Автор: Магеррам ЗЕЙНАЛ Баку
Дело было в 1960-е, в Индии, где Рашид пользовался просто невероятной популярностью. Поезд вез делегацию советских деятелей культуры - Тургунбаеву, Масленникову, Михайлова, Плисецкую, Бейбутова и других на концерт в город Хайдарабад. Неожиданно ранним утром поезд совершил аварийную остановку недалеко от конечного пункта. Свет, как водится в таких случаях, погас. И тогда люди в поезде услышали неясный гул толпы, который все нарастал и, наконец, перешел в общее: "Ра-шид! Ра-шид!". Люди скандировали, требовали, чтобы Рашид вышел и спел им. И он пел своим индийским поклонникам с подножки вагона. В Индии Бейбутова обожали, чем охотно пользовалось советское государство, организовывая в этой "дружественной нам" стране частые концерты и присваивая себе всю прибыль, оставляя Рашиду, как и всем другим певцам, фиксированный гонорар в 16 рублей за выступление.
Рашид Бейбутов пользовался огромной популярностью и в Болгарии, Иране, Турции, Эфиопии, Египте, Италии, а также в таких, казалось бы, культурно отдаленных от нас странах, как Бельгия, Венгрия, Финляндия, Чили. За свою долгую, плодотворную творческую карьеру Бейбутов объездил весь мир - часто бывал в Европе, Азии, Латинской Америке. "Его песни до сих пор популярны не только в Азербайджане, но и в других странах, - рассказывает R+ музыкант и певец Эльхан Челябиев. - Когда мы бываем в Москве, я и мой коллега по дуэту Самир Раджабов часто исполняем его песни. И что меня особенно поразило, интеллигентные молодые люди хорошо знают и любят песни Бейбутова". "Однажды был случай, когда группа молодых людей по ошибке взяла у нас диск с его фильмом "Аршин мал алан", и тогда одна из девушек попросила, просто заставила меня переводить текст на русский, так как русской версии фильма у нас при себе не было, - рассказывает Самир Раджабов. - Мы пели его песни и в Грузии, и знаем, что в Тбилиси тоже очень хорошо знают и помнят песни Бейбутова". "Для меня, маленького ребенка, Бейбутов был небожителем, в Баку он жил в том же "профессорском доме", что и моя семья, но только на пятом этаже, - рассказывает Самир. - И потому, наверно, у нас в семье к нему относились с особым трепетом".
Великая школа
Как и многие азербайджанские известные музыканты, певцы и композиторы, Рашид Бейбутов, родившийся в Тбилиси, вел свою родословную из Шуши, откуда был родом его отец, профессиональный тарист Меджид.
"Шуша для большинства азербайджанцев того времени - начала XX века - была настоящей кузницей искусств, школой, в которой все учились друг у друга, - рассказывает R+ искусcтвовед Лачин Самедзаде. - Поэтому неудивительно, что в этой среде появлялись такие люди, как Рашид и многие другие, - композиторы, музыканты, певцы". В большом доме Бейбутовых в Тбилиси часто играла музыка - репетировали песни и даже ставили любительские спектакли и оперетты для друзей и знакомых. Затем Рашид получил практику в школьном, а затем студенческом оркестре. Важной особенностью его характера была открытость разным музыкальным течениям. В этом и кроются секрет популярности Рашида в мире, а также его собственная, "фирменная" манера исполнения.
Помимо школы народной музыки, Рашиду было где поучиться. Тут и военные оркестры, и любительские театры, и профессиональные эстрадные коллективы. Переехав после армии в Ереван, Рашид, как и многие в его пору, увлекся джазом и стал участником джазового оркестра, где очень скоро выступал солистом.
Рашид тогда много гастролировал по Союзу, набирался опыта, часто встречался с разными именитыми музыкантами и коллективами, одним из которых был джазовый оркестр самого Утесова - самая популярная "группа" того времени. Все это было для него хорошей школой, позволившей стать профессионалом.
Летом 1941-го в Москве должен был состояться очередной всесоюзный эстрадный конкурс. Бейбутов, тогда еще молодой, но уже бывший относительно заметной фигурой на эстраде, тщательно готовился к нему. Однако началась Великая Отечественная война, и он наряду с другими музыкантами стал выступать в воинских частях на фронте. В Крыму он выступал в окопах и землянках, очень часто в совершенно неприемлемых условиях. Как это обычно бывало во фронтовые дни, концерт мог проходить в любое время суток и при любых погодных и прочих условиях. Совсем как в фильме "Отец солдата".
Бакинский успех
Была в этом некая закономерность, но истинная слава пришла к Рашиду только после того, как он переехал в Баку. В 1943 году он встретился с главой официальной власти - первым секретарем ЦК КП Азербайджана Мирджафаром Багировым. Один из свидетелей так передает эту встречу.
"Ты кто?" - спросил Багиров. - "Певец", - ответил Бейбутов. - "Я знаю… Как тебя зовут?" - "Рашид, внук ашуга Бейбуталы, сын ханенде Меджида". - "Тогда почему на афишах пишут Рафаэль?". И Багиров добавил: "Иди и помни - ты азербайджанец и должен жить и петь в Баку, для Азербайджана…".
У Рашида действительно был одно время такой псевдоним, но он от него отказался и уже под собственным именем стал выступать в Баку. Решение это оказалось переломным в его судьбе.
Дело в том, что в те далекие, бедные военные годы началась подготовка к съемкам музыкальной комедии Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан", и главная роль была предложена Рашиду. Изначально на роль Аскера выдвигались несколько бакинских актеров, но постановщики увидели выступление Бейбутова в Доме офицеров и выбрали именно его.
"На тот момент это уже была самая известная из работ Узеира, и Рашид наверняка хорошо понимал, какое огромное значение будет иметь будущий фильм, - говорит искусствовед Лачин Самедзаде. - Конечно, он хорошо осознавал и ответственность, которая ложилась на него, если бы фильм не удался, и особенно его собственная роль".
Партию Аскера Рашид знал еще с самого детства, с той самой тбилисской поры, когда ребенком участвовал в домашних постановках. И, тем не менее, были долгие и изнурительные репетиции, ведь теперь Рашиду надо было не просто петь, но и создавать драматический образ своего героя. Как вспоминал потом сам Рашид, работа в первой в его жизни картине была трудной - ведь это очень сильно отличалось от игры в театре: могла сниматься сначала последняя сцена, а потом первая, и нужно было морально готовить своего героя.
В кинотеатрах долгожданный фильм, о съемках которого знал весь Азербайджан, появился в 1945-м. Закономерно, что показы сопровождались огромными очередями. Люди шли на картину по нескольку раз, а у кинотеатров очень скоро стали продаваться фотографии сцен из "Аршин мал алана".
"Разумеется, во многом своим успехом фильм был обязан Рашиду, - говорит искусствовед. - Конечно, и сам Бейбутов после фильма сразу стал самым популярным актером, его начали узнавать на улицах, а его арии мгновенно ушли в народ". К Рашиду с фильмом пришла истинная слава, и вскоре он стал солистом Азербайджанской государственной филармонии. После этого карьера Бейбутова шла только вверх.
Сегодня, прокручивая его жизнь в ретроспективе, понимаешь, что, не останься он в Баку, жизнь его могла бы пойти совсем по другому пути. И тогда могло бы не быть того индийского поезда и тех поклонников, которые кричали: "Ра-шид! Ра-шид!".
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: