26 Декабря 2024

Четверг, 05:05

ОДНА В ОКЕАНЕ МУГАМА

Заслуженная артистка Фергана ГАСЫМОВА рассказала R+ о своем сольном проекте

Автор:

25.02.2014

На­ша встре­ча с Фер­га­ной Га­сы­мо­вой со­сто­я­лась во вре­мя ре­пе­ти­ции - ха­нен­де го­то­ви­лась к со­ло-кон­цер­ту. Не толь­ко ма­не­ра об­ще­ния, но и стиль ис­пол­не­ния, им­про­ви­за­ции, нов­ше­с­т­ва, ис­поль­зу­е­мые ею, про­буж­да­ли во мне од­ну-един­ствен­ную мысль: "Де­ре­во рас­тет на кор­ню". Эта мысль, воз­мож­но, и лег­ла в ос­но­ву всех мо­их во­про­сов, ко­то­рые я за­да­ла за­слу­жен­ной ар­тист­ке Азер­бай­джа­на Фергане ГАСЫМОВОЙ, до­че­ри все­мир­но из­ве­ст­но­го ис­пол­ни­те­ля му­га­ма, на­род­но­го ар­ти­с­та Али­ма Га­сы­мо­ва. 

- Не­дав­но со­сто­я­лась пре­зен­та­ция ва­ше­го пер­во­го со­льно­го аль­бо­ма "Yalnыz ona doьru" ("Толь­ко к не­му"). А 28 фе­в­ра­ля вы вы­сту­пи­те с со­льным кон­цер­том во Двор­це Гей­да­ра Али­е­ва. Как по­яви­лась и ко­му при­над­ле­жит идея пре­зен­то­вать сра­зу два круп­ных про­ек­та за один ме­сяц?

- Аль­бом го­тов с 2013 го­да. А пре­зен­та­ция за­дер­жа­лась в си­лу не­ко­то­рых фи­нан­со­вых во­про­сов. Фир­ма, ор­га­ни­зо­вав­шая пре­зен­та­цию, на­зна­чи­ла эту це­ре­мо­нию на фе­в­раль, ру­ко­вод­ству­ясь сво­и­ми пла­на­ми. Что же до кон­цер­та, к со­вме­ст­ной под­го­тов­ке к не­му мы так­же при­сту­пи­ли в про­шлом го­ду вме­с­те с от­цом. Позд­нее на­ши твор­че­с­кие ус­т­рем­ле­ния ув­лек­ли нас в дру­гое рус­ло. Про­из­ве­ли боль­шие из­ме­не­ния в кон­церт­ной про­грам­ме, при­влек­ли до­пол­ни­тель­ные ин­стру­мен­ты. Од­наж­ды от­ец ска­зал мне, что раз так ув­лек­лась, бе­ри свой дэф (удар­ный ин­стру­мент, ко­то­рым ис­пол­ни­тель му­га­ма под­дер­жи­ва­ет ритм) и сту­пай. На сце­ну вый­дешь од­на. То­г­да и бы­ло ре­ше­но, что кон­церт бу­дет со­льным. По су­ти, ре­а­ли­за­ция двух про­ек­тов в од­ном ме­ся­це во­все не спла­ни­ро­ван­ная ак­ция. Это про­стая слу­чай­ность. Что же ка­са­ет­ся во­про­са об идее ди­с­ка, я са­ма ре­ши­ла пред­ста­вить ис­пол­ня­е­мые мною пес­ни так, как хо­чет­ся мне. Я не вклю­чи­ла в не­го му­га­мы, т.к. му­гам - край­не тя­же­лая му­зы­ка. Под­го­тов­ка, ис­пол­не­ние и пред­став­ле­ние му­га­ма в ви­де ди­с­ка тре­бу­ют ог­ром­ной от­вет­ствен­но­с­ти. Пес­ню "Дур­на­лар" мы под­го­то­ви­ли со­вме­ст­но с аран­жи­ров­щи­ком Ру­с­та­мом Зей­нал­лы. Кро­ме то­го, в аль­бом вклю­че­ны две пес­ни, со­чи­нен­ные мною: од­на ту­рец­кая пес­ня, "Оху, Алим", и еще од­на за­ру­беж­ная. А пос­ле то­го как все пес­ни бы­ли го­то­вы, я по­про­си­ла от­ца, что­бы на этом ди­с­ке про­зву­чал и его го­лос. По­это­му мы со­вме­ст­но под­го­то­ви­ли и ис­пол­ни­ли пес­ню Джа­хан­ги­ра Джа­хан­ги­ро­ва "Сев­ги­лим" в со­про­вож­де­нии ритм-груп­пы "На­тиг".

- А что по­сле­ду­ет за эти­ми со­ло-про­ек­та­ми? Мож­но ли ска­зать, что от­ец от­пу­с­тил вас в сво­бод­ное пла­ва­ние в оке­ан му­га­ма? От­ны­не Алим бу­дет си­деть не ря­дом с ва­ми на сце­не, а вме­с­те с на­ми, зри­те­ля­ми?

- Му­гам и в са­мом де­ле на­сто­я­щий оке­ан. Но ес­ли да­же я бу­ду плыть од­на, ря­дом обя­за­тель­но бу­дет ох­ра­ня­ю­щий ме­ня от­ец. Он бу­дет на­блю­дать за мной и на­прав­лять ме­ня. Что же ка­са­ет­ся то­го, что я бу­ду все­г­да вы­сту­пать од­на, это­го не бу­дет. Это про­сто как не­боль­шой про­ект. Че­ст­но го­во­ря, от­ец все­г­да го­во­рил мне, что­бы я на­ча­ла вы­сту­пать со­ло. На те­ле­ка­на­лах я в оди­ноч­ку ис­пол­ня­ла му­га­мы "Ча­хар­гях", "Ма­хур-хинд". Бы­ли у ме­ня и со­льные за­ру­беж­ные вы­ступ­ле­ния. Но все­г­да ду­ма­ла, что со­льное ис­пол­не­ние мне, ско­рее все­го, не нуж­но. Так как все­г­да счи­та­ла, что мы долж­ны сле­до­вать по это­му пу­ти вме­с­те. Чув­ство­ва­ла, что, ша­гая вдво­ем, пле­чом к пле­чу, мы по­ко­ря­ем бо­лее вы­со­кие вер­ши­ны. Во мне нет же­ла­ния ид­ти од­ной. Воз­мож­но, в иной си­ту­а­ции, ря­дом с дру­гим че­ло­ве­ком я бы по­ду­ма­ла, что по­ра уже про­явить се­бя. Но на этом пу­ти цель со­сто­ит не в том, что­бы про­явить се­бя. Будь у мо­е­го от­ца же­ла­ние ид­ти по это­му пу­ти в оди­ноч­ку, он ни­ко­г­да не стал бы вы­хо­дить на сце­ну вме­с­те со мной, де­лить­ся сво­ей сла­вой и ус­пе­хом. На этом пу­ти у нас нет сло­ва "я", есть толь­ко "мы". То, что я те­перь даю со­льный кон­церт, не зна­чит, что я рас­ста­юсь с Али­мом Га­сы­мо­вым. Это на­до рас­це­ни­вать как по­ощ­ри­тель­ный шаг с его сто­ро­ны в ка­че­с­т­ве мо­е­го на­став­ни­ка. Он все­г­да на­ка­зы­вал мне по­про­бо­вать пой­ти по это­му пу­ти од­ной, по­знать его. Он от­пра­вил ме­ня, слов­но го­лу­бя, в сво­бод­ный по­лет, что­бы по­смо­т­реть, ка­кую вы­со­ту я смо­гу по­ко­рить.

- На сай­тах со ссыл­кой на вас пи­са­ли, что вы на­зва­ли Али­ма Га­сы­мо­ва сво­им кон­ку­рен­том, и Алим му­ал­лим рас­це­нил это как шаг, спо­соб­ству­ю­щий раз­ви­тию. По­че­му имен­но Алим Га­сы­мов? Ведь все ви­дят в вас не его со­пер­ни­ка, а дочь, вос­пи­тан­ни­цу, на­пар­ни­цу. Не бо­и­тесь про­иг­рать?

- Я то­же слы­ша­ла про это вы­ска­зы­ва­ние, хо­тя са­ма ни­ко­г­да не го­во­ри­ла та­ко­го. На­обо­рот, это от­ец все­г­да го­во­рит, что Фер­га­на мне не на­пар­ни­ца, а со­пер­ница, кон­ку­рентка. У ме­ня же по­доб­но­го да­же в мыс­лях не бы­ло. Я люб­лю от­ца всем серд­цем. Я за­бо­чусь о нем, он обо мне. Ко­г­да-то я, мо­жет быть, до­го­ню от­ца, и то­г­да бу­дут го­во­рить, что ис­пол­ня­ет, как Алим Га­сы­мов. Алим Га­сы­мов - серд­це, бью­ще­е­ся в мо­ей гру­ди, воз­дух, ко­то­рым я ды­шу. Но не со­пер­ник, ни в ко­ем слу­чае. Меж­ду от­цом и до­че­рью есть мо­мент, ко­то­рый яв­ля­ет­ся со­в­сем дру­гой все­лен­ной. 

- Раз уж вы са­ми из­бра­ли сво­ей це­лью вер­ши­ну Алим Га­сы­мов, мож­но ли ска­зать, что Фер­га­на Га­сы­мо­ва стре­мит­ся стать "Али­мом Га­сы­мо­вым" сре­ди жен­ских ис­пол­ни­те­лей му­га­ма?

- Да, я на­це­ле­на на эту вер­ши­ну. По­то­му что учусь имен­но у сво­е­го от­ца. По чьим сто­пам я мог­ла пой­ти в му­га­ме? Ес­те­с­т­вен­но, Али­ма Га­сы­мо­ва. Ес­ли при упо­ми­на­нии вер­ши­ны му­га­ма на ум при­хо­дит Алим Га­сы­мов, упо­ми­на­ют­ся его ма­не­ра ис­пол­не­ния, но­ва­тор­ство, энер­гия, не­обыч­ность, то пос­ле не­го по это­му пу­ти бу­дет сле­до­вать его на­след­ник или на­след­ни­ца, без раз­ни­цы. По­то­му что есть че­ло­век, ко­то­рый все вре­мя на­хо­дит­ся ря­дом с ним, впи­ты­ва­ет, как губ­ка, все его твор­че­с­т­во, - это я. По­это­му на этом пу­ти на­до от­бро­сить де­ле­ние на муж­чин и жен­щин, из­брав в ка­че­с­т­ве це­ли толь­ко му­гам, лю­бовь к не­му, его ис­пол­не­ние, про­па­ган­ду, слу­же­ние ему.

- В Азер­бай­джа­не мно­го ис­пол­ни­те­лей му­га­ма, но толь­ко Алим Га­сы­мов сво­ей не­обыч­ной ма­не­рой ис­пол­не­ния со­вер­шил, мож­но ска­зать, меж­ду­на­род­ную ре­во­лю­цию. А ка­кая ва­ша це­ле­вая ау­ди­то­рия - за­ру­беж­ная или вну­т­рен­няя?

- Ес­те­с­т­вен­но, вну­т­рен­няя. Ис­пол­няя му­гам, от­ец, преж­де все­го, слу­жит не ау­ди­то­рии, а сво­е­му вну­т­рен­не­му ми­ру. По­том уже он пред­став­ля­ет ау­ди­то­рии му­гам, иду­щий из глу­би­ны ду­ши. А пре­дан он все­це­ло, ко­неч­но, Азер­бай­джа­ну. Имен­но со­еди­нив свою лю­бовь с лю­бо­вью к Азер­бай­джа­ну, он и вы­ез­жа­ет за ру­беж. Я и в этом по­хо­жа на не­го, как и во всем дру­гом.

- В од­ном из ин­тер­вью вы ска­за­ли, что не пе­ре­ва­ри­ва­ю­щие ус­пе­хи от­ца стре­мят­ся стать пре­гра­дой на ва­шем пу­ти. Мож­но ли рас­це­нить со­ло-кон­церт и как мес­седж этим лю­дям?

- Нев­з­лю­бив­шие от­ца лю­ди есть, но это не зна­чит, что им не нра­вит­ся его ис­пол­не­ние. Про­сто в твор­че­с­т­ве от­ца есть эле­мен­ты со­в­сем ино­го пла­на. Он су­мел раз­ру­шить не­ко­то­рые сте­рео­ти­пы, при­внес в му­гам мно­го но­виз­ны. По­это­му име­ло ме­с­то рев­ни­вое от­но­ше­ние к не­му. Ко­г­да я за­го­во­ри­ла об этом мо­мен­те, от­ец объ­яс­нил мне, что на­до с по­ни­ма­ни­ем от­не­стись к ним. Они бы­ли ве­ли­ки­ми ма­с­те­ра­ми сво­ей эпо­хи. И то, что по­явил­ся нек­то, кто раз­ру­шил со­здан­ное ими, вы­зва­ло в них чув­ство оп­ре­де­лен­но­го ди­с­ком­фор­та. Это нель­зя на­звать за­ви­с­тью. Это - те­че­ние жиз­ни. Но в от­но­ше­нии ме­ня та­кие проб­ле­мы уже не воз­ник­нут, т.к. все на­ки­пев­шее уже пред­ос­та­точ­но вы­ска­за­но в ад­рес от­ца. И все ска­зан­ное уже по­за­бы­то. Эта поч­ва уже дав­но оро­ше­на до­ждем, и зем­ля там по­кры­лась зе­ле­ной тра­вой. Этот со­ло-кон­церт - ог­ром­ная от­вет­ствен­ность для ме­ня.

- Бы­ва­ло ли, что в ка­кой-то мо­мент на сце­не вы не вы­кла­ды­ва­лись пол­но­стью, на­де­ясь на под­держ­ку от­ца? На то, что он спа­сет си­ту­а­цию?

- Нет. Ес­ли мы на сце­не, то оба вы­кла­ды­ва­емся до са­мо­го кон­ца, де­ла­ем все, на что спо­соб­ны. Но ко­г­да от­ец ря­дом, я очень уве­рен­ная. Ино­г­да он сер­дит­ся на ме­ня за это. Ко­г­да я го­во­рю, что ты ря­дом и бу­дешь ука­зы­вать мне путь, он не со­гла­ша­ет­ся с этим. Он хо­чет, что­бы я ста­ла его твор­че­с­кой на­след­ни­цей. По­это­му и тре­бу­ет от ме­ня мно­го­го. Да про­длит Ал­лах его жизнь до 100 лет. Но это толь­ко этап. От­ец хо­чет быть уве­рен­ным, что его му­гам, его путь в вер­ных ру­ках. У не­го тре­пет­ное от­но­ше­ние к му­га­му.

- Ведь у Алим му­ал­ли­ма есть и дру­гие вос­пи­тан­ни­ки. По­че­му он на­де­ет­ся толь­ко на вас?

- Да, есть. На­при­мер, За­бит На­би­за­де. Но он пе­ре­нял толь­ко про­шлое. На чем и ос­та­но­вил­ся. Ко­г­да мой от­ец пе­ре­стал бы­вать на на­род­ных празд­не­с­т­вах, За­бит му­ал­ли­ма да­же ста­ли на­зы­вать "ба­ла Алим" ("млад­ший Алим"). А мой от­ец не ос­та­но­вил­ся, про­дол­жал ид­ти впе­ред, раз­ви­вать­ся. В этом пла­не я все­г­да бы­ла ря­дом с ним, этот мир ме­ня оча­ро­вал. 

- Что вы бу­де­те ис­пол­нять в кон­церт­ной про­грам­ме? Че­го ждать зри­те­лям?

- В этом от­но­ше­нии я по­хо­жа на сво­е­го от­ца. Бо­юсь го­во­рить о мно­гом за­ра­нее. Но пос­ле кон­цер­та уже уве­рен­но рас­ска­жу обо всем: что бы­ло и как бы­ло. Ска­жу толь­ко, что на этом кон­цер­те на­ря­ду с му­га­ма­ми про­зву­чат ав­тор­ские пес­ни, в том чис­ле и мои, а так­же тюр­кю. А в ком­по­зи­ци­ях, хо­тя и не­сколь­ко за­ву­а­ли­ро­ван­но, - джаз. Ведь я очень люб­лю джаз - с са­мо­го дет­ства.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

554


Актуально