26 Декабря 2024

Четверг, 16:25

"ИНТЕРЕС К ОПЕРЕ ОСЛАБ"

Народная артистка Хураман Касимова поделилась с R+ своим видением развития оперного искусства в Азербайджане

Автор:

10.12.2013

Го­во­рят, что про­фес­сия че­ло­ве­ка транс­фор­ми­ру­ет, на­кла­ды­вая от­пе­ча­ток на его об­раз мыс­лей и да­же ха­рак­тер. Так про­фес­сия ста­но­вит­ся ча­с­тью че­ло­ве­ка. На­род­ная ар­тист­ка Азер­бай­джа­на, про­фес­сор, ка­ва­лер ор­де­нов "Шо­х­рат" и "Ша­раф" Ху­ра­ман КАСИМОВА со­зда­ет ощу­ще­ние че­ло­ве­ка тож­де­с­т­вен­но­го сво­ей про­фес­сии, с при­су­щи­ми ей от при­ро­ды бла­го­род­ством, ин­тел­ли­гент­но­с­тью и ари­с­то­кра­тиз­мом. Оча­ро­ва­ние, ко­то­рое ис­хо­дит от Ху­ра­ман ха­ным, со­зда­ет иную ат­мо­сфе­ру, и да­же сте­ны Ба­кин­ской му­зы­каль­ной ака­де­мии, ко­то­рые в иной день до­воль­но при­выч­ны, слов­но вы­гля­дят ина­че под воз­дей­стви­ем ее спо­кой­но­го го­ло­са.

 - Пуб­лич­ность пред­ста­ви­те­лей ис­кус­ства в СМИ и те­ле­э­фи­ре для мно­гих се­год­ня ста­ла при­выч­ным яв­ле­ни­ем. Вы же до­воль­но не­охот­но об­ща­е­тесь с прес­сой…

- Я ни­ко­г­да не из­бе­га­ла СМИ. Про­сто с юных лет - с то­го мо­мен­та, как оку­ну­лись в мир ис­кус­ства, ни я, ни моя се­с­т­ра Фи­дан ха­ным не лю­бим афи­ши­ро­вать се­бя. По ме­ре не­об­хо­ди­мо­с­ти нас при­гла­ша­ли на пе­ре­да­чи, бра­ли ин­тер­вью. Вот так со вре­ме­нем и зри­те­ли, и чи­та­те­ли ста­ли уз­на­вать нас. Но при­зна­юсь, есть та­кие эфи­ры и пе­ре­да­чи, на при­гла­ше­ния ко­то­рых мы от­ве­ча­ем от­ка­зом. Объ­яс­не­ние это­му есть. Мы хо­тим, что­бы жур­на­ли­с­ты при­гла­ша­ли нас по­бе­се­до­вать на вос­пи­та­тель­ные, об­ра­зо­ва­тель­ные те­мы, ин­те­рес­ные всем. Бе­се­да в та­ком рус­ле для нас удо­воль­ст­вие. Что ка­са­ет­ся то­го, что ме­ня с се­с­т­рой в эфи­ре "не так мно­го", ред­ко де­мон­стри­ру­ют­ся на­ши вы­ступ­ле­ния и кон­цер­ты, то этот во­прос луч­ше ад­ре­со­вать ру­ко­во­ди­те­лям не­ко­то­рых те­ле­ком­па­ний. О на­шей де­я­тель­но­с­ти име­ет­ся до­воль­но об­шир­ный му­зы­каль­ный ма­те­ри­ал, сня­ты те­ле­пе­ре­да­чи, ко­то­рые, ду­маю, бу­дут ин­те­рес­ны зри­те­лям.

- В од­ном из ин­тер­вью вы ска­за­ли, что са­мой боль­шой ва­шей меч­той яв­ля­ет­ся со­зда­ние шко­лы или цен­т­ра опер­ных ис­пол­ни­те­лей. На­сколь­ко это ре­аль­но?

- Ко­неч­но, оп­ре­де­лен­ные ша­ги в этом на­прав­ле­нии мы сде­ла­ли. Раз­ра­бо­та­ли ус­тав и пред­ста­ви­ли его вме­с­те с об­ра­ще­ни­ем в Мини­с­тер­ство куль­ту­ры и ту­риз­ма и Ка­би­нет ми­ни­с­т­ров. Но от­ве­та все еще нет, и этот во­прос уже дол­гие го­ды ос­та­ет­ся от­кры­тым. Хо­чет­ся под­черк­нуть, что это бы­ла не толь­ко на­ша меч­та.

Пре­крас­но по­мню, с 1994 по 1997 год мы вме­с­те с се­с­т­рой ра­бо­та­ли в Тур­ции, где у нас бы­ли очень та­лан­т­ли­вые сту­ден­ты. Не­смо­т­ря на то, что Тур­ция для нас по­чти как ро­ди­на, мы очень ску­ча­ли по Азер­бай­джа­ну и по­это­му еже­год­но вы­сту­па­ли в Ба­ку с но­вы­ми со­ло-кон­цер­та­ми. По­чти на всех этих кон­цер­тах при­сут­ство­ва­ли лич­но об­ще­на­ци­о­наль­ный ли­дер и чле­ны его се­мьи, что еще бо­лее во­оду­шев­ля­ло нас. На од­ном из этих кон­цер­тов, по за­вер­ше­нии про­грам­мы, Гей­дар Али­ев при­шел к нам за ку­ли­сы. По­здра­вив нас, он ска­зал, что хо­ро­шо ос­ве­дом­лен о на­шей де­я­тель­но­с­ти в Тур­ции, о про­де­лан­ной там на­ми боль­шой ра­бо­те, и до­ба­вил: "Но вы мне здесь нуж­ны боль­ше. В опер­ном ис­кус­стве об­ра­зо­ва­лась пу­с­то­та. Для ее вос­ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия мо­ло­дым край­не не­об­хо­ди­ма ва­ша по­мощь. Мне бы очень хо­те­лось, что­бы вы вер­ну­лись на ро­ди­ну и вос­пи­ты­ва­ли здесь но­вых та­лан­т­ли­вых ис­пол­ни­те­лей и про­дол­жа­ли тво­рить". Та­ким об­ра­зом, по со­ве­ту об­ще­на­ци­о­наль­но­го ли­де­ра в 1997 го­ду мы вер­ну­лись в Азер­бай­джан, не­смо­т­ря на то, что то­г­даш­ний пре­зи­дент Тур­ции Су­лей­ман Де­ми­рель от­но­сил­ся к нам с ог­ром­ным ува­же­ни­ем и да­же на­зы­вал нас до­че­ря­ми Ата­тюр­ка. То­г­да же и бы­ло за­ду­ма­но со­здать здесь шко­лу во­ка­ла. Од­на­ко те­перь иная эпо­ха, иные вре­ме­на. Мы пол­но­стью пе­ре­шли на ры­ноч­ную эко­но­ми­ку. У нас ог­ром­ные до­сти­же­ния и в об­ла­с­ти куль­ту­ры, и по­ли­ти­ки. С тех пор про­шло 15 лет, а спе­ци­аль­ную шко­лу во­ка­ла в Азер­бай­джа­не со­здать по­ка не по­лу­чи­лось.

 - По­че­му долж­на быть от­дель­ная шко­ла? Вы ведь уже пре­по­да­е­те, а ва­ше твор­че­с­т­во са­мо по се­бе - це­лая шко­ла. И, в це­лом, каким вам ви­дит­ся бу­ду­щее опер­но­го ис­пол­ни­тель­ско­го ма­с­тер­ства в Азер­бай­джа­не?

- Зна­е­те, под­го­тов­ка во­ка­ли­с­та яв­ля­ет­ся про­цес­сом, ко­то­рый не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся од­ной ка­фе­д­рой. На­при­мер, у нас бы­ва­ют аби­ту­ри­ен­ты, та­лант ко­то­рых не­ос­по­рим. Но про­вал на об­щих те­с­то­вых эк­за­ме­нах ли­ша­ет их пра­ва учить­ся в ака­де­мии. Будь у нас от­дель­ная шко­ла, ака­де­мия, мож­но бы­ло бы ор­га­ни­зо­вать де­ло по иной струк­ту­ре. Но у нас та­кой воз­мож­но­с­ти нет. Вот и при­хо­дит­ся на­шим ка­д­рам от­прав­лять­ся за ру­беж, что­бы по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние на плат­ной ос­но­ве. На­при­мер, на­ши сту­ден­ты, обу­ча­ю­щи­е­ся в Ита­лии, не сда­ва­ли там те­с­то­вых эк­за­ме­нов. Они про­шли толь­ко про­вер­ку во­каль­ных спо­соб­но­с­тей. И за­ня­тия у них толь­ко в этом на­прав­ле­нии. Это та­кое ре­мес­ло, где че­ты­рех лет обу­че­ния на уров­не ба­ка­ла­в­ри­а­та не­до­ста­точ­но. От­ри­ца­тель­но ска­за­лось на опер­ном де­ле и умень­ше­ние не­сколь­ко лет на­зад пла­на при­ема в ма­ги­с­т­ра­ту­ру на фа­куль­тет со­льно­го пе­ния.

Ко­г­да у ге­ни­аль­но­го Ка­ру­зо спро­си­ли, что на­до сде­лать для то­го, что­бы стать хо­ро­шим во­ка­ли­с­том, тот от­ве­тил: "Для это­го че­ло­век дол­жен про­жить две жиз­ни. В пер­вой на­до по­сто­ян­но учить­ся, а во вто­рой по­сто­ян­но ра­бо­тать, т.е. петь". Те­перь по­ду­май­те са­ми, ес­ли для ов­ла­де­ния опер­ным ис­пол­ни­тель­ским ис­кус­ством не хва­та­ет це­лой жиз­ни, мож­но ли до­бить­ся в ней че­го-то все­го за че­ты­ре го­да?

Я не хо­чу, что­бы наш на­род счи­та­ли не­об­ра­зо­ван­ным, бы­ли о нем оши­боч­но­го мне­ния. Ведь у это­го на­ро­да есть та­кие ве­ли­кие ком­по­зи­то­ры и ис­пол­ни­те­ли - Узе­ир Га­джи­бе­ков и Хан Шу­шин­ский, Ка­ра Ка­ра­ев и Бюль­бюль, Фи­к­рет Ами­ров и Ра­шид Бей­бу­тов… Со­здан­ную ими шко­лу не­об­хо­ди­мо со­хра­нить. Мы здесь имен­но для это­го. И ос­та­нем­ся на сво­ей ро­ди­не, хо­тя и по­лу­ча­ем мно­же­с­т­во при­гла­ше­ний из раз­ных стран. По­мня о на­пут­ствии об­ще­на­ци­о­наль­но­го ли­де­ра, ста­ра­ем­ся пе­ре­дать свои зна­ния и уме­ние мо­ло­дым ис­пол­ни­те­лям. Ино­г­да про нас го­во­рят, что ес­ли они та­кие пре­крас­ные ис­пол­ни­те­ли, по­че­му жи­вут не за ру­бе­жом, а в Азер­бай­джа­не? Хо­чу за­дать та­ким лю­дям во­прос: раз­ве мож­но осуж­дать нас за то, что мы не по­ки­ну­ли ро­ди­ну? Пусть на этот во­прос от­ве­тит наш на­род. Ведь каж­дый че­ло­век сам вы­би­ра­ет се­бе ме­с­то жи­тель­ст­ва. Где бы мы ни бы­ли, все­г­да ду­ма­ли о ро­ди­не, пред­по­чи­та­ли жить здесь.

- У вас есть вос­пи­тан­ни­ки, ко­то­рые пред­став­ля­ют на­шу стра­ну в ми­ре, пре­по­да­ют в за­ру­беж­ных стра­нах…

- Да, есть, и не­ма­ло. Но под­черк­ну, что у ме­ня ни­ко­г­да не бы­ло стрем­ле­ния рек­ла­ми­ро­вать се­бя, ис­поль­зуя име­на сво­их вос­пи­тан­ни­ков. Я яв­ля­юсь за­ве­ду­ю­щей ка­фе­д­рой со­льно­го пе­ния в Ба­кин­ской му­зы­каль­ной ака­де­мии уже бо­лее 20 лет. Моя ра­бо­та тре­бу­ет ог­ром­ной от­вет­ствен­но­с­ти. Вме­с­те со мной на ка­фе­д­ре ра­бо­та­ют се­с­т­ра Фи­дан ха­ным - моя бли­жай­шая по­дру­га, со­вет­чи­ца, опо­ра и дру­гие кол­ле­ги. Сей­час мо­гу ска­зать, что у нас мно­го вос­пи­тан­ни­ков, го­ло­са ко­то­рых до­но­сят­ся из да­ле­ких стран - Тур­ции, Рос­сии, Ита­лии, Гер­ма­нии. Их ус­пе­хи ра­ду­ют всех нас. Ин­те­ре­су­ем­ся их твор­че­с­ки­ми до­сти­же­ни­я­ми. Пусть и они по­мнят, где по­лу­ча­ли об­ра­зо­ва­ние, по­сле­до­ва­те­ля­ми чьей шко­лы яв­ля­ют­ся. Это - очаг и шко­ла ге­ни­аль­но­го Узе­ир бе­ка.

Се­год­ня я с гор­до­с­тью го­во­рю, что по­лу­чи­ла об­ра­зо­ва­ние в Азер­бай­джа­не, яв­ля­юсь вос­пи­тан­ни­цей имен­но это­го му­зы­каль­но­го оча­га. На се­год­няш­ний день я един­ствен­ный в ми­ре ис­пол­ни­тель по во­ка­лу, став­ший ла­у­ре­а­том са­мо­го пре­стиж­но­го в ми­ре му­зы­каль­но­го кон­кур­са - Меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са име­ни Чай­ков­ско­го. Зна­е­те, до сих пор ни один мо­ло­дой ис­пол­ни­тель не смог до­бить­ся та­кой по­бе­ды. И я, и Фи­дан ха­ным хо­тим, что­бы у нас бы­ло как мож­но боль­ше та­лан­т­ли­вых вос­пи­тан­ни­ков. Мы ока­жем им по­силь­ную по­мощь и под­держ­ку.

- Мно­го ли бы­ло труд­но­с­тей в ва­шей про­фес­сии? Ча­с­то ли при­хо­ди­лось ста­ки­вать­ся с за­ви­с­тью, рев­но­с­тью, и ска­за­лось ли все это на ва­шем твор­че­с­т­ве?

 - Труд­но­с­ти, ко­неч­но, бы­ли. Нет твор­че­с­ко­го че­ло­ве­ка, ко­то­ро­му бы не до­ве­лось их ис­пы­ты­вать. Бы­ва­ло, на­ши ус­пе­хи, бе­ру­щие на­ча­ло с са­мой мо­ло­до­с­ти, ко­му-то не нра­ви­лись. Бы­ли и за­вист­ли­вые чи­нов­ни­ки от куль­ту­ры, ко­то­рые не мог­ли сми­рить­ся с на­ши­ми ус­пе­ха­ми и, об­ла­дая пол­но­мо­чи­я­ми, ста­ви­ли нам пал­ки в ко­ле­са. Мы же, про­дол­жая за­ни­мать­ся сво­им де­лом, от­ве­ча­ли им толь­ко сво­им ис­кус­ством. Мы ни­ко­г­да не ук­ло­ня­лись от свя­зан­ной с на­шей де­я­тель­но­с­тью борь­бы. Мол­ча­ние не го­во­рит о не­уда­че, по­ра­же­нии. Сла­ва Ал­ла­ху, что мы се­год­ня жи­вы и здо­ро­вы, ра­бо­та­ем. Ес­ли я се­год­ня не на сце­не, это не зна­чит, что я рас­ста­лась с ис­кус­ством. Ду­маю, чем ре­же по­ка­зы­ва­ешь­ся на сце­не, тем вы­ше к те­бе ин­те­рес. Бы­ли и та­кие, кто стре­мил­ся при­влечь нас к скан­да­лам. Но мы ни­ко­г­да не под­да­ва­лись на эти про­во­ка­ции. Ес­ли до се­год­няш­не­го дня мы су­ме­ли сво­им ма­с­тер­ством за­во­е­вать лю­бовь мно­гих ты­сяч лю­дей, зна­чит, на­до про­дол­жать дей­ство­вать в том же на­прав­ле­нии.

 - Со­чи­ня­ют ли со­вре­мен­ные азер­бай­джан­ские ком­по­зи­то­ры опе­ры? Ес­ли со­чи­ня­ют, то по­че­му они не за­во­е­вы­ва­ют ши­ро­кую из­ве­ст­ность? Ка­кие из них вы ис­пол­ня­ли?

- Со­чи­нить опе­ру не так лег­ко. Это тре­бу­ет боль­шой от­вет­ствен­но­с­ти, об­ра­зо­ван­но­с­ти, та­лан­та и уме­ния. Опер­ное ис­кус­ство - слож­ней­шая об­ласть, а ком­по­зи­тор­ство - осо­бый дар. Че­ло­век, со­зда­ю­щий опе­ру, обя­зан знать и ис­кус­ство во­ка­ла. Ко­г­да я толь­ко при­шла в те­атр, ис­пол­ня­ла ро­ли и в опе­рах на­ших со­вре­мен­ных ком­по­зи­то­ров: роль Сял­ма в опе­ре "Ал­дан­мыш ул­дуз­лар" ("Об­ма­ну­тые звез­ды") Ма­ме­да Гу­ли­е­ва, Ха­ным в опе­ре "Ха­нен­де­нин та­лейи" ("Судь­ба ха­нен­де") Джа­хан­ги­ра Джа­хан­ги­ро­ва. В по­след­ний раз ис­пол­ни­ла роль Хур­шуд­ба­ну На­та­ван в опе­ре "На­та­ван" Ва­си­фа Ады­ге­за­ло­ва. Из по­след­них на на­шей сце­не бы­ла по­став­ле­на опе­ра "Ин­ти­зар" ком­по­зи­то­ра Фран­гиз Али­за­де. Пос­ле нее но­вых опер по­чти не бы­ло, и мож­но ска­зать, что в этой об­ла­с­ти име­ет ме­с­то оп­ре­де­лен­ный за­стой. За ру­бе­жом по­яв­ля­ют­ся и ста­вят но­вые опе­ры. По­ни­маю, что на­пи­сать опе­ру очень труд­но, но са­мое до­сад­ное, что в Азер­бай­джа­не не со­чи­ня­ют да­же пе­сен для де­тей. По­рой мы и де­тей вы­нуж­де­ны обу­чать на лю­бов­ных пес­нях.

- Ка­жет­ся, что в со­вет­ские го­ды в Азер­бай­джа­не опер­ное ис­кус­ство бы­ло бо­лее по­пу­ляр­ным. Ес­ли это так, в чем при­чи­на?

- Со­вер­шен­но вер­но. Ин­те­рес к опе­ре ос­лаб, что край­не тре­во­жит ме­ня. Но не про­си­те ме­ня го­во­рить о де­я­тель­но­с­ти Азер­бай­джан­ско­го те­а­т­ра опе­ры и ба­ле­та. Не хо­чу го­во­рить на эту те­му, так как не­ко­то­рые ис­ка­жа­ют, со­зна­тель­но пе­ре­ви­ра­ют мои ис­крен­ние сло­ва и мыс­ли. По­доб­но­го упад­ка ин­те­ре­са к опе­ре в Ев­ро­пе я не на­блю­даю.

- Мож­но ли ут­вер­ждать, что в Азер­бай­джа­не не­вы­со­кий уро­вень про­па­ган­ды опер­но­го ис­кус­ства?

- Мо­гу ска­зать, что ны­не ос­тав­ля­ет же­лать луч­ше­го и уро­вень опер­но­го ис­пол­ни­тель­ско­го ма­с­тер­ства. Са­мое глав­ное, у нас по­чти нет ре­жис­се­ров, све­ду­щих в опер­ном ис­кус­стве. Это глав­ный и очень важ­ный во­прос. В по­след­нее вре­мя на но­вые по­ста­нов­ки при­гла­ша­ют за­ру­беж­ных ре­жис­се­ров. Но они не­до­ста­точ­но зна­ко­мы с на­ци­о­наль­ной куль­ту­рой Азер­бай­джа­на. На­при­мер, ко­г­да рус­с­кий ком­по­зи­тор Гли­эр со­чи­нял для Шов­кет Ма­ме­до­вой опе­ру "Шах­се­нем", он из­учил ис­то­рию му­зы­ки не толь­ко Азер­бай­джа­на, но и все­го во­с­точ­но­го ми­ра в це­лом. На­столь­ко ли хо­ро­шо зна­ют ис­то­рию азер­бай­джан­ской му­зы­ки при­гла­ша­е­мые сю­да ино­с­т­ран­ные ре­жис­се­ры? Я и Фи­дан ха­ным до­воль­но дли­тель­ное вре­мя не хо­дим в наш Те­атр опе­ры и ба­ле­та. Ес­те­с­т­вен­но, то­му есть при­чи­ны. Не­смо­т­ря на это, мы в кур­се всех но­вых твор­че­с­ких про­цес­сов в те­а­т­ре. Боль­шин­ство ра­бо­та­ю­щих там в опер­ном от­де­ле - вос­пи­тан­ни­ки на­шей ка­фе­д­ры.

- Как по­се­тив­ший мно­гие стра­ны ми­ра че­ло­век ис­кус­ства мо­же­те ска­зать, есть ли в Азер­бай­джа­не опе­ра, ко­то­рую мож­но срав­нить по струк­ту­ре и уров­ню ис­пол­не­ния с на­ибо­лее лю­би­мы­ми по­ста­нов­ка­ми в ми­ре?

- Един­ствен­ным при­ме­ром по­след­них лет мо­жет быть опе­ра "Лей­ли и Медж­нун". Но это опе­ра, ос­но­ван­ная на азер­бай­джан­ском му­га­ме. По­это­му ее с ин­тере­сом вос­при­ни­ма­ют и в за­ру­беж­ных стра­нах. И во­об­ще, к на­шей шко­ле му­га­ма в Ев­ро­пе про­яв­ля­ют боль­шой ин­те­рес. Его про­па­ган­де и рас­про­стра­не­нию спо­соб­ству­ют боль­шое вни­ма­ние и за­бо­та, про­яв­ля­е­мые Фон­дом Гей­да­ра Али­е­ва и его пре­зи­ден­том Ме­х­ри­бан ха­ным Али­е­вой. Что ка­са­ет­ся не­по­сред­ствен­но ва­ше­го во­про­са, не ду­маю, что у нас есть та­кое опер­ное пред­став­ле­ние в ев­ро­пей­ском му­зы­каль­ном сти­ле и с на­шей по­ста­нов­кой. Знаю, что за ру­бе­жом вы­сту­па­ют от­дель­ные азер­бай­джан­ские ис­пол­ни­те­ли. Но ес­ли речь идет о по­ста­нов­ке в Азер­бай­джа­не не на­ци­о­наль­ной, а имен­но клас­си­че­с­кой опе­ры на ев­ро­пей­ском уров­не, в это по­ка не ве­рит­ся. Хо­тя бы­ла бы очень ра­да это­му.

- Как на­до лю­бить свое ис­кус­ство, что­бы бу­к­валь­но жить им, петь, да­же на­хо­дясь под нар­ко­зом? Что по­со­ве­ту­е­те мо­ло­дым ис­пол­ни­те­лям?

- Я и Фи­дан пе­ре­жи­ли та­кие мо­мен­ты. По­мню, на­хо­дясь в США, мы бы­ли обе проопе­ри­ро­ва­ны. Та­кие не­ожи­дан­ные си­ту­а­ции мо­гут быть в жиз­ни лю­бо­го че­ло­ве­ка. Но ин­те­рес­но то, что, на­хо­дясь под нар­ко­зом, мы обе пе­ли. Вра­чи ска­за­ли, что, с од­ной сто­ро­ны, очень уди­ви­лись, а с дру­гой - по­лу­чи­ли удо­воль­ст­вие. Мы до­воль­ны сво­ей жиз­нью. Все­г­да бы­ли вер­ны сво­е­му ис­кус­ству. Мы ви­де­ли мир, ста­ра­лись про­па­ган­ди­ро­вать азер­бай­джан­скую куль­ту­ру и ис­кус­ство на са­мом вы­со­ком уров­не. Мо­жет, имен­но в этом при­чи­на мно­го­лет­ней за­бо­ты и вни­ма­ния к нам со сто­ро­ны ру­ко­вод­ства стра­ны. В свое вре­мя Гей­дар Али­ев вы­со­ко оце­нил на­ше ма­с­тер­ство. Про­явил к нам ува­же­ние и за­бо­ту. Те­перь осо­бое вни­ма­ние к пред­ста­ви­те­лям куль­ту­ры про­яв­ля­ют пре­зи­дент Иль­хам Али­ев и его су­п­ру­га Ме­х­ри­бан Али­е­ва. Ока­зы­ва­ют им вся­че­с­кую под­держ­ку. Не­дав­но я и Фи­дан ха­ным бы­ли на­граж­де­ны ор­де­ном "Ша­раф". 

Мо­ло­дым ис­пол­ни­те­лям я по­со­ве­тую лю­бить свое ис­кус­ство и ра­бо­тать, что­бы по­сто­ян­но раз­ви­вать­ся. Но преж­де на­до по­лу­чить хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, не тра­тить вре­мя впу­с­тую, ду­мать об ис­кус­стве, а не о том, как бы­с­т­рее стать по­пу­ляр­ным. И со вре­ме­нем их труд при­не­сет свои пло­ды.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

632


Актуально