26 Декабря 2024

Четверг, 04:44

ГОЛОС СЕРДЦА

О секрете популярности неповторимого Анатолу Ганиева, которого любят и в наши дни

Автор:

29.04.2014

Не­по­вто­ри­мый го­лос Ана­то­лу Га­ни­е­ва уз­на­ва­ем из ты­ся­чи. Его ис­пол­не­нию при­су­щи глу­бо­кая ду­шев­ность, тон­кий ли­ризм и вы­раз­итель­ность. Пес­ни в ис­пол­не­нии со­ли­с­та Азер­бай­джан­ской го­су­дар­ствен­ной фи­лар­мо­нии, од­но­го из са­мых лю­би­мых пев­цов про­шлых лет Ана­то­лу Га­ни­е­ва "Ay qız", "Gonaq gəl bizə" (из ки­но­филь­ма "Köroğlu") "Naz-naz", "Pəncərəmə qondu çiçək", "Reyhan", "Teymurun mahnısı" (из ки­но­филь­ма "Yenilməz batalyon"), "Badamlı" и мно­гие дру­гие лю­бят и по­мнят до сих пор. О том, ка­ким он был от­цом, о судь­бо­нос­ных встре­чах и мно­гом дру­гом R+ рас­ска­зал сын Ана­то­лу Га­ни­е­ва пе­вец Гей­дар Ана­то­лу.

- У ва­ше­го от­ца не­обыч­ное для азер­бай­джан­ца имя - Ана­то­лу. Что кро­ет­ся за этим?

- Мой дед, от­ец мо­е­го от­ца Мир­за-Гей­дар, пе­ре­ехал в Азер­бай­джан со сво­ей се­мь­ей из ту­рец­кой про­вин­ции Ана­до­лу в кон­це 20-х го­дов про­шло­го ве­ка. Его на­зна­чи­ли ди­рек­то­ром шко­лы в Неф­т­ча­ле. А 10 фе­в­ра­ля 1931 го­да ро­дил­ся мой от­ец, ко­то­ро­го в па­мять о ро­ди­не де­душ­ки Мир­зы-Гей­да­ра и ба­буш­ки То­фы на­зва­ли Ана­то­лу. Па­пе не бы­ло и го­да, ко­г­да он по­те­рял свою ма­му. В 8 лет, за год до на­ча­ла Ве­ли­кой От­ече­с­т­вен­ной вой­ны, умер де­душ­ка Мир­за-Гей­дар. Стар­ший брат па­пы Са­бир пе­ред ухо­дом в ар­мию при­вез ма­лень­ко­го Ана­то­лу в Ба­ку к род­ствен­ни­кам, ко­то­рые взя­лись рас­тить и вос­пи­ты­вать си­ро­ту. Па­па вы­рос на уз­ких улоч­ках Чем­бе­ре­кен­да. Он был по­движ­ным и озор­ным ре­бен­ком. Лю­бил го­нять в фут­бол с маль­чиш­ка­ми во дво­ре. 

- И со­вер­шен­но не ду­мал о му­зы­ке?

- Как рас­ска­зы­вал мне от­ец, в дет­стве он не гре­зил о сце­не. Ему про­сто нра­ви­лось петь. Ко­г­да со­се­ди со­би­ра­лись во дво­ре, то про­си­ли па­пу ис­пол­нить что-ни­будь ду­шев­ное. В 1953 го­ду пос­ле воз­вра­ще­ния из ар­мии па­па слу­чай­но зна­ко­мит­ся во дво­ре Ба­кин­ской му­зы­каль­ной кон­сер­ва­то­рии с бу­ду­щим ак­те­ром Те­а­т­ра му­зы­каль­ной ко­ме­дии Мо­би­лем Ах­ме­до­вым. В тот пе­ри­од Мо­биль уже яв­лял­ся сту­ден­том кон­сер­ва­то­рии и учил­ся в клас­се Бюль­бю­ля. Па­па по­де­лил­ся с но­вым зна­ко­мым с же­ла­ни­ем петь. Мо­биль Ах­ме­дов до­го­ва­ри­ва­ет­ся со сво­им ве­ли­ким учи­те­лем о про­слу­ши­ва­нии и при­во­дит Ана­то­лу в класс к Бюль­бю­лю. Ма­э­с­т­ро вни­ма­тель­но слу­ша­ет пе­ние от­ца и вы­но­сит свой вер­дикт. "Ты - на­сто­я­щий са­мо­ро­док! Гос­подь те­бе дал го­лос, но те­бе нуж­но учить­ся им уп­рав­лять", - ска­зал Бюль­бюль па­пе и на­пра­вил его в Ба­кин­ское му­зы­каль­ное учи­ли­ще име­ни Аса­фа Зей­нал­лы. Там от­ца про­слу­ша­ли и при­ня­ли в класс Фи­руд­ди­на Мех­ти­е­ва, ко­то­рый, к сло­ву, был уче­ни­ком Бюль­бю­ля. В тот пе­ри­од вме­с­те с па­пой учи­лись бу­ду­щие на­род­ные ар­ти­с­ты Азер­бай­джа­на Зей­наб Хан­ла­ро­ва и Ис­лам Рза­ев. Од­но­групп­ни­ком от­ца был Ог­тай Ага­ев, с ко­то­рым па­па дру­жил до кон­ца жиз­ни. Близ­ким дру­гом от­ца был и за­слу­жен­ный ар­тист Азер­бай­джа­на пе­вец Ма­мед Са­ме­дов. Они бы­ли не­раз­луч­ны. А я всю жизнь счи­тал М.Са­ме­до­ва род­ным дя­дей. Кста­ти, я до сих пор дру­жу с его сы­но­вь­я­ми. Па­па был также в дру­же­с­ких от­но­ше­ни­ях и с Мус­ли­мом Ма­го­ма­е­вым, ко­то­рый очень ува­жал от­ца. По­мню, ко­г­да от­ца не ста­ло, пос­ле од­но­го из кон­цер­тов Ма­го­ма­е­ва в Ба­ку я ока­зал­ся за ку­ли­са­ми. Мус­лим Ма­го­ме­до­вич фо­то­гра­фи­ро­вал­ся с по­клон­ни­ца­ми и раз­да­вал ав­то­гра­фы, а я стес­нял­ся по­дой­ти к не­му. Наш об­щий зна­ко­мый под­вел ме­ня к не­му и ска­зал: "Мус­лим, по­зна­комь­ся, это сын Ана­то­лу Га­ни­е­ва". Мус­лим Ма­го­ме­до­вич вни­ма­тель­но по­смо­т­рел на ме­ня и ска­зал: "Твой от­ец Ана­тол­у был на­сто­я­щий ки­ши…". Так Ма­го­ма­ев от­зы­вал­ся о са­мых ува­жа­е­мых лю­дях…

- Как сло­жи­лась жизнь Ана­тол­лу Га­ни­е­ва пос­ле уче­бы в му­зы­каль­ном учи­ли­ще?

- Пос­ле окон­ча­ния учи­ли­ща от­ец стал со­ли­с­том хо­ра при Ко­ми­те­те те­ле­ра­ди­о­ве­ща­ния АзССР, где про­ра­бо­тал вплоть до на­ча­ла 60-х го­дов. Его кол­ле­ги и дру­зья, с ко­то­ры­ми спу­с­тя мно­го лет до­ве­лось по­ра­бо­тать и мне, рас­ска­зы­ва­ли, что его взя­ли со­ли­с­том без вся­ких ис­пы­та­тель­ных сро­ков. Ру­ко­во­дил хо­ром в то вре­мя ге­ни­аль­ный ком­по­зи­тор, ди­ри­жер и хор­мей­стер Джа­хан­гир Джа­хан­ги­ров, ко­то­рый по-от­ече­с­ки от­но­сил­ся ко всем мо­ло­дым му­зы­кан­там и ис­пол­ни­те­лям. Спу­с­тя не­ко­то­рое вре­мя от­ец стал со­ли­с­том Азер­бай­джан­ской го­су­дар­ствен­ной фи­лар­мо­нии, па­рал­лель­но вы­сту­пая с эс­т­рад­ным ор­ке­с­т­ром Гос­те­ле­ра­ди­о­ве­ща­ния. От­ец объ­ез­дил всю Ев­ро­пу и  Со­вет­ский Со­юз, вы­сту­пал во мно­гих за­лах стра­ны. Он был лю­бим­цем пуб­ли­ки. Его уз­на­ва­ли на ули­це и про­си­ли ав­то­граф.

- И в чем, по-ва­ше­му, был се­к­рет по­пу­ляр­но­с­ти Ана­тол­у Га­ни­е­ва?

- В чем его се­к­рет? Ду­маю, де­ло не толь­ко в за­по­ми­на­ю­щем­ся го­ло­се па­пы, но и в ис­крен­ней и ду­шев­ной ма­не­ре ис­пол­не­ния. Каж­дый раз, ко­г­да слы­шишь его го­лос, на ду­ше ста­но­вит­ся спо­кой­но и хо­ро­шо. Со дня смер­ти от­ца про­шло око­ло 30 лет, но его пес­ни до сих пор по­мнят и лю­бят. Уди­ви­тель­но, что Ана­тол­у Га­ни­е­ва слу­ша­ет и мо­ло­дое по­ко­ле­ние, ко­то­рое, ка­за­лось бы, вы­рос­ло на дру­гой му­зы­ке.

- А ка­ким от­ец был вне сце­ны? 

- Боль­шим шут­ни­ком и юмо­ри­с­том. Он лю­бил под­шу­чи­вать над дру­зь­я­ми, но его "под­ко­лы" бы­ли без­обид­ны­ми и под­ни­ма­ли на­стро­е­ние. От­цом он был ве­ли­ко­леп­ным! Ко­г­да я и моя млад­шая се­с­т­ра То­фа, ко­то­рую на­зва­ли в честь ба­буш­ки, бы­ли со­в­сем ма­лень­ки­ми, па­па по­сто­ян­но ба­ло­вал нас: по­ку­пал сла­до­с­ти и иг­руш­ки, во­дил гу­лять на буль­вар и каж­дый раз спа­сал от гне­ва ма­те­ри, ко­г­да та воз­му­ща­лась на­ши­ми дет­ски­ми ша­ло­с­тя­ми. Ро­ди­те­ли ни­ко­г­да нас не би­ли и не ста­ви­ли в на­ка­за­ние в угол. Ко­г­да мы не­мно­го под­рос­ли, па­па стал за­мет­но стро­же от­но­сить­ся к нам. Осо­бен­но ко мне. Он был уве­рен, что  в маль­чи­ке с юно­с­ти нуж­но вос­пи­ты­вать сме­лость, си­лу ду­ха и са­мо­с­то­я­тель­ность. Он да­вал мне сво­бо­ду дей­ствий, ко­то­рую не­за­мет­но для ме­ня сам же кон­т­ро­ли­ро­вал. Са­мое глав­ное тре­бо­ва­ние, ко­то­рое он предъ­яв­лял ко мне, - быть че­ст­ным все­г­да и во всем и быть от­вет­ствен­ным за свои сло­ва и по­ступ­ки.  

- На­сколь­ко нам из­ве­ст­но, он был еще и са­мым по­пу­ляр­ным ис­пол­ни­те­лем то­го вре­ме­ни, ко­то­ро­го с удо­воль­ст­ви­ем при­гла­ша­ли на свадь­бы…

- Дей­стви­тель­но так. Рань­ше в Ба­ку и при­го­ро­де свадь­бы бы­ло при­ня­то справ­лять в ос­нов­ном в до­мах или так на­зы­ва­е­мых па­лат­ках. Вре­ме­на бы­ли дру­гие, ре­с­то­ра­нов бы­ло не так мно­го, как се­год­ня, а до­мов тор­жеств и вов­се не бы­ло. На­кры­ва­ли сто­лы в ком­на­тах и ко­ри­до­рах, рас­па­хи­ва­ли две­ри и ок­на и гу­ля­ли, тан­це­ва­ли, ве­се­ли­лись. Был в та­ких свадь­бах один не­боль­шой ню­анс: жен­щин и муж­чин, со­глас­но обы­ча­ям, рас­са­жи­ва­ли в раз­ных ком­на­тах. Па­пе, ко­то­ро­го ча­с­то при­гла­ша­ли на свадь­бы в ка­че­с­т­ве ис­пол­ни­те­ля, та­кая дис­кри­ми­на­ция не нра­ви­лась, и од­наж­ды на од­ной из та­ких сва­деб он пред­ло­жил хо­зя­и­ну объ­еди­нить гос­тей, по­са­див всех вме­с­те. Хо­зя­ин тор­же­с­т­ва в знак ува­же­ния к от­цу сде­лал все, как тот про­сил. Свадь­ба уда­лась на сла­ву! Сле­ду­ю­щее се­мей­ное тор­же­с­т­во, на ко­то­ром вы­сту­пал па­па, про­хо­ди­ло уже в од­ном по­ме­ще­нии на всех. Так не­на­вяз­чи­во па­па из­ме­нил сва­деб­ные пра­ви­ла в Ба­ку. Он был са­мым при­гла­ша­е­мым на свадь­бы ис­пол­ни­те­лем. Не­ко­то­рые да­же ме­ня­ли вре­мя и да­ту тор­же­с­т­ва, лишь бы от­ец при­шел и вы­сту­пил пе­ред гос­тя­ми. Ино­г­да он брал ме­ня с со­бой, и я на­блю­дал со сто­ро­ны за его вы­ступ­ле­ни­ем. Он ни­ко­г­да не хал­ту­рил. Где бы он ни вы­сту­пал, он вы­кла­ды­вал­ся на все 100% - будь то обыч­ная свадь­ба или го­су­дар­ствен­ный кон­церт.       

- Ка­кую пес­ню в ис­пол­не­нии Ана­то­лу Га­ни­е­ва счи­та­е­те са­мой луч­шей?

- Слож­но вы­де­лить од­ну или две лю­би­мые пес­ни. Я люб­лю все его пес­ни и да­же не ри­с­кую их ис­пол­нять на лю­дях. Прав­да, не­дав­но мои дру­зья за­ста­ви­ли-та­ки ме­ня за­пи­сать не­сколь­ко пе­сен от­ца. Я эту прось­бу вы­пол­нил, но  ос­тал­ся не­до­во­лен ре­зуль­та­том. Мне да­ле­ко до то­го от­цов­ско­го уров­ня ис­пол­не­ния… Я ча­с­то слу­шаю за­пи­си па­пы. В мо­ем ар­хи­ве хра­нят­ся ди­с­ки с  пес­ня­ми Ана­толу Га­ни­е­ва, ори­ги­на­лы ко­то­рых хра­нят­ся в фон­де Гос­те­ле­ра­дио Азер­бай­джа­на. Каж­дый раз на­хо­жу сре­ди за­пи­сей пес­ни, ко­то­рые рань­ше ни­ко­г­да не слы­шал. У от­ца был ог­ром­ный ре­пер­ту­ар! Ана­тол­у Га­ни­е­ву бы­ло 54 го­да, ко­г­да он по­ки­нул нас. Вне­зап­но ос­та­но­ви­лось серд­це. От­ец был здо­ро­вым и жиз­не­ра­до­ст­ным, ред­ко бо­лел. Он воз­вра­щал­ся до­мой, ко­г­да не­ожи­дан­но по­чув­ство­вал се­бя пло­хо, при­сел на ска­мей­ку пе­ред подъ­ез­дом и… Ко­г­да при­еха­ла "ско­рая", бы­ло уже позд­но. В кар­ма­не его пи­джа­ка я на­шел би­лет на па­ром, ко­то­рый шел в то­г­даш­ний Крас­но­водск, где че­рез не­сколь­ко дней па­па дол­жен был петь на свадь­бе у дру­зей. Но не суж­де­но бы­ло. У судь­бы свои пра­ви­ла…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

700


Актуально