Автор: Зохра ФАРАДЖЕВА Баку
Годы отняли у нее многое. Молодость, игривость… А потом судьба нанесла самый тяжелый удар - отняла единственного сына Талеха. Теперь ее жизненную энергию поддерживали только страсть к музыке, желание сочинять новые и новые песни, изливая в них и любовь, и горе. "Если не буду сочинять музыку, не смогу жить", - говорила она.
…Сохранившиеся в ее памяти воспоминания были подобны рассыпанной стае журавлей. А устремленные вдаль глаза - взор, обращенный внутрь. Она молчала, словно стараясь привести в порядок разрозненные воспоминания. Потом неспешно приступала к повествованию о своей жизни.
"Руками играет, а ногами танцует"
Ей не надо было говорить, что она родом из Шеки. Об этом свидетельствовал ее все еще сохранившийся сладкий шекинский говор. Однако беседу она начинала именно с Шеки - своей древней родины. Для Шафиги ханым Шеки был местом рождения не только ее самой, но и ее прекрасных мечтаний. Она появилась на свет 24 января 1924 года в центре Шеки - в "генджлер мехеллеси" ("Квартал молодых". - Ред.). Сама Шафига ханым рассказывала о том дне: "Проведать маму пришло много родственников. Но когда после родов она открыла глаза, то увидела возле себя только одну родственницу. На вопрос: "А куда ушли остальные?", та ответила, что умер великий вождь Ленин и все пошли на митинг. Услышав это, мать посмотрела на меня и сказала: "Дитя мое, в какой же плохой день ты родилась…"
В воспоминаниях детства была девочка, очарованно созерцавшая из окна красоту природы. Возвышавшиеся недалеко горы, зеленые леса и усеянные яркими цветами луга на их склонах напевали в один голос нежную и хрупкую мелодию. Иногда к ним присоединялась и маленькая Шафига. Когда семья переехала в Баку, она была еще ребенком. Хотя они и жили уже в Баку, все равно часто ездили в Шеки. Почти все лето проводили там. Училась она сначала в 6-й школе, а потом в 173-й. Технические предметы ее не очень привлекали. А к музыке Шафигу влекло. Это видели и родители. Мама, Зулейха, радовалась, что ее дочь занимается музыкой. На вопрос: "Чем занимается твоя дочь Шафига?", отвечала с улыбкой: "Руками играет, а ногами танцует".
Отец, Гулам, был человеком очень серьезным и даже угрюмым. В 1917-20 гг. находился на партийной работе, был первым секретарем Компартии в Шеки, Гахе, Балакенском регионе. Поэтому его называли "большевик Гулам". Он не хотел, чтобы кто-то из членов семьи был музыкантом. Любовь к музыке 13-летней дочери выводила отца из себя. А Шафига жила в своем мирке. Она так красиво исполняла на пианино некоторые песни… Чтобы дочь не занималась музыкой, отец даже на некоторое время повесил на пианино замок. А однажды наказал ее за то, что она тайно ходила в консерваторию, - в снежную, морозную погоду оставил ее за дверью. Ночь она провела у соседей. Но принимаемые отцом жесткие меры не возымели успеха. Усиливающаяся с каждым днем любовь к музыке овладела всем существом Шафиги ханым.
Отец боялся, что, занявшись музыкой, искусством, его дети будут испытывать материальные затруднения. Он хотел, чтобы сын и четыре дочери выбрали себе профессии, которые обеспечили бы им спокойную жизнь. Однако выбор уже был сделан, и по велению сердца Шафига Ахундова решила стать музыкантом.
Судьба благоволила к ней. Ее сестра Зумруд ханым преподавала в университете, а ее муж - Ариф Дадашзаде был известным ученым. К ним часто заходили в гости самые уважаемые люди города. Там и познакомился с этой талантливой девочкой начальник Управления делами Министерства культуры, писатель Мирза Ибрагимов. Слова Зумруд ханым: "Мирза, может, познакомишь Шафигу с Узеир беком?" пришлись по душе писателю. В 1940 году Мирза Ибрагимов позвонил Узеиру Гаджибекову и рассказал ему о таланте Шафиги ханым, о том, что она сочиняет музыку. С интересом выслушав его, композитор сказал: "Пошли ее ко мне". Эта весть крайне обрадовала Шафигу ханым. В тот же день она отправилась к Узеир беку вместе с сестрой Зумруд.
Пример настоящего человека
Композитор встретил их ласково. Попросил Шафигу ханым сыграть что-нибудь. Та застенчиво села за пианино. Сыграла и спела песню "Бала" ("Дитя") на слова ашуга Мирзы Байрамова, которую впервые перенесла на ноты. …Радость и волнение того дня Шафига ханым переживала даже спустя многие годы. Ведь сам Узеир бек одобрил ее песню, а услышанные от него добрые слова о ее композиторском таланте воодушевили девочку на всю жизнь.
В те годы Узеир бек открыл при консерватории подготовительные курсы, которые могли посещать все, кого интересовала музыка, у кого был талант. Шафига ханым сначала обучалась в отделении для тара, а потом и на этих курсах. В классе гениального композитора она изучала композицию и основы азербайджанской народной музыки.
Узеир бек был для нее не только незаменимым учителем, но и примером настоящего человека. Шафига ханым с благодарностью вспоминала его заботу, благожелательность в отношении студентов: "Были тяжелые военные годы. Однажды, заметив на уроке, что у меня неважный вид, Узеир бек спросил: "Может, ты голодна?". Я застенчиво ответила: "Нет". Но Узеир бек достал принесенный с собой бутерброд с маслом и отдал его мне. В те годы на свои гонорары он оказывал материальную помощь мне и молодому композитору Агабаджи Рзаевой. В 1944 году мы должны были принять участие в Закавказской декаде музыки. Агабаджи и я пришли в кабинет Узеир бека. Истрепанность нашей одежды не ускользнула от его внимания. Приказал обеспечить нас пальто, заказал в ателье костюмы. Даже поручил, чтобы фасоны для костюма выбрала Шовкет Мамедова".
Потеряв в марте 1943 года талоны на хлеб, Шафига ханым оказалась в безвыходном положении. Прослышав об этом, Узеир бек немедленно позвонил директору Театра оперы и балета и попросил принять ее на работу. Несколько лет Шафига ханым проработала в этом театре суфлером. "Узеир бек не ограничивался обучением своих учеников тайнам музыкального искусства, - говорила Шафига ханым. - Он всегда был для нас и материальной, и моральной опорой. Мы знали, что есть человек, который, как родной отец, заботится о нас, оберегает и ждет от нас новых достойных произведений. Мы же работали с огромным энтузиазмом, не ведая усталости".
В годы войны Шафига Ахундова сочиняла песни и марши, воодушевляющие бойцов. Песни молодого композитора "Рёя", "Зяфяр марши", "Ня гёзял", "Яшатдын элляри" и др. пронизаны решимостью бороться и верой в победу. Прекрасными исполнителями ее песен были такие выдающиеся мастера, как Бюльбюль, Шовкет Мамедова и другие известные певцы.
Хаджар в музыке
Шафига Ахундова стала первой на Востоке женщиной-композитором, испробовавшей свои силы в оперном жанре. Вот как вспоминала Шафига ханым дни, когда писала музыку к радиопостановке Искандера Джошгуна "Гялин гаясы" по одноименной повести Сулеймана Рагимова: "Был 1972 год. Писатель Сулейман Рагимов предоставил радио свою повесть. Потом позвонил и выразил желание, чтобы музыку к постановке сочинила я. Я и до этого писала музыку ко многим постановкам. Удачной оказалась музыка и к этой радиопостановке".
Однажды Сулейман Рагимов пришел к ней в гости. На его слова: "Я решил, что ты должна сочинить оперу по этой повести" она сначала ответила отказом: "Не сумею. Это очень тяжелая работа. До сих пор ни одна женщина не писала оперу". Сулейман муаллим был непреклонен в своем желании: "До Хаджар ни одна женщина не садилась в седло, чтобы отправиться воевать вместе с мужем. Разве Хаджар не справилась с этим? Справилась и воевала. И ты сможешь написать. Ты уже сочинила основную музыку в радиопостановке. Будь смелее и приступай к работе". Вот так Шафига ханым взялась за крайне трудное и ответственное дело. Все семь месяцев работы над оперой она, по ее собственным словам, "была под домашним арестом".
Талант и труд принесли свои плоды. Шафига Ахундова вписала свое имя в историю музыки как первая женщина-композитор - автор оперы не только в Азербайджане, но и на всем Востоке. Между тем находились такие, кого не радовал ее успех. Первое время она сталкивалась с сильным противодействием. В день премьеры оперы "Гялин гаясы" она очень волновалась. Премьера прошла успешно, и первым, кто ее поздравил, был Сулейман Рагимов. Подойдя, он радостно сказал: "Как Хаджар Гачаг Наби, ты оседлала скакуна и перебила саблей всех недоброжелателей!".
Все, что хотела
Шафига Ахундова была счастливым композитором. Одним из почитателей ее произведений был ее отец, хотя в свое время, в отличие от матери, всячески противился ее желанию посвятить себя музыке. Спустя годы он все-таки понял, что заблуждался. Но Шафига ханым уже не осуждала отца, пройдя через суровые испытания жизни. Хотя она и не жалела о своем выборе, однако через годы испытаний стала лучше понимать отца, преодолев столько трудностей на этом пути… Шафига ханым говорила: "Завистники были всегда. Но я не придавала им значения. У меня были сильная воля и характер. Именно поэтому я добилась в искусстве всего, чего хотела".
Благодаря таланту и воле Шафига ханым стала автором более 600 песен, оперетты "Эв бизим, сирр бизим" ("Дом наш, тайна наша"), пьес для струнного квартета, спектаклей "Айдын", "Элвида, Хиндистан!" ("Прощай, Индия!"), "Ня учун яшайырсан?" ("Для чего ты живешь?") и др., музыки к детским спектаклям "Тялхяйин нагылы" ("Сказка клоуна"), "Довшанын ад гюню" ("День рождения зайца") и пр., оперы "Гялин гаясы". Хотя и несколько запоздало, но все же в 1998 году она, наконец, была удостоена звания "народный артист", а в 2004 году была награждена орденом "Шохрет".
Композиторское искусство принесло ей известность и огромную любовь слушателей. Вместе с тем на этом пути ей пришлось преодолеть большие трудности, пережить много горьких дней. Хотя ее семейная жизнь и длилась недолго, она никогда не осуждала бывшего мужа. Говорила полушутя-полусерьезно: "Что же ему, бедняге, оставалось делать? Придя домой, мужчина должен найти готовый обед, встретить женскую заботу. У меня же на все это не было времени". Единственного сына Талеха она вырастила одна. Талех был очень талантливым композитором. Но ему не повезло, судьба оказалась немилостива к нему... Некоторое время от Шафиги ханым скрывали весть о смерти сына.
Тяжело болея, с незаживающей раной в сердце, она ждала своего 90-летия. Шафига ханым очень любила жизнь. И хотела сочинять новые песни. После длительной и тяжелой болезни 26 июля 2013 года Шафига Ахундова скончалась в больнице. 90-летие композитора поклонники музыки отмечают уже без нее…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: