ки­но­ре­жис­се­ру прой­дет в фор­ме ди­а­ло­га, под­черк­ну­ла она. "Я то­же хо­чу об­ра­тить­ся к не­му: "Рас­им му­ал­лим, бла­го­да­рим Вас, мы ва­ши по­сто­ян­ные зри­те­ли", - под­черк­ну­ла Нар­гиз Па­ша­е­ва.

Нар­гиз Па­ша­е­ва рас­ска­за­ла о со­дер­жа­тель­ном жиз­нен­ном пу­ти и бо­га­том твор­че­с­т­ве Рас­има Од­жа­го­ва, внес­ше­го ог­ром­ный вклад в на­ци­о­наль­ное ки­но­ис­кус­ство. По ее сло­вам, Рас­им Од­жа­гов бу­дет веч­но жить в куль­ту­ре и ис­то­рии ки­но Азер­бай­джа­на, по­то­му что со­здан­ные им филь­мы - это плод ре­жис­сер­ско­го та­лан­та и его ду­ши.

 

Бе­се­да с Од­жа­го­вым: "День­ги?" 

Иг­ра­ла му­зы­ка из филь­мов Од­жа­го­ва, бы­ло про­из­не­се­но мно­го теп­лых слов в его ад­рес, по­ка­за­ны до­ку­мен­таль­ный фильм о его твор­че­с­т­ве и не­сколь­ко ин­тер­вью с ре­жис­се­ром. "Се­год­ня под на­ти­с­ком се­ро­сти, ком­про­мис­сов я пой­мал се­бя на том, что бо­юсь …бо­юсь, что мо­гу за­быть про­фес­си­о­на­лизм, от­вет­ствен­ность. По­жа­луй­ста, Рас­им му­ал­лим, по­мо­ги­те мне, по­жа­луй­ста, на­по­мни­те мне... и не толь­ко мне", - так про­дол­жил свою речь Ма­на­фов. - К со­жа­ле­нию, ко­г­да уми­ра­ет близ­кий че­ло­век, ты по­ни­ма­ешь, что ос­та­лось очень мно­го во­про­сов, ко­то­рые ты не ус­пел ему за­дать". Фа­х­рад­дин Ма­на­фов за­дал это тон и ди­а­лог на­чал­ся. Вы­да­ю­щи­е­ся де­я­те­ли ис­кус­ства рас­ска­зы­ва­ли о нем, а по­том рас­сказ про­дол­жал сам Од­жа­гов.

"Спу­с­тя эти го­ды на­ко­пи­лось столь­ко все­го, о чем хо­те­лось бы с то­бой по­го­во­рить, но есть два во­про­са, ко­то­рые хо­те­лось бы за­дать. Рас­им, рас­ска­жи, а что ты ду­ма­ешь о го­но­ра­рах на­ших ки­не­ма­то­гра­фи­с­тов?" - спра­ши­ва­ла со сце­ны ак­три­са Ша­фи­га Ма­ме­до­ва. "День­ги? - спро­сил Од­жа­гов. - Од­наж­ды мы с кол­ле­гой, опе­ра­то­ром На­ри­ман­бе­ко­вым встре­ти­ли в го­ро­де глав­но­го бух­гал­те­ра ки­но­сту­дии и спро­си­ли, ко­г­да вы­да­дут го­но­ра­ры за фильм, ведь он уже пол­то­ра ме­ся­ца как снят. А тот от­ве­тил, что ко­г­да да­дим, то­г­да да­дим. И зна­е­те, я со­в­сем не оби­дел­ся, я по­ду­мал, что я счаст­ли­вый че­ло­век - я за­ни­ма­юсь лю­би­мым де­лом и мне еще за это день­ги пла­тят".

По­том Од­жа­гов рас­ска­зал ис­то­рию из съе­мок од­но­го из сво­их филь­мов в Тур­ции в се­ре­ди­не 90-х: "Один ту­рок по­ин­те­ре­со­вал­ся, а сколь­ко я за­ра­ба­ты­ваю. Я пы­тал­ся уй­ти от от­ве­та, но он все на­ста­и­вал. Го­во­рить, что я по­лу­чаю все­го $40  в ме­сяц, мне не хо­те­лось, и то­г­да я, сде­лав важ­ный вид, го­во­рю - $200. Со­бе­сед­ник очень уди­вил­ся, и толь­ко тут я вспом­нил, что у них во­ди­тель так­си по­лу­ча­ет $300. И я не мог ему объ­яс­нить, что ме­ня, со­вет­ско­го ре­жис­се­ра, день­ги осо­бен­но не ин­те­ре­со­ва­ли".

 

Бе­се­да с Од­жа­го­вым: цен­зу­ра 

"Вто­рой мой во­прос о цен­зу­ре. Ска­жи, Рас­им, труд­но ли бы­ло ра­бо­тать с ней?" - за­да­ла свой вто­рой во­прос Ша­фи­га Ма­ме­до­ва. "Цен­зу­ра в той или иной фор­ме есть в лю­бой стра­не, од­на­ко у нас она бы­ла из­лиш­не, про­сто бес­смыс­лен­но жест­кой, - от­ве­чал Од­жа­гов. - При­ди­ра­лись да­же к су­щим ме­ло­чам, ска­жем, по­че­му, мол, у вас ге­рой ма­ло улы­ба­ет­ся? Од­на­ко на са­мом де­ле роль цен­зу­ры се­год­ня из­лиш­не пре­уве­ли­чи­ли. Сей­час раз­ре­ше­но сни­мать все что угод­но, цен­зу­ры нет, но и хо­ро­ше­го но­во­го ки­но по­чти не ос­та­лось, и из­ве­ст­ные ра­нее ре­жис­се­ры те­перь, ко­г­да нет цен­зу­ры, сни­ма­ют го­раз­до ху­же".

"Ве­ли­кий ма­с­тер Рас­им Од­жа­гов ча­с­то лю­бил го­во­рить, что на его твор­че­с­т­во ока­зал ог­ром­ное вли­я­ние ита­ль­ян­ский не­оре­а­лизм, и с этим нель­зя не со­гла­сить­ся, но я хо­тел бы до­ба­вить, что вли­я­ние ока­зал так­же фран­цуз­ский ки­но­аван­гард, - го­во­рит ки­но­кри­тик, гла­ва Гос­филь­мо­фон­да Джа­миль Гу­ли­ев. - Филь­мы Рас­има Од­жа­го­ва бы­ли про­сты и слож­ны, они бы­ли мно­го­гран­ны. Из­ве­ст­ный аван­гар­дист Эп­штейн ска­зал: "Смо­т­ри­те, сколь­ко гру­с­ти в до­жде", Рас­им Од­жа­гов умел сни­мать дождь, за­пах мо­ря, го­род - он умел все".

Твор­че­с­т­ву Од­жа­го­ва, от­ме­тил ки­но­кри­тик, его изо­бра­зи­тель­но­му ря­ду все­г­да бы­ла при­су­ща фо­то­гра­фи­че­с­кая до­сто­вер­ность. "Это ис­хо­ди­ло из то­го, что он без­ум­но лю­бил фо­то­гра­фию, и имен­но фо­то­гра­фия при­ве­ла его во ВГИК, и эту лю­бовь к фо­то­гра­фии он со­хра­нил на всю свою жизнь, - объ­яс­ня­ет Гу­ли­ев. - У ма­с­те­ра бы­ло уди­ви­тель­ное ощу­ще­ние зву­коз­ри­тель­ной ат­мо­сфе­ры, у не­го звук, му­зы­ка и изо­бра­же­ние со­че­та­лись, син­те­зи­ро­ва­лись, и со­зда­ва­лась ве­ли­кая гар­мо­ния".

Для твор­че­с­т­ва Од­жа­го­ва ха­рак­тер­ны бы­ли две те­мы - вре­мя и веч­ность. "Ве­ли­кий ис­пан­ский ком­по­зи­тор Хо­а­кин Ро­д­ри­го ска­зал: "Мои про­из­ве­де­ния жи­вут вне вре­ме­ни", - го­во­рит Гу­ли­ев. - Я хо­чу ска­зать, что про­из­ве­де­ния Од­жа­го­ва жи­вут вне вре­ме­ни, они жи­вут и бу­дут жить веч­но. Се­год­ня, раз­мыш­ляя о твор­че­с­т­ве ве­ли­ко­го ма­с­те­ра, мне бы хо­те­лось ему за­дать во­прос: "Ува­жа­е­мый Рас­им му­ал­лим, хо­те­ли бы вы что-ни­будь пе­ре­де­лать в ва­ших кар­ти­нах?".

"Мне ни за од­ну ра­бо­ту не стыд­но, по боль­шо­му сче­ту пе­ре­де­лы­вать я бы ни­че­го не стал, де­ло в том, что в мо­их филь­мах нет под­ха­ли­ма­жа, они да­же в те вре­ме­на цен­зу­ры бы­ли зло­бод­нев­ны­ми", - от­ве­тил на этот во­прос Од­жа­гов.

 

Бе­се­да с Од­жа­го­вым: "Стоп, снято!" 

"Он ни­ко­г­да нас не хва­лил во вре­мя ра­бо­ты. Мы по­ни­ма­ли, что этот дубль про­шел хо­ро­шо, ко­г­да Рас­им про­сто го­во­рил: "Стоп, сня­то!" - рас­ска­зы­ва­ет со сце­ны один из его лю­би­мых ак­те­ров Га­джи Ис­май­лов. - А ко­г­да мы спра­ши­ва­ли: "Ну как?", он, ко­рот­ко от­мах­нув­шись, от­ве­чал: "Нор­маль­но", вот и вся его по­хва­ла, и уже по­том, ко­г­да фильм вы­хо­дил на эк­ра­ны, вне ра­бо­чей об­ста­нов­ки он мог ко­го-ни­будь из ак­те­ров по­хва­лить". И за­кон­чил ак­тер та­ки­ми сло­ва­ми: "Мы все­г­да чув­ство­ва­ли, по­ни­ма­ли его про­фес­си­о­на­лизм, се­рь­ез­ный под­ход к де­лу, и уже се­год­ня, ко­г­да Рас­има нет с на­ми, я вдруг осоз­наю, что он был на­сто­я­щим оча­гом (азерб. "од­жаг") на­ше­го ки­но". 

"Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, сколь­ко лю­дей сю­да при­шло, мно­же­с­т­во де­я­те­лей ис­кус­ства, все, кто так или ина­че был зна­ком с Рас­имом, и все это по­то­му, что Рас­им был че­ло­ве­ком не толь­ко та­лан­т­ли­вым, но и уди­ви­тель­но до­брым и гос­те­при­им­ным, - ска­зал R+ из­ве­ст­ный пи­са­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель, за­ме­с­ти­тель пре­мьер-ми­ни­с­т­ра Азер­бай­джа­на Эль­чин Эфен­ди­ев. - Имен­но по­то­му все, кто по­мнят его, все, кто его лю­бят, по­ста­ра­лись быть се­год­ня здесь". И по­ду­мав, до­ба­вил: "Се­год­ня день рож­де­ния у ав­то­ра "Дня рож­де­ния", но, к ог­ром­но­му со­жа­ле­нию, без име­нин­ни­ка".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

475


Актуально