Автор: Магеррам ЗЕЙНАЛОВ Баку
Долгие годы о нем нельзя было ни писать, ни говорить. Лишь те, кто хорошо его знал, вспоминали о нем полушепотом. Между тем это был человек, сделавший многое для азербайджанской культуры XX века. Аббас-Мирза Абдул-Расул оглу Шарифзаде, выдающийся актер театра и кино, стоял у самых истоков национального азербайджанского кинематографа.
Аббас-Мирза родился 12 декабря 1893 года в семье учителя. Отец его, Мирза Абдул-Расул, двумя годами ранее вместе с Сеидом Азимом Ширвани открыл школу в Шамахе, где сам же и преподавал. После чудовищного землетрясения в Шемахе семья переехала в Баку. Именно тут в 9 лет юный Аббас-Мирза впервые вышел на сцену. Спектакль был поставлен его дядей, Мирзой-Мамедом Таги.
Гамлет тюркской сцены
Большое влияние на творчество Шарифзаде оказал Гусейн Араблинский. Известность ему принесли такие роли, как Иблис ("Иблис" Гусейна Джавида), Айдын, Огтай, Эльхан, Эйваз ("Айдын", "Огтай Эль оглу", "Невеста огня", "В 1905 году" Дж.Джаббарлы) и др. Отсутствие профессионального актерского образования не помешало Шарифзаде очень быстро завоевать любовь публики, режиссеров и коллег. Он также играл и всемирно известные роли: шекспировских Отелло, Гамлета, Макбета, а также Карла Моора в "Разбойниках" Шиллера и многие другие.
Вот как о его Гамлете отзывался в 1930 году журнал "Советский театр": "Оригинальный ориентализованный облик принял Гамлет на тюркской сцене. Действие перенесено в восточную провинцию - здесь под непривычным для европейского глаза обликом восточных шейхов и придворных разыгрывается вечная философская трагедия сэра Вильяма Шекспира. И как экспансивно, горячо реагирует зритель на стремительно развертывающееся действие, прекрасно ведомое Гамлетом - Шарифзаде или его дублером - Ульви, сильными, культурными и вдумчивыми тюркскими актерами".
Филигранная дикция, мощный голос, помноженный на великолепную акустику драматического театра, построенного еще до революции бакинским миллионером-благотворителем Гаджи Зейналабдином Тагиевым, способствовали тому, что каждая фраза, произнесенная даже шепотом, дыхание актера доходили до любого уголка зала, в том числе и до балкона, где обычно сидело студенчество. Люди, близко знавшие Шарифзаде, не уставали восхищаться его сценическим обаянием, умением подчинить себе самых разных зрителей. Ведь вне театра ничто не выдавало в Аббасе-Мирзе великого актера. Это был обыкновенный человек среднего роста, державшийся скромно, просто, поддерживающий со всеми добрые, товарищеские отношения. Но как он преображался на сцене, словно и ростом становился выше! А какая прекрасная была пластика, присущая ему, огромная внутренняя сила делала его неподражаемым.
Старшие поклонники азербайджанского театра помнят, как был покорен игрой Аббаса-Мирзы, исполнением им ролей в шекспировских пьесах московский театральный бомонд во время гастролей театра в Москве в 1930 году.
Шарифзаде выступал также в качестве режиссера как спектаклей, так и фильмов, по сути он был одним из первых азербайджанских режиссеров. Он также ставил оперы и водевили.
Его карьера в кино началась в 1916 году в российском фильме "Князь Темир-Булат". А в 1924 году Шарифзаде сыграл хана в азербайджанском фильме "Сова". В 1929-м выходит фильм "Око за око". Шарифзаде ставил как художественные, так и документальные фильмы. В числе первых антиклерикальный "Бисмиллах!" ("Во имя Бога", 1925), "Гаджи-Гара" (1929) и "Игра в любовь" (1935). Документальные - "Путешествие в Азербайджане" (1924) и "Шахсей-вахсей" (1929).
В 1921 году, можно сказать, на пике славы и бурной творческой жизни Аббас-Мирза создает семью с Ханифой ханым Акчуриной. Ему было 28, ей - 19 лет. Это были романтические отношения. Он часто ждал невесту у ворот ее гимназии, пел серенады под ее балконом со своим другом Бюльбюлем. А потом, когда они поженились, их дом всегда был полон гостей. Тут были многие известные деятели культуры и искусства - Муслим Магомаев, Гусейн Джавид, Узеир Гаджибеков, Афрасияб Бадалбейли, Исмаил Идаятзаде, Джафар Джаббарлы и другие.
Трагическая смерть
В 1936 году Аббас-Мирза Шарифзаде получает звание народного артиста Азербайджанской ССР. Казалось бы, актер на хорошем счету даже у сурового государства. Но вдруг 4 декабря рокового 1937 года, в самый разгар cталинских репрессий, Шарифзаде арестовывают в своей квартире по обвинению в шпионаже в пользу Ирана. В качестве доказательства указывались его частые визиты в персидское консульство в Гяндже в 1932 году.
Практика репрессий не знала ни открытых судебных процессов, ни адвокатов. И на то, что в реальности это были дружеские встречи, организованные самим консулом, большим поклонником азербайджанского театра, любившим проводить вечера в компании актеров, никто не обратил внимания. Другим серьезным поводом к аресту была политическая деятельность родного брата Шарифзаде, чиновника независимой Азербайджанской Демократической Республики в 1918-1920 годах, жившего к тому времени в эмиграции. Шарифзаде также обвиняли в пропаганде творчества репрессированных поэтов - Микаила Мушфига и Гусейна Джавида, который, кстати, был его другом. 19 октября 1938 года Шарифзаде был признан виновным по всем статьям и спустя месяц расстрелян.
Вот что писал в своей статье "Трагедия великого трагика" о Шарифзаде видный журналист Азербайджана, ныне покойный Азад Шариф.
"Тот роковой вечер… Вновь Шекспир, и вновь в родном театре. Когда спектакль закончился, зал долго и бурно аплодировал, Аббас-Мирза еще и еще раз выходил на сцену. По словам очевидцев, он был непривычно грустным, близко подходил к рампе и широко разводил руками в глубоком поклоне, словно хотел на прощание всех обнять. Это была действительно последняя встреча актера с бакинцами. Шел декабрь 1937 года…
...После спектакля, ставшего для Аббаса-Мирзы последним, актеры долго не расходились. Собрались в небольшом уютном дворике театра. Аббас-Мирза сел сразиться в нарды. Никто не заметил, как во двор вошли два очень похожих друг на друга своей непохожестью человека. Один из них встал за Аббасом-Мирзой, будто наблюдая за игрой. Второй напротив. Актер почувствовал на себе тяжелый взгляд. Подняв голову, он пристально посмотрел на незнакомцев и сразу как-то сник, словно угас. А потом внезапно встал и, ни на кого не глядя, громко сказал: "Мян гетдим!". И направился к выходу. За ним молча последовали "гости". По свидетельству случайно встретившейся им костюмерши театра, на улице около черной "эмки" стояли еще двое. Аббаса-Мирзу втолкнули в машину, и она рванулась с места в сторону печально известного в Баку дома на набережной. "Аббаса забрали!" - с ужасом крикнула женщина, ворвавшись в театральный дворик. "Мян гетдим!" (аз. - "Я ушел!")… Многие десятилетия, как эхо, шепотом повторяли актеры эти два слова, ставшие прощанием великого трагика с ними.
Те, кто находился в тот страшный вечер во дворике театра, потом всю жизнь горько сожалели, что не придали должного значения его словам. С той минуты, как прозвучали эти слова, никто больше не видел Аббаса-Мирзу: ни супруга, ни дочь - Фирангиз ханым, ныне тоже народная актриса Азербайджана, ни друзья. Он словно в воду канул. Ушел в никуда, чтобы потом, спустя десятилетия, вернуться к нам легендой".
Возвращение
Как и миллионы других, он был реабилитирован только после смерти Сталина. И только уже в конце 50-х газеты стали вспоминать о Шарифзаде. Вот отрывок одной из первых статей о нем: "Недавно работники студии "Азербайджанфильм" в архивах "Госфильмофонда" СССР обнаружили негативы художественных картин, заснятых на заре рождения азербайджанской советской кинематографии. Так, например, найден негатив первого азербайджанского советского фильма "Легенда о Девичьей башне", заснятого в 1923 году. Большой интерес представляет антирелигиозный фильм "Во имя Бога" ("Бисмиллах!"), поставленный выдающимся актером и режиссером Аббасом-Мирзой Шарифзаде". ("Бакинский рабочий", 1959).
Наступил период "оттепели", и о Шарифзаде вспомнили выжившие деятели культуры. "Мне выпала большая честь быть товарищем по искусству этого замечательного актера современности, быть свидетелем его блестящих выступлений на сценах различных театров страны, свидетелем его творческих поисков и находок, - вспоминал в 1963 году его коллега Мустафа Марданов. - Эти дни, проведенные вместе с Аббасом-Мирзой Шарифзаде, никогда не изгладятся в моей памяти".
И сегодня потомки Шарифзаде прославляют Азербайджан - правнук великого актера Эльдар Гасымов стал победителем музыкального конкурса "Евровидения" в 2011 году.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: