26 Декабря 2024

Четверг, 17:00

МНОГОГРАННАЯ АКТРИСА СВОБОДЫ

Азербайджан отметил 94-летие со дня рождения великой актрисы Лейлы Бадирбейли

Автор:

21.01.2014

На ее счету много сильных и разноплановых женских образов. Она была и женой Мирзы Фатали Ахундова и Фатали хана, и ханской дочкой, полюбившей Кероглу. У нее были десятки киноролей и около сотни в театре, но запомнилась она, прежде всего, одной из своих первых работ - образом Гюльчохры в известной музыкальной комедии "Аршин мал алан".

 

В честь Лейлы  

"Карьера в кино Лейлы Бадирбейли была более чем успешной, - говорит в беседе с R+ историк кино, критик, заслуженный деятель искусств Айдын Кязимзаде. - Она снялась более чем в пятидесяти художественных и телевизионных фильмах, а также в телеспектаклях, создавая удивительные и совершенно отличные друг от друга образы наших бабушек, жен и сестер. В кино она пришла благодаря удачному стечению обстоятельств, снявшись в маленькой роли юной пионерки в фильме "Три песни о Ленине", - рассказывает критик. - Но в итоге ее приход  в кино стал большой удачей и для всего Азербайджана, с того самого момента, когда вышел в свет "Аршин мал алан". Как отметил Айдын Кязимзаде, во многом популярностью своей этот фильм был обязан Лейле Бадирбейли. 

Фильм имел такой успех, что один из посмотревших его в Болгарии написал азербайджанским кинематографистам, что не знал, как назвать недавно родившуюся дочь, и теперь, наконец, решил назвать ее Лейлой в честь актрисы, сыгравшей главную женскую роль в этой картине. 

В актерской жизни Бадирбейли было далеко не все так просто. В 1944 году вовсю шла подготовка к созданию этого фильма. Был госзаказ - сделать для уставших от войны жителей Азербайджана некую отдушину, праздник, который должен предшествовать будущей победе над фашизмом. И одним из самых серьезных вопросов в фильме была роль Гюльчохры. На нее претендовали более 50 актрис. В конце концов выбрали Бадирбейли, однако требования к ней были чрезвычайно жесткими. Режиссер фильма Рза Тахмасиб даже в процессе съемок не исключал возможности замены любого актера и требовал от них выкладываться по полной. Просмотрев кадры первых съемок, он остался недоволен игрой Бадирбейли и заявил девушке, что подумывает ее заменить. Решения режиссер не принял, но этих слов уже было достаточно, чтобы юная актриса пришла в отчаяние. Она отправилась к Узеиру Гаджибекову и впоследствии так пересказала их встречу: "Я сказала Узеир беку, что не снимусь в роли Гюльчохры, и разрыдалась". И тогда композитор воодушевил актрису, сказав, что видел пробные сцены, лично ему они понравились, что она на самом деле талантлива, и все, что ей нужно, - это трудиться и выкладываться в этой роли.  Стоит ли говорить, что было потом, какой успех имела эта картина впоследствии.  

Впрочем, с фильмами Бадирбейли не всегда везло. "Так, в "Кероглу" она играла ханскую дочку Нигяр, влюбленную в молодого Ровшана. На своем пути героиня Лейлы преодолевает массу препятствий, и актрисе удалось показать внутренний мир находящейся в постоянном стрессе героини, - рассказывает киноэксперт. - Однако сам фильм в целом получился слабым, и игру актеров многие зрители просто не стали оценивать".

 

Кино и театр 

Лейла родилась в семье Агалара Бадирбейли, из рода шамкирских беков. В 1936 году она стала солисткой ансамбля песни и пляски Азербайджана, в котором трудилась вплоть до 1942 года. В 1942 году по приглашению руководства АзДТ имени М.Азизбекова Бадирбейли стала выступать на его сцене. Позднее она рассказывала: "Театр связан для меня с именами таких корифеев, как Мехти Мамедов, Адиль Искендеров, Алигейдар Алекперов. Моя деятельность в кино и театре пришлась на военное время, но, несмотря на это, эти годы были очень плодотворными в мире искусства, и для меня в том числе".

Она была из тех, кто высоко ценил свободу игры. В большинстве стран было обычной практикой, когда режиссер позволял актерам  импровизировать. В советской же школе все было строже. Поэтому актерам гораздо лучше удавались эпизодические или небольшие роли.

Превосходными были и ее маленькие роли. "Небольшая по объему роль Халиды в фильме "Ее большое сердце" получилась яркой, психологически глубокой, - рассказывает Кязимзаде. - Ей удалось отлично изобразить женщину, способную отказаться от любимого человека, узнав, что он ослеп на войне, - это одна из сильнейших киноролей Лейлы". 

"Она всегда скрупулезно изучала своих героинь, - говорит кинокритик. - Играя жену Фатали хана, она сумела создать образ сильной и умной женщины, доброй матери, но при этом и человека, способного держать в руках оружие". Точно так же в театральных постановках разными, но качественными по художественной выразительности были романтические, поэтические роли Оливии и Дездемоны в шекспировских спектаклях. Столь же глубока была ее не очень большая роль волевой и принципиальной Алмас в одноименной пьесе Джафара Джаббарлы. В работах Бадирбейли всегда чувствовалась склонность к самостоятельности, собственному осмыслению исполняемой роли.

"В театре она часто играла и главные роли, и делала это блестяще, начиная с самой первой своей роли Зохры в спектакле по пьесе Мирзы Ибрагимова "Любовь", - вспоминает Кязимзаде. - Все эти годы работы в театре она ставила перед собой только высокую планку и никогда ее не опускала".

Конечно, в успехе Бадирбейли была заслуга и режиссеров. И тут важно отметить руководителей ее театральных работ - Адиля Искендерова, Мехти Мамедова, Тофика Кязимова. Именно в спектакле Кязимова "Ложь" по пьесе Сабита Рахмана Бадирбейли создала один из самых глубоких своих характеров - Шелале, племянницу "черной старухи" Тарлан ханым. Это очень многообразный, передающий и дополняющий авторскую задумку образ - тонкий и эмоциональный, с убедительным, естественным психологизмом. Она очень хорошо показала, как ее застенчивая и скромная героиня под влиянием авторитетной родственницы превращается в наглую и расчетливую преступницу, обманывающую своих троих мужей. Тут было все: и актуальность, и художественная правда.

Помимо работ в кино и театре Лейла Бадирбейли запомнилась нашему зрителю передачей "Утренние встречи", которую с 1973 года на протяжении одиннадцати лет вела вместе с другим известным актером театра Лютфи Мамедбековым.

 

Всесоюзная слава

"Я был вместе с ней во многих городах Советского Союза. Везде Лейлу ханым встречали аплодисментами, - рассказывает Кязимзаде. - И всюду, куда бы она ни приезжала, привозила с собой подарки: кялагаи, национальные туфли-чарыхи, сувениры и преподносила их известным актрисам тех республик, где мы были. У нее было очень открытое и щедрое сердце". 

Как-то уже после развала Союза в Москве проходили Дни азербайджанского кино и актеры оставались в гостинице "Россия", где было правило: как только заканчиваются Дни кино, на следующее утро нужно немедленно съехать и освободить место для другой делегации. "После мероприятий мы собрались и снесли наши вещи вниз. Лейле ханым еще нужно было остаться в Москве, и мы нашли ей место в небольшой гостинице при посольстве Азербайджана, - рассказывает киновед. - Когда мы снесли ее чемоданы, женщина-регистратор спросила ее: "Лейла ханым, почему вы уезжаете?". - "Как почему? - ответила она. - Вы же сами велели нам поскорее выписываться". - "Вся делегация должна выписаться, - подтвердила женщина, - но к вам это не относится. Вы можете оставаться здесь столько, сколько захотите, - и добавила: - Каждый раз, когда вы спускались в фойе, все девушки в гостинице оставляли свои дела и выходили посмотреть на вас!". 

Кязимзаде вспоминает также Дни азербайджанского кино в Туркменистане. В делегации, председателем которой был Азад Шарифов, были такие виднейшие актеры отечественного кинематографа, как Расим Балаев, Гасан Мамедов, Гамида Омарова, и другие. "Нас пригласили на торжественный ужин, и Азад муаллиму предложили быть тамадой вечера. Но он ответил: "Пусть тамадой будет Лейла ханым", - говорит Кязимзаде. - Мы все растерялись, но туркмены зааплодировали, и Лейла ханым встала. Сначала она рассказала о Туркменистане, потом о его культуре, о самых известных культурных деятелях и актерах. Мы знали, что у Лейлы Бадирбейли блестящий интеллект, но никто не ожидал, что она сможет вот так непринужденно выступать в роли тамады.

После ужина к ней подошел известный туркменский актер Баба Аннанов, встал перед ней на колени и сказал: "Когда я в детстве впервые посмотрел "Аршин мал алан" с вашим участием, я влюбился в этот фильм, в голос Рашида Бейбутова и в вас. И я мечтал, что когда-нибудь приеду в Баку, найду вас и поговорю с вами. Вы должны знать, что своим выбором профессии актера я обязан исключительно вам!". "Это была очень трогательная сцена", - рассказывает киновед. 

В последние годы Бадирбейли мало играла. Она сильно болела и переживала внезапный уход из жизни мужа и дочери. Также с горечью она смотрела на тяжелое состояние кино и театра в голодные и отягченные войной 90-е годы. За несколько лет до смерти Бадирбейли опубликовала письмо, где говорила следующее: "Уже семь лет мы находимся на военном положении, и наш богатый национальный кинематограф, мне кажется, может погибнуть… А ведь у нас сейчас есть столько тем, достойных быть навечно запечатленными в памяти народной…"



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

656


Актуально